Православные мультфильмы: настоящее и будущее
На днях - очевидно, Великим постом навеяло - разговорились с одним знакомым продюсером о мультфильмах, связанных с православной тематикой. Поводом стало, конечно же, производство "Сергия Радонежского" - православного блокбастера, который, как обещает нам министр культуры, будет не хуже "
Аватара".
Оставим в стороне вопрос, насколько осуществимы лихие посулы Мединского: "Аватар"? За 10 миллионов долларов (или сколько там будет бюджет фильма? 20? 30?)? Да ладно! Интереснее поговорить о другом: насколько вообще правильно делать блокбастеры на православные темы? Если на одной чаше весов здесь вполне понятное светское государственническое желание "пропагандировать" традиционные ценности (православие, самодержавие, народность), то на другой - само, собственно, Православие с его весьма неоднозначным отношением к светскому искусству.
Впрочем, директор "Союзмультфильма" и "Да-студии" по совместительству
Андрей Добрунов подчеркивает, что сделать именно православный фильм он не пытается: «
Это будет сказание, легенда, но никак не религиозная догма».
Если вспомнить добруновского же "
Князя Владимира", можно смело строить предположения о характере нового фильма, в котором Сергий Радонежский будет, наверное, выступать скорее как политическая фигура: общественный деятель, патриот, духовный лидер, пропагандист монастырского движения, вдохновитель военных побед, а судя по выложенным на сайте первым изображениям, еще и защитник слабых. Что ж, с Преподобным Сергием, возможно, так и получится, в конце концов, его историческая роль действительно велика, а духовную жизнь можно вроде как и за скобками оставить.
Возможно, примерно тем же путем пойдут и создатели мультфильма о Петре и Февронии. Конечно, Петр и Феровния - фигуры не политические, а скорее романтические, но это даже еще и лучше. История их вполне просится на экран: болящий князь, излечившая его простолюдинка, мезальянс, ропот княжеского окружения... и вот кульминация, когда Петр ради сохранения брака бросает престол, за которой следует счастливая развязка (Петра и Февронию зовут княжить обратно). Фильм можно сделать вполне увлекательным, любопытно только, как авторы обойдутся с оригинальным финалом: ведь Петр и Феврония умерли хоть и в один день, но в разных монастырях. Опустишь это странное завершение, и уже вместо Петра и Февронии какая-то Золушка получится. С православно-светским искусством вечно такая проблема: на каком-то этапе непременно приходится выбирать между православной и светской логикой.
Аналогичные дилеммы встали и перед создателями 3D картины о Серафиме Саровском, которая делается на студии "КиноАтис". "
Сначала мы написали житийный сценарий (его делал очень известный человек), обсудили и пришли к выводу, что чисто житийный вариант не проходит. Хотя там тоже был сквозной персонаж и адаптация для детей, но как житие ни адаптируй, чтобы заинтересоваться им полностью, необходимо иметь какую-то подготовку, тем более детям", -
рассказывает "Правмиру" заместитель председателя синодального Информационного отдела Игорь Мещан.
После долгих поисков получилась "
история, которая происходит во время Великой Отечественной войны. История девочки Серафимы, дочери священника, которого репрессировали в 37-м году"
Отчасти из-за таких переделок производство сильно затянулось. Фильм должен был выпуститься что-то году в 2014-м, но пока вестей о скором его завершении нет, а в сети меж тем давно уже вывешен
трейлер.
Изобилующий разного рода красивостями, ролик показывает встречу героини с одним из величайших русских святых, к которому девочку приводят маленькие шестикрылые серафимы, напоминающие (что ж тут поделаешь со зрительными ассоциациями?) каких-нибудь фей или эльфов из диснеевских мультфильмов. Так как фильм делается с участием Церкви и Фонда Преподобного Серафима Саровского, то, конечно, оскорбления чувств верующих ему вменять не будут, но все же... Речь-таки идет о созданиях прекрасных, величественных, а порой и ужасных, о высшем ангельском чине... ревнителей благочестия могло бы и покоробить, что их изображают как суетливых светящихся духов.
Собственно, мой визави (анимационный продюсер, с которым завязалась у нас беседа о православной мультипликации) и говорил о том, что религиозных тем в мультфильмах касаться довольно опасно: сам не заметишь, как до какого-нибудь кощунства дойдешь в стремлении сделать чуть более увлекательный продукт. Либо уж не замахиваться на блокбастеры, а снимать что-нибудь поскромнее да поспокойнее.
По такому пути идет, например,
Наталья Федченко, которая год за годом реализует цикл фильмов о Богородичных иконах. На сегодняшний день снято четыре получасовых части (то есть фактически тоже полный метр): "
Путеводительница" (о Тихвинской иконе) "
Встреча" (о Казанской), "
Свет неугасимый" (об Иверской) и "
Побег" (о Смоленской).
Наташина работа - это несомненно служение: в отличие от коллег, пытающихся использовать православные образы для создания увлекательного конъюнктурного кино, Наташа как раз напротив использует кино, чтобы рассказать о вере. Ее фильмы отчасти наивны, сделаны дешево и небольшим коллективом, и вряд ли сильно интересны людям, от православия далеким. Однако на фестивалях вроде "Лучезарного ангела" ее кино хорошо знают и любят.
Нежно и трепетно экранизирует православные истории и белорусский мультипликатор
Ирина Кодюкова. Ее "
Старинная повесть о жизни и смерти, и любви, и прочих чудесах" посвящена как раз житию упомянутых выше Петра и Февронии.
Несмотря на то, что фильм сделан и для детей тоже, Ира не обходит и сложные темы. В частности, удивительный финал, о котором в короткометражке говорится так: "
Вернулись Петр с Февронией в город, правили мудро и без ярости. Всякое бывало, но жили счастливо. Но с течением времени душа человеческая покоя просит. С течением времени душа человеческая покоя просит (эта фраза повторяется дважды. -
М. Т.)
И ушли Петр с Февронией из шумного города. Приняли монашество и стали жить в разных монастырях. Как водится: в трудах и молитве. А умерли, как в сказке, в один день. И теперь смотрят на нас с небес и нам помогают. Благоверные князья Петр и Феврония. Видение вечное".
За увлекательностью и саспенсом Ира не гонится, стараясь скорее уловить в кадр те душевный покой и красоту, которые так важны для традиционного Православия.
Если фильмы Федченко и Кодюковой можно назвать скорее поэтичными и где-то умилительными, то "
Братья"
Артема Лукичева - кино суровое и торжественное. Речь идет о страстотерпцах Борисе и Глебе, старорусских князьях, погибших от руки брата Святополка (Окаянного). Мультфильм изображает страшную, дремучую, языческую Русь с ее междоусобицами и развязными пирами. Ключевым для короткометражки становится разговор Бориса с братом Святополком:
Святополк:
Все молишься, брат? Вот не пойму я. Ну что ты в нем нашел (показывает на Распятие)?
Ему царствовать, а Он выбрал смерть. Как-то это не по-мужски.
Борис:
Боюсь, не смогу я тебе этого объяснить, брат. Сам поймешь когда-нибудь.
Позже Борис демонстрирует, что есть истинное мужество, отказываясь идти против брата, замышляющего убийство, и принимая через это смерть со всем достоинством. В противоположность ему Святополк, потерпев в финале поражение, бежит и умирает "бесчестно". Однако и здесь Артем не ставит точки: несмотря на все, в загробном мире Борис и Глеб встают на защиту брата, не позволив демонам его мучить.
В "Братьях", как, впрочем, и в "Старинной повести" Кодюковой, можно увидеть довольно необычный для светского искусства тип конфликта. Речь здесь не про достижение успеха в той или иной форме, а про отстаивание определенных ценностей, оплачивать которые герои готовы собственной жизнью. Любопытно, что в обоих случаях речь идет о князьях, то есть о людях, ответственных в том числе и за своих подданных, однако ответственностью этой пренебрегающих, когда ради нее нужно пожертвовать верой и представлениями о грехе и добродетели. В одном случае (Петр и Феврония) упорство князя оказывается политически оправданным (князь возвращается в город и мудро правит), в другом (Борис и Глеб) приводит к большому кровопролитию... надо думать, фильм вызвал бы много горячих споров, буде он показан в большом мире.
Как и любое, в общем-то, кино, которое вырастет из православного мировоззрения. Какая бы ни распространялась мода на религиозную атрибутику, сама философия Православия не очень-то в чести, если мы говорим о светском обществе. Отказ от успеха, пренебрежение властью, смирение, сосредоточенность не на том, чтобы менять внешний мир, а на том, чтобы печься о мире внутреннем, - все эти маленькие подвиги православного аскета не так-то просто перенести на большой экран, чтобы выглядели они убедительно и "заразительно" для широкого зрителя. Готов ли современный россиянин проникнуться очарованием образа Серафима Саровского, если показать в фильме, как добрый батюшка Серафим уходит все дальше в лес, нарочно избегая общества возлюбленных чад и предпочитая им компанию медведя?
Есть ли выход из этого противоречия?
Вероятно, есть. По меньшей мере литература дает много примеров популярной православной беллетристики: от "Хроник Нарнии" Клайва Стейплза Льюиса до "Моих посмертных приключений" Юлии Вознесенской и даже "Современного патерика" Майи Кучерской. В мультипликации таких однозначных успехов пока нет.
Есть, впрочем, попытки двигаться в разных направлениях. Пожалуй, один из приемлемых и даже симпатичных путей предлагает мультфильм Наташи Березовой "
Про Василия Блаженного" (из цикла "
Гора самоцветов"). Герой короткометражки - юродивый, человек, избравший нищету и добровольное безумие. Конечно, отчасти Наташа приукрашивает образ святого. Если в жизни Василий совершал очень много крайне странных с точки зрения стандартной человеческой логики поступков, то в фильме почти каждое действие юродивого находит объяснение и причину. Но все-таки, близко подойдя к той границе, за которой автор говорит "я понимаю своего героя", Березовая деликатно ее не переходит, оставляя образ отчасти странным, отчасти таинственным, и в целом - непостижимым.
Ее Василий - не герой в привычном смысле слова, он не вызывает желания подражать и брать с него пример. Скорее - доброжелательное любопытство. И, возможно, именно это любопытство к миру христианства, такому удивительному и непонятному - есть то самое, что могут в идеале инспирировать в зрителях "православные мультфильмы".
обсуждение >>