Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Новые приключения святых

12 марта
2015 год
 
 
 
1
2
4
6
9
10
11
12
14
16
17
18
20
22
26
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
4
5
7
8
10
11
13
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
3
5
7
9
11
12
13
15
17
19
21
22
24
27
29
30
 
 
2
4
6
9
10
13
14
16
17
19
21
22
24
26
27
30
 
 
 
 
2
5
8
9
10
12
14
16
20
22
24
25
26
28
30
1
2
5
8
9
10
11
13
14
18
19
22
25
26
28
29
30
 
 
2
3
4
6
7
9
12
15
16
17
18
20
21
23
24
27
29
 
 
 
 
 
1
3
5
6
7
8
10
12
13
14
16
19
23
24
28
30
 
1
3
5
8
9
11
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
12
13
14
16
17
18
19
20
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
 
1
3
4
7
8
10
11
13
14
15
17
18
20
21
23
24
27
28
29
30
 
1
3
5
7
8
9
10
11
12
13
16
17
19
20
21
22
23
26
27
28
30
31
Все рубрики

Анимация с Машей Терещенко >>

Православные мультфильмы: настоящее и будущее

На днях - очевидно, Великим постом навеяло - разговорились с одним знакомым продюсером о мультфильмах, связанных с православной тематикой. Поводом стало, конечно же, производство "Сергия Радонежского" - православного блокбастера, который, как обещает нам министр культуры, будет не хуже "Аватара".

Рабочие материалы к фильму Сергий Радонежский

Оставим в стороне вопрос, насколько осуществимы лихие посулы Мединского: "Аватар"? За 10 миллионов долларов (или сколько там будет бюджет фильма? 20? 30?)? Да ладно! Интереснее поговорить о другом: насколько вообще правильно делать блокбастеры на православные темы? Если на одной чаше весов здесь вполне понятное светское государственническое желание "пропагандировать" традиционные ценности (православие, самодержавие, народность), то на другой - само, собственно, Православие с его весьма неоднозначным отношением к светскому искусству.

Рабочие материалы к фильму Сергий Радонежский

Впрочем, директор "Союзмультфильма" и "Да-студии" по совместительству Андрей Добрунов подчеркивает, что сделать именно православный фильм он не пытается: «Это будет сказание, легенда, но никак не религиозная догма».

Рабочие материалы к фильму Сергий Радонежский

Если вспомнить добруновского же "Князя Владимира", можно смело строить предположения о характере нового фильма, в котором Сергий Радонежский будет, наверное, выступать скорее как политическая фигура: общественный деятель, патриот, духовный лидер, пропагандист монастырского движения, вдохновитель военных побед, а судя по выложенным на сайте первым изображениям, еще и защитник слабых. Что ж, с Преподобным Сергием, возможно, так и получится, в конце концов, его историческая роль действительно велика, а духовную жизнь можно вроде как и за скобками оставить.

Рабочие материалы к фильму Сергий Радонежский

Возможно, примерно тем же путем пойдут и создатели мультфильма о Петре и Февронии. Конечно, Петр и Феровния - фигуры не политические, а скорее романтические, но это даже еще и лучше. История их вполне просится на экран: болящий князь, излечившая его простолюдинка, мезальянс, ропот княжеского окружения... и вот кульминация, когда Петр ради сохранения брака бросает престол, за которой следует счастливая развязка (Петра и Февронию зовут княжить обратно). Фильм можно сделать вполне увлекательным, любопытно только, как авторы обойдутся с оригинальным финалом: ведь Петр и Феврония умерли хоть и в один день, но в разных монастырях. Опустишь это странное завершение, и уже вместо Петра и Февронии какая-то Золушка получится. С православно-светским искусством вечно такая проблема: на каком-то этапе непременно приходится выбирать между православной и светской логикой.

Рабочие материалы к фильму о Серафиме Саровском


Аналогичные дилеммы встали и перед создателями 3D картины о Серафиме Саровском, которая делается на студии "КиноАтис". "Сначала мы написали житийный сценарий (его делал очень известный человек), обсудили и пришли к выводу, что чисто житийный вариант не проходит. Хотя там тоже был сквозной персонаж и адаптация для детей, но как житие ни адаптируй, чтобы заинтересоваться им полностью, необходимо иметь какую-то подготовку, тем более детям", - рассказывает "Правмиру" заместитель председателя синодального Информационного отдела Игорь Мещан.

Рабочие материалы к фильму о Серафиме Саровском

После долгих поисков получилась "история, которая происходит во время Великой Отечественной войны. История девочки Серафимы, дочери священника, которого репрессировали в 37-м году"

Рабочие материалы к фильму о Серафиме Саровском

Отчасти из-за таких переделок производство сильно затянулось. Фильм должен был выпуститься что-то году в 2014-м, но пока вестей о скором его завершении нет, а в сети меж тем давно уже вывешен трейлер.

Рабочие материалы к фильму о Серафиме Саровском

Изобилующий разного рода красивостями, ролик показывает встречу героини с одним из величайших русских святых, к которому девочку приводят маленькие шестикрылые серафимы, напоминающие (что ж тут поделаешь со зрительными ассоциациями?) каких-нибудь фей или эльфов из диснеевских мультфильмов. Так как фильм делается с участием Церкви и Фонда Преподобного Серафима Саровского, то, конечно, оскорбления чувств верующих ему вменять не будут, но все же... Речь-таки идет о созданиях прекрасных, величественных, а порой и ужасных, о высшем ангельском чине... ревнителей благочестия могло бы и покоробить, что их изображают как суетливых светящихся духов.

Рабочие материалы к фильму о Серафиме Саровском


Собственно, мой визави (анимационный продюсер, с которым завязалась у нас беседа о православной мультипликации) и говорил о том, что религиозных тем в мультфильмах касаться довольно опасно: сам не заметишь, как до какого-нибудь кощунства дойдешь в стремлении сделать чуть более увлекательный продукт. Либо уж не замахиваться на блокбастеры, а снимать что-нибудь поскромнее да поспокойнее.

Путеводительница (реж. Наталья Федченко)

По такому пути идет, например, Наталья Федченко, которая год за годом реализует цикл фильмов о Богородичных иконах. На сегодняшний день снято четыре получасовых части (то есть фактически тоже полный метр): "Путеводительница" (о Тихвинской иконе) "Встреча" (о Казанской), "Свет неугасимый" (об Иверской) и "Побег" (о Смоленской).

Путеводительница (реж. Наталья Федченко)

Наташина работа - это несомненно служение: в отличие от коллег, пытающихся использовать православные образы для создания увлекательного конъюнктурного кино, Наташа как раз напротив использует кино, чтобы рассказать о вере. Ее фильмы отчасти наивны, сделаны дешево и небольшим коллективом, и вряд ли сильно интересны людям, от православия далеким. Однако на фестивалях вроде "Лучезарного ангела" ее кино хорошо знают и любят.

Свет неугасимый (реж. Наталья Федченко)

Нежно и трепетно экранизирует православные истории и белорусский мультипликатор Ирина Кодюкова. Ее "Старинная повесть о жизни и смерти, и любви, и прочих чудесах" посвящена как раз житию упомянутых выше Петра и Февронии.

Старинная повесть о жизни и смерти, и любви, и прочих чудесах (реж. Ирина Кодюкова)

Несмотря на то, что фильм сделан и для детей тоже, Ира не обходит и сложные темы. В частности, удивительный финал, о котором в короткометражке говорится так: "Вернулись Петр с Февронией в город, правили мудро и без ярости. Всякое бывало, но жили счастливо. Но с течением времени душа человеческая покоя просит. С течением времени душа человеческая покоя просит (эта фраза повторяется дважды. - М. Т.) И ушли Петр с Февронией из шумного города. Приняли монашество и стали жить в разных монастырях. Как водится: в трудах и молитве. А умерли, как в сказке, в один день. И теперь смотрят на нас с небес и нам помогают. Благоверные князья Петр и Феврония. Видение вечное".

Старинная повесть о жизни и смерти, и любви, и прочих чудесах (реж. Ирина Кодюкова)

За увлекательностью и саспенсом Ира не гонится, стараясь скорее уловить в кадр те душевный покой и красоту, которые так важны для традиционного Православия.
Если фильмы Федченко и Кодюковой можно назвать скорее поэтичными и где-то умилительными, то "Братья" Артема Лукичева - кино суровое и торжественное. Речь идет о страстотерпцах Борисе и Глебе, старорусских князьях, погибших от руки брата Святополка (Окаянного). Мультфильм изображает страшную, дремучую, языческую Русь с ее междоусобицами и развязными пирами. Ключевым для короткометражки становится разговор Бориса с братом Святополком:

Братья (реж. Артем Лукичев)

Святополк: Все молишься, брат? Вот не пойму я. Ну что ты в нем нашел (показывает на Распятие)? Ему царствовать, а Он выбрал смерть. Как-то это не по-мужски.
Борис: Боюсь, не смогу я тебе этого объяснить, брат. Сам поймешь когда-нибудь.
Позже Борис демонстрирует, что есть истинное мужество, отказываясь идти против брата, замышляющего убийство, и принимая через это смерть со всем достоинством. В противоположность ему Святополк, потерпев в финале поражение, бежит и умирает "бесчестно". Однако и здесь Артем не ставит точки: несмотря на все, в загробном мире Борис и Глеб встают на защиту брата, не позволив демонам его мучить.

Старинная повесть о жизни и смерти, и любви, и прочих чудесах (реж. Ирина Кодюкова)

В "Братьях", как, впрочем, и в "Старинной повести" Кодюковой, можно увидеть довольно необычный для светского искусства тип конфликта. Речь здесь не про достижение успеха в той или иной форме, а про отстаивание определенных ценностей, оплачивать которые герои готовы собственной жизнью. Любопытно, что в обоих случаях речь идет о князьях, то есть о людях, ответственных в том числе и за своих подданных, однако ответственностью этой пренебрегающих, когда ради нее нужно пожертвовать верой и представлениями о грехе и добродетели. В одном случае (Петр и Феврония) упорство князя оказывается политически оправданным (князь возвращается в город и мудро правит), в другом (Борис и Глеб) приводит к большому кровопролитию... надо думать, фильм вызвал бы много горячих споров, буде он показан в большом мире.

Как и любое, в общем-то, кино, которое вырастет из православного мировоззрения. Какая бы ни распространялась мода на религиозную атрибутику, сама философия Православия не очень-то в чести, если мы говорим о светском обществе. Отказ от успеха, пренебрежение властью, смирение, сосредоточенность не на том, чтобы менять внешний мир, а на том, чтобы печься о мире внутреннем, - все эти маленькие подвиги православного аскета не так-то просто перенести на большой экран, чтобы выглядели они убедительно и "заразительно" для широкого зрителя. Готов ли современный россиянин проникнуться очарованием образа Серафима Саровского, если показать в фильме, как добрый батюшка Серафим уходит все дальше в лес, нарочно избегая общества возлюбленных чад и предпочитая им компанию медведя?

Про Василия Блаженного (реж. Наталья Березовая)

Есть ли выход из этого противоречия?
Вероятно, есть. По меньшей мере литература дает много примеров популярной православной беллетристики: от "Хроник Нарнии" Клайва Стейплза Льюиса до "Моих посмертных приключений" Юлии Вознесенской и даже "Современного патерика" Майи Кучерской. В мультипликации таких однозначных успехов пока нет.

Есть, впрочем, попытки двигаться в разных направлениях. Пожалуй, один из приемлемых и даже симпатичных путей предлагает мультфильм Наташи Березовой "Про Василия Блаженного" (из цикла "Гора самоцветов"). Герой короткометражки - юродивый, человек, избравший нищету и добровольное безумие. Конечно, отчасти Наташа приукрашивает образ святого. Если в жизни Василий совершал очень много крайне странных с точки зрения стандартной человеческой логики поступков, то в фильме почти каждое действие юродивого находит объяснение и причину. Но все-таки, близко подойдя к той границе, за которой автор говорит "я понимаю своего героя", Березовая деликатно ее не переходит, оставляя образ отчасти странным, отчасти таинственным, и в целом - непостижимым.

Про Василия Блаженного (реж. Наталья Березовая)

Ее Василий - не герой в привычном смысле слова, он не вызывает желания подражать и брать с него пример. Скорее - доброжелательное любопытство. И, возможно, именно это любопытство к миру христианства, такому удивительному и непонятному - есть то самое, что могут в идеале инспирировать в зрителях "православные мультфильмы".

Маша Терещенко
Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам

обсуждение >>

№ 5
Елезритель   20.05.2015 - 14:51
Странно, что не упомянуты фильмы Станислава Подивилова. читать далее>>
№ 4
Петр и Феврония (Москва)   13.03.2015 - 17:38
Маша! Это письмо от всей нашей студии, создающей фильм о Петре и Февронии. Вы пишете о "Князе Владимере", упоминаете Андрея Добрунова и забываете о Юрии Кулакове и Юрии Батанине - режиссерах... читать далее>>
№ 3
Маховецкий   13.03.2015 - 15:19
"Поводом стало, конечно же, производство "Сергия Радонежского" - православного блокбастера, который, как обещает нам министр культуры, будет не хуже "Аватара"". Даже звучит... читать далее>>
№ 2
Рассвет   13.03.2015 - 10:52
Прекрасный материал (впрочем, как обычно)! Спасибо большое. Пойду смотреть эти мультфильмы, некоторые есть в сети. читать далее>>
№ 1
Катер (Москва)   12.03.2015 - 23:25
Спасибо за статью. Моя мама преподает в воскресной школе, и она очень была рада найти в продаже фильмы Федченко, вот именно те три, которые вы перечислили. А больше ничего нет. Не удалось найти. А очень... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мистика, триллер
Испания, Россия, США, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, триллер
США, 2018
мелодрама, музыкальный фильм
США, 2018
исторический фильм, музыкальный фильм
Великобритания, 2017
боевик, драма, криминальный фильм, триллер
США, 2018
фильм ужасов
США, 2018
боевик, научная фантастика, триллер, фильм ужасов
США, 2018
все фильмы в прокате >>