В честь Дня космонавтики мы решили вспомнить самые любопытные картины про космические путешествия и выяснить, что же вынуждало кинокосмонавтов покидать Землю. В списке приоритетных целей - желание найти жизнь на других планетах и помочь аборигенам. Но были и другие поводы.
Причина 1: Изучение планет Солнечной системы
Экспедиция на Луну
«Космический рейс» (1935) - советская немая фантастика, которая смотрится отлично и по сей день, не в последнюю очередь благодаря участию в качестве научного консультанта на съемках Константина Эдуардовича Циолковского. В 1946 году трио отважных ученых во главе с академиком Седых отправляются на Луну на ракетоплане «Иосиф Сталин». Там их ждет чудом выжившая кошка, числившаяся пропавшей вместе с предыдущей ракетой. Усталые, но довольные, космонавты возвращаются на Землю. Некоторые из надписей в фильме явно были источником вдохновения для группы «НОМ» при создании фантастического трэша
«Звездный ворс»:
«Собрался мой старик на Луну, там мороз минус 270 градусов, а валенки забыл!».
Полет на Венеру
«Планета бурь» (1961) - романтический зрелищный сай-фай
Павла Клушанцева по роману
Александра Казанцева про полет на Венеру советско-американской экспедиции. Здесь прекрасно всё - использование комбинированных и подводных съемок, неплохо выглядящие динозавры, отличный робот Джон и загадочная женщина в белом, венерианская Аэлита. Фильм так понравился главному американскому трэш-мейстеру
Роджеру Корману, что он был перемонтирован им аж в 2 фильма - (
«Путешествие на доисторическую планету» самого Кормана и
«Путешествие на планету доисторических женщин», режиссером которой значился
Питер Богданович), с добавлением некоторых эпизодов, изменением русских имен на английские и без какого-либо упоминания о его советском происхождении. Нашей «железной леди», министру культуры Фурцевой, фильм Клушанцева тоже понравился, но она осудила плачущую на орбите космонавтку – советские женщины не должны были так себя вести, хоть бы и в состоянии невесомости.
Добро пожаловать на Марс!
«Миссия на Марс» (2000). После неудачной экспедииции на Марс, где гибнут почти все члены экипажа, Америка отправляет туда второй космический корабль с новой командой и единственным выжившим космонавтом из предыдущей миссии. Землян ждет множество опасностей и удивительное открытие о происхождении жизни на родной планете. Преисполненный гуманистического пафоса и безупречный в техническом плане опыт
Брайна Де Пальмы на территории чужого для него жанра смотрится небезынтересно, но начисто лишен саспенса его триллеров.
Более свежая драма о жизни на красной планете -
«Марсианин» (2015) Ридли Скотта, с
Мэттом Дэймоном в главной роли, показала, что колонизировать Марс можно и в одиночку.
Причина № 2: Поиски жизни в других созвездиях
По зову сердца
«Москва-Кассиопея» (1974) и
«Отроки во вселенной»(1974) - молодежная фантастико-приключенческая дилогия про подростков, после получения загадочного сигнала отправившихся на звездолете «Заря» к планете системы звезды Шедар в созвездии Кассиопеи. Сейчас фильмы смотрятся несколько наивно, но в этом и кроется причина их очарования. Особено хороши роботы-исполнители, меняющиеся головами, роботы-вершители в фетишистских кожаных костюмах, и, конечно,
Иннокентий Смоктуновский в роли мудрого наставника ребят, прячущегося под аббревиатурой И.О.О.
В поисках колонии землян
«Запретная планета» (1956) - эталонный образец американской фантастики, переплюнуть который удалось только
Стэнли Кубрику 12 лет спустя. Фильм Фреда
Уилкокса был новаторским во всех отношениях – от спецэффектов и электронной музыки на саундтреке до мини-юбок в кадре и первого «робота с характером» Робби. Несколько неожиданно видеть будущую звезду
«Голого пистолета» и
«Аэроплана» Лесли Нильсена в серьезной роли капитана экспедиции, отправившейся на планету Альтаир IV, где была некогда колония землян. Здесь экипажу корабля предстоит сразиться с невидимым монстром, который, как выяснится, является всего лишь продуктом подсознания. Довольно интересная интерпретация трудов доктора Фрейда, но не факт, что ему бы она понравилась.
Во имя спасения братьев по разуму
«Через тернии к звездам» (1980) - прекрасный двухсерийный фильм
Ричарда Викторова по сценарию
Кира Булычева. В XXIII веке земляне обнаруживают корабль неизвестного происхождения с кучей трупов и живой девушкой-клоном по имени Нийя в скафандре. Она пойдет на контакт с землянами и полетит с ними на свою гибнущую после экологической катастрофы планету Десса. Сыгравшая инопланетянку Нийю модель
Елена Метелкина здорово таращит глаза, а ставший героем песни рэппера 90-х Мистера Малого злобный карлик Туранчокс строит козни, пока земляне пытаются уничтожить биомассу, пожирающую все органическое. В эпизоде, кстати, появляется звездолет «Заря» из «Москвы-Кассиопеи», а в небольшой роли космонавта Эдика Колотуна - молодой
Борис Щербаков.
В поисках смысла жизни
«Космическая одиссея 2001»(1968) - фильм Кубрика об отправившейся к Юпитеру на поиски подающего сигналы черного монолита экспедиции обсуждали и трактовали слишком часто, чтобы сказать про него что-то новое. Достаточно отметить, что напевающий перед смертью песенку компьютер HAL 9000 и подкидывающая под Штраусса кость обезьяна цитировались затем в киношной фантастике бессчетное количество раз. Надо сказать, после просмотра фильма понимаешь, что Кубрик действительно закрыл тему научной фантастики – лучше него пока никто еще не сделал.
Причина № 3: Спасение Земли от гибели
Раздробить астероид
Как не относись к
Майклу Бэю, но его
«Армагеддон» (1998) -идеальный блокбастер с героическим
Брюсом Уиллисом,
Питером Стормаре в роли русского космонавта Льва Андропова в шапке-ушанке и навязчивой пауэр-балладой Aerosmith. Спасение Земли отважными космонавтами от надвигающегося астероида никогда еще не выглядело так дорого.
Зажечь затухающее солнце
В фильме
«Пекло» (2007) действие происходит в 2057-м году, когда Солнце угасает, и земные ученые решают вновь завести его при помощи ядерной бомбы. Звучит глуповато, но
Дэнни Бойл смог сделать из этой идеи зрелищное и напряженное кино, добавив в сюжет линию психопата на станции. Члены готовящейся экспедиции понимали, конечно, что, скорее всего, не вернутся домой, но никак не могли угадать причины.
Причина №4: Поиски нового дома
Из-за перенаселения
В космическом хорроре немца
Кристиана Алверта «Пандорум» (2009) астронавт Бен Фостер просыпается от анабиоза на борту звездолета в веселой компании человекоподобных монстров. Космический корабль уже более 100 лет везет избранных с перенаселенной Земли на новую планету Танис. Никто уже не помнит цели полета, даже старший офицер, а некоторые земляне и вовсе в прямом смысле озверели. Дело осложняет еще и психическое растройство под названием «Пандорум», вызываемое пребыванием в анабиозе, которым может страдать любой из проснувшихся членов экипажа. Впрочем, до Таниса корабль все-таки долетит.
По причине экологической катастрофы
Космическая эпопея Кристофера Нолана
«Интерстеллар» (2014)отправляет человечество искать подходящую для жизни планету через "кротовую нору" прямо к Черной дыре, вокруг которой вращаются несколько небесных тел, потенциально пригодных для людей. Картину консультировал физик-теоретик Кип Торн, но зрители любят творение англичанина не за "сингулярность - жемчужину гравитации", а за не инновационный сюжет о любви и поиске дома.
обсуждение >>