Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Лучшие фильмы 2015-го

29 декабря
2015 год
 
 
 
1
2
4
6
9
10
11
12
14
16
17
18
20
22
26
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
4
5
7
8
10
11
13
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
3
5
7
8
9
11
13
15
17
19
21
22
24
27
29
30
 
 
2
4
5
6
9
10
13
14
16
17
19
21
22
24
26
27
30
 
 
 
 
2
5
6
8
9
10
12
14
16
20
22
23
24
25
26
28
30
1
2
5
8
9
10
11
13
14
18
19
22
25
26
28
29
30
 
 
2
3
4
6
7
9
12
15
16
17
18
20
21
23
24
27
29
 
 
 
 
 
1
3
5
6
7
8
10
12
13
14
16
19
22
23
24
28
30
 
1
3
4
5
8
9
11
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
12
13
14
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
29
31
 
 
 
 
 
 
1
3
4
7
8
10
11
13
14
15
17
18
20
21
22
23
24
27
28
29
30
 
1
3
5
7
8
9
10
11
12
13
16
17
19
20
21
22
23
26
27
28
29
30
31
Все рубрики

Мнение >>

20 картин года по версии редакции Кино-Театр.ру

Лучшие фильмы 2015-го

2015-ый уже на финишной прямой, а значит, время подводить итоги. И финальным аккордом по традиции становится список 20-ти лучших фильмов уходящего года по версии редакции Кино-Театр.ру. Уже второй год подряд в нашем ТОПе оказывается приятное количество отечественных картин (пять), да и вообще 2015-ый не был беден на удачные ленты. Впрочем, многие из них в мировой прокат вышли в 2014-м, а у некоторых российского проката не было и не предвидится, если не считать фестивальных историй (их в списке меньшинство). Итак, 20 фильмов, которые будут нам напоминать про этот год.


*
20. «Макбет», реж. Джастин Курзель

Лучшие фильмы 2015-го

Написанная пять веков назад трагедия Шекспира в руках австралийца Джастина Курзеля, покинув взбороненную тропу истории про жажду власти и возмездие, перетекла в плоскость психологического размышления о семейном горе и фатуме. Трио сценаристов Луизо-Лессли-Коскофф находят трещину в здравомыслии честного вояки Макбета задолго до злополучной ночи длинных ножей - в гибели дочери, о которой у Шекспира не говорится ни слова (а многочисленные фигуры наследников шотландской элиты в пьесе умышленно подчеркивают этот фрустрирующий читателя вакуум в отношениях четы Макбет). Курзель, заявивший о себе драмой про самого известного убийцу Австралии «Снежный город», в «Макбете» продолжает вписывать психологизм в завораживающий видеоряд, где каждый второй кадр просится в галерею.
Читать рецензию

*
19. «Пионеры-герои», реж. Наталья Кудряшова

Лучшие фильмы 2015-го

Поколенческое кино о сверстниках, последних пионерах Советского Союза, выползших из-под обломков империи, выросших на руинах социализма. Фильм не жонглирует культурными кодами (как это было в «Шапито-шоу», еще одной культовой ленте про 35-40-летних). Торжественно воскрешая в памяти героев и зрителей неизменные образы Вали Котика, Зины Портновой и других из школьных коридоров, он обнажает комплексы поколения, вскрывает истоки его нервозности и неудовлетворенности собой. В настоящем мире герои картины, зрелые люди, распрощавшиеся когда-то с детством и страной одновременно, скучают, пьют, страдают от панических атак, ненавидят работу, маются не только от комфорта, но даже от любви близких, а жгучее желание подвига, заложенное с пеленок, никуда не девается.
Читать рецензию

*
18. «Охотник на лис», реж. Беннетт Миллер

Лучшие фильмы 2015-го

У Миллера получилось сделать очень неуютное и одновременно завораживающее кино, в какой-то мере похожее на «Мастера» П.Т. Андерсона. Впрочем, там Филип Сеймур Хоффман метил даже не столько на роль отца, сколько на роль демиурга. Фильм Миллера лишен таких обобщений и амбиций - и при этом намного более внятен. Его болезненная атмосфера вкупе с блеклой картинкой и умело прописанными и сыгранными психологическими нюансами напоминает скорее о «новом Голливуде», чем о типовых байопиках последних лет. Это тот последнее время редкий случай, когда прогремевший перед самым финалом фильма выстрел слышится еще в начале картины тревожными отзвуками эха.
Читать рецензию

*
17. «Такси», реж. Джафар Панахи

Лучшие фильмы 2015-го

Иранец Панахи, несмотря на запрет снимать кино, продолжает производить фильм за фильмом, и «Такси», получившее две награды в Берлине, продолжает эти запутанные отношения между поэтом и государством. Снятый на непрофессиональные камеры и видеорегистратор, фильм состоит из бесед таксиста Панахи с пассажирами, в которых можно узнать кое-что и о них, и о стране, в которой режиссеру со шкафом международных наград приходится крутить баранку, а не кричать «Стоп! Снято!».

*
16. «Племя», реж. Мирослав Слабошпицкий

Лучшие фильмы 2015-го

В дебютной полнометражной ленте Мирослава Слабошпицкого, удостоенной премии «Недели кинокритики» в Каннах и других международных призов, основные витки сюжета понятны без слов: свежий человек в школе/банде, акклиматизация, крещение водкой, дракой и грабежом, несвоевременная любовь, разборки со своими, падение, месть. Индивидуально-зрительская фокусировка на деталях формирует жанровое и стилистическое понимание картины: разброс от вестерна (эту трактовку предлагает сам режиссер) до бандитской версии «Ромео и Джульетты», от жестокой школьной драмы (вроде «Класса» Ильмара Раага) до истории взросления (мальчик становится мужчиной, девочка становится женщиной, племя либо превращается в часть взрослого мира организованной преступности, либо вымирает). Как водится с «или-или», в «Племени» это все разумно сосуществует и дополняется документальной манерой съемки - длинные планы, реалистичность быта (ловко и пугающе снятая сцена аборта), сочетание красивого пижонства и режиссерского мастерства.
Читать рецензию
Смотреть онлайн

*
15. «Страна ОЗ», реж. Василий Сигарев

Лучшие фильмы 2015-го

То ли сказка про Элли и волшебника Страны Оз (есть и собачка, и Бастинда), то ли сатирическая притча про современную Россию, то ли та самая занимательная этология, как хотел назвать картину Василий Сигарев. Все подходит, и даже «ноль три» вместо Оз – скорая помощь – неизменный атрибут повседневной жизни, особенно на Новый год. Впрочем, обо всем этом не нужно, да и не получается думать. Как и все фильмы Сигарева, этот безупречно сочинен, смонтирован, сыгран. Но за формальным профессионализмом, в котором и сомнений не было, – сокрушительная по своей внутренней, природной, даже животной силе история. Такая же «сигаревская», как «Волчок» и «Жить», только комедия.
Читать рецензию

*
14. «Сын Саула», реж. Ласло Немеш

Лучшие фильмы 2015-го

Герой фильма Саул - заключенный Освенцима, член зондеркоманды, работа которой - загонять других евреев в газовые камеры, затем сжигать трупы и выбрасывать пепел в реку. В этом абсолютном аду мужчина пытается сохранить человеческое лицо, пытаясь не спасти, нет, а всего лишь по-человечески похоронить ребенка. Дебютная работа венгерского режиссера Ласло Немеша сразу же попала в основной конкурс Каннского кинофестиваля, получила там две солидные награды (приз жюри и приз ФИПРЕССИ) и стала одним из главных шедевров года – не только из-за содержания, эмоционального накала и высочайшей степени искренности, но и по всем художественным параметрам. В российский прокат фильм так и не вышел.
Читать про фильм в контексте Каннского кинофестиваля

*
13. «Новейший завет», реж. Жако Ван Дормаль

Лучшие фильмы 2015-го

Абсурдистская притча о том, что бог - обыватель и домашний тиран (разговор по большей части ведется не в религиозной плоскости, а в социальной - это в первую очередь сатира на патриархальное общество, чем разборки с всевышним) по духу близка романтичному и внимательному к мелочам французскому кино в духе «Амели», а по интонации - ироничным французским же комиксам (в голову сразу приходит «Сотворение мира» карикатуриста Жана Эффеля). Впрочем, интонация Ван Дормаля частенько подводит - на крупном плане герои начинают пучить глаза и очень серьезно проговаривать какие-то совсем неудобные вещи, которые потом еще и перекочуют в новейший завет - эдакий альбом с несколькими схематичными зарисовками (потому что ответственный «апостол» не умеет писать).
Читать рецензию

*
12. «Kingsman: Секретная служба», реж. Мэттью Вон

Лучшие фильмы 2015-го

В киноверсии «Секретная служба» выглядит сочнее и наглее графического первоисточника, где главного героя, сотрудника MI6, звали Джек Лондон, а по всему миру пропадали не главы государств, но персонажи культовых научно-фантастических картин и их создатели (злой гений не обошел стороной «Звездные войны», «Звездный путь» и сэра Ридли Скотта). Мэттью Вон сработал тоньше: насытил картину цитатами из шпионской классики (это одновременно стеб над «бондианой» и оммаж самой британской франшизе); противопоставил выдыхающийся аристократизм обаянию маскульта (у Валентайна проблемы с дикцией, голодное представление о шике и вообще не все хорошо со вкусом, на что намекает любовь к гамбургерам, скрытым под роскошным колпаком); наконец, срифмовал доблестный рыцарский союз с закрытым клубом элитных агентов, которые устраивают новобранцам такие вступительные экзамены, что Оксфорду и Кембриджу даже и не снилось.
Читать рецензию

*
11. «Любовь», реж. Гаспар Ноэ

Лучшие фильмы 2015-го

Несмотря на обилие более чем откровенных сцен и весьма изобретательную визуальную составляющую, Ноэ собирает фильм из обрывков воспоминаний и случайных встреч, то заполняя экран молодыми обнаженными телами (в основном - Аоми Муйок и Клара Кристин), то оставляя главного героя в центре кадра наедине с самим собой. К сожалению, примерно так же режиссер обходится и со зрителем, предлагая ему набор классически банальностей о самом эгоистичном чувстве, от которых самые счастливые впадают в медитацию, а остальные выходят из зала со словами «какой-то дурак этот ваш Ноэ».
Читать про фильм в контексте ММКФ

*
10. «Реальные упыри», реж. Джемейн Клемент и Таика Вайтити

Лучшие фильмы 2015-го

В «Реальных упырях» (в оригинале – «Что мы делаем в темноте») пересекаются не только старинные обряды и XXI век, магия трансформации и магия мобильного телефона, документалистика и вдохновенный, во многом импровизационный стеб над жанром, но аудитория фестиваля «Сандэнс» и поклонники неунывающего жанра комедии. Вайтити и Клемент хоть и шутят более-менее постоянно, нашпиговывают кадр визуальными цитатами (от «Носферату» Мурнау до «Сатурна, пожирающего своего сына» Гойи), впроброс упоминают видные картины жанра, а на покой финальных титров уходят под «Ласточку» «Ленинграда». И главное - за всем этим выдающимся хулиганством скрывается по-настоящему декадентская начинка: люди имеют склонность умирать, отчего страдают и ужасный Дракула, и милейший Виаго. Выживут, действительно, только любовники, а если ты вампир, то уж будь любезен - стой на потолке, как мужик.
Читать рецензию

*
9. «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», реж. Рой Андерссон

Лучшие фильмы 2015-го

Вышедшая после восьмилетней паузы заключительная часть трилогии Роя Андерссона, куда также входят «Песни со второго этажа» и «Ты, живущий». «Голубь», как и предыдущие фильмы, состоит из ряда историй-этюдов в серо-бежевых тона, отличающихся абсурдизмом и сухим юмором бунюэлевского разлива. Каждая сцена вновь снята статичной камерой, перед которой герои кажутся актерами на театральной сцене, застывшими в блеклом янтаре. Ассоциации с театром не случайны, дух Беккета и Ионеско ощутим во всех притчеобразных или анекдотичных виньетках, но интонации в фильме все же узнаваемо андерссоновские. Например, во фразе, которую произносят безо всякого выражения в телефонную трубку на протяжении всего фильма: «Я рад/а, что у тебя все хорошо».
Читать рецензию

*
8. «Форс Мажор», реж. Рубен Эстлунд

Лучшие фильмы 2015-го

Лавинообразная драма «Форс Мажор» шведского режиссера Рубена Эстлунда – это попытка пристального взгляда в глаза современной семьи, чьи зрачки можно разглядеть лишь в отражении айфона (эдакий синоним комфорта и ритма жизни). Это нордическая и ироничная критика всего - от борьбы полов и поколений до общества потребления и жизни лучше обычной. Где наши инстинкты, кто мы без девайсов, что делать, что делать. В отличие от соседа-датчанина Николаса Виндинга Рефна, который старательно возвеличивает маскулинность в самодостаточный памятник охотничьему инстинкту, Эстлунд эту самую маскулинность препарирует - как мог бы Бунюэль, если бы тот монтировал фильмы с секундомером в руках (а пейзажи под Вивальди в «Форс Мажоре» смонтированы словно по нотам), или Ханеке, будь у него чувство юмора (помимо мизантропической иронии).
Читать рецензию

*
7. «Родина», реж. Петр Буслов

Лучшие фильмы 2015-го

Многофигурный кинороман, впервые показанный вне конкурса на «Кинотавре» в Сочи, Буслов задумал чуть ли не 10 лет назад. Проект состоялся только теперь, и получился действительно масштабным и интернациональным – в картине несколько переплетающихся сюжетных линий, а в ролях снялись не только наши и болливудские, но и европейские артисты. Кроме того, половина диалогов в фильме – на английском языке. Фильм вызвал неоднозначную зрительскую реакцию – от восторга до отвращения, и хотя большой дискуссии не спровоцировал, аудиторию он поделил. Буслову ставят в укор хаос повествования, фальшивые интонации и «кислотность». Впрочем, недовольство «Родиной» - это недовольство родиной, и оно больше всего похоже на неприятие трезвенника к алкоголику – некто выглядит неряшливо, громко и невнятно орет, бесполезный человек, что с него взять.
Читать рецензию

*
6. «Ангелы революции», реж. Алексей Федорченко

Лучшие фильмы 2015-го

В «Ангелах революции» мифы и факты из истории СССР начала XX века соединены так плотно и так точно, что картину можно принять за пеструю карнавальную мистификацию, наглядно иллюстрирующую новую идеологию во всех проявлениях и ее борьбу со старыми верованиями и божками. Только за каждым персонажем стоит реальный прототип, а почти за каждой яркой сценкой нового быта - если не исторический факт, так публикация в газете того времени. Федорченко, писавший «Ангелов» вместе с постоянным соавтором Денисом Осокиным, уплотняет это и без того фантасмагорическое время, наделив строителей Казымской культбазы чертами видных авангардистов, превратив картину не просто в историю пути революции на восток страны, а в настоящее ристалище идей, которые делятся на более живучие и менее приспособленные к особенностям географического и культурного климата.
Читать рецензию

*
5. «Молодость», реж. Паоло Соррентино

Лучшие фильмы 2015-го

Второй англоязычный фильм чуть ли не главного итальянского режиссера наших дней Паоло Соррентино, «Молодость» складывается с «Великой красотой» в причудливую дилогию о возрасте, искусстве и мужчинах, которые не могут найти себе места. В новой партитуре Соррентино, меломана и поклонника Феллини с Антониони, вместо любимца режиссера Тони Сервильо главную роль играет другой пример воплощенной харизмы - Майкл Кейн, которому сделали такую же прическу, как Джепу Гарбанделле. Ансамбль у «Молодости» на загляденье, да и нечасто увидишь, как морщинистые Кейн с Кейтелем, сидя в бассейне, любуются обнаженной Мисс Вселенной или как Пол Дано, загримированный под одного вождя, в гробовой тишине уплетает завтрак. Другое дело, что лучшие сцены «Молодости» построены отнюдь не на единоличном мастерстве кого-то из артистов, а на уместном звучании персонажа в фантасмагорическом нотном стане.
Читать рецензию

*
4. «Левиафан», реж. Андрей Звягинцев

Лучшие фильмы 2015-го

Связь с трактатами европейских философов XVII века роднит «Левиафана» с «Грузом 200» - более радикальным высказыванием о событиях в постсоветской России, где персонаж, сыгранный также Алексеем Серебряковым, упоминает «Город солнца» Томмазо Кампанеллы. У Звягинцева нет мертвых солдат и изнасилования бутылкой. У него соседствуют три иконки на водительской панели полицейского кузовка с тремя изображениями гологрудых красавиц (верных спутниц дальнобойщиков). Или в сабантуйном тире расстреливают портреты вождей (от Ленина до Горбачева). Наконец, на берегу лежит исполинский скелет голубого кита, к которому прибегает плакать Рома, расстроенный тем, что все идет наперекосяк (и чем дальше, тем хуже). Скелет не только рифмуется с остовами кораблей и разрушенной церковью, где поочередно ищут передышки мальчик и его отец, но выступает наглядной метафорой всей картины.
Читать рецензию
Смотреть онлайн

*
3. «Лобстер», реж. Йоргос Лантимос

Лучшие фильмы 2015-го

Англоязычный дебют грека Лантимоса, удостоенный Приза жюри и еще двух наград Каннского кинофестиваля. Умеющий точечными изменениями превратить обыденную модель жизни в гротеск и высветить слабые точки многочисленных паттернов человеческого поведения, режиссер иронизирует над одержимостью современного общества парным существованием. Архитектора Дэвида (отъетый Колин Фаррел со смешными усами) бросила жена, и он загремел в Отель, где тому предстоит за полтора месяца найти вторую половинку или стать животным по выбору (Дэвид предпочитает лобстера; те живут по сто лет и столько же готовы к продолжению рода). Из этого ада социопата, где одиночество стало восьмым смертным грехом, Дэвид готов выбраться любой ценой - хоть с новой женой, хоть в изгнание в Лес, но и у «оппозиции» во главе с чумазой блондинкой (Леа Сейду) свод правил не тоньше. Никаких привязанностей (даже за поцелуй нещадно карают), каждый слушает музыку в наушниках и танцует сам по себе - и не забудьте вырыть могилу на опушке, чтобы приползти туда умирать, если что.
Читать текст про режиссера и фильм

*
2. «Бёрдмен, или неожиданное достоинство невежества», реж. Алехандро Гонсалес Иньяритту

Лучшие фильмы 2015-го

В «Бёрдмене» Иньярриту неожиданно делает прыжок выше головы, позабыв до поры до времени про мелодраматизм и потоки слез и превращая киноповествование в настоящий визуальный поток сознания при помощи гения оператора Эммануэля Любецки («Дитя человеческое», «Гравитация», фильмы Теренса Малика). Впечатление, что весь фильм снят одним бесконечным кадром, конечно, ложное, но пока зрителя несет адреналиновый драйв уморительных диалогов и нелепых ситуаций, он совершенно об этом забывает.
Читать рецензию

*
1. «Безумный Макс: Дорога ярости», реж. Джордж Миллер

Лучшие фильмы 2015-го

Главное тут - дикий драйв, очаровательная старомодность спецэффектов с минимумом CGI и обилие сочных деталей и эпизодов, которые Миллер щедро разбросал по фильму. Монструозный толстяк с подагрической ногой. Мутант-гитарист с гитарой-огнеметом и целый грузовик с боевыми барабанщиками. Босхианские кошмарные создания на ходулях. Лысые полулюди с бензопилами. Как говорит с блаженной улыбкой Накс (Николас Хаулт), водитель одного из пущенных в погоню за женщинами грузовиков, посреди грохочущего и взрывающегося ада на колесах: «Какой прекрасный день!». Действительно, лучше и не скажешь.
Читать рецензию

обсуждение >>

№ 2
васильна   21.01.2016 - 00:00
Lightpower , в яблочко! читать далее>>
№ 1
Lightpower (Москва)   31.12.2015 - 19:39
Короче, мутота мутотой. Кроме "Макса" смотреть не на что. читать далее>>
Поиск по меткам
Антон Федотов: «Уверен, что нет человека, который не мечтал бы стать невидимкой, ходить сквозь стены или читать мысли»
Интервью
Антон Федотов: «Уверен, что нет человека, который не мечтал бы стать невидимкой, ходить сквозь стены или читать мысли»
Режиссер фэнтези-сериала «Наследники. Дар крови» – о любви к фантастике, артефактах, двигающих сюжет, и актерах, почувствовавших себя волшебниками
2 комментария
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен