Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Свет незабытых предков

23 мая
2015 год
 
 
 
1
2
4
6
9
10
11
12
14
16
17
18
20
22
26
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
4
5
7
8
10
11
13
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
3
5
7
9
11
13
15
17
19
21
22
24
27
29
30
 
 
2
4
6
9
10
13
14
16
17
19
21
22
24
26
27
30
 
 
 
 
2
5
8
9
10
12
14
16
20
22
23
24
25
26
28
30
1
2
5
8
9
10
11
13
14
18
19
22
25
26
28
29
30
 
 
2
3
4
6
7
9
12
15
16
17
18
20
21
23
24
27
29
 
 
 
 
 
1
3
5
6
7
8
10
12
13
14
16
19
23
24
28
30
 
1
3
5
8
9
11
13
14
15
16
17
19
20
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
7
8
9
12
13
14
16
17
18
19
20
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
 
1
3
4
7
8
10
11
13
14
15
17
18
20
21
23
24
27
28
29
30
 
1
3
5
7
8
9
10
11
12
13
16
17
19
20
21
22
23
26
27
28
30
31
Все рубрики

«Моё отечественное кино» с Сергеем Кудрявцевым >>

60 лет феномену Сергея Параджанова

Свет незабытых предков

Довольно распространено мнение, что истинный кинематограф Сергея Параджанова начался только с фильма «Тени забытых предков», поставленного этим режиссёром уже в сорокалетнем возрасте. Однако и в дебютной ленте «Андриеш», созданной десятилетием ранее двумя молодыми выпускниками ВГИКа - Яковом Базеляном и Сергеем Параджановым, уже можно при желании заметить типичные черты параджановского стиля. Эта картина вышла на экран в самом конце мая 1955 года, так что следует считать, что исполнилось ровно 60 лет феномену Параджанова.

Свет незабытых предков

Вероятно, его гораздо выше оценивают в зарубежных странах - и на Западе, и на Востоке, о чём свидетельствует, в частности, совсем свежий пример: включение ленты «Цвет граната» в специальную программу мировой классики на 18-м Шанхайском международном кинофестивале класса «А». Кстати, оператор данного фильма Сурен Шахбазян также сотрудничал с Сергеем Параджановым ещё на съёмках «Андриеша» - и по некоторым кадрам (допустим, тот момент, когда крупно показывается лицо гайдука, вдруг повернувшегося к нам уже в обличье злого Чёрного Вихря) вполне можно подумать, что это - предвосхищение схожих планов из экранного повествования об армянском поэте Саят-Нове. Или же обращает на себя внимание короткая сцена с большой люлькой, обречённо и потерянно висящей посреди уничтоженного дома. Или запоминается ракурс, с которого снята одинокая и словно тоже покорёженная ива со сплетёнными ветвями, которые осторожно и нежно должен распутать мальчик-пастушонок по имени Андриеш.

Свет незабытых предков

Вообще представляется, что в первые двадцать минут этой киноверсии молдавской сказки в поэтическом переложении писателя Емилиана Букова черты параджановской поэтики особенно ощутимы. Но вот в последующем изложении событий начинают превалировать действительно сказочные, а не легендарно-поэтические мотивы, что порою выглядит даже наивно, как в эпизодах с полётом Андриеша на лошади. И есть некоторая чрезмерность и аффектация в манере игры большинства актёров - а ведь позднее Параджанов придёт именно к скупости, лаконичности и некоторой отстранённости существования исполнителей на экране. Как ни парадоксально, мальчик-непрофессионал в «Андриеше» кажется более естественным и живым, поскольку и не пытается играть. Он - будто посторонний участник этого феерического действа, наблюдающий за всем чуть сбоку.

Свет незабытых предков

И, между прочим, имеются в этой картине не только стихотворные, песенные и хореографические моменты, но и неожиданно бессловесные сцены, как бы с выключенным звуком, что как раз подчёркивает ещё столь раннее стремление Сергея Параджанова словно к пантомимической организации кинематографического пространства. Это уже выдаёт в нём наличие особого кинопоэтического дара, который, разумеется, проявится более определённо в лучший период творчества самобытного художника. Однако знать, откуда и что взялось, тоже ведь крайне интересно. Кстати, по неведомой ассоциации почему-то вспоминалась при просмотре «Андриеша» дипломная короткометражка «Каток и скрипка» Андрея Тарковского, хотя между ними нет ничего общего, за исключением того, как исподволь вызревает в начальных опытах узнаваемый индивидуальный стиль автора.

Свет незабытых предков

Сергей Кудрявцев
Ссылки по теме
Смотреть онлайн на нашем сайте:
Тени забытых предков
Каток и скрипка
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

научная фантастика, триллер
Латвия, 2016
приключения, сказка, фэнтези
США, 2019
детский фильм, семейное кино
Норвегия, 2018
фильм ужасов
США, 2019
комедия
США, 2019
биография, драма, криминальный фильм
США, 2019
боевик, комедия, криминальный фильм, экранизация
Франция, 2018
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Италия, США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен