Как работает российская Гильдия актерских агентов
В середине 2000-х несколько российских актерских агентств объединились в Гильдию – некоммерческую общественную организацию, в которую в настоящий момент входят агенты, агентства и кастинг-директора. Мы поговорили с основателями Гильдии о том, в чем заключается их работа, по каким правилам развивается их деятельность и чего им удалось достичь за последний год.
В зарубежном кинобизнесе к актерским агентам впору применять приставку «супер» – в Голливуде без их ведома не заключают контракты, не дают интервью и, кажется, даже не заказывают обеды. Именно этим труженикам тыла звезды обязаны своим статусом не меньше, чем природному таланту. В России все это – как и кинопроизводство в целом, в сравнении с тем же Голливудом – по-прежнему terra incognita. И агентам, коими постепенно учатся обзаводиться отечественные исполнители, пока что самим приходится отстаивать право на место под солнцем – защищать его, так же усиленно, как права своих подопечных.
«Первые несколько лет мы учились друг с другом общаться, искать точки соприкосновения, учились какой-то профессиональной этике, – рассказывает президент
Гильдии актерских агентов и директор агентства АГНИ-кино
Мария Проконичева. –
Чтобы чувствовать себя не конкурентами, а коллегами и соратниками». Это действительно прописано даже в уставе, в пунктах которого на первом месте такие фразы, как «создавать комфортную атмосферу для работы», «быть корректными и вежливыми», «добросовестно исполнять свои обязанности».
Главный вопрос – зачем вообще нужны актерские агенты и какую пользу они приносят своим клиентам и индустрии в целом?
«Смысл работы агента – помощь, – считает
Марина Карнаева. –
Актерам важен материал, работа в кадре, они не всегда могут подойти к телефону, даже когда нужна срочная информация по графикам. Все организационные вопросы проще обговаривать с агентом, а не с актером, который в первую очередь должен думать о творчестве».
Судя по рассказам, для подопечных агенты становятся почти членами семьи, с которыми они делятся не только профессиональными, но порой и личными проблемами. Для этого на связи приходится быть 24 часа 7 дней в неделю. Результат такого тесного взаимодействия идет в дело: зная особенности и предпочтения тех или иных актеров, агенты не только подбирают им роли, но и советуют – кому-то записаться на курсы английского или сценической речи, кому-то пойти в спортзал или к стоматологу, даже сменить фамилию.
«Меня мои актеры часто «на автомате» называют мамой – иногда даже обидно, особенно, когда ровесники», – в шутку жалуется Марина Карнаева.
На Западе, а сравнения неизбежны, вокруг любого мало-мальски востребованного актера разрастается целый штат помощников. Помимо агента, в обязанности которого входит поиск ролей, есть менеджеры, PR-специалисты, юристы, стилисты. Российские актеры такой роскоши себе позволить пока не могут, да и не очень, по мнению агентов, представляют, сколько и кому можно и нужно отдавать своих кровно заработанных. Таким образом, почти все вышеперечисленные функции берет на себя один человек.
«Мы читаем сценарии, обсуждаем их с актерами, вырабатываем стратегию работы – плюс на нас все графики, договоры, юристы, врачи, стилисты. Если агент хороший, он вынужден на себя все эти обязанности взваливать – независимо от того, сколько он получает», – рассказывает Мария Проконичева. А побывавшая на мастер-классе американского кастинг-директора Марина Карнаева уверена, что существующая в Америке структура не подходит для России, и нужно менять или систему в целом, или же приспосабливать договоры под российские реалии.
«У нас актер получает фиксированную ставку за роль, там – снявшись в эпизоде, можно получать отчисления от проката и продажи копий всю оставшуюся жизнь».
Среди прочих проблем, которые свидетельствуют скорее о далеком от совершенства состоянии индустрии, чем о качестве работы российских актерских агентов, – некорректное поведение «коллег». Гильдия ратует за то, что у актера должен быть только один официальный представитель. Только так можно нести ответственность за своих подопечных перед производящими компаниями. Поэтому среди участников Гильдии особенно не приветствуются агенты, которые работают с актерами над единичными проектами. Таким образом у артиста появляются сразу несколько агентов, каждый из которых отвечает за один конкретный проект и не заботиться о карьере своего подопечного в целом. Отсюда, как следствие, возникают «закрытые» кастинги – где кастинг-директор распоряжается, каких актеров предоставить режиссеру к рассмотрению.
«Мы стараемся добиться прозрачности», - говорит
Марина Холоднова, вице-президент Гильдии и директор агентства «First Choice». Прозрачность и легализация – своего рода негласный девиз Гильдии, члены которой стремятся дисциплинировать не только самих себя, но и тех, с кем приходится работать – от продюсеров до актеров, «существ трепетных» и не всегда ответственных. Отсюда и необходимость в договорах, пока индивидуальных, но в будущем – единого документа, которого обязаны будут придерживаться и агенты, и актеры, и кинокомпании. Над разработкой такого договора уже трудятся члены Гильдии.
«Актер должен быть преданным, не скакать от агента к агенту – таким, чтобы с ним можно было в разведку пойти», – с этим утверждением согласны все члены Гильдии.
Завоевывают эту преданность годами: ходят на студенческие показы чуть ли не с первого курса, присматриваются, следят. Участники Гильдии рассказывают, что работают, в том числе и с детьми: многие из тех, кому они с пяти лет подбирали роли в кино, сейчас успешно поступили в театральные вузы – не без помощи агентов, которые искали педагогов для подготовки к экзаменам. Ждать прибыли в этом случае не приходится, речь скорее об инвестициях в будущее, а результат напрямую зависит от интуиции самого агента. Немаловажный фактор при отборе актеров – личная, человеческая симпатия.
«Актер должен нравиться, должно быть совпадение взглядов, – уверена агент
Екатерина Палюлина. –
Иначе «предлагать» его режиссеру будет очень трудно». Особенно учитывая, что к рекламе, промо-турам и прочей самопрезентации многие актеры, по собственным наблюдениям агентов, все еще относятся с недоверием.
На вопрос о том, что делать, если актер практически требует достать ему конкретную роль, почти единогласно отвечают –
«Берем и достаем». Не всегда получается, но добиться, по крайней мере, приглашения на кастинг – уже победа, остальное, как говорится, в руках режиссера и продюсера. Агенты не скрывают, что сталкивались и с примерами «звездной болезни». Мария Проконичева в таких случаях учит подопечных соблюдать баланс:
«Я всегда говорю своим актрисам, что есть три человека на площадке, с кем они должны быть безупречны – оператор, режиссер и продюсер. А дома есть три человека для равновесия, с которыми можно покапризничать – это муж, мама и агент».
актриса
Анна Снаткина и агент Мария Проконичева
Вот такая доселе неизвестная кинопрофессия - актерский агент - становится в нашей стране все более важной и нужной. А Гильдия не только объединяет агентов и кастинг-директоров, но и активно сотрудничает с Ассоциацией продюсеров (АПКиТ) - год назад был подписан меморандум между Гильдией и Ассоциацией. И это очень помогает в работе и открывает для актеров Гильдии больше возможностей.
Участники Гильдии пришли к пониманию, что их основная цель – существовать как общественная организация по определенным правилам и развиваться на рынке киноиндустрии со «здоровой» конкурентоспособностью. При этом они, безусловно, собираются расширяться, и будут очень рады видеть в своих рядах агентов и агентства, которые готовы работать по установленному своду правил.
обсуждение >>