Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Принцип датский

30 апреля
2016 год
 
 
 
 
1
4
5
6
7
8
9
11
12
14
15
16
19
22
25
26
27
28
30
31
2
4
7
9
10
12
13
15
16
17
18
19
20
22
24
25
27
28
 
2
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
17
19
20
22
23
25
28
29
30
31
 
 
 
 
2
3
5
6
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
22
24
25
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
8
9
11
12
13
14
16
17
18
20
21
23
26
28
30
 
 
3
4
8
11
12
13
14
15
16
18
19
21
22
23
26
28
29
 
 
 
 
1
2
5
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
23
24
26
27
29
30
31
2
3
5
6
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
26
28
30
31
 
 
 
2
3
4
6
7
8
10
12
13
14
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
 
 
 
 
 
1
3
4
6
8
11
12
14
15
18
19
20
22
24
25
27
29
31
 
1
3
4
5
8
9
11
12
14
15
16
17
18
21
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
7
9
10
11
12
14
17
19
20
21
23
24
25
26
30
Все рубрики

Мнение >>

Противоречивому датчанину Ларсу фон Триеру - 60, и он по-прежнему остается одним из главных режиссёров на планете. Его любимое утверждение «добро легко может привести к злу», ну а мы вспомнили несколько причин, почему мы нежно любим Ларса.


1. За трилогии

Кадр из фильма «Европа»

Строго говоря, их у фон Триера четыре, среди которых одна — незавершённая. Первая — крайне спорная и авангардная — E-трилогия про крах европейской цивилизации («Элемент преступления», «Эпидемия», «Европа»). Вторая — «Золотое сердце» — мелодраматическая, про женщин-мучениц («Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте»). Третья — «США — страна возможностей» — про женщину-мученицу, превратившуюся в ангела-истребителя («Догвилль», «Мандерлей»). И четвёртая, «Трилогия Депрессии», про то, как разум душит природу, земля налетает на небесную ось, а нимфоманка, как будто вышедшая из-под пера маркиза де Сада, любимейшего писателя фон Триера, ищет оргазм («Антихрист», «Меланхолия», «Нимфоманка»).

Кадр из фильма «Догвилль»

Том Эдисон-младший — герой Пола Беттани в фильме «Догвилль»: «Из этого выйдет книга, а как знать, может, даже и трилогия!».


2. За женщин

Кадр из фильма «Рассекая волны»

С картины «Рассекая волны», которая, кстати, как и «Меланхолия» начинается со свадьбы, женщина стала, по сути, главным героем фильмов фон Триера. Очевидно, что девушки, которые жертвует собой ради других (яркий пример - Бесс (Эмили Уотсон) из «Рассекая волны») похожи на мучениц Карла Теодора Дрейера — любимого фон-триероевского режиссёра (у него даже есть эпигонский телефильм по нереализованному сценарию Дрейера — «Медея»). Предьявы в женоненавистничестве, последовавшие вслед за демонизацией женского персонажа в «Антихристе», а особенно и обвинения Ларса в мизогинии выглядят до крайности нелепо, особенно учитывая вышеупомянутую трилогию «Золотое сердце» датчанина.

Кадр из фильма «Догвилль»

Женские персонажи остаются самыми интересными и сильными у фон Триера. Что любопытно, в не состоявшейся, завершающей части Американской трилогии под названием «Вашингтон» роль героини Грейс Маргарет Маллиган должны были исполнить и Николь Кидман, и Брайс Даллас Ховард, поочерёдно сыгравшие её в «Догвилле» и «Мандерлее».

Кадр из фильма  «Танцующая в темноте»

Бьорк, певица и актриса фильма «Танцующая в темноте»: «Женщина нужна Ларсу фон Триеру, чтобы использовать ее душу: он завидует женщинам и ненавидит их за это. Поэтому он должен разрушить их во время съемок, а потом скрыть все улики».


3. За умение работать с актёрами

Кадр со съёмок фильма «Догвилль»

Ходит много легенд вокруг того, как Триер доводил на съёмках Бьорк и Николь Кидман. Впрочем, надо понимать, что ради достижения художественного результата он имеет привычку мучить не только женщин, но и мужчин. Так, например, Пол Беттани рассказывает, что сниматься у датчанина было невероятной пыткой. Ему не нужно, чтобы актёр понял свою роль, ему важно, чтобы он выполнял его задачи, Ларс всё собирает на монтаже. Ещё фон Триер имеет привычку нетривиальным образом знакомит людей. Так, например, прежде чем привести в комнату Пола Беттани Николь Кидман, он раскидал на полу номера кипу порножурналов.

Ларс фон Триер: «Пол, это Николь. Николь, это Пол. Николь, посмотри, какая у Пола гора порнографии!».


4. За умение отменять границы в кино

Кадр из фильма «Элемент преступления»

От символизма и тарковщины в трилогии «E» (как забыть широкоугольные деформации в «Европе»?), до стилизованной под жизнь «Догме-95» в «Золотом сердце» (суть метода которой в полной мере раскрылась в «Идиотах») и театра жестокости в Американской трилогии (согласно брехтовской концепции со сцены было вытравлено все лишнее, вместо декораций осталась только разметка мелом на полу), Триер постоянно пробует на ощупь границы кинематографа и отменяет их.

Кадр из фильма «Самый главный босс»

В славной трагикомедии «Самый главный босс» оператор был механический, а в роли монтажёра выступил «генератор случайных чисел» (или что-то наподобие того), поэтому компьютер мог обрубить любую сцену фильма на середине. А монтаж «Нимфоманки» режиссёр отдал на откуп своим друзьям-продюсерам. Но даже в ранних фильмах Ларса содержание никогда не терялось за формой, а уж после «Антихриста», очевидным образом написанного собственной кровью, говорить об этом уж точно бессмысленно.

Ларс фон Триер: «Мне нравится думать, что я развиваю кино. Это моя слабость... Каюсь, я очень хочу двигать кинематограф вперед и устанавливать ориентиры».


5. За чувство юмора

Принцип датский

Как известно, у Ларса довольно специфичное чувство юмора. Его тонкая ирония не всегда считывается аудиторией, а иногда даже воспринимается ею в штыки. Так было на Каннском фестивале 2011 года, где его объявили персоной нон-грата, когда он в совершенно ироничном и безобидном контексте обронил, что в какой-то мере сочувствует Гитлеру.

Кадр из фильма «Рассекая волны»

В фильме «Рассекая волны» (на премьеру которого в те же Канны он не приехал, прислав фотографию себя в килте) персонажи со словами «Ты настоящий грешник, и твоё место в аду» хоронят человека по имени Энтони Дод Мэнтл, которого зовут также, как и будущего оператора фон Триера.

Фото со съёмок фильма «Антихрист»

Когда у Ларса спрашивали, во всех ли откровенных сексуальных сценах в «Антихристе» сыграли Шарлотта Генсбур и Уиллем Дефо, то он отвечал, что, конечно же, для некоторых сцен (например, для сцены пенетрации) они привлекали дублёров. «Впрочем, - поправился тут же Триер, - член Дефо ничем не уступает члену его порно-дублёра». И на пальцах показал его размеры.

Ларс фон Триер: «Фильм сделан, конечно, не для того, чтобы показывать его огромный член, он немножко о другом. Быть может, конечно, в этом просто выражается моя зависть, как режиссёра».


6. За Удо Кира

Кадр из фильма «Медея»

Удо Кир — актёр-талисман у фон Триера, он играл во многих фильмах «проклятого датчанина», но «полноценный выход» у него состоялся лишь в «Медее», где он исполнил одну из главных ролей — Ясона. Не менее запоминающимся, однако, получилось его появление в сериале «Королевство», прозванном «европейским ответом «Твин Пиксу», которое сам Триер, впрочем, именовал не иначе как «торжеством всеобъемлющей чуши». В этом проекте лицо Удо Кира принадлежит гигантскому эмбриону, являющемуся частью гигантского паноптикума.

Ларс фон Триер: «Я нашел способ брать во все свои фильмы Удо Кира. Теперь я утверждаю его на роли гомосексуалистов. Удо, почему у тебя они так правдоподобно получаются?».


7. За «Идиотов»

Принцип датский

Бытует мнение, что «Идиоты» Ларса фон Триера — дорога, которой не ходят дважды, что мало, кому хватит сил пересматривать фильм. Возможно, для этого надо быть просто человеком со здоровой психикой. История про людей, которые выпускают на волю своего внутреннего идиота, в каком-то смысле является прокламацией, вплоть до мощнейшего финала, который разболтать смерти подобно. Если смысл любого искусства в катарсисе, очищении, то «Идиоты» заканчиваются невероятным сгустком боли, из которого, кажется, нет выхода.

Слоган фильма: «Фильм про идиотов, для идиотов и сделанный идиотами».


8. За сексуальную раскрепощённость

Кадр из фильма «Идиоты»

Как и у любого большого режиссёра (взять того же Дэвида Линча), у Ларса фон Триера в фильмах часть сюжетных ходов замешены на сексуальных фрустрациях. Можно даже сказать, что он ввёл моду на съёмки и показ реального секса в игровом кино. Одно время, кстати, на базе его кинокомпании Zentropa (названой так в честь железнодорожной компании из фильма «Европа», причём таким же образом этот фильм именовался в американском прокате) существовала порностудия Puzzy Power, которая делала порно специально для женщин, но эта затея приказала долго жить.

Ларс фон Триер: «Это была отличная идея: мы собирались делать порно для женщин. Но, к сожалению, женщин-режиссеров, готовых взяться за это, оказалось очень мало. Отсюда проблемы с производством».


9. За лучшую метафору любви

Кадр из фильма «Антихрист»

«Антихрист», глава третья: «Отчаяние (Убийство женщин)». Один из самых запоминающихся моментов этой невероятно ёмкой по универсальности высказывания психодрамы, когда одуревшая героиня Шарлотты Генсбур, обездвижив мужа (Уиллем Дефо) ударом бревна между ног, продолжает пытать супруга. Тому, правда, удаётся сбежать и забиться в нору. Но Генсбур с лопатой в руках не отстаёт, продолжая его преследовать в лесу и приговаривая: «Как ты смеешь меня бросать?!». Впрочем, тут открывается широкий простор для интерпретаций.

Ларс фон Триер: «В фильме лишь схватывается пара тем, а потом они доводятся до крайности. Пусть даже до самой предельной крайности. Но все это вымысел, это никак не отражает мои личные взгляды. Я на самом деле не думаю, что есть много женщин, которые безжалостно преследуют своих мужчин по лесу и хотят их изничтожить, как это делает Шарлотта Генсбур в «Антихристе».


10. За умение говорить правду

Принцип датский

Ларс не боится говорить правду. Ни зрителям, ни журналистам, ни даже своему учителю Йоргену Лету («Пять препятствий»). «Пойми, что я лишь тот, кто должен за тебя сказать всё то, что для тебя грешно», — читает рэпер Оксимирон. Фон Триер делает тоже самое: говорит то, что думает. И ему проще заклеить себе рот скотчем, чем отступить от этого правила.

Ларс фон Триер: «У меня не было выбора. Боюсь, это рука Господа движет мной, я лучший режиссер на планете».

Евгений Ткачёв
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 7
Дильфуза (Петрозаводск)   2.05.2016 - 22:35
... Абсолютно согласна! читать далее>>
№ 6
АлександрКременчуг   18.02.2014 - 20:57
Прочитал название, как - Принц Датский )) читать далее>>
№ 5
Kitaika   17.02.2014 - 15:09
Я его совсем не люблю. Он циник, таких любить нельзя. Хочет шокировать - пожалуйста. Отвращение, шок, любопытство - да. Любовь? Нет. Равнодушием за равнодушие. читать далее>>
№ 4
Серегей Ванинков (Москва)   17.02.2014 - 12:54
Всё, что он делает - провокация! Это как бы само собой разумеется. ... читать далее>>
№ 3
Катер (Москва)   17.02.2014 - 10:59
Но все равно это лучший текст недели! читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

биография, драма, комедия
Великобритания, 2016
боевик, триллер
Франция, 2018
вестерн, чёрная комедия
Испания, Румыния, США, Франция, 2018
комедия, приключения
Россия, 2018
боевик, драма, криминальный фильм, экранизация
США, 2018
драма
США, 2018
исторический фильм, мелодрама
Венгрия, Франция, 2018
драма
Дания, Исландия, 2017
все фильмы в прокате >>