«Роман создавался в течение двух лет; сценарий – полгода; еще год ушел на съемки; и все это для того, чтобы зритель спокойно поспал полтора часа» (Александр Фюрстенберг).
Закончился 2014 год, в течение которого зрители в России имели счастье посмотреть в кинотеатрах четыре сотни премьер.
Итак, посмотрим – какие фильмы вышли в прокат в прошедшем году. По утверждению министра культуры Владимира Мединского, сейчас прокат голливудских кинолент в России составляет 70 процентов (
сказано в декабре 2014 года на заседании фракции КПРФ в Госдуме).
Нельзя сказать, что это утверждение не соответствует действительности. Соответствует, хотя и не совсем. Если посмотреть
статистику, то увидим, что из четырех сотен картин, вышедших в прокат, фильмы производства США (включая копродукцию) составили 45%, российские фильмы (включая копродукцию) – 19%, европейское кино – 32%, и оставшиеся 4% - это кино Азии и Латинской Америки. Так что говорить о каком-то тотальном засилии «голливуда», по меньшей мере, несерьезно.
А вот если посмотреть
кассовые сборы, то да, министр культуры прав – 70% «кассы» России, которая, кстати, за 2014 год составила чуть больше миллиарда долларов, приходится на фильмы производства США. Если же учесть и те картины, которые были созданы в копродукции с другими странами, то и все 80 процентов. Российские же ленты (включая копродукцию) собрали «кассу» в пять раз меньше – 16% всех сборов. Но отметим – показатели бокс-офиса российских картин лучше, чем показатели других стран. Не хотят россияне смотреть европейское кино, хотя мультфильмы (
Кот Гром и заколдованный дом,
Пчелка Майя) и сказки (
Красавица и чудовище) всё-таки пользуются некоторым успехом.
Лидеры проката (сборы более 10 млн. долларов) и аутсайдеры (менее 10 тыс. долларов) распределены равномерно – по 14%, четверть фильмов собрали кассу в амплитуде от 1 миллиона долларов до 9 миллионов, и чуть более половины фильмов – от 10 до 900 тысяч долларов.
Российские ленты (включая копродукцию) в прокате 2014 года разделились примерно на две равные группы: бокс-офис от 900 тыс. долларов и выше, и бокс-офис менее 900 тыс. долларов, причем вторая группа в основном состоит из фильмов, собравших меньше 100 тысяч долларов.
Глядя на все эти показатели, не могу не вспомнить ещё одно высказывание министра культуры. Владимир Мединский на встрече с дистрибьютерами сообщил, что лично смотрит все выходящие в прокат фильмы, произведённые при господдержке.
«Смотрю и плачу иногда», — добавил он. Мы тоже плачем. Однако, боюсь, у нас с министром прямо противоположные эмоции.
Итак, аутсайдеры проката:
Леденящий душу ужастик
«2 спальни, 1 ванная» (2 Bedroom 1 Bath) рискнули посмотреть 45 человек. Желающим повторить этот подвиг рекомендуем сначала почитать небольшую
рецензию.
Комедия
«Виджай и я» (Vijay and I) с Морицом Блайбтроем в образе пожилого сикха Виджая, собрала ошеломительную кассу – 224 доллара. Незатейливый юмор, претензии на психологизм с уклоном в нравоучения. Можно порекомендовать к просмотру тем, кто мечтает «зачеркнуть бы всю жизнь, да сначала начать».
Норвежская мелодрама
«Виктория: История любви» (Victoria), снятая по одноименной повести Кнута Гамсуна, не привлекла внимания зрителей в России, хотя на родине прошла с заметным успехом. Если надумаете посмотреть эту историю неслучившейся любви, почитайте сначала Гамсуна.
Американская романтическая комедия
«Любовь, секс и Лос-Анджелес» ( Cavemen) разочаровала зрителей не только в России, но и в США (в прокате - 6 тысяч долларов). На редкость скучная лента о поисках неземной любви и банальным финалом. Совместный просмотр с провинившимся другом (подругой) подойдет в качестве изощренной мести.
Французский триллер
«Мизерере» (La marque des anges - Miserere) с Жераром Депардье в роли офицера полиции в отставке – яркий пример неудачной экранизации. Фильм снят по бестселлеру Жан-Кристофа Гранже, прославленного мастера остросюжетного детектива. Казалось бы, закрученный неповторимый сюжет уже мог бы обеспечить успех фильму, но, увы - получился уныло- фальшивый экшн. Но под настроение посмотреть эту картину стоит хотя бы из-за прекрасной работы харизматичного Джои Старра.
Криминальная драма
«Преступления страсти» (Crimes of Passion) - пилотная серия одноименного шведского сериала. В картине присутствует обычный набор «скандинавского нуара»: фобии, нестандартные отношения, красивая природа и неторопливость повествования. Кассовые сборы неважные, что вполне объяснимо – сериалы на большом экране смотреть не стоит.
Этнографическая мелодрама
«Белый ягель», получившая на 36 ММКФ приз зрительских симпатий, в прокате прошла практически незамеченной (530 зрителей).
Конечно, было бы наивно рассчитывать на широкий прокат этой ленты, но яркий национальный колорит, впечатляющие панорамные съемки и самобытность характеров могли бы заинтересовать любителей этнографического кино… Увы, тривиальность сюжета и неуместный в мелодраме пафос напрочь перечеркивают немногие достоинства ленты.
Канадскую мелодраму
«Кинороман» (Cinemanovels) вполне можно отнести к разряду «крепких середняков», хотя показатели бокс-офиса неутешительные. В фильме причудливо переплетены жизнь и кинематограф, реальность и мечтания, любовь и измена. Если преодолеть скуку, которая возникает буквально с первых же кадров, и «всмотреться», то разрозненные на первый взгляд кадры начинают складываться в занимательную историю из мира кино. Фильм будет интересен синефилам и начинающим психоаналитикам.
Увы, скучных фильмов много. Конечно,
«искусство требует жертв, но ими не должны стать зрители» (Александр Фюрстенберг)
обсуждение >>