День Победы на Каннском кинофестивале
По случаю полувекового юбилея советского военного фильма
«Жаворонок», который имел большой успех в нашем кинопрокате (27,4 млн. зрителей), а также участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля в 1965 году (о чём мало кто помнит теперь), решил я заинтересоваться вопросом: насколько со вниманием относились устроители этого престижного киносмотра именно в юбилейные годы Великой Победы к картинам из СССР и России? Принимали ли в расчёт ленты на военную тему? Ведь сейчас в Канне ни в одну из четырёх программ вообще не взяли полнометражные российские фильмы, чего не было, между прочим, с 2005 года - то есть и на 60-летие Дня Победы отечественное кино тоже оказалось полностью проигнорированным на набережной Круазетт.
А всё начиналось-то весьма радужно! В 1946 году на торжественном открытии самого первого Каннского фестиваля, который состоялся тогда не в мае, а в сентябре, показали документальный фильм
«Берлин» Юлия Райзмана. И в конкурсе участвовали 6 советских картин, в том числе
«Великий перелом» Фридриха Эрмлера,
«Человек № 217» Михаила Ромма и
«Зоя» Лео Арнштама, которые рассказывали о событиях недавно окончившейся войны. И все они были, между прочим, отмечены призами, как и упомянутая лента Райзмана.
В 1950 году киносмотр в Канне вообще не проводился. А спустя пять лет присутствовали в конкурсной программе
«Герои Шипки» Сергея Васильева (пусть этот фильм и про другую войну, однако не остался без премии за режиссуру) и
«Большая семья» Иосифа Хейфица, которая знаменовала, можно сказать, процесс «возвращения к жизни» и на экране, и в реальной действительности не только после военного лихолетья, но и продолжительной по времени сталинской диктатуры. Поэтому даже симптоматично, что в 1955 году на Каннском фестивале особо поощрили именно актёрский ансамбль в «Большой семье» за создание как раз привлекательных с человеческой точки зрения образов «простых людей». Вдобавок награду заслужила картина
«Ромео и Джульетта» Лео Арнштама и Леонида Лавровского, а отдельного упоминания удостоилась балерина
Галина Уланова.
А 1960 год стал временем триумфа для фильмов
«Баллада о солдате» Григория Чухрая (и такой взгляд на войну был по-настоящему новым и необычным) и
«Дама с собачкой» Иосифа Хейфица. И ещё в конкурсе наличествовала третья советская картина -
«Неотправленное письмо» Михаила Калатозова, единственного за всю историю нашего обладателя «Золотой пальмовой ветви», доставшейся двумя годами ранее за этапную работу военной тематики
«Летят журавли», подлинно новаторскую и произведшую оглушительное впечатление на кинематографистов всего мира.
В какой-то степени можно посчитать наследником лент «Летят журавли» и «Баллада о солдате» включённого в конкурсную программу уже в 1965 году фильм «Жаворонок» Никиты Курихина и Леонида Менакера, хоть и обошедшийся без призов, несмотря на приглашение в жюри писателя
Константина Симонова, который немало сделал в литературе и кино для осмысления опыта и последствий минувшей войны. Однако есть свой резон в том, что всё-таки отметили дипломом исполнение главной женской роли актрисой
Верой Кузнецовой (
«Жили-были старик со старухой» Григория Чухрая), которая оказалась дважды поощрённой в Канне, поскольку прежде была в составе награждённых за «Большую семью».
Но вот дальше у отечественных кинематографистов начали возникать большие сложности как с попаданием в различные каннские программы, так и с получением призов. 1970 год стал абсолютно пустым в плане присутствия на набережной Круазетт. А к 30-летию Великой Победы нашим киночиновникам удалось с громадным трудом буквально пропихнуть в конкурс вместо выпрашиваемого французами
«Зеркала» Андрея Тарковского фильм
«Они сражались за родину» Сергея Бондарчука, а в жюри -
Юлию Солнцеву, которая и раньше представляла какой-то интерес для Запада лишь в связи с творчеством
Александра Довженко. Кстати, одна из самых спорных и даже вызывающих недоумение премий в истории Каннского фестиваля - за натужную и искусственную военно-эпическую
«Повесть пламенных лет» в неюбилейном 1961 году, выданная, пожалуй, на волне тогдашнего энтузиазма Запада по поводу советского «кино оттепели».
Совсем странная ситуация случилась в 1980 году. Устроители всё-таки смогли выклянчить у Госкино
«Сталкер» Андрея Тарковского, но показали почему-то на специальном внеконкурсном сеансе, что не помешало экуменическому жюри дать картине свою награду. А в 1985-м участие СССР в Канне ограничилось параллельными секциями, где были представлены
«Милый, дорогой, любимый, единственный» Динары Асановой и
«Голубые горы, или Неправдоподобная история» Эльдара Шенгелаи.
Зато отыгрались, как говорится, по-крупному пять лет спустя, когда вернулась мода на всё советское в связи с перестройкой и гласностью. В основном конкурсе поощрили
«Мать» Глеба Панфилова и
«Такси-блюз» Павла Лунгина, а за дебют (пусть он таковым не являлся!) наградили
«Замри, умри, воскресни» Виталия Каневского, горький рассказ о послевоенном детстве. Из других представленных лент (
«Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» Сергея Соловьёва,
«В городе Сочи тёмные ночи» Василия Пичула,
«Первый этаж» Игоря Минаева,
«Человек, которого не было» Пеэтера Симма и
«Лебединое озеро. Зона» Юрия Ильенко) отметили призом ФИПРЕССИ последнюю из названных - в немалой степени из-за автора сценария
Сергея Параджанова, описавшего годы своего пребывания в тюрьме.
Последующие времена связаны, увы, с усиливающейся потерей интереса Каннского кинофестиваля к тому, что происходило в России и в её кинематографе. Это подтверждается фактами малочисленного присутствия наших фильмов в разных секциях. Например, в год 50-летия Великой Победы показали лишь в параллельных программах
«Музыку для декабря» Ивана Дыховичного, анимационную короткометражку
«Лев с седой бородой» Андрея Хржановского и документальную ретроспективную картину
«Время путешествия» Андрея Тарковского и Тонино Гуэрры.
Спустя 5 лет всё-таки принимала участие в основном конкурсе лента
«Свадьба» Павла Лунгина и удостоилась диплома жюри за актёрский ансамбль. А вот в 2005 году, как уже было сказано, вообще не было ни одного российского фильма во всех программах Канна. И только в год 65-летия довольно неожиданно среди картин, состязавшихся за главный приз, оказалось военное продолжение
«Утомлённых солнцем» Никиты Михалкова с подзаголовком «Предстояние» (впрочем, этому могло поспособствовать воспоминание о каннском успехе оригинала в 1994 году).
Справедливости ради, надо отметить, что и в неюбилейные годы Великой Победы были случаи не только включения наших лент отчасти с военной тематикой в конкурс Каннского фестиваля (допустим, в
«Русском ковчеге» Александра Сокурова есть одна сцена, которая относится к периоду блокады Ленинграда), но и их награждения. Актриса
Елена Соловей получила в 1981 году премию за лучшую второплановую роль в
«Факте» Альмантаса Грикявичюса,
«Молох» Александра Сокурова удостоился в 1999 году приза за сценарий
Юрия Арабова, а в 2012 году премия ФИПРЕССИ досталась фильму
«В тумане» Сергея Лозницы.
Но нынешнее игнорирование российского кино является, пожалуй, демонстративным - в год 70-летия Великой Победы, когда главы многих государств не хотят приезжать на празднование в Москву, а деятели культуры тоже присоединяются косвенно к своеобразному бойкоту страны, которая потеряла доверие в мире.
обсуждение >>