Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

29 апреля
2015 год
 
 
 
1
2
4
6
9
10
11
12
14
16
17
18
20
22
26
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
4
5
7
8
10
11
13
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
3
5
7
8
9
11
13
15
17
19
21
22
24
27
29
30
 
 
2
4
5
6
9
10
13
14
16
17
19
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
 
2
5
6
8
9
10
12
14
16
20
22
23
24
25
26
28
30
1
2
5
8
9
10
11
13
14
18
19
22
25
26
28
29
30
 
 
2
3
4
6
7
9
12
15
16
17
18
20
21
23
24
27
29
 
 
 
 
 
1
3
5
6
7
8
10
12
13
14
16
19
22
23
24
28
30
 
1
3
4
5
8
9
11
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
12
13
14
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
28
29
31
 
 
 
 
 
 
1
3
4
7
8
10
11
13
14
15
17
18
20
21
22
23
24
27
28
29
30
 
1
3
5
7
8
9
10
11
12
13
16
17
19
20
21
22
23
26
27
28
30
31
Все рубрики

>>

Недавно в сети появилось что-то вроде "вирусного" мультипликационного видео, которое называется «Совы нежные». Мультфильм на песню французской группы Les Pires за неделю набрал пару сотен тысяч просмотров (сложно сказать точнее, поскольку видео было выложено параллельно на нескольких каналах).



Те, кто досмотрел его до финальных титров, могли узнать, что видео сделали 20 режиссеров из 10 городов. В создании приняли участие многие известные российские мультипликаторы: Иван Максимов, Алексей Алексеев, Алексей Будовский, Сергей Меринов, Наталья Березовая, Наталья Мирзоян, Саша Свирский, Рим Шарафутдинов, - а также заграничные режиссеры Михаил Тумеля и Юлия Рудицкая (Белоруссия), Моник Рено (Нидерланды), Наталья Скрябина (Украина), Марина Россе (Швейцария).

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

Все это зрелище, спродюсированное Сергеем Капковым (не тем, который был еще недавно культурным градоначальником Москвы, а вовсе даже киноведом и документалистом), создатели назвали диковинным для российской публики словосочетанием "анимационный джем".
Collaborative video, как это называется по-умному, или джем, или буримэ - жанр не то чтобы распространенный, но вполне известный в анимационном мире. Идея в том, что несколько режиссеров или аниматоров, или gif-художников (их число порой доходит до 80) делают по небольшому отрывку из фильма, обычно не зная и не видя, что делают их коллеги, а потом все это монтируется и получается, конечно же, феерическое зрелище.

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

Одним из первых знаменитых джемов стал фильм Anijam (18+). Он был сделан в 1984 году под общим руководством знаменитого американско-канадского мультипликатора Марва Ньюланда. В создании принимали участие 22 авторов. Каждый видел последний кадр отрывка, созданного его предшественником... ровно как в детской игре, когда нужно продолжить коллективное стихотворение, исходя из последней строчки. Рассказывают, будто в процессе работы аниматоры должны были синхронизировать свои отрывочки не под финальный саундтрэк (тот, который можно услышать в фильме), а под особую тайную запись, состоящую из звуков сексуального характера.

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

Спустя 7 лет тот же Ньюланд запустил еще один collaborative проект - Pink Komkommer (18+). Здесь у режиссеров была общая заставка: крошечная зарисовка про даму, которая заваривает чайник чая и тут же на стуле начинает клевать носом. Режиссерам Полю Дриссену, Стояну Дюкову, Дэйвиду Файну, Элисон Сноуден и другим предлагалось в своих фрагментах ответить на вопрос, что дама увидела во сне.

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

Конечно, в те 1980-90-е годы широкого распространения затея с джемами не получила. По понятной причине. Анимация и сама по себе - дело трудоемкое, а чтобы организовать такой масштабный международный копродюсинг в те доинтернетовские годы нужны были совершенно титанические усилия. Однако уже в 21-м веке этот любопытный жанр набрал неплохие обороты.
Принципы и характеры анимационных джемов бывают очень разными.
Например, GIF-Jam 2014 был создан на базе фестиваля Animation Breakdown (Лос-Анджелес). Здесь 38 gif-художникам предлагалось сделать по несколько секунд движения на музыку Поля Фрэйзера.

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

Подобным же образом появился фильм Megalizer II, где 16 французских аниматоров порознь работали над танцующей фигурой.

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

На Doodle Project задача ставилась сложнее, поскольку "коллективным" здесь было не только изображение (62 художника), но и звук (18 музыкантов и звуковиков).
На какой-то момент джем-сейшны так увлекли мультипликаторов, что была предпринята даже попытка создать специальный сервис для подобных целей. Он назывался This Exquisite Forest (Этот изысканный лес) и позволял каждому "посадить дерево" (то есть открыть некую анимационную ветвь, сказать первое слово), которое другие участники смогут расширить до целого леса. Однако, видимо, сервис не слишком прижился, ибо для подобных упражнений нужно, конечно, иметь много свободного времени и творческой охоты.

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

Довольно быстро стало понятно, что анимационное джемование (в английском существует соответствующий глагол to jam), хоть и увлекательно в процессе, однако редко имеет серьезный зрительский успех и высокий культурный смысл. Главная беда подобных видео в том, что зачастую они обладают только формальной цельностью и вне закадрового контекста (объясняющего, как именно создавался фильм) смотрятся странно, если не сказать плохо. Поэтому сегодняшние организаторы джемов стремятся найти какие-то более сильные доминанты.

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

Так, например, в Канаде (у этой страны, кажется, самая удачная история джем-экспериментов) был сделан недавно очень яркий анимационный джем под названием «Клейкие желтые заметки» : 15 канадским мультипликаторам предложили снять зарисовки на желтых стикерах для заметок. Тема: мои планы.

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

В команду вошли авторы преимущественно комедийного толка: Поль Дриссен, Корделл Баркер, Дэйвид Файнс и Элисон Сноуден, - и их "планы на день" оказались весьма увлекательными. «1. Сидеть. 2. Дышать. 3. Повторить», «Позволить собаке разобраться с полицейским, который ложно ее обвинил», «Пойти на работу (уф!)».

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)
Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

Однако, пожалуй, самым сильным высказыванием в этом ключе стал мультфильм «И по сей день». Созданный по устному стихотворению Шейна Кочана, фильм рассказывает о школьной травле и ее последствиях. Драматичный, напряженный, страстный поэтический монолог посвящен судьбам тех детей, которых дразнили в школе и которые через всю жизнь пронесли комплексы и боль.

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

«И по сей день,
Несмотря на любящего мужа,
она не считает себя красивой
из-за родимого пятна,
которое занимает почти пол-лица.
дети дразнились, мол, она похожа на неверный ответ,
который попытались стереть...
они никогда не поймут,
что она растит двух детей,
чьи представления о красоте
начинаются со слова "мама",
потому что они видят ее сердце
раньше, чем ее кожу
».

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)



Пожалуй, именно этот проект заставил "джем"-технологию звучать иначе. Его делали 80 художников со всего мира, каждый по лоскутку, каждый в своем стиле и отношении излагал маленькую историю, которая, наверное, имела отношение к нему самому или кому-то из его близких. Полифоническое (по замыслу и исполнению) кино получилось из-за разностильности еще более нервным, напряженным, похожим на потрескавшееся зеркало, которое отражает множество судеб, множество лиц и глаз с пронизывающей их болью.

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

Фильм «И по сей день» выявил уникальную возможность collaborative video формировать своего рода художественную полифонию, которая сегодня вполне способна стать новым мощным трендом в анимационном кино. Конечно, для таких целей требуется отнюдь не свободное импровизирование, а следование четкому авторскому замыслу, однако при современных технологиях все возможно.

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

Одним из движений в этом же направлении можно назвать и недавнее студенческое кино «Через боярышник» (Through the Hawthorn - смотреть трейлер). Авторы его изображают встречу психиатра с молодым пациентом и его матерью. Этот момент описан через три экрана, каждый из которых как бы ведет рассказ от лица одного из участников событий и каждый из которых был самостоятельно санимирован отдельным режиссером.

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

Фильм получился интересным и можно не сомневаться, что у этой многоэкранной разнорежиссерской затеи найдутся еще продолжатели. Как знать, может, именно такое калейдоскопическое кино станет главным трендом последующих лет. В любом случае, опыты с коллективным видео - всегда по-своему любопытны, и наверняка мы увидим еще немало интересных работ в этом формате.

Совы нежные и прочий конфитюр (18+)

Маша Терещенко
Поиск по меткам
Антон Федотов: «Уверен, что нет человека, который не мечтал бы стать невидимкой, ходить сквозь стены или читать мысли»
Интервью
Антон Федотов: «Уверен, что нет человека, который не мечтал бы стать невидимкой, ходить сквозь стены или читать мысли»
Режиссер фэнтези-сериала «Наследники. Дар крови» – о любви к фантастике, артефактах, двигающих сюжет, и актерах, почувствовавших себя волшебниками
2 комментария
Кино-театр.ру в Telegram