Всем привет!
Сегодняшняя колонка – это торжественное (или не очень) закрытие моего блога на портале kino-teatr.ru. Продержался он (блог) без малого три года со средней периодичностью раз в две-три недели. И, прямо скажем, для отечественной мультипликационной журналистики это очень неплохо. Возможно, мы еще вернемся к жанру «колонки», но, определенно, это уже будет иной формат, с другими задачами и другими текстами.
Что же важного произошло за эти три года в нашей мультипликации? Много было и успехов, и провалов, и разочарований, но, пожалуй, есть одно событие, которое тянет на новость не то что трехлетия, а даже десятилетия: у нашей мультипликации появился новый символ. И это – девочка Маша из сериала «
Маша и Медведь».
Три с лишним года назад в газете «Новые известия» я писала о проблеме «безгеройности» в российской мультипликации. Тогда в финале текста я сделала предположение, что именно Маша станет «героем нашего времени»:
«
Она просто ребенок, которому хочется поиграть вне зависимости от того, радость ее игры приносят для окружающих или разрушение. Именно эта черта и делает Машу по-настоящему популярной (а сериал за три года существования стал третьим по известности национальным мультбрендом). И не просто популярной. Возможно, эта маленькая девочка и есть «герой нашего времени»? Времени, когда российское общество «обнулило» свой «нравственный счет» и готово заново познавать мир методом проб и ошибок – так, как это делает маленький ребенок, еще не умеющий отличать добро от зла, конструктивные действия от разрушительных, друзей от врагов, в общем, уверенный только в том, что сам он жив, и спонтанно делающий свою живость единственной однозначной ценностью» (
текст полностью).
На тот момент идея казалась смелой. Сегодня, когда эпизоды из сериала набирают сотни миллионов просмотров каждый (у серии «Маша + каша» их уже почти 600 млн.), становятся лидерами ютуба по разным номинациям, транслируются, считай, в 40 странах мира… Пожалуй, пора уже говорить о том, что Маша претендует на звание героя не только российского нашего времени. У нас же эта девочка действительно стала настоящим символом мультипликации, оттеснив на второй план и Чебурашку, и Волка с зайцем.
Конечно, у «МиМ» были отличные «вводные»: талантливый замысел
Олега Кузовкова, неиссякаемая энергия директора студии
Дмитрия Ловейко, блистательный профессионализм режиссеров (
Олега Ужинова,
Натальи Мальгиной), аниматоров, художников и сценаристов, немалые бюджеты (за что, к слову, благодарить нужно в основном не минкульт с фондом кино, а частных инвесторов)… Но, прямо скажем, хорошие вводные есть у многих проектов, и качественных, смешных, увлекательных сериалов даже в России делается достаточно.
Однако именно "Маше" лучше, чем другим, удалось попасть в точку, в какой-то общественный нерв.
Почему Машу так полюбили в России – более-менее понятно. Веселый и беззаботный, истинно русский и теперь уже успешный сериал - хороший повод для национальной гордости (а именно на это чувство у нас в последнее время особенно высокий спрос).
Но в "Маше" есть и нечто большее, то, что обеспечило сериалу международный успех, то, что делает его, несмотря на яркую этническую окраску, совершенно универсальным.
Конечно, это и детско-родительская тема, актуальная везде и во все времена. И славный Машин характер, такой живой, непосредственный, жинерадостный. И жанр клоунады, нынче редкий для мультипликации, но некогда более чем популярный (
«Микки Маус»,
«Том и Джерри»,
«Розовая пантера» - перечислять моожно бесконечно).
Ну да, не только ведь Россия переживает ценностные кризисы: на фоне катастрофических предчувствий Третьей Мировой (вон знаменитые ядерные часы показывают три минуты до… и это чуть ли не худшее положение "стрелок" за всю историю их существования), разочарования в демократических системах и тяжелых споров о пределах толерантности… на фоне этого всего не только жителям России, но и гражданам других стран хочется найти ту точку, в которой мы все согласимся друг с другом.
И, пожалуй, в «Маше и Медведе» эта точка находится проще и легче, чем во многих других проектах. Рассказывая об обычных, всем понятных и близких вещах, эпизоды проекта и рассказывают о них тоже очень понятным образом. В отличие от многословных, сложносюжетных сериалов нашего времени, "Маша и Медведь" обходится без литературщины и фабульных нагромождений, опираясь, в первую очередь, на пластику, мимику, движения персонажей. Ведь язык тела ребенок начинает понимать раньше, чем речь, язык тела не требует перевода, он одинаково ясен и для профессора Гарварда, и для австралийского фермера… а главное, именно этот язык наиболее универсален, именно он более всего напоминает нам, либералам и консерваторам, американцам и русским, умным и глупым, какие мы все же одинаковые, несмотря на все свои различия.
Несколько лет кто-то (кажется, это был японский премьер-министр) сказал, что «аниме спасет мир». Нет, разумеется, премьер (или кто бы то ни было) преувеличивал. Вряд ли мультипликация обладает такой силой. Но несомненно хороший анимационный фильм имеет гигантский миротворческий и объединяющий потенциал. «Маша и Медведь» с ее ошеломительным международным успехом - прекрасный тому пример.
Сегодня о "Маше" много уже говорят, как о нашем, российском успехе, очередной "победе русского оружия". Но это неверно и жаль было бы видеть эту ситуацию таким образом. Потому что не "нашего" и не "оружия" это победа, а скорее уж небольшое трогательное торжество детского взгляда на жизнь. Хорошая возможность напомнить самим себе, что все мы вышли из такого вот маленького ребенка с его очень простыми радостями и горестями, с его любознательностью, неуемной энергией, любовью к миру и окружающим. И что на самом деле нам не нужны ни войны, ни деньги, ни национальная гордость, чтобы чувствовать себя живыми.
обсуждение >>