30 июля 2015 года отметит 45-летие Кристофер Нолан – англо-американский режиссёр, сценарист и продюсер – киноэстет, чьи фильмы таят в себе многослойный авторский подтекст и одновременно занимают лидирующие позиции по сборам в кинотеатрах.
Нолан родился в семье американской стюардессы и англичанина - менеджера по рекламе. С рождения он страдал дальтонизмом и не различал красные и зелёные цвета. Тяга к кинематографу появилась у Кристофера в 7 лет, когда он впервые посмотрел фантастическую сагу
Джорджа Лукаса «Звёздные войны». Он был в таком восторге от космических баталий и схваток на лазерных мечах, что вскоре стал брать у отца камеру Супер-8 и занялся съемками собственных небольших кинороликов. Его первыми актёрами стали игрушечные солдатики, а съемочная площадка была ничем иным, как импровизированным полем боя на пёстром домашнем ковре.
В 1996 году, когда Нолан учился в Университетском колледже Лондона на факультете английской литературы, он дебютировал на Кембриджском кинофестивале со своей кинолентой
«Larceny» («Воровство»). Главную роль в короткометражке исполнил друг Нолана -
Джереми Теобалд. Уже через год эти же товарищи показали публике мрачную сюрреалистическую короткометражку
«Жук-скакун» («Doodlebug»)- историю об одержимости человека, которая эволюционирует в маниакальную тягу к саморазрушению. В трёхминутном фильме главный герой, находясь в состоянии параноидальной паники, истерично ловит некое насекомое, бегающее по кухне. Причиной паники героя оказывается не таракан, не паук… Это уменьшенная копия самого владельца квартиры. Наконец, загнав маленького себя в угол, мужчина, предвкушающий сладость возмездия, безжалостно опускает ботинок, и в это же время за его спиной уже опускается сверху гигантский ботинок его гигантской копии.
Первый полнометражный фильм Кристофер Нолан снял в 1998 году. Для запуска производства он основал собственную продюсерскую компанию Syncopy Films. Сопродюсером и исполнителем главной роли в фильме
«Преследование» («Following») стал уже привычный Джереми Теобалд. Картина рассказывала историю безуспешного писателя по имени Билл, который черпал вдохновение, тайно наблюдая за людьми. Однажды его навыки скрытого преследования дают сбой, и очередная мишень Билла - некто Кобб - уличает писателя, но затем герои находят общий язык и становятся приятелями. Кобб, промышляя кражами со взломом, приобщает нового товарища к своему ремеслу, и вот они уже вместе «посещают» квартиры ничего не подозревающих граждан. Сам фильм Нолан снял всего за 6 тысяч долларов. В прокате же он собрал 43 тысячи. Это был безоговорочный успех: авторские фестивали типа «Slamdance» включили киноленту в свои программы, а крупные голливудские продюсеры начали присматриваться к талантливому новичку Нолану.
По-настоящему Нолан «выстрелил» в 2000-ом году с фильмом
«Помни» («Momento»), который снял по рассказу своего младшего брата Джонатана. В этой картине уже начал проявляться фирменный стиль режиссёра: нетривиальный интригующий сюжет, атмосфера неведения и находчивая манера подачи сюжета. Фильм строится вокруг страхового детектива Леонарда Шелби (
Гай Пирс), который страдает редким заболеванием – потерей кратковременной памяти. Оригинальность сюжета заключается в том, что клубок воспоминаний начинает раскручиваться с конца. Зритель, как бы вместе с главным героем, вспоминает предшествующие события шаг за шагом. На сегодняшний день «Помни» занимает 44-ое место в топе IMDb.
Нолан уверенно двигался к своему триумфу, его замечало всё больше тяжеловесов киноиндустрии, а бюджеты фильмов постепенно росли. Его следующая лента
«Бессонница» («Insomnia») имела бюджет в 46 миллионов долларов. Это был ремейк одноимённой картины 1997-го года норвежского режиссёра
Эрика Шёльдбьерга. С таким сценарием Нолан смог пригласить на главные роли мэтров вроде
Аль Пачино и
Робина Уильямса. Однако режиссёр не расслабился, заручившись поддержкой звёздного актёрского состава. Фильм удивительно тонко передаёт ощущения человека, страдающего бессонницей, эту всепоглощающую усталость и везде подстерегающую прострацию. Затяжные общие планы, монотонное музыкальное сопровождение и непревзойдённая игра Аль Пачино заставляют ощутить на себе состояние изнеможения во всей мере.
В 2005-ом году на экраны вышел первый крупнобюджетный блокбастер Нолана —
«Бэтмен: Начало» («Batman Begins»). Студия Warner Bros. долго не могла определиться с кандидатом на место режиссёра. Возглавить съемки могли
Дэвид Финчер,
Даррен Аранофски,
братья Вачовски и даже автор предыдущих провалившихся фильмов о Бэтмене
Джоэл Шумахер. Однако, выбор остановился на самобытном и независимом Нолане. Снятую им трилогию про миллионера в костюме летучей мыши стоит и нужно воспринимать как одно целое. Своей работой Нолан сумел очеловечить всю комикс-вселенную DC.
В первом фильме он, за счёт таланта Кристиана Бэйла, который исполнил роль Бэтмена, показал становление супергероя. В продолжении
«Тёмный рыцарь» («The Dark Knight») режиссёр сумел воплотить ярчайший злодейский образ в кинематографе. Речь, конечно же, о Джокере
Хита Леджера. Ну а в заключительной части зрители увидели всю противоречивость системы правосудия и психологические метаморфозы сломленного Брюса Уэйна. Кристофер Нолан наполнил эту фэнтезийную историю оригинальным подтекстом, атмосферой отчаяния (не даром жанр фильма звучит как нео-нуар) и правдоподобными колоритными персонажами.
В перерывах между производством супергеройских повестей, Нолан выпустил ещё два фильма, которые впоследствии стали культовыми. Сначала, в 2006-ом году, появился
«Престиж» («The Prestige»). Картина, в которой режиссёр превзошел самого себя: по-прежнему точное попадание со звёздным кастингом, гениальное противопоставление двух одержимых личностей — Роберта (
Хью Джекман) и Альфреда (
Кристиан Бэйл), и грандиозный сюжетный «слом» в конце. Фильм, как и настоящее фокусное представление, умело водит зрителя за нос и постоянно подбрасывает новых дров в печь сомнений и вопросов.
После кассового успеха «Тёмного рыцаря» Кристофер Нолан, наконец, смог заняться фильмом своей мечты. Начиная с 2000-го года, он вынашивал идею амбициозного
«Начала» («Inception»). Написав черновой вариант сценария, Нолан понял, что экранизация подобного сюжета потребует больших средств. А из-за отсутствия опыта в «большом» кино никто бы не дал ему этих денег. В результате Крис отложил идею в долгий ящик и вернулся к ней только спустя 10 лет. Беспрецедентная репутация Нолана открыла ему доступ к глубоким карманам студий Warner Bros. и Legendary Pictures. Съёмки начались в июне 2009-го. Бюджет составил 160 миллионов долларов, а на рекламу было потрачено ещё 100 миллионов. Фильм побил все рекорды в жанре кинофантастики и не опередил по сборам лишь
«Аватар» Кэмерона. «Начало» занимает 14-ю строчку в рейтинге «IMDb top 250».
Последней работой Нолана на сегодняшний день остаётся сай-фай мелодрама
«Интерстеллар» («Interstellar»). По-настоящему грандиозный, фильм стал современной классикой приключенческого кино. Для работы над сценарием Нолан позвал американского астрофизика Кипа Торна, однако суть картины не сводится к научным тезисам, и баланс соблюден: как только зрителю начинают наскучивать научные теории, фильм меняет вектор и показывает будоражащую космическую прогулку. Сквозной идеей «Интерстеллара» стала мысль о том, что никакое расстояние не способно разрушить глубинную эмоциональную связь жителей планеты Земля.
обсуждение >>