Сергей Бондарчук родился в семье крестьян, детство прошло в Таганроге и Ейске. В школе он посещал театральный кружок. Его отец, будучи к тому времени главной колхоза, хотел, чтобы сын пошел учиться на инженера, но Сергей заявил, что давно принял решение стать артистом.
«Сын председателя колхоза, потомка запорожских казаков, будет "комедиантом"?! Не бывать этому!» Однако после долгих разговоров отец сдался:
«Об одном прошу, сынок, - сказал перед отъездом,
- будь актером, а не комедиантом!». Сергей пообещал.
Актёрскую карьеру Бондарчук начал в Таганрогском драматическом театре, учился в Ростовском театральном училище, а 1941—1942 годах служил актёром в Театре Красной армии в городе Грозном. Был участником Великой Отечественной войны, после которой, вернувшись с фронта, поступил и окончил актёрский факультет ВГИКа (мастерская
С. А. Герасимова).
С 1948 года Бондарчук — актёр киностудии «Мосфильм» и театра-студии киноактёра. Актёрский дебют — роль коммуниста-подпольщика Валько, в фильме
«Молодая гвардия» в фильме наставника Сергея Герасимова.
Большой успех актёру принесло исполнение главной роли в фильме
«Тарас Шевченко» (1951). Фильм очень понравился Сталину. И вот, в возрасте 31 года, Сергей Бондарчук получает звание Народного артиста СССР, минуя звание Народный артист РСФСР.
Режиссерский дебют Бондарчука - фильм
«Судьба человека» (1959). В этом фильме он также сыграл главную роль — Андрея Соколова.
В режиссерских работах он, чаще всего, обращался к русской литературе.
«Война и мир»,
«Повесть о настоящем человеке»,
«Они сражались за Родину»,
«Тихий дон».
«Я всегда выбираю материал со значительным содержанием, важным для жизни людей. Допустим, «Тихий Дон». Он написан давно, но, так как он написан великим писателем, это классика, это величайший роман XX века, там есть ответы на все вопросы. Посмотрите, перечтите, он современный — такое впечатление, что сегодня написан. Это и отличает большую литературу от макулатуры. Есть большая литература, есть второго сорта, третьего и макулатура», - говорил Бондарчук о тематике своих фильмов. Любимыми писателями Сергея Федоровича всегда были
Шолохов и Толстой.
Американо-итальянская киноверсия
«Войны и мира» (1955), а также приближающееся 150-летие Бородинского сражения стали теми побудительными мотивами, чтобы в Советском Союзе сняли свой вариант толстовского романа. Работа над самым эпохальным фильмом в истории советского и российского кино велась несколько лет и была крайне тяжелой. Во время съемок Сергей Бондарчук дважды пережил состояние клинической смерти. В первый раз, в июле 1964 года, у него случился тяжелый сердечный приступ, и съемки были приостановлены до сентября. В 1965 году сердце остановилось на несколько минут, и Бондарчука едва спасли врачи. 27 февраля 1962 года генеральной дирекцией студии был принят литературный сценарий четырех серий. Спустя почти месяц — 20 марта — этот сценарий был обсужден на совещании в Министерстве культуры. Там его тоже одобрили и обязали ряд ведомств и учреждений оказывать всю необходимую помощь создателям будущей киноэпопеи. Затем началось долгое время кинопроб, на которые было выделено около 800 тысяч рублей. На роль Андрея Болконского пробовались
Юрий Соломин,
Эдуард Марцевич,
Кирилл Лавров,
Александр Белявский и
Олег Стриженов. На роль Кутузова 16 мая был приглашен ленинградский актер
Николай Симонов, среди других возможных исполнителей в планах Бондарчука значились
Анатолий Кторов (Николай Болконский),
Никита Михалков (Петя Ростов). На роль Наташи Ростовой пробовались около трехсот актрис, среди которых были
Анастасия Вертинская,
Наталья Кустинская,
Наталья Фатеева,
Людмила Гурченко,
Лариса Кадочникова. Но Сергей Бондарчук остановил свой выбор на
Людмиле Савельевой, студентке Ленинградского хореографического училища.
Фильм
«Война и мир» внесен в Книгу рекордов Гиннесса за то, что в съемках принимало участие самое большое число киностатистов, — 120 тысяч человек.
Ещё с 1960-х годов режиссёр вынашивал идею экранизации «Тихого Дона» М. А. Шолохова, но проект оказался готов к реализации лишь к концу 1980-х годов, когда одного только имени Бондарчука уже не было достаточно для начала съёмок. В 1990 году Бондарчук подписал контракт на съёмки совместного советско-английского фильма, при участии итальянских продюсеров. Работа над «Тихим Доном» закончилась скандалом. Итальянская сторона сообщила о том, что бюджет картины исчерпан и окончательный монтаж фильма осуществить не удалось. История завершилась только в 2006 году, когда монтаж картины завершил его сын -
Федор Бондарчук.
Незадолго до смерти в 1994 году Сергей Бондарчук смотрел на дело своей жизни с печалью:
«Это тяжкое и ненужное занятие — кино. Никакой фильм не может перевернуть сознание людей. Это искусство богатых, поэтому оно и процветает в Америке, а мы пытаемся догнать, ничего у нас не получается». Время большого кино и больших режиссеров закончилось вместе с его уходом.
В нашей онлайн-библиотеке есть почти все режиссерские работы Сергея Бондарчука - каждый из фильмов - абсолютный шедевр.
Чтобы начать просмотр, достаточно просто кликнуть на название фильма в этом тексте.
«
Борис Годунов», 1986
«
Красные колокола», 1981-1982
«
Овод», 1980
«
Отец Сергий», 1978
«
Степь», 1977
«
Они сражались за Родину», 1975
«
Выбор цели», 1974
«
Молчание доктора Ивенса», 1973
«
Дядя Ваня», 1970
«
Война и мир», 1965-1967
«
Сережа», 1960
«
Судьба человека», 1959
«
Неоконченная повесть», 1955
«
Отелло», 1955
«
Попрыгунья», 1955
«
Адмирал Ушаков», 1953
«
Корабли штурмуют бастионы», 1953
«
Кавалер золотой звезды», 1950
«
Молодая гвардия», 1948
обсуждение >>