20 августа исполняется 125 лет со дня рождения великого американского мистификатора - писателя, поэта и журналиста Говарда Филлипса Лавкрафта.
Родоначальник Мифов Ктулху родился в Провиденсе
20 августа 1890 года в семье коммивояжёра. Когда Говарду было
2 года, его отца поместили в психиатрическую больницу, и семью приютил у себя дедушка.
Говард был вундеркиндом — читал наизусть стихи ещё в возрасте двух лет, а с шести уже писал свои. Благодаря дедушке, у которого была самая большая библиотека в городе, мальчик познакомился с классической литературой. Помимо классики он увлёкся готической прозой и арабскими сказками
«Тысячи и одной ночи». В возрасте
6—
8 лет Лавкрафт сотворил несколько рассказов, но большинство из них не сохранилось. Своё первое серьёзное произведение —
«Зверь в пещере» - написал в возрасте
14 лет.
С детства у писателя бывали кошмарные сны, но управлять ими или проснуться у него не получалось. Существа с перепончатыми крыльями, которых он называл
«ночными мверзями», поднимали его в воздух и относили на
«мерзкое плато Лэнг». Эти переживания писатель использовал в творчестве. Так, рассказ «Дагон» — это один из таких снов. После пробуждения состояние писателя было совершенно безумным, но он нашёл в себе силы записать сон. Перечитывая его через несколько дней, он ничего не изменил.
Ребёнком Лавкрафт часто болел и в школу пошёл лишь в возрасте восьми лет, но через год его забрали оттуда. Он много читал, изучал между делом химию, написал несколько работ (размножал их на гектографе небольшим тиражом), начиная с 1899 года (
«Научная газета»). Через четыре года он вернулся в школу. После смерти деда семья сильно обеднела и была вынуждена переехать в меньший дом на той же улице. Говарда опечалил выезд, и он даже подумывал о самоубийстве. Из-за нервного срыва, случившегося с ним в 1908 году, он так и не окончил школу, чего сильно стыдился.
Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве («Зверь в пещере»,
«Алхимик»), но позже предпочёл ей поэзию и эссе. Вернулся к этому
«несерьёзному» жанру он лишь в 1917 году с рассказами
«Дагон» и
«Гробница». «Дагон» стал его первым изданным творением, появившись в 1923 году в журнале
«Таинственные рассказы». В то же время Лавкрафт начал свою переписку, ставшую в итоге одной из самых объёмных в XX веке. Среди его корреспондентов были
Форрест Аккерман,
Роберт Блох и
Роберт Говард.
В 1919—1923 годах Говард Лавкрафт активно писал, создав за эти годы более
40 рассказов, в том числе в соавторстве. Вскоре на собрании журналистов-любителей писатель встретил
Соню Грин. Они поженились в 1924 году и переехали в Бруклин. После тихого Провиденса нью-йоркская жизнь не полюбилась Лавкрафту. Во многом автобиографичным был его рассказ
«Он». Через несколько лет супруги расстались, и Говард вернулся в родной город.
Вернувшись в Провиденс, Лавкрафт жил в
«большом деревянном доме викторианской эпохи» по адресу Барнс-стрит, 10 вплоть до 1933 года (этот адрес является адресом дома Доктора Уиллета в повести
«Случай Чарльза Декстера Варда»). Этот период, возможно, наиболее интересный и продуктивный в жизни писателя. Он много путешествует по Новой Англии, посещает Квебек, Филадельфию, Чарльстон, по-прежнему ведёт активную переписку. Самые главные произведения Лавкрафта (иногда называемые
«старшими текстами»), начиная с
«Зова Ктулху», написаны именно в это время.
Несмотря на писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. Сильное впечатление на него произвело самоубийство
Роберта Говарда. В 1936 году у писателя обнаружили рак кишечника, вызвавший истощение. Умер через год,
15 марта 1937 года, в Провиденсе.
Создатель такого устойчивого литературного мифа, как
«Некрономикон», оказал большое влияние на массовую культуру. Его имя на данный момент значится в титрах свыше
100 кинокартин. К его творчеству обращались
Роджер Корман (
«Заколдованный замок»),
Дэниел Халлер (
«Умри, монстр, умри!»),
Сэм Рейми (франшиза
«Зловещие мертвецы»),
Брайан Юзна (франшиза
«Реаниматор»),
Стюарт Гордон (
«Извне»,
«Дагон»),
Дэвид Кит (
«Проклятие»),
Джон Карпентер (
«В пасти безумия»),
Кристоф Ган (
«Книга мёртвых») и другие режиссёры. Новеллы писателя были включены в сериалы
«Ночная галерея» и
«Мастера ужасов». Самой интересной экранизацией произведений Лавкрафта за последние десять лет является
«Зов Ктулху» Эндрю Лемана.
В честь юбилея культового писателя редакция Кино-Театр.Ру решила вспомнить, кого ещё из писателей ужасов, мистики и триллеров (включая классиков) часто экранизировали, и, в результате, вместе с Лавкрафтом получилась «горячая десятка» мастеров литературного страха, удостоившихся десятков и сотен экранизаций.
Клайв Баркер
Британский фантаст, написавший за свою жизнь немало страшных историй, известен не только как писатель. Начинал он в качестве драматурга, сам ставил спектакли и играл в театре. Чуть позже проявил себя как живописец и фотограф. Многие из книг
Клайва оформлены его собственными иллюстрациями. Впервые
Баркер соприкоснулся с кино ещё в те времена, когда основал театральную труппу
The Dog Company. Вместе с друзьями из труппы он снял свои первые любительские короткометражные фильмы
«Саломея» и
«Запретный», в которых уже чувствовался его мрачный стиль. После пары неудачных экранизаций его произведений (
«Подземный мир»,
«Царь зла») писатель решил сам снимать фильмы, основанные на его бестселлерах. В 1987 году появился легендарный
«Восставший из ада», поставленный
Баркером по своему небольшому роману. Картина послужила толчком для появления ещё
8 фильмов, посвященных зловещему Пинхэду, которого в большинстве случаев играл друг детства Баркера
Даг Брэдли. В настоящий момент поговаривают о том, что «Восставший из ада» обзаведётся ремейком. Клайв Баркер также является режиссёром таких хорроров, как
«Ночной народ» и
«Повелитель иллюзий», а также сценаристом
«Кэндимэна»,
«Полуночного экспресса»,
«Книги крови» и других лент. Кроме того, он стал продюсером десятка картин, включая биографическую драму
«Боги и монстры» Билла Кондона. А в некоторых лентах даже сыграл небольшие роли. На счету писателя чуть больше чем
30 фильмов, основанных на его страшных рассказах и повестях.
Шеридан Ле Фаню
На счету ирландского классика, жившего в 19-м столетии, чуть больше чем
30 экранизаций. Наибольшим спросом у кинематографистов пользуется готическая новелла
«Кармилла», впервые опубликованная в 1872 году и оказавшая сильное влияние на другого мастера литературных кошмаров
Брэма Стокера. К произведениям
Ле Фаню обращались такие режиссёры, как
Карл Теодор Дрейер (
«Вампир»),
Роже Вадим (
«И умереть от наслаждения»),
Рой Уорд Бейкер (
«Любовницы-вампирши»),
Хуан Лопез Моктезума (
«Алукарда, дочь тьмы») и
Висенте Аранда (
«Кровавая невеста»). А сыграли в этих экранизациях
Кристофер Ли (
«Проклятие Карнштейнов»),
Мел Феррер («Умереть от наслаждения»),
Питер Кашинг (
«Близнецы зла»),
Мег Тилли (
«Кармилла») и другие актёры. Последней вариацией на тему
«Кармиллы» является
«Штирия» Маурисио Черновецки и
Марка Девендорфа, вышедшая на экраны в 2014 году.
Роберт Блох
У американского писателя-фантаста, на чьё творчество оказал сильное влияние Говард Лавкрафт, в послужном списке более
45 экранизаций. Имя этого автора обрело широкую известность после того, как по его бестселлеру был создан классический фильм ужасов
Альфреда Хичкока «Психоз», где главную роль - убийцу-психопата Нормана Бейтса - сыграл
Энтони Перкинс.
Блох всю жизнь вплотную сотрудничал с Голливудом и телевидением. Например, он написал сценарии для фильмов
«Смирительная рубашка» Уильяма Касла,
«Кабинет Калигари» Роберта Кэя,
«Психопат» Фредди Фрэнсиса и нескольких эпизодов культового сериала
«Звёздный путь». На его произведениях также основаны такие фильмы, как
«Череп» все того же
Фредди Фрэнсиса и
«Психбольница» Роя Уорда Бейкера. Сюжеты
Блоха можно нередко заметить в сериалах а ля
«Альфред Хичкок представляет». Последний на данный момент проект, связанный с именем
Роберта Блоха, - сериал
«Мотель Бейтсов».
Мэри Шелли
Создательница
«современного Прометея» удостоена более
65 экранизаций. Разумеется, самой известной картиной, основанной на её бессмертном произведении, является
«Франкенштейн» 1931 года с
Борисом Карлоффом. Помимо
Джеймса Уэйла, к роману также обращались режиссёры британской студии «Hammer» (
«Проклятие Франкенштейна»,
«Месть Франкенштейна» и другие фильмы),
Пол Моррисси (
«Тело для Франкенштейна»),
Мел Брукс (
«Молодой Франкенштейн») и
Кеннет Брана (
«Франкенштейн Мэри Шелли»). Кроме того,
Кен Рассел в 1986 году создал картину
«Готика», чьи события разворачиваются летом 1816 года на вилле лорда Байрона, где решили отдохнуть сам лорд, Мэри Годуин, Перси Шелли, Клэр Клэрмонт и доктор Полидори. Именно это лето и способствовало написанию «Франкенштейна»... Бессмертный герой Мэри Шелли вернулся на отечественные экраны в начале 2014 года в фильме
«Я, Франкенштейн» с
Аароном Экхартом в заглавной роли. А в скором будущем мы увидим
«Франкенштейна» с
Дэниэлом Рэдклиффом и
Джеймсом Макэвоем.
Брэм Стокер
Автор бессмертного романа о Владе Дракуле опережает Мэри Шелли на несколько шагов - на его счету чуть меньше чем
90 экранизаций. Впервые придуманный им вампир появился на экране в 1920 году в немом российском фильме
«Дракула» (!), который считается утерянным. Спустя два года
Фридрих Вильгельм Мурнау выпустил в свет свою киноверсию романа, которая получила название
«Носферату: Симфония ужаса» из-за того, что киностудия не смогла приобрести права на использование литературного первоисточника. В начале 30-х в Голливуде
Тод Браунинг создал очередную экранизацию, которая прославилась благодаря колоритной игре
Белы Лугоши. К произведения
Стокера также обращались режиссёры
Теренс Фишер,
Джон Бэдэм,
Вернер Херцог,
Фрэнсис Форд Коппола, Кен Рассел,
Майк Ньюэлл и
Стивен Соммерс. Последние экранизации
«Дракулы» принадлежат
Дарио Ардженто и
Гари Шору. Кроме того,
Стокер изредка становился персонажем кинофантазий вроде
«Наследия Вальдемара».
Ричард Мэтисон
Один из лучших американских фантастов, не любивший, когда его именовали
«писателем ужасов», удостоился более
80 экранизаций, среди которых есть немало сценариев (как и в случае с
Робертом Блохом).
Мэтисон часто сотрудничал с такими кинематографистами, как Роджер Корман (
«Колодец и маятник»,
«Рассказы ужасов»,
«Ворон» и другие) и
Дэн Кёртис (
«Трилогия ужаса», «На исходе ночи»). На личном опыте
Мэтисона основан шедевр
Стивена Спилберга «Дуэль»,
Джек Арнольд создал на основе его романа
«Сжимающийся человек» блестящую картину
«Невероятная история уменьшившегося человека», а сериал
«Сумеречная зона» в большинстве случаев состоял из сюжетов этого автора. Самый знаменитый роман
Ричарда Мэтисона «Я - Легенда» обзавелся за полвека четырьмя киноадаптациями, из которых наиболее близок к оригиналу
«Последний человек на Земле» с
Винсентом Прайсом. Последние экранизации произведений
Мэтисона, ушедшего из жизни два года назад, -
«Посылка» Ричарда Келли и
«Живая сталь» Шона Леви.
Стивен Кинг
У признанного во всём мире «Короля ужасов» в копилке экранизаций более
150 наименований. Среди них немало классических фильмов наподобие
«Кэрри»,
«Сияния»,
«Побега из Шоушенка» и
«Зелёной мили». За честь экранизировать этого успешного автора, которому подвластны практически все жанры, посчитали такие мастера, как
Стэнли Кубрик,
Фрэнк Дэрабонт,
Брайан Де Пальма,
Дэвид Кроненберг,
Роб Райнер,
Брайан Сингер,
Мэри Ламберт,
Тоуб Хупер,
Джордж А. Ромеро, Джон Карпентер и многие другие. Большинство из перечисленных фильмов и режиссёров попросту не нуждаются в представлении. Стивен Кинг также частенько появляется и в кадре, когда его приглашают друзья-кинематографисты, и является продюсером проектов, основанных на его романах. Самой заметной экранизацией последних лет стала
«Мгла». Что касается недавнего
«Телекинеза», основанного на романе «Кэрри», то он интересен многим зрителям лишь благодаря тому, что в нём играют
Хлоя Морец и
Джулианна Мур.
Эдгар Уоллес
Известный английский автор детективов попал в данный топ не по ошибке. Мало того, что он - основоположник жанра
«триллер», так ему ещё принадлежит идея создания одного из легендарных чудовищ прошлого века -
Кинг Конга. Правда, ему не удалось завершить сценарий к фильму
Мериана К. Купера и
Эрнеста Б. Шедсэка, поскольку в 1932 году он неожиданно ушел из жизни. И всё же его задумки очень пригодились создателям знаменитой картины. Всего на счету
Уоллеса свыше
200 экранизаций, среди которых немало триллеров и хорроров, помимо сюжетов, посвященных огромной обезьяне (например,
«Двуликий» Риккардо Фреды и
Лючио Фульчи). Последнее запоминающееся кинообращение к творчеству плодовитого писателя (на его счету
175 новелл,
24 пьесы и огромное количество статей) состоялось в 2005 году, когда на экраны вышел
«Кинг Конг» Питера Джексона.
Эдгар Аллан По
Незабываемый классик, которого многие из нас любят за необычные рассказы и поэмы, опередил всех современных и классических хоррор-авторов по количеству фильмов, основанных на его сюжетах. В настоящий момент за ним числится более
300 экранизаций. Среди них и классическая серия адаптаций
Роджера Кормана с Винсентом Прайсом, и немой шедевр
«Пражский студент» с
Паулем Вегенером, и хорроры студии «Universal» с
Белой Лугоши и Борисом Карлоффом, и киноальманах
Джорджа Ромеро и
Дарио Ардженто «Два злобных взгляда». Современный кинематограф находится под большим влиянием
По, поскольку его цитируют не только режиссёры и сценаристы, но и персонажи каких-либо мелодрам, комедий и других жанров, далёких от мистики и кошмаров. Как и Брэм Стокер с Говардом Лавкрафтом и Мэри Шелли, Эдгар Аллан По появляется в фильмах в качестве персонажа. Подобное случилось в недавнем
«Вороне», где По сыграл
Джон Кьюсак. Отсылки к творчеству писателя можно найти в одной из последних работ
Фрэнсиса Форда Копполы - мистической истории
«Между». Разумеется, не обошёлся без новеллы американского классика и сериал «Мастера ужасов».
обсуждение >>