Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

«Сохранить как...» 2018: Лучшие фильмы года, не выходившие в российский прокат

24 декабря
2018 год
5
6
7
8
10
11
12
14
18
19
20
22
24
27
28
29
31
 
 
 
1
2
5
6
7
9
10
11
12
14
15
16
18
19
20
22
23
24
25
26
28
29
 
 
 
3
5
7
8
9
10
13
14
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
29
30
 
 
 
 
 
 
2
3
5
7
9
10
12
15
16
18
19
20
21
22
24
25
26
27
28
 
1
2
3
4
5
6
7
9
11
12
16
17
18
19
20
21
22
24
26
27
28
31
 
 
 
 
1
3
5
6
8
10
11
12
13
15
20
22
25
26
27
 
 
 
 
 
 
2
3
4
5
6
7
10
11
12
13
15
16
18
19
20
21
22
23
25
29
31
 
 
1
3
5
6
7
8
9
10
12
13
14
17
19
21
22
23
24
25
26
28
29
31
 
 
 
 
 
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
18
21
22
23
25
27
28
29
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
24
25
26
27
28
29
31
 
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
16
17
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
2
3
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
19
21
23
24
28
29
30
31
Все рубрики

Мнение >>

Скоро редакция сайта Кино-Театр.ру подведет самые полные киноитоги года и расскажет о лучших картинах 2018-го, а пока уже традиционная десятка Алексея Филиппова – ленты, которые до российского проката так и не добрались (возможно – пока). Все, что показывали на международных и отечественных кинофестивалях, премьеры Netflix и прочие скрытые жемчужины в подборке, чье название не намекает ни на что такое.


10. «Американские животные», реж. Барт Лейтон

«Сохранить как...» 2018: Лучшие фильмы года, не выходившие в российский прокат

Старшеклассники Уоррен (Эван Питерс) и Спенс (Барри Кеоган) готовятся ко вступлению во взрослую жизнь и начинают переживать, что великих свершений им не светит, а схватить за хвост американскую мечту не так уж просто. Тогда они решаются на ограбление: в местной библиотеке можно поживиться уникальными фолиантами Джона Джеймса Одюбона «Птицы Америки» – альбомами с графикой, описывающей в том числе и очень редких птиц США. Все, разумеется, выходит не как в кино. Режиссер Барт Лейтон не столько снимает энергичный триллер по сценарию «ожидания/реальность», сколько размышляет о том, насколько искусство романтизирует что бы то ни было. Отдающая хтонью графика Одюбона наверняка изящнее многих птиц, которых он запечатлел, да и, вероятно, переживет некоторые виды. Ограбление в кино – совсем не то же самое, что в жизни: ладони потеют, музыка за кадром не играет, заложники мочатся под себя. Наконец, реальная история ограбления (а это как раз она) даже в половину не так цельна и энергична, как выглядит в очень кинематографичном пересказе Лейтона, который нет-нет, да поддаст драматизма склейкой-другой и поиграет режиссерскими мускулами. Чтобы зритель не забывал об этом свойстве запечатленных в искусстве мечтаний, в кадре постоянно возникают реальные Уоррен, Спенс и два их приятеля, решившиеся на большой переполох в маленькой Пенсильвании. Чуда не случилось: они тоже стали обычными гражданами, а не царями жизни, как мечтали.


9. «Листья травы», реж. Хон Сан Су

«Сохранить как...» 2018: Лучшие фильмы года, не выходившие в российский прокат

Двадцать вторая картина в насыщенной фильмографии корейского режиссера Хон Сан-Су, который с 2008 года как начал снимать по фильму-два в год, так и не думает сдавать обороты. На прошлогоднем Берлинале в конкурсе участвовала его «Ночью у моря одна», принесшая Ким Мин-Хи приз за главную женскую роль; «Трава», приехавшая в программу «Форум», – уже третий его фильм с тех пор. Поэтичное название, отсылающее к сборнику стихов Уолта Уитмена, ему идеально подходит: в рамках лапидарной 70-минутной драмы, выдержанной в монохроме, Сан-Су остроумно размышляет о том, из какого сора растет проза, а также пытается нащупать грань между реальностью и фикшном.
Читать рецензию на «Листья травы» Хон Сан Су


8. «Бесконечный футбол», реж. Корнелиу Порумбою

«Сохранить как...» 2018: Лучшие фильмы года, не выходившие в российский прокат

Остроумный документальный фильм одного из лидеров румынской новой волны, который умудряется из заурядных бесед о футболе со своим приятелем выстроить настоящий трактат о локальной жажде царствия небесного. Знакомый Порумбою, скромный румынский чиновник, в юности получил травму на спортивной площадке, а потому одержим идеей бесконтактного и абсолютно безопасного футбола. Обсуждая с ним самые шизофренические, казалось бы, идеи, режиссер, славящийся абсурдистским чувством юмора и умением найти человеческую драму даже в словаре («Полицейский, имя прилагательное»), выходит на мысль о бесконечном запросе на высшую справедливость и нежелание принимать религиозную категорию страдания.


7. «Война Анны», реж. Алексей Федорченко

«Сохранить как...» 2018: Лучшие фильмы года, не выходившие в российский прокат

В «Войне Анны» режиссер Алексей Федорченко, известный самобытными как этническими, так и в каком-то смысле историческими картинами («Овсянки», «Ангелы революции»), возвращает войну отдельно взятому человеку, лишает ее статуса мраморной надробной плиты. Это и индивидуальное переживание маленькой девочки, и сказка про темноту, и сжатый до капли воды океан, где отражаются ужасы и инстинкты войны, и документальный триллер (историю Анны из Полтавской губернии, просидевшей два года в камине, Федорченко прочитал в ЖЖ, а не в «Дневнике Анны Франк», как частенько думают). Все это умещается между первой и последней сценой, которые режиссер придумал до того, как предложить Наталье Мещаниновой (сценарий «Аритмии», текст и режиссура «Комбината "Надежды"») написать эту историю. В сущности, ничего больше и не надо: когда Федорченко говорит, что «Войной Анны» закрыл тему войны – это про эти два легко монтирующиеся в высказывание эпизода. Между ними – слипающиеся в безвременное забытье два года выживания в камине, фантасмагорически-документальное мясо, где есть солнечный свет, разноязыкие голоса, сливающиеся в едва различимый гомон, макабрическая фашистская вечеринка с вполне реальными печеньями в виде свастики, американские мультфильмы с проектора, чучело волка, питие мочи из ботинка, поедание помидора, рядом с которыми двое занимались сексом (но для Анны это всего лишь две ноги возле еды).
Читать рецензию на «Войну Анны» Алексея Федорченко


6. «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары», реж. Раду Жуде

«Сохранить как...» 2018: Лучшие фильмы года, не выходившие в российский прокат

Монументальное размышление о роли Румынии во Второй Мировой войне и исторической памяти. Режиссер Раду Жуде («Браво!») рассказывает о том, как театральная постановщица Мариана (Иона Якоб) в рамках дня города собирается поставить на площади документальное уличное представление, напоминающее, как в стране решался «еврейский вопрос» во время войны. Местные власти стараются сгладить углы, так как поднимать эту тему до сих пор неудобно (Холокост в Румынии по масштабам уступал только, понятно, Германии), пожилые волонтеры не хотят играть евреев и цыган, вдобавок Мариана оказывается беременной – от мужчины, который не собирается брать за это ответственность. «Мне плевать» – не только самый жуткий портрет консервативного поворота наших дней, когда современные румыны радостно приветствуют отечественные и немецкие войска в форме Второй Мировой, видя в прошлом некое могущество, какого нет сейчас. Жуде совершает еще один поворот винта: самое страшное, что даже размышление об этом ничего не меняет – после макабра на площади Мариана уже думает о следующей работе где-то в Европе и сама легко абстрагируется от мрачных мыслей, которые породил ее спектакль. Не мы такие, история такая.


5. «Поророка», реж. Константин Попеску младший

«Сохранить как...» 2018: Лучшие фильмы года, не выходившие в российский прокат

Будто издевающаяся над присказкой о счастливых и несчастливых семьях румынская драма: живущая в гармонии чета Ионеско теряет на детской площадке маленькую дочь – и их вполне благополучный мир идет трещинами, зарастает беспросветными протоколами, щетинится взаимными обвинениями, набрякает виной и отчаянием. По завязке «Поророку» легко спутать с «Нелюбовью» (об этом не пошутил только ленивый), но Попеску не стремится в зону политических и прочих обобщений, его, скорее, интересует безжалостная подошва рока, под чьим давлением рассыпаются даже самые крепкие, казалось бы, социальные институты. Экзотичное название картины отсылает к амазонскому прозвищу аномально высоких волн, которые зарождаются в устьях маленьких рек. В этой диковинной аналогии к румынской жизни «Поророка» близка к позапрошлогоднему шедевру «Cьераневада» Кристи Пую, а по созерцательной методичности напоминает «Полицейский, имя прилагательное» Корнелиу Порумбою, где главный герой много ходит и много разговаривает о жизни. Наконец, фамилия Ионеско – еще один ключ к картине: знаменитый драматург неоднократно описывал, как реальность начинает идти трещинами, когда случается внутренний разлад.


4. «Аннигиляция», реж. Алекс Гарленд

«Сохранить как...» 2018: Лучшие фильмы года, не выходившие в российский прокат

Сценарист и писатель Алекс Гарленд, несколько лет назад успешно дебютировавший в режиссуре сай-фаем «Из машины», продолжает рассказывать заковыристые научно-фантастические истории, где за тревожными или даже мрачными образами будущего скрываются экзистенциальные проблемы. Биолог Лина (Натали Портман) в составе группы женщин-ученых отправляется в загадочную зону, возникшую вокруг места падения метеорита; помимо интересов науки и национальной безопасности их всех ведет туда внутренняя рана – кто-то болен, кто-то потерял близких. Основанная на пространном романе Джеффа Вандермеера «Аннигиляция» Гарленда напоминает помесь «Сталкера», «Соляриса» и «Побудь в моей шкуре» – визионерских сай-фаев, где сложные человеческие переживания разыгрываются при помощи невиданного. В ходе прогулки по зоне Лина наблюдает, как мутируют и распадаются на атомы люди, их знания, их отношения и даже речь. То, что отвердело, то не победит.


3. «Бисби 17», реж. Роберт Грин

«Сохранить как...» 2018: Лучшие фильмы года, не выходившие в российский прокат

Впечатляющая документальная реконструкция событий столетней давности, когда из городка Бисби под дулами ружей выгнали шахтеров, боровшихся за свои права. Инцидент в штате Аризона, закончившийся депортацией тысячи человек, тщательно замалчивался все эти годы, но Грин не только «отмечает» столетний юбилей этого вопиющего происшествия и ищет в прошлом отзвуки постправды и политики Трампа, но размышляет о призраках прошлого и национальной памяти, о человеческой беззащитности и невероятном умении искусства (в данном случае не только кино, но и своего рода косплея) передавать самый тяжелый и хрупкий опыт.


2. «Дикие мальчишки», реж. Бертран Мандико

«Сохранить как...» 2018: Лучшие фильмы года, не выходившие в российский прокат

Пятеро мальчуганов из аристократических семей насилуют на уроке литературы преподавательницу: спектакль под ее властным руководством перетекает в оргию, спровоцированную злым духом. Детей (их играют, разумеется, актрисы) сначала судят, а потом вверяют в руки загадочного Капитана, который везет нерадивый квинтет на остров наслаждений, где они должны перевоспитаться. Дебютант Бертран Мандико снял авантюрную и сновидческую одиссею по волнам сексуальности и гендерной теории, в которой сплетаются недвусмысленные образы-эвфемизмы, отголоски подростковых романов о дальних плаваниях и изобразительное неистовство фильмов начала XX века. Мандико, впрочем, больше резонирует с экспериментаторами, которые из визуальной манеры немого кино черпают собственную эстетику: «Дикие мальчишки» напоминают микс «Повелителя мух» и «Детей капитана Гранта», если бы их снял Гай Мэддин. Вдобавок это подробное высказывание о мужских и женских ролях, гендерной самоидентификации, а также дихотомии власть-удовольствие.


1. «Мадлен Мадлен», реж. Жозефин Декер

«Сохранить как...» 2018: Лучшие фильмы года, не выходившие в российский прокат

Компактная инди-драма про девушку с загадочным психологическим недугом Мадлен (Хелена Ховард), которая проходит через стандартный водоворот взросления, а также играет в театральном кружке под руководством беременной постановщицы Евангелины (Молли Паркер) и слишком глубоко погружается в предлагаемые обстоятельства. Лента Декер и сама предлагает погрузиться в переживания Мадлен как можно глубже: блики, расфокусы, завораживающий аудио- и визуальные ритмы – что-то среднее между сеансом гипноза, психотерапии и актом художественного сопереживания. Попутно «Мадлен Мадлен» намечает бесконечные границы и манипуляции, которые опутывают человека: мать-дочь, наставница-ученица, реальность-вымысел, кошка-черепаха. Все это и игра, и метафора, и кассаветиевский полароид жизни, но вместе с тем – энергичное упражнение на эмпатию и умение отличить идею предмета от него самого. Такой кавер американского независимого на «Персону».

обсуждение >>

№ 3
Алиса Смирнова   28.12.2018 - 16:43
Без преувеличения, "Аннигиляция" - один из самых ожидаемых фантастических фильмов 2018 года. читать далее>>
№ 2
Алиса Смирнова   28.12.2018 - 16:36
"Война Анны "-Сегодня нередко режиссер прибегает к недомолвкам и недосказанности, перекладывая на зрителя создание отдельных сцен, что часто делают с финалом. Иногда наоборот, запутано начало,... читать далее>>
№ 1
Алиса Смирнова   28.12.2018 - 16:28
Посмотрели очень и очень неплохую криминальную драму "Американские животные". Четыре студента колледжа живут весьма обычной жизнью и терзаются обычными проблемами для "эпохи взросления":... читать далее>>
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

научная фантастика, фильм ужасов
Ирландия,Швеция,Бельгия, Великобритания,США, 2019
боевик, исторический фильм, приключения
Великобритания, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен