20 картин года по версии редакции Кино-Театр.ру
2015-ый уже на финишной прямой, а значит, время подводить итоги. И финальным аккордом по традиции становится список 20-ти лучших фильмов уходящего года по версии редакции Кино-Театр.ру. Уже второй год подряд в нашем ТОПе оказывается приятное количество отечественных картин (пять), да и вообще 2015-ый не был беден на удачные ленты. Впрочем, многие из них в мировой прокат вышли в 2014-м, а у некоторых российского проката не было и не предвидится, если не считать фестивальных историй (их в списке меньшинство). Итак, 20 фильмов, которые будут нам напоминать про этот год.
*
20. «
Макбет», реж.
Джастин Курзель
Написанная пять веков назад трагедия Шекспира в руках австралийца Джастина Курзеля, покинув взбороненную тропу истории про жажду власти и возмездие, перетекла в плоскость психологического размышления о семейном горе и фатуме. Трио сценаристов
Луизо-
Лессли-
Коскофф находят трещину в здравомыслии честного вояки Макбета задолго до злополучной ночи длинных ножей - в гибели дочери, о которой у Шекспира не говорится ни слова (а многочисленные фигуры наследников шотландской элиты в пьесе умышленно подчеркивают этот фрустрирующий читателя вакуум в отношениях четы Макбет). Курзель, заявивший о себе драмой про самого известного убийцу Австралии «
Снежный город», в «
Макбете» продолжает вписывать психологизм в завораживающий видеоряд, где каждый второй кадр просится в галерею.
Читать рецензию
*
19. «
Пионеры-герои», реж.
Наталья Кудряшова
Поколенческое кино о сверстниках, последних пионерах Советского Союза, выползших из-под обломков империи, выросших на руинах социализма. Фильм не жонглирует культурными кодами (как это было в
«Шапито-шоу», еще одной культовой ленте про 35-40-летних). Торжественно воскрешая в памяти героев и зрителей неизменные образы Вали Котика, Зины Портновой и других из школьных коридоров, он обнажает комплексы поколения, вскрывает истоки его нервозности и неудовлетворенности собой. В настоящем мире герои картины, зрелые люди, распрощавшиеся когда-то с детством и страной одновременно, скучают, пьют, страдают от панических атак, ненавидят работу, маются не только от комфорта, но даже от любви близких, а жгучее желание подвига, заложенное с пеленок, никуда не девается.
Читать рецензию
*
18. «
Охотник на лис», реж.
Беннетт Миллер
У Миллера получилось сделать очень неуютное и одновременно завораживающее кино, в какой-то мере похожее на
«Мастера» П.Т. Андерсона. Впрочем, там
Филип Сеймур Хоффман метил даже не столько на роль отца, сколько на роль демиурга. Фильм Миллера лишен таких обобщений и амбиций - и при этом намного более внятен. Его болезненная атмосфера вкупе с блеклой картинкой и умело прописанными и сыгранными психологическими нюансами напоминает скорее о «новом Голливуде», чем о типовых байопиках последних лет. Это тот последнее время редкий случай, когда прогремевший перед самым финалом фильма выстрел слышится еще в начале картины тревожными отзвуками эха.
Читать рецензию
*
17. «
Такси», реж.
Джафар Панахи
Иранец Панахи, несмотря на запрет снимать кино, продолжает производить фильм за фильмом, и «Такси», получившее две награды в Берлине, продолжает эти запутанные отношения между поэтом и государством. Снятый на непрофессиональные камеры и видеорегистратор, фильм состоит из бесед таксиста Панахи с пассажирами, в которых можно узнать кое-что и о них, и о стране, в которой режиссеру со шкафом международных наград приходится крутить баранку, а не кричать «Стоп! Снято!».
*
16. «
Племя», реж.
Мирослав Слабошпицкий
В дебютной полнометражной ленте Мирослава Слабошпицкого, удостоенной премии «Недели кинокритики» в Каннах и других международных призов, основные витки сюжета понятны без слов: свежий человек в школе/банде, акклиматизация, крещение водкой, дракой и грабежом, несвоевременная любовь, разборки со своими, падение, месть. Индивидуально-зрительская фокусировка на деталях формирует жанровое и стилистическое понимание картины: разброс от вестерна (эту трактовку предлагает сам режиссер) до бандитской версии «Ромео и Джульетты», от жестокой школьной драмы (вроде
«Класса» Ильмара Раага) до истории взросления (мальчик становится мужчиной, девочка становится женщиной, племя либо превращается в часть взрослого мира организованной преступности, либо вымирает). Как водится с «или-или», в «Племени» это все разумно сосуществует и дополняется документальной манерой съемки - длинные планы, реалистичность быта (ловко и пугающе снятая сцена аборта), сочетание красивого пижонства и режиссерского мастерства.
Читать рецензию
Смотреть онлайн
*
15. «
Страна ОЗ», реж.
Василий Сигарев
То ли сказка про Элли и волшебника Страны Оз (есть и собачка, и Бастинда), то ли сатирическая притча про современную Россию, то ли та самая занимательная этология, как хотел назвать картину Василий Сигарев. Все подходит, и даже «ноль три» вместо Оз – скорая помощь – неизменный атрибут повседневной жизни, особенно на Новый год. Впрочем, обо всем этом не нужно, да и не получается думать. Как и все фильмы Сигарева, этот безупречно сочинен, смонтирован, сыгран. Но за формальным профессионализмом, в котором и сомнений не было, – сокрушительная по своей внутренней, природной, даже животной силе история. Такая же «сигаревская», как «
Волчок» и «
Жить», только комедия.
Читать рецензию
*
14. «
Сын Саула», реж.
Ласло Немеш
Герой фильма Саул - заключенный Освенцима, член зондеркоманды, работа которой - загонять других евреев в газовые камеры, затем сжигать трупы и выбрасывать пепел в реку. В этом абсолютном аду мужчина пытается сохранить человеческое лицо, пытаясь не спасти, нет, а всего лишь по-человечески похоронить ребенка. Дебютная работа венгерского режиссера
Ласло Немеша сразу же попала в основной конкурс Каннского кинофестиваля, получила там две солидные награды (приз жюри и приз ФИПРЕССИ) и стала одним из главных шедевров года – не только из-за содержания, эмоционального накала и высочайшей степени искренности, но и по всем художественным параметрам. В российский прокат фильм так и не вышел.
Читать про фильм в контексте Каннского кинофестиваля
*
13. «
Новейший завет», реж.
Жако Ван Дормаль
Абсурдистская притча о том, что бог - обыватель и домашний тиран (разговор по большей части ведется не в религиозной плоскости, а в социальной - это в первую очередь сатира на патриархальное общество, чем разборки с всевышним) по духу близка романтичному и внимательному к мелочам французскому кино в духе «
Амели», а по интонации - ироничным французским же комиксам (в голову сразу приходит «
Сотворение мира» карикатуриста
Жана Эффеля). Впрочем, интонация Ван Дормаля частенько подводит - на крупном плане герои начинают пучить глаза и очень серьезно проговаривать какие-то совсем неудобные вещи, которые потом еще и перекочуют в новейший завет - эдакий альбом с несколькими схематичными зарисовками (потому что ответственный «апостол» не умеет писать).
Читать рецензию
*
12.
«Kingsman: Секретная служба», реж.
Мэттью Вон
В киноверсии «Секретная служба» выглядит сочнее и наглее графического первоисточника, где главного героя, сотрудника MI6, звали Джек Лондон, а по всему миру пропадали не главы государств, но персонажи культовых научно-фантастических картин и их создатели (злой гений не обошел стороной
«Звездные войны»,
«Звездный путь» и сэра
Ридли Скотта). Мэттью Вон сработал тоньше: насытил картину цитатами из шпионской классики (это одновременно стеб над «бондианой» и оммаж самой британской франшизе); противопоставил выдыхающийся аристократизм обаянию маскульта (у Валентайна проблемы с дикцией, голодное представление о шике и вообще не все хорошо со вкусом, на что намекает любовь к гамбургерам, скрытым под роскошным колпаком); наконец, срифмовал доблестный рыцарский союз с закрытым клубом элитных агентов, которые устраивают новобранцам такие вступительные экзамены, что Оксфорду и Кембриджу даже и не снилось.
Читать рецензию
*
11. «
Любовь», реж.
Гаспар Ноэ
Несмотря на обилие более чем откровенных сцен и весьма изобретательную визуальную составляющую, Ноэ собирает фильм из обрывков воспоминаний и случайных встреч, то заполняя экран молодыми обнаженными телами (в основном -
Аоми Муйок и
Клара Кристин), то оставляя главного героя в центре кадра наедине с самим собой. К сожалению, примерно так же режиссер обходится и со зрителем, предлагая ему набор классически банальностей о самом эгоистичном чувстве, от которых самые счастливые впадают в медитацию, а остальные выходят из зала со словами «какой-то дурак этот ваш Ноэ».
Читать про фильм в контексте ММКФ
*
10. «
Реальные упыри», реж.
Джемейн Клемент и
Таика Вайтити
В «Реальных упырях» (в оригинале – «Что мы делаем в темноте») пересекаются не только старинные обряды и XXI век, магия трансформации и магия мобильного телефона, документалистика и вдохновенный, во многом импровизационный стеб над жанром, но аудитория фестиваля «Сандэнс» и поклонники неунывающего жанра комедии. Вайтити и Клемент хоть и шутят более-менее постоянно, нашпиговывают кадр визуальными цитатами (от «
Носферату» Мурнау до
«Сатурна, пожирающего своего сына» Гойи), впроброс упоминают видные картины жанра, а на покой финальных титров уходят под
«Ласточку» «Ленинграда». И главное - за всем этим выдающимся хулиганством скрывается по-настоящему декадентская начинка: люди имеют склонность умирать, отчего страдают и ужасный Дракула, и милейший Виаго. Выживут, действительно, только любовники, а если ты вампир, то уж будь любезен - стой на потолке, как мужик.
Читать рецензию
*
9. «
Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», реж.
Рой Андерссон
Вышедшая после восьмилетней паузы заключительная часть трилогии Роя Андерссона, куда также входят
«Песни со второго этажа» и
«Ты, живущий». «Голубь», как и предыдущие фильмы, состоит из ряда историй-этюдов в серо-бежевых тона, отличающихся абсурдизмом и сухим юмором бунюэлевского разлива. Каждая сцена вновь снята статичной камерой, перед которой герои кажутся актерами на театральной сцене, застывшими в блеклом янтаре. Ассоциации с театром не случайны, дух Беккета и Ионеско ощутим во всех притчеобразных или анекдотичных виньетках, но интонации в фильме все же узнаваемо андерссоновские. Например, во фразе, которую произносят безо всякого выражения в телефонную трубку на протяжении всего фильма:
«Я рад/а, что у тебя все хорошо».
Читать рецензию
*
8. «
Форс Мажор», реж.
Рубен Эстлунд
Лавинообразная драма «Форс Мажор» шведского режиссера Рубена Эстлунда – это попытка пристального взгляда в глаза современной семьи, чьи зрачки можно разглядеть лишь в отражении айфона (эдакий синоним комфорта и ритма жизни). Это нордическая и ироничная критика всего - от борьбы полов и поколений до общества потребления и жизни лучше обычной. Где наши инстинкты, кто мы без девайсов, что делать, что делать. В отличие от соседа-датчанина
Николаса Виндинга Рефна, который старательно возвеличивает маскулинность в самодостаточный памятник охотничьему инстинкту, Эстлунд эту самую маскулинность препарирует - как мог бы
Бунюэль, если бы тот монтировал фильмы с секундомером в руках (а пейзажи под Вивальди в «Форс Мажоре» смонтированы словно по нотам), или
Ханеке, будь у него чувство юмора (помимо мизантропической иронии).
Читать рецензию
*
7. «
Родина», реж.
Петр Буслов
Многофигурный кинороман, впервые показанный вне конкурса на «Кинотавре» в Сочи, Буслов задумал чуть ли не 10 лет назад. Проект состоялся только теперь, и получился действительно масштабным и интернациональным – в картине несколько переплетающихся сюжетных линий, а в ролях снялись не только наши и болливудские, но и европейские артисты. Кроме того, половина диалогов в фильме – на английском языке. Фильм вызвал неоднозначную зрительскую реакцию – от восторга до отвращения, и хотя большой дискуссии не спровоцировал, аудиторию он поделил. Буслову ставят в укор хаос повествования, фальшивые интонации и «кислотность». Впрочем, недовольство «Родиной» - это недовольство родиной, и оно больше всего похоже на неприятие трезвенника к алкоголику – некто выглядит неряшливо, громко и невнятно орет, бесполезный человек, что с него взять.
Читать рецензию
*
6. «
Ангелы революции», реж.
Алексей Федорченко
В «Ангелах революции» мифы и факты из истории СССР начала XX века соединены так плотно и так точно, что картину можно принять за пеструю карнавальную мистификацию, наглядно иллюстрирующую новую идеологию во всех проявлениях и ее борьбу со старыми верованиями и божками. Только за каждым персонажем стоит реальный прототип, а почти за каждой яркой сценкой нового быта - если не исторический факт, так публикация в газете того времени. Федорченко, писавший «Ангелов» вместе с постоянным соавтором
Денисом Осокиным, уплотняет это и без того фантасмагорическое время, наделив строителей Казымской культбазы чертами видных авангардистов, превратив картину не просто в историю пути революции на восток страны, а в настоящее ристалище идей, которые делятся на более живучие и менее приспособленные к особенностям географического и культурного климата.
Читать рецензию
*
5. «
Молодость», реж.
Паоло Соррентино
Второй англоязычный фильм чуть ли не главного итальянского режиссера наших дней
Паоло Соррентино, «
Молодость» складывается с «
Великой красотой» в причудливую дилогию о возрасте, искусстве и мужчинах, которые не могут найти себе места. В новой партитуре Соррентино, меломана и поклонника
Феллини с
Антониони, вместо любимца режиссера
Тони Сервильо главную роль играет другой пример воплощенной харизмы - Майкл Кейн, которому сделали такую же прическу, как Джепу Гарбанделле. Ансамбль у «Молодости» на загляденье, да и нечасто увидишь, как морщинистые Кейн с Кейтелем, сидя в бассейне, любуются обнаженной Мисс Вселенной или как Пол Дано, загримированный под одного вождя, в гробовой тишине уплетает завтрак. Другое дело, что лучшие сцены «Молодости» построены отнюдь не на единоличном мастерстве кого-то из артистов, а на уместном звучании персонажа в фантасмагорическом нотном стане.
Читать рецензию
*
4. «
Левиафан», реж.
Андрей Звягинцев
Связь с трактатами европейских философов XVII века роднит «Левиафана» с
«Грузом 200» - более радикальным высказыванием о событиях в постсоветской России, где персонаж, сыгранный также Алексеем Серебряковым, упоминает
«Город солнца» Томмазо Кампанеллы. У Звягинцева нет мертвых солдат и изнасилования бутылкой. У него соседствуют три иконки на водительской панели полицейского кузовка с тремя изображениями гологрудых красавиц (верных спутниц дальнобойщиков). Или в сабантуйном тире расстреливают портреты вождей (от Ленина до Горбачева). Наконец, на берегу лежит исполинский скелет голубого кита, к которому прибегает плакать Рома, расстроенный тем, что все идет наперекосяк (и чем дальше, тем хуже). Скелет не только рифмуется с остовами кораблей и разрушенной церковью, где поочередно ищут передышки мальчик и его отец, но выступает наглядной метафорой всей картины.
Читать рецензию
Смотреть онлайн
*
3. «
Лобстер», реж.
Йоргос Лантимос
Англоязычный дебют грека Лантимоса, удостоенный Приза жюри и еще двух наград Каннского кинофестиваля. Умеющий точечными изменениями превратить обыденную модель жизни в гротеск и высветить слабые точки многочисленных паттернов человеческого поведения, режиссер иронизирует над одержимостью современного общества парным существованием. Архитектора Дэвида (отъетый
Колин Фаррел со смешными усами) бросила жена, и он загремел в Отель, где тому предстоит за полтора месяца найти вторую половинку или стать животным по выбору (Дэвид предпочитает лобстера; те живут по сто лет и столько же готовы к продолжению рода). Из этого ада социопата, где одиночество стало восьмым смертным грехом, Дэвид готов выбраться любой ценой - хоть с новой женой, хоть в изгнание в Лес, но и у «оппозиции» во главе с чумазой блондинкой (
Леа Сейду) свод правил не тоньше. Никаких привязанностей (даже за поцелуй нещадно карают), каждый слушает музыку в наушниках и танцует сам по себе - и не забудьте вырыть могилу на опушке, чтобы приползти туда умирать, если что.
Читать текст про режиссера и фильм
*
2.
«Бёрдмен, или неожиданное достоинство невежества», реж.
Алехандро Гонсалес Иньяритту
В «Бёрдмене» Иньярриту неожиданно делает прыжок выше головы, позабыв до поры до времени про мелодраматизм и потоки слез и превращая киноповествование в настоящий визуальный поток сознания при помощи гения оператора
Эммануэля Любецки (
«Дитя человеческое»,
«Гравитация», фильмы
Теренса Малика). Впечатление, что весь фильм снят одним бесконечным кадром, конечно, ложное, но пока зрителя несет адреналиновый драйв уморительных диалогов и нелепых ситуаций, он совершенно об этом забывает.
Читать рецензию
*
1.
«Безумный Макс: Дорога ярости», реж.
Джордж Миллер
Главное тут - дикий драйв, очаровательная старомодность спецэффектов с минимумом CGI и обилие сочных деталей и эпизодов, которые Миллер щедро разбросал по фильму. Монструозный толстяк с подагрической ногой. Мутант-гитарист с гитарой-огнеметом и целый грузовик с боевыми барабанщиками. Босхианские кошмарные создания на ходулях. Лысые полулюди с бензопилами. Как говорит с блаженной улыбкой Накс (
Николас Хаулт), водитель одного из пущенных в погоню за женщинами грузовиков, посреди грохочущего и взрывающегося ада на колесах:
«Какой прекрасный день!». Действительно, лучше и не скажешь.
Читать рецензию
обсуждение >>