Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Архитектура малых форм, специальные обои и вещи жителей Петербурга – как создавался мир «Довлатова»

Мнение >>

Художник Елена Окопная, получившая «Серебряного медведя» Берлинале, – о Ленинграде 1970-х, редакциях, коммуналках, пальто Довлатова и мастерской героя Данилы Козловского

Архитектура малых форм, специальные обои и вещи жителей Петербурга – как создавался мир «Довлатова»
фото: Елена Окопная/SAGa Film

В российский прокат – всего на пять дней (с 1 по 4 марта) – выходит фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов», за работу над которым художник-постановщик и художник по костюмам Елена Окопная получила «Серебряного медведя» Берлинале за выдающийся вклад. «Довлатова» интересно не только смотреть, но и рассматривать. Елене Окопной удалось, в отличие от многих своих коллег, создать удивительно насыщенную атмосферу эпохи 1970-х. Тяжелое небо Ленинграда, уникальная архитектура, детально проработанные интерьеры, запоминающиеся костюмы – не только главных героев, но и персонажей второго плана, массовки.

Улицы старого Ленинграда

Свой фильм режиссер Алексей Герман-младший называет данью памяти городу и той, уже ушедшей, эпохе. Снимать Ленинград 1970-х в современном Санкт-Петербурге, как признается Елена Окопная, было непросто. Мешали и кондиционеры, установленные почти на всех домах города, и перекрашенные современными материалами здания. Группа старалась выбирать максимально сохранившиеся улицы, работала с архивом города и главным архитектором Санкт-Петербурга Владимиром Григорьевым. Именно он вместе с архитектором Сергеем Чобаном, другом Елены Окопной, помог ей с архивом архитектуры малых форм, ставшей лейтмотивом всего фильма.

«Архитектура малых форм формирует ощущение того мира, и мне казалось важным повторить ее до мелочей. Архитектурные пропорции того времени – они, как из детской книжки. Соединение поэзии и прозы. Сейчас все иначе», – считает Окопная.

Не попасть в ту уникальную атмосферу города – значит совершить ошибку, которую сразу же считает зритель. Однако прямая стилизация эпохи, полное повторение документальной канвы в кино выглядели бы не слишком органично. Как признаются создатели ленты, важно было создать именно живописное полотно с нужно расставленными акцентами.

Архитектура малых форм, специальные обои и вещи жителей Петербурга – как создавался мир «Довлатова»
фото: правообладатель: SAGA, фотограф: Никита Михайлов


Рукописи под дождем

Например, одна из таких самых живописно выстроенных сцен – это когда Довлатов выходит во двор редакции литературного журнала, где ему в очередной раз отказали в публикации, и видит горы макулатуры – тоже таких же рукописей, которые и он посылал в журнал и которые в нем уже никогда не будут напечатаны. Сцена эта снималась во дворе Академии художеств. Для того, чтобы создать ощущение не просто живописного полотна, но живой истории, Окопная сама специально перевязывала каждую отдельную стопку макулатуры.

«Реквизиторы формально сделали эти стопки, но я понимала, что где-то нужно было добавит цвет – вставить листы с картинками, где-то я порвала бумагу, где-то наоборот добавила еще листов. Какие-то стопки перевязала черными ленточками, какие-то двойными, чтобы создать ощущение этой живой истории, будто бы герои просто собрали стопки бумаг и наспех их перевязали подручными средствами», – рассказывает художник.

Кажется, что просто собрать листы бумаги в массивные стопки макулатуры, но Окопная – художник тщательный. Вся сцена была прописана до мелочей, весь реквизит восстанавливали по написанному после каждой репетиции или дубля – пока сцена наконец не была снята. Если в этой же сцене обратить внимания на школьников, то будут заметны и их костюмы – с вручную сделанными аппликациями.

Архитектура малых форм, специальные обои и вещи жителей Петербурга – как создавался мир «Довлатова»
фото: правообладатель: SAGA, фотограф: Никита Михайлов


В редакции журнала

Сама редакция литературного журнала – это то же пространство, в котором была выстроена – уже для другой сцены – квартира, где Бродский читал стихи. Перепланировка была проведена в сжатые сроки, обои переклеены, для редакции при этом специально отлили кариатиду – над ней Окопная работала вместе со своей командой так, чтобы она имела соответствующий той эпохе вид. «Сейчас кариатиды, на мой взгляд, какие-то необаятельно округлые, с цветочными мотивами, есть в этом что-то искусственное», – говорит художник.

Есть в фильме и еще одна редакция – заводской газеты, для которой пишет Довлатов. Заваленные бумагами рабочие столы, практически панорамные окна, легкие занавески, возвышающийся над работниками бюст Ленина и еще множество деталей, которые можно рассмотреть в этих одновременно простых и сложных производственных интерьерах.

«Я консультировалась с людьми, которые в то время работали в разных редакциях. Они рассказывали невероятные вещи про огранки. Еще я находила самиздат, причем сохранившийся в хорошем виде. Кто-то рассказывал, как все работало, кто-то отдавал вещи из своих архивов, конспекты, фотографии. Были еще просто репортажные фотографии, которые мне казалось здорово поместить, чтобы придать живость. Еще мне рассказывали про такую деталь, как колокол. Его плохо видно, но он есть в редакции на заводе. В такой колокол звонили, когда начинались собрания, летучки, как говорится сейчас», – рассказывает Елена Окопная.

Архитектура малых форм, специальные обои и вещи жителей Петербурга – как создавался мир «Довлатова»
фото: правообладатель: SAGA, фотограф: Никита Михайлов

Рудименты минувшей эпохи

Все пространства, которые можно увидеть в фильме, почти полностью заполнены артефактами 1970-х и предшествовавших им лет, «поколенческие вещи, с которыми люди жили по 20-30 лет» – так, чтобы пространство выглядело обжитым, получало необходимую энергетику.

«У меня была потрясающая ассистент по реквизиту Яна Гончарова. Когда мы отсматривали объекты для съемок, то видели очень много таких рудиментов советской эпохи. Отмечала их – вот здесь надо договориться по поводу стола, здесь – по поводу стульев или чего-то еще. Так и собрали весь реквизит. Однажды на каком-то судостроительсном заводе мы с Яной увидели кран. И я подумала, как здорово его было бы поместить в редакцию заводской газеты. Там его и можно увидеть. На мой взгляд, все, что не является каким-то обязательным элементом, придает характер пространству, от этого подпитываются и образы героев фильма. Безусловно, должны быть атрибуты времени, их никто не отменял, но должны быть и такие необязательные предметы, или какие-то личные – как можно увидеть в условном кабинете уролога, для которого мы придумали, что он увлекается историями про рыцарство и Данте, чей бюст стоит у него на столе. Так, благодаря этим деталям, вдруг и ожил образ этого героя», – отмечает художник.

Вещи Елена Окопная искала не только на отсматриваемых объектах, но и в антикварных лавках, блошиных рынках в Москве, Петербурге, Грузии Армении и даже в Лондоне и Милане. Заграничные детали художница объясняет тем, что Петербург все-таки расположен недалеко от границы с Финляндией, плюс и в то время что-то привозилось из-за границы, работали в том числе и фарцовщики.

Архитектура малых форм, специальные обои и вещи жителей Петербурга – как создавался мир «Довлатова»
фото: правообладатель: SAGA, фотограф: Никита Михайлов


В мастерской художника

Как раз такого героя – фарцовщика и художника – играет в «Довлатове» Данила Козловский, модно одетый и живущий в огромной, плотно уставленной, художественно захламленной мастерской. Именно это пространство, по словам Окопной, было создавать сложнее всего.

«Мастерскую героя Козловского мы снимали в реальной мастерской одного художника, но мы там глобально все переделали. У меня такой характер, что мне очень тяжело вписывать в готовые пространства. Несмотря на то, как они выглядят, мне кажется, что они все равно слишком хаотичны для кино. Вроде, смотришь – красиво, но как только наводишь камеру, понимаешь, что все нужно сделать ровным счетом наоборот. Вот мы и переделывали. Все та же Яна Гончарова нашла множество работ художников того времени, среди них были и привезенные скульптуры. Потом там еще в сцене в мастерской за спинами героев можно увидеть полотно – мое любимое, я просто решила, что надо взять холст и накидать туда мазки красками, чтобы это полотно разбивало пространство. В чьих-то личных архивах я подсмотрела, что один художник того времени собирал тыквы. И это тоже мы решили использовать для мастерской. Еще там есть портреты Ленина, разные – написанные, а есть портрет на стекле, через который видно глубину, видно другой портрет. Тут же в мастерской стоят и какие-то лаковые туфли. И это тоже мое любимое сочетание поэзии и прозы. Мне вообще кажется, что все строится на парадоксах», – говорит Окопная.

Архитектура малых форм, специальные обои и вещи жителей Петербурга – как создавался мир «Довлатова»

Обои и коммунальная квартира

Для одного из главных объектов фильма – коммунальной квартиры, где жил Довлатов, Елена Окопная, художник тщательный, разработала целую план-схему, в чем помогали ей, в том числе, и родственники писателя.

«Катя Довлатова рассказывала, что она помнит, что у них были желтоватая печка. Мы сделали такую, горчичного цвета. Еще я знала, что они жили в одной комнате, а в соседней, очень небольшой, жила мама Сергея Донатовича. Поэтому мы в имеющемся у нас пространстве взяли и построили стену, имитировали что-то подобное той коммунальной квартире. Конечно, мы не могли делать серьезную планировку других комнат, нам было важно создать ощущение квартиры, где жил Довлатов», – вспоминает Окопная.

Немаловажную роль при создании квартир и помещений той эпохи сыграли обои, которые специально изготавливались для съемок фильма. Дизайн их не придуманный, узоры художник нашла в музее города – оказывается, там есть целая коллекция, в те годы фабрики обязаны были постоянно сдавать в архив фрагменты с узорами производимых ими обоев. Окопная выбирали наиболее подходящие эпохе, но при этом изобразительно выигрышные экземпляры. Все подходящие варианты фотографировали, а затем их на компьютере перерисовывали специалисты. Однако этого было недостаточно, тогда обои создавались вручную, линия не всегда была ровной, как в итоге получалось на компьютере, было еще множество нюансов в работе – в том числе, нужно было восстанавливать шаг, определять подходящую для камеры частоту чередования узора.

«Один раз мы очень сильно ошиблись с частотой – как раз с обоями для квартиры Довлатова. Уже когда наклеили их, стало понятно, что очень сильно бьет, рябит в глазах. Многие говорили, да оставь так, но я отказалась – все-таки слишком это было видно. У меня в таких вещах очень сильно развит глазомер – я вижу малейшее расхождение. Один раз тоже поставила точку, отошла и вижу, что она сместилась на два сантиметра. Мне долго коллеги доказывали, что нет, но потом, когда я измерила все, выяснилось, что была права. Если меня спросить, сколько людей находится в том или ином помещении я могу ошибиться в подсчетах, а вот подобные вещи оцениваю точно», – говорит художник.

Архитектура малых форм, специальные обои и вещи жителей Петербурга – как создавался мир «Довлатова»
фото: правообладатель: SAGA, фотограф: Никита Михайлов


Семейное дело

Она честно признается, что с ней сложно работать, команда на «Довлатове» менялась, мало кто прошел этот путь от начала до конца. Сама Окопная в какой-то момент тоже думала, что сил работать уже нет – «уже не чувствовала, что хорошо, а что плохо, и в этот момент стало страшно». В том, что работа была продолжена, по ее мнению, большая заслуга режиссера Алексея Германа-младшего. Их творческий и семейный дуэт и позволил все-таки завершить «Довлатова».

«Конечно, круто, что мы вдвоем, потому что всегда можно настроить друг друга, довериться – с точки зрения того, что такое хорошо, а что нет. Это редко кому удается. Мы преодолели кризис. Было сложно, мало времени и много объектов, спать приходилось редко. Но не хотелось идти на компромисс и сдавать какие-то незавершенные объекты, потому что потом ты себе этого не простишь», – отмечает Елена Окопная.

Немалую роль в поддержке команды, работающей над фильмом, сыграли и жители Санкт-Петербурга. Они приносили вещи, личные архивы, альбомы, фотографии, которые очень помогли в работе. Самым запоминающимся таким даром для художника стали аккуратно разложенные по пакетикам пуговицы и завернутые в бумажки, подписанные красивым почерком, фотопленки. Те же пуговицы, казалось бы, несущественная деталь – играли важную роль в создании костюмов, где-то пуговицы перешивались, где-то Окопная их наоборот специально отрывала от одежды. Помимо таких нюансов в костюмах многих персонажей можно увидеть и другие акценты – специально сшитые воротнички, аппликации, стежки. Какие-то вещи были сделаны из материалов той эпохи, какие-то покупались современные, но довязывались, оформлялись в соответствие с модой того времени, какие-то вещи вязали специально. Например, шапочку Кати Довлатовой, которую легко рассмотреть в фильме, довязывали и оформляли «кисточками» из дерева. Все это Окопная придумывала под образ героев, под исполнителей ролей этих персонажей, пусть и далеко не первостепенных.

«Многое было сделано не сразу, переделывалось. Для костюмов были важны сценарий, реплики, лица, которые очень помогали. Это очень крутой материал. Все лица у нас особенные, внешнее и внутреннее все же связано. Мы получали невероятную поддержку от людей. Здорово, что Леша сделал такой сумасшедший кастинг», – говорит художник.

Архитектура малых форм, специальные обои и вещи жителей Петербурга – как создавался мир «Довлатова»
фото: правообладатель: SAGA, фотограф: Никита Михайлов


Пальто Довлатова

Непросто, конечно, пришлось с Довлатовым, исполнителя роли которого группа искала долго. Нашелся в итоге сербский актер Милан Марич, внешне действительно поразительно похожий на писателя.

«Самым сложным в образе Довлатова было, наверное, пальто, которое, как мне кажется, в итоге получилось. Нам попалась талантливая швея, мы с ней говорили на одном языке и понимали друг друга. Она из Петербурга, у нее большое количество заказов. Важно, что это пальто не с чужого плеча, оно было сделано уже по Милану, конечно, не с первого раза. Мы еще потом допридумывали, куда карманы поместить, – это же тоже важные нюансы. Хорошо, что мы сшили пальто, когда Милан уже был утвержден и гулял по Петербургу», – вспоминает Окопная.

Результатом столь кропотливой, даже въедливой работы художницы и стала премия Берлинского кинофестиваля. Кроме того, как рассказывал один из продюсеров ленты Андрей Савельев, созданные для фильма костюмы, элементы одежды и предметы, уже высоко оцененные местными искусствоведами, станут основой для нескольких выставок.

Маша Токмашева
Подписаться на рассылку новостей
фильмы

обсуждение >>

№ 1
Светлана Гарбузова (Новороссийск)   3.03.2018 - 17:04
с боем купила билет на просмотр,потому что фильм демонстрировался с 1 марта только в одном кинотеатре и в день только один сеанс.Все билеты раскуплены.После инциндента билет нашли и добавили еще один сеанс читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

детектив, триллер, фильм ужасов
Аргентина, Испания, Уругвай, 2018
криминальный фильм, триллер
США, 2018
трагикомедия
Франция, 2017
боевик, драма, приключения, триллер
США, 2018
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези, экранизация
Германия, 2018
комедия
США, 2018
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
Великобритания, Мексика, США, 2018
фильм ужасов, фильм-катастрофа
Франция, 2018
все фильмы в прокате >>
«Игрушки для взрослых»
Ролики фильмов

«Игрушки для взрослых»

Лос-Анджелес — город денег, знаменитостей и взрослых развлечений, здесь куклы живут бок о бок с людьми. Внезапно по мегаполису прокатывается волна преступлений, связанных со звездами популярного телешоу.