Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Каменный цветок Александра Птушко

20 апреля
2015 год
 
 
 
1
2
4
6
9
10
11
12
14
16
17
18
20
22
26
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
4
5
7
8
10
11
13
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
3
5
7
8
9
11
13
15
17
19
21
22
24
27
29
30
 
 
2
4
5
6
9
10
13
14
16
17
19
20
21
22
24
26
27
30
 
 
 
 
2
5
6
8
9
10
12
14
16
20
22
23
24
25
26
28
30
1
2
5
8
9
10
11
13
14
18
19
22
25
26
28
29
30
 
 
2
3
4
6
7
9
12
15
16
17
18
20
21
23
24
27
29
 
 
 
 
 
1
3
5
6
7
8
10
12
13
14
16
19
22
23
24
28
30
 
1
3
4
5
8
9
11
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
12
13
14
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
29
31
 
 
 
 
 
 
1
3
4
7
8
10
11
13
14
15
17
18
20
21
22
23
24
27
28
29
30
 
1
3
5
7
8
9
10
11
12
13
16
17
19
20
21
22
23
26
27
28
30
31
Все рубрики

>>

115-летие Александра Птушко и 80-летие фильма «Новый Гулливер»

Каменный цветок Александра Птушко

Так уж совпали два знаменательных события - юбилей картины «Новый Гулливер», которая стала прорывом в области объёмной мультипликации (всё-таки многим привычнее прежний термин, нежели «анимация»), и ещё более славная дата - 115 лет со дня рождения выдающегося мастера кино Александра Лукича Птушко.

Каменный цветок Александра Птушко

Правда, насчёт «Нового Гулливера» неожиданно обнаружились разночтения. Судя по печатным материалам осени 1934 года, лента была уже готова и ожидала выпуска к 17-летию Великого Октября. Несомненно, что в каком-то виде (пусть и частично) демонстрировалась на Венецианском кинофестивале в сентябре 1934 года, поскольку оказалась отмеченной призом жюри в составе советской программы и даже заслужила особое упоминание за смелые поиски оригинальности. В самом начале марта 1935 года, будучи включённой в конкурсную подборку «Мосфильма» на I Международном кинофестивале в Москве, получила грамоту, где в обосновании было также сказано о большом формальном мастерстве, а не только об идейной насыщенности и правдивости.

Каменный цветок Александра Птушко

Видимо, и в кинопрокат этот фильм вышел 25 марта, а не 25 августа (как указано в ряде источников), потому что отклики в прессе появились именно в конце марта.
В любом случае, как раз с «Нового Гулливера» началась подлинная слава Птушко - в том числе и в мировом кинематографе. Потому что его новаторские технические эксперименты неразрывно были связаны с сутью рассказываемых историй. Более того - подобно Даниле-мастеру, молодому герою «Каменного цветка», этот режиссёр всегда стремился ухватить и воспроизвести в собственных произведениях зачастую ускользающую, никак не дающуюся в руки, нередко мимолётную, как иллюзия, столь прихотливую и переменчивую, но неудержимо манящую, некую животворную стихию, чьей энергией призвано питаться искусство.

Каменный цветок Александра Птушко

Если всмотреться внимательнее, многие картины Александра Птушко на самом-то деле повествуют не только о возможности реализации даже призрачных надежд и мечтаний, но и о благотворной роли созидания в широком смысле этого слова. Поскольку подлинными творцами могут оказаться, помимо художников или тех, кто занимается настоящим ремеслом, вполне обычные люди, просто умеющие и способные, что называется, грезить наяву - начиная со старшеклассника, которому приснились похождения Гулливера в стране лилипутов. Да и последняя лента Птушко - вольный пересказ поэмы «Руслан и Людмила» (а к Пушкину он обращался не раз - и в ранней короткометражке «Сказка о рыбаке и рыбке», и в одной из поздних работ «Сказка о царе Салтане») - как бы подводит итог почти сорокалетнему художественному опыту по воплощению на экране «преданий старины глубокой».

Каменный цветок Александра Птушко

И книги как проводники в иной мир («Новый Гулливер» и «Золотой ключик»); и малахитовая ваза, уподобленная живому цветку («Каменный цветок»); и гусли («Садко»), и кантеле («Сампо»), звучание которых производит настолько покоряющее впечатление, что может спасти одного человека и целый народ; и алые паруса корабля, благодаря чему казавшаяся несбыточной мечта становится реальной («Алые паруса»)… Александр Птушко - фактически поэт кино, который делает невозможное действительно возможным, воплощает самые невероятные фантазии, а главное, сам верит в то, что любая иллюзия подлинна, если только сильно захотеть её осуществления.

Каменный цветок Александра Птушко

В конце концов, кинематограф - это лучший способ одушевления даже того, что вроде бы не живо (вспомним, что «анимация» имеет один корень с латинским словом «анима», то есть «душа»). Сказочная или просто сказовая сущность практически всех произведений этого мастера кино - словно избранная им манера иносказания, с помощью которой автор проговаривается о более сущностном и вечном, нежели какие-то текущие злободневные темы (вот в этом плане спустя десятилетия можно предъявить определённые претензии творцу, излишне прямолинейному и чересчур социально-политически ориентированному в ряде фильмов).

Каменный цветок Александра Птушко

Но если вникнуть глубже, кино ведь такое искусство, которое является «сказкой о приобретённом времени» (перефразируя название одной из лент Александра Птушко, к тому же теснее связанной с современностью). И, опровергая классика, сказка - вовсе не ложь. Это вторая реальность, в чём именно и заключается её внутреннее родство с кинематографом, создающим параллельную действительность на основе уже существующей. Так что киносказочник Птушко был вдвойне творцом!

Каменный цветок Александра Птушко

Сергей Кудрявцев

обсуждение >>

№ 1
Да не важно   21.04.2015 - 00:00
Великий человек. читать далее>>
Ссылки по теме
Поиск по меткам
Кино-театр.ру в Telegram