80 лет назад состоялся Советский кинофестиваль в Москве
21 февраля 1935 года в московском кинотеатре «Ударник» торжественным показом
«Чапаева» начался первый Советский кинофестиваль в Москве, который проходил до 1 марта и имел немалый резонанс.
Разумеется, это мероприятие международного масштаба было инициировано не без личного участия Сталина, всё более склонного в 30-е годы к прямому вовлечению в кинопроцесс на самых разных стадиях: от чтения сценариев и утверждения актёрских проб до принятия готовых фильмов.
Вот и идея проведения международного кинофестиваля могла возникнуть у него явно под впечатлением от дважды прошедшего кинематографического смотра в рамках венецианской Биеннале - в 1932 и 1934 годах, где наши картины, между прочим, были встречены весьма благосклонно и удостоились престижных призов. Другое дело, что советским властям вряд ли нравилось название премии «Кубок Муссолини».
И хотя на Советском кинофестивале в Москве (кстати, именно такое определение статуса данного смотра фильмов со всего мира действительно знаменательно) не решились дать наградам имя Сталина, всё равно организация собственной биеннале должна была восприниматься как непосредственный вызов западным странам, включая фашистскую Италию. Устроить в СССР всего лишь второй по счёту кинофестиваль на свете - это по-настоящему точная и продуманная пропагандистская акция, которая выполнила своё предназначение ещё и по той причине, что список участников конкурса и тех, кто был в итоге премирован, оказался вполне достойным.
На фестиваль было заявлено 65 лент, из которых комиссия Главного управления кинофотопромышленности (так тогда называлось кинематографическое ведомство) выбрала 26. И пусть девять из них оказались отечественными, но почти все являлись заметными произведениями. Так что не случайно, что жюри во главе с
Сергеем Эйзенштейном (также среди членов этого ареопага были ведущие советские кинодеятели
Александр Довженко и
Всеволод Пудовкин, тогда признанные во всём мире) решило вручить главный приз «Большой серебряный кубок» программе киностудии «Ленфильм», включавшей картины «Чапаев»
Георгия и
Сергея Васильевых,
«Юность Максима» Григория Козинцева и
Леонида Трауберга,
«Крестьяне» Фридриха Эрмлера. Формулировка по их поводу была следующей: «утверждающие реалистический стиль советской кинематографии и сочетающие идейную глубину, жизненную правдивость и простоту с высоким качеством режиссёрского мастерства, актёрской игры и операторской работы». Вдобавок почётная грамота оказалась в копилке киностудии «Мосфильм» за фильмы
«Лётчики» Юлия Райзмана и
«Новый Гулливер» Александра Птушко.
Но немаловажно, что в основной программе присутствовали ленты из восьми стран, причём пять - из США. И были представлены значительные режиссёры того времени:
Александр Корда,
Виктор Сэвилл,
Джек Конвей,
Сесил Блаунт Де Милль,
Джордж Кьюкор,
Жюльен Дювивье,
Мартин Фрич. Второй по значению приз получил
Рене Клер за свою язвительную сатиру
«Последний миллиардер». Третья награда досталась
Уолту Диснею «за художественные мультипликационные фильмы, являющиеся высоким образцом мастерства» - и это первый случай в фестивальной мировой истории, что так отметили анимацию - наравне с игровыми картинами.
А ещё премию за лучшую роль заслужил
Чарльз Лоутон (
«Частная жизнь Генриха VIII»). И не уехали из Москвы без дипломов такие ленты, как австрийская комедия
«Петер» Генри Костера (потом она пользовалась большим успехом в советском кинопрокате) и итальянская историческая драма
«1860» Алессандро Блазетти.
По всем параметрам получается, что Советский кинофестиваль в Москве продемонстрировал хороший уровень. К тому же наши зрители смогли воочию познакомиться с иностранными фильмами. И следовало ожидать, что в очередной нечётный год он состоится вновь.
Хотя на Венецианской Биеннале, по всей видимости, обеспокоились насчёт появления конкурента и спешно устроили новый кинематографический смотр не осенью 1936 года, а 1935-го. И стали проводить его, вопреки названию, уже ежегодно, всё очевиднее отдавая дань итальянским, немецким и австрийским картинам.
А вот второй Московский так и не возник два года спустя, поскольку настал 1937-й - и политическая ситуация в СССР кардинально изменилась в худшую сторону, когда одержимый поиск врагов народа в собственном государстве никак не предполагал открытость по отношению к зарубежным странам и их гражданам, что распространилось и на искусство иностранных творцов.
Понадобилось два двенадцатилетних цикла (всё-таки есть особая логика именно в восточных календарях), чтобы кинофестиваль в Москве возродился в 1959 году - на волне так называемой «оттепели». Но его отсчёт уже начали заново, о чём можно, пожалуй, посокрушаться. Увы, ведь и в лучшие годы ММКФ редко кто вспоминает, что всё появилось впервые накануне весны 1935 года.
обсуждение >>