Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Космический Моцарт

28 марта
2015 год
 
 
 
1
2
4
6
9
10
11
12
14
16
17
18
20
22
26
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
4
5
7
8
10
11
13
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
3
5
7
8
9
11
13
15
17
19
21
22
24
27
28
29
30
 
 
2
4
5
6
9
10
13
14
16
17
19
21
22
24
26
27
30
 
 
 
 
2
5
6
8
9
10
12
14
16
20
22
23
24
25
26
28
30
1
2
5
8
9
10
11
13
14
18
19
22
25
26
28
29
30
 
 
2
3
4
6
7
9
12
15
16
17
18
20
21
23
24
27
29
 
 
 
 
 
1
3
5
6
7
8
10
12
13
14
16
19
22
23
24
28
30
 
1
3
4
5
8
9
11
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
12
13
14
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
29
31
 
 
 
 
 
 
1
3
4
7
8
10
11
13
14
15
17
18
20
21
22
23
24
27
28
29
30
 
1
3
5
7
8
9
10
11
12
13
16
17
19
20
21
22
23
26
27
28
30
31
Все рубрики

Мнение >>

К 90-летию Иннокентия Смоктуновского

Космический Моцарт

Когда 4 августа 1994 года вдруг не стало Иннокентия Смоктуновского, один знакомый сказал: «Все кончилось». Это было в шумной компании, никто не обратил тогда внимания на его слова, решив, что это фигура речи, простительная в состоянии крайнего огорчения. Может, тот человек и правда не хотел выходить на глобальные обобщения, но сейчас, по прошествии более чем двадцати лет, понимаешь, насколько фатально прав он был.

Космический Моцарт

Нет-нет, не дождетесь фразы «Со смертью Смоктуновского ушла эпоха». Даже не из-за банальной пошлости этой фразы, а прежде всего потому, что это не так. Со смертью Смоктуновского ушла не эпоха – остановилось дыхание искусства. Смоктуновский был дыханием нашего кино. Конечно, он был не один в нашем кино и театре, было много замечательных, отличных, талантливых. Они были жизнью, плотью, но только Смоктуновский был дыханием – он словно оправдывал своей жизнью на экране существование самого молодого из искусств. Если бы кино не было, его надо было придумать только ради крупных планов Смоктуновского. Его глаза смотрели с экрана одновременно сотней оттенков, они могли за одну секунду обрадоваться, отчаяться, возненавидеть, насмешить. Ни один актер на просторах страны не умел так жить на экране.
Как-то, возвращаясь вместе с гастролей, оказались рядом в самолете Олег Ефремов и Смоктуновский. «Кеша, как я сегодня играл?» - спросил Ефремов. – «Замечательно, Олежек, просто прекрасно», - искренно ответил Смоктуновский. – «А какой я вообще актер?» - «Ты, Олежек, превосходный актер, очень-очень талантливый». – «А ты? Ты сам – какой актер?» - «Я-то? Я – космический», - не сразу ответил Иннокентий Михайлович, вглядываясь в черное небо за иллюминатором.

Космический Моцарт

Нет уже на свете того человека, который сказал молодому Смоктуновскому: «Молодой человек, даже не думайте пытаться устроиться в кино – у вас совершенно не киногеничное лицо». Как бы хотелось посмотреть тому человеку в глаза! Но наверное, не каждому дано разглядеть космос. Тогда, в 50-е, кто только не сказал Смоктуновскому, что у него неподходящее лицо, что у него недостаточно таланта, что он всем надоел, что ладно, мы вас так и быть возьмем в Театр киноактера, только вы никогда в кино не проситесь – все равно не возьмут. Разглядел только Михаил Ромм, искавший для эпизода молодого актера. Привели Смоктуновского. Даже вроде как извинились – дескать, хотелось бы получше, но получше никого не нашли, берите уж этого, завалящего. Авось не испортит фильм. Оказалось, что Смоктуновский, уже поигравший в театре, совсем не умеет играть в кино. А актерского образования у него и вовсе не было. Он был зажат, вечно смущен. Пришлось делать десятки дублей, прямо на съемочной площадке актеры начали ворчать, чтобы этого никому не известного бездарного парня выгнали и взяли кого-то поталантливее. А Ромм вдруг зашипел на них: «Немедленно прекратите мышиную возню, вы думаете – он ничего не чувствует? Вы же ему мешаете. Вы что – не видите, какой он талантливый?!» А они и правда не видели. Как не видели многие.

Князь Мышкин

А дальше… Дальше он зажмурился и шагнул в славу. Она, такая разборчивая, видно, слишком долго его искала – с такой силой и страстью она накинулась на вчерашнего провинциального неудачника.
Смоктуновский был наделен какой-то нечеловеческой, компьютерной органикой, которая была выше любого актерского таланта. И это первым понял даже не Ромм – первым это понял Георгий Товстоногов, увидевший Смоктуновского в фильме «Солдаты» и мгновенно взявший его на роль князя Мышкина. Труппа возненавидела Смоктуновского – выскочка, парвеню, кто ты вообще такой?! Но даже недруги замирали, когда Смоктуновский выходил на сцену. И достаточно было одной секунды, чтобы ощутить эту нечеловеческую органику. «У тебя женщины-то были?» - спрашивал Рогожин, которого играл Евгений Лебедев. – «Нет, не имею такого опыта», - смущенно отвечал Мышкин и вдруг заливался краской. Заливался весь, от кончиков пальцев до корней волос. На каждом спектакле. Зрители специально ходили по несколько раз, чтобы удостовериться – да, действительно всякий раз. В этом была какая-то загадка на уровне актерской физиологии.

Дядя Ваня

Его герои добры какой-то глубинной, необъяснимой добротой. Та лучезарная доброта, с которой вышел к зрителям его Мышкин, - оказалась неисчерпаемой, бесконечной, ее хватило на все роли Смоктуновского. Его Гамлет нес доброту одиночества, Илья Куликов из «Девяти дней одного года» - интеллектуальную, Деточкин – инопланетную, Порфирий Петрович – философскую, царь Федор Иоаннович – мужественную, Войницкий в «Дяде Ване» - трагическую. Даже Сальери у него оказался умнее и добрее Моцарта, просто несчастнее и нелепее в трагическом осознании сиюминутности своего таланта на фоне моцартовской вечности. Даже законченный негодяй Иудушка Головлев в исполнении Смоктуновского нес доброту – изуродованную, препарированную подлостью, не сумевшую вырваться из-под залежей злобы.

Моцарт и Сальери

На восходе своей актерской жизни Смоктуновский сыграл Моцарта в «Моцарте и Сальери». Этот Моцарт был похож на ветер – легкий, почти невесомый, он едва касался жизни кончиками пальцев, и из-под пальцев лилась музыка. Смоктуновский и сам был Моцартом – казалось, что любой его образ, любая роль сами плетут свои кружева, а он лишь вдыхает в них жизнь.
Смоктуновский действительно космический актер – он словно вдыхал Вселенную и отдавал дыхание искусству. Таких актеров у нас больше не было. Возможно, уже и не будет.

Екатерина Барабаш

обсуждение >>

№ 9
рагнит   12.08.2016 - 10:30
когда актер говорит, что " я - космический..." читать далее>>
№ 8
serafima_v   31.03.2015 - 22:30
... "Подобные статьи" пишутся для поклонников. Аналитика -что имеется в виду, кстати говоря? - она во всяких умных книжках о кино и театре имеется. Кстати, если о Смоктуновском говорить, то... читать далее>>
№ 7
Маховецкий   31.03.2015 - 22:22
А зачем аналитика Смоктуновского? Есть персоны, которые для нескольких поколений зрителей, легко обходятся без аналитики. Их можно просто чувствовать. ... читать далее>>
№ 6
Кристофер Робин (Лондон)   30.03.2015 - 00:39
Всё-таки, хотелось бы, чтобы в подобных статьях помимо эмоций и лирики была ещё и аналитика. читать далее>>
№ 5
Телезритель из Питера (СПб)   29.03.2015 - 23:28
Иннокентий Смоктуновский относится к тем актёрам, которые образуют золотой фонд нашего кинематографа. Тех, без которого не существует российского (советского) кино. Сколько не смотрю "Гамлета"... читать далее>>

Афиша кино >>

боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2024
драма, мистика, триллер, фильм ужасов, экранизация
Южная Корея, 2003
драма, комедия, мелодрама
Германия, Франция, Швейцария, Япония, 2023
исторический фильм, спортивный фильм
Франция, 2024
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Канада, Франция, 2024
комедия, приключения, семейное кино
Новая Зеландия, 2024
комедия, семейное кино
Россия, 2024
детский фильм, музыкальный фильм, семейное кино
Россия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен