Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

День российской анимации: Наш паровоз вперед летит

8 апреля
2018 год
5
6
7
8
10
11
12
18
19
20
22
24
27
28
29
31
 
 
 
1
2
5
6
7
9
10
11
12
14
15
16
18
19
20
22
23
24
25
26
28
29
 
 
 
3
5
7
8
9
10
13
14
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
29
30
 
 
 
 
 
 
2
3
5
7
8
9
10
12
15
16
18
19
20
21
22
24
25
26
27
28
 
1
2
3
4
5
6
7
9
11
12
16
17
18
19
20
21
22
24
26
27
28
31
 
 
 
 
1
3
5
6
8
10
11
12
13
15
20
22
25
26
27
 
 
 
 
 
 
2
3
4
5
10
11
12
13
15
16
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Все рубрики

Анимация с Машей Терещенко >>

День российской анимации – сравнительно новый праздник: он был учрежден всего несколько лет назад - параллельно с анимационной премией «Икар» - и приурочен к дате премьеры первого российского анимационного фильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» Владислава Старевича, случившейся 8 апреля 1912 года. В некотором смысле, этот праздник можно было бы обозначить, как «день рождения российской анимации». Так что самое оно – перечислить заслуги оной, как это и принято делать в отношении именинников.

День российской анимации: Наш паровоз вперед летит

Если говорить о прошедшем годе, то, наверное, главные достижения нашей мультипликации связаны с двумя брендами: студия «Паровоз» и студия «Союзмультфильм». Первая – это производственная компания, работающая во многом на обеспечение контентом ТВ-канала «Мульт». Она возникла несколько лет назад, активно заработала в 2015-м году, и уже к 2017-му произвела около 1700 минут анимации (согласно исследованию анимационной отрасли 2017-го года). По меркам нашего рынка, 1700 минут – это очень много. Всего вдвое меньше, чем лидеры анимационного рынка – компании «Рики» («Смешарики») и «Мельница» - создали за все годы своего существования. С момента исследования, «Паровоз» не только не снизил, но даже набрал обороты, и сегодня их линейка насчитывает уже больше десяти сериалов: «Деревяшки», «Сказочный патруль», «Лео и Тиг», «Герои Энвелла», «Ми-ми-мишки», «Бумажки», «Волшебный фонарь», «Аркадий Паровозов», «Собез», «Четверо в кубе», «Кошка Бяка и хороший мальчик». И это за каких-то три года.

Если в начале деятельности «Паровоза» их первые успехи можно было объяснить финансовой стабильностью (которой, увы, не может похвастаться ни одна другая студия, так как прямой ТВ-заказ – ситуация куда более выгодная, чем поиски инвесторов, окупаемость и зависимость от минкультовских субсидий), то сейчас, конечно, стоит отдать должное руководству студии: финансовой стабильностью они распорядились очень грамотно. Не любой сериал «Паровоза» можно назвать шедевром, но в основном это хорошие, разнообразные проекты, с увлекательными сюжетами и привлекательным визуальным рядом. Часто очень недорогие в смысле бюджета, но при этом достаточно качественные по меркам сериальной продукции.

День российской анимации: Наш паровоз вперед летит
фото: мультсериал Бумажки

На сегодняшний день «Паровоз» стал одним из «отраслеобразующих» предприятий для нашей анимации. Он создает от трети до половины всей нашей анимации за год. И это не просто цифры, а в том числе и стабильные рабочие места для сотен профессионалов. Но даже это не главное. Главное – и это показал нынешний Суздальский фестиваль – «Паровоз» за три года существвания задал определенную планку для российской анимационной продукции. Бизнес, связанный с детскими анимационными сериалами, так парадоксально устроен, что количество в нем иногда важнее качества. Дети любят не то, что любят, а то, что смотрят. И чем чаще показывать ребенку определенный контент, тем более этот контент будет популярен. Поэтому наряду с проектами качественными, на этом поле всегда существовали такие сериалы, которые берут именно количеством. А это (количество) далеко не каждая студия может себе позволить (и речь не только о деньгах, но и о количестве профессионалов, эффективности и проч.).

Так как «Паровоз» по объемам уже обыграл всех, то соревноваться с ним за любовь зрителей и место в эфире можно только за счет повышения качества продукции. И это, учитывая уровень «Паровоза» - задача не из простых, ибо со студией работают великолепные художники и отличные режиссеры.

День российской анимации: Наш паровоз вперед летит
фото: Лео и Тиг

Другое важнейшее событие последнего года – это очередной виток возрождения студии «Союзмультфильм». Витков этих было уже немало, однако нынешний кажется самым серьезным и основательным. Он связан с именем Юлианы Слащевой, которая год назад заняла пост Председателя правления «Союзмультфильма» и взялась за реконструкцию, отчасти продолжая деятельность не слишком удачливых предшественников, отчасти привнося что-то свое. Студия получила новое помещение, обновила штат (в частности, на посту директора «Союзмультфильма» оказался один из самых талантливых и опытных директоров в отрасли – Борис Машковцев, который до этого работал на «Фиксиках»), привлекла под «знамена» студии целую плеяду замечательных профессионалов, включая блистательных режиссеров Игоря Ковалева, Михаила Алдашина, Елену Чернову, Алену Оятьеву (это не считая тех прекрасных мастеров, которые работали на студии и раньше, а также приходящих режиссеров, которые время от времени делают на студии проекты) и замечательных специалистов разного толка (куратор выставок Павел Шведов, историк анимации Георгий Бородин, а также Сергей Капков, Мария Костюкевич, Алена Сычева и многие другие).

Наконец, при Юлиане была совершена «сделка века», а именно было подписано соглашение с компанией Danone на производство нового «Простоквашино», которое Danone взялось финансировать. Эта история связана с многолетней претензией «Союзмультфильма» к компании Danone по поводу использования бренда «Простоквашино» и образа кота Матроскина на молочной продукции. Та юридическая работа, которая стояла за этой сделкой, началась еще до прихода Юлианы в «Союзмультфильм», но так уж получилось, что именно при ней закончилась выгодным для студии контрактом. Можно гадать, насколько в том была заслуга Слащевой, но одно несомненно: выпавший шанс новый председатель правления «Союзмультфильма» использовала даже не на 100, а на все 200%. За год (а по меркам анимации это довольно короткий срок) студия сделала пилотный эпизод нового «Простоквашино». Работать команде приходилось в очень непростых условиях, и несомненно руководители проекта Елена Чернова и Алена Оятьева совершили нечто по анимационным меркам почти невероятное, вытянув этот пилот на такой уровень.

День российской анимации: Наш паровоз вперед летит

Однако столь же невероятной оказалась и PR-кампания проекта. Вообще, «Простоквашино» - это отнюдь не первая попытка возродить что-то из советских сериалов. И «Ну, погоди!» пытались продолжать, и «Кота Леопольда» возрождать, и про какие-то еще бренды думали. Да взять хотя бы японского «Чебурашку», который был сделан один в один к старому. Однако ни один из этих проектов не ждали и не встречали так, как ждали и встречали «Простоквашино». Весь год до выхода пилотного эпизода «Простоквашино» то и дело обсуждалось в СМИ.

Ближе к финалу пороху добавил Эдуард Успенский, который инициировал скандал о нарушении своих авторских прав. Разумеется, этот скандал проекту пошел только на пользу. Даже если бы правота Успенского была более очевидной – а в случае с «Простоквашино» его претензии скорее всего не имеют серьезных оснований: бренд принадлежит студии, свое «роялти» (весьма немаленькое) он получил, а то, что его новые сценарии «Союзмультфильм» не стал покупать за безумные деньги, так это они в своем праве, - так вот, даже если бы ситуация была более очевидной… ну, разве может нарушение авторских прав оскорбить россиян настолько, чтобы они отказались из-за этого смотреть сериал. Может, в каком-нибудь государстве выступление Успенского могло бы навредить проекту, но в стране торжествующих торрентов оно способно только подхлестнуть интерес.

День российской анимации: Наш паровоз вперед летит

Первые результаты мы увидели 3 апреля, когда эпизод был выложен в сеть. Буквально за пару дней он набрал 10 миллионов просмотров и тысячи комментариев. Многие ругали, однако и эта критика мгновенно шла на руку популярности проекта. Потому что все реплики противников звучали ужасно глупо, и каждый второй стремился выступить в жанре Капитана Очевидность, наращивая объемы дискуссии. Ну, в самом деле, невозможно же в XXI веке всерьез обсуждать верность адаптации оригиналу, тем более, что ремейк предназначен для другого зрителя - не те его будут смотреть, кто вырос на старом «Простоквашино».

Конечно, все это нельзя считать случайным. Медиа-кампания была продумана и гениально спланирована на основании предсказуемых реакций населения, так что из, в общем, проходного мерприятия (премьера пилота сериала обычно проходит почти незаметно) студия сумела сделать событие национального масштаба. В этом контексте не так уж интересно теперь говорить, хорош или плох пилотный эпизод «Простоквашино». Потому что победителей не судят, а проект и студия одержали только что огромную, даже, в общем, фантастическую победу. Это, возможно, беспрецедентный случай, когда сериал можно считать состоявшимся уже на пилоте.

День российской анимации: Наш паровоз вперед летит

Работой над «Простоквашино» деятельность студии не ограничивается. На том же Суздальском фестивале было немало короткометражек, а также – полнометражная «Гофманиада». Впрочем, большая часть работ, показанных в марте, - это наследие старых времен, как и премия «Ника» «Союзмультфильмовским» «Двум трамваям». Однако, надо думать, что в коротком метре дело будет обстоять не хуже (на студии собралась такая сильная команда, что иначе и быть не может). Также «Союзмультфильм» запустил работу над несколькими сериалами. Какие-то результаты зрители, вероятно, увидят в течение года.

«Союзмультфильм» и «Паровоз» - студии совершенно друг на друга не похожие. У них разные истории, разные задачи – да и вообще, казалось бы, все разное. Но есть два фактора, которые позволяют говорить о них в одном тексте. Во-первых, они обе очень тесно завязаны на государство и бюджетные финансовые потоки. Здесь приходится использовать такие заковыристые формулировки, чтобы не совершить ошибки в тонких юридических терминах, но давайте называть лопату «лопатой»: обе студии имеют мощную и довольно надежную (насколько это вообще бывает в нашей стране) государственную поддержку, и этим они отличаются от всех остальных студий, существующих на сегодняшнем анимационном рынке. Это не только про деньги, но про многое-многое, включая и PR-ресурсы, и ряд административных преимуществ, и другой уровень GR (отношений с чиновниками), и еще много всего, как бы незазорного, но ставящего и «Паровоз» и «Союзмультфильм» в особое положение.

День российской анимации: Наш паровоз вперед летит

Второй момент заключается в том, что, имея мощный ресурс на старте, обе компании весьма энергично вошли на российский рынок («Союзмультфильм», впрочем, не с первого раза это сделал, но все же) – и в результате весьма принципиально скорректировали правила игры в отрасли. Если говорить о естественном ходе вещей, то рынок развивается постепенно, и большие игроки появляются на нем не за день и даже не за год, а в том числе по мере наращивания общего объема рынка (как то: интереса к анимации зрителей и СМИ, площадок для трансляции, повышения общего объема капитализации анимационного кино и выращивания новых профессионалов, которые способны формировать новые творческие команды). «Паровоз» и «Союзмультфильм» оказались (вольно или невольно) в позиции немного как бы завоевателей, которые не столько увеличили объем отрасли в целом, сколько перетянули на себя одеяло (надо, впрочем, отдать должное: эти компании используют все полученные ресурсы с очень высоким КПД).

То есть по сути произошел своего рода «передел собственности». В первую очередь, это коснулось кадров. «Паровоз» и «Союзмультфильм» собрали практически все свободные ценные кадры на рынке, тем самым ужесточив и без того трудную «обратную конкуренцию» в анимации (к сожалению, в Российской анимации не профессионалы конкурируют за работу, а наоборот – студии за профессионалов). И это больно ударило по другим студиям, которые не всегда могут предложить своим работникам такие же условия (в первую очередь, речь здесь даже не о размере зарплаты, а о стабильности и возможностях карьерного роста). Вторым аспектом несомненно станет эфирное время. По мере умножения объема продукции «Паровоза» и «Союзмультфильма» (а стоит добавить, что с собственным производством затеялись уже ВГТРК, в процессе подготовки – «Карусель» и «Первый»), частным студиям будет все сложнее пробиваться со своими проектами на ТВ каналы. Ну и дальше можно говорить про СМИ и прочие ресурсы.

День российской анимации: Наш паровоз вперед летит
фото: "Два трамвая", Союзмультфильм

Первые результаты заметны уже сейчас. Это и тяжелейший кризис, через который проходят маленькие студии. И те перестройки, которые переживают студии крупные, вынужденные мобилизоваться перед новым "вызовом" (теперь все активно запускают новые проекты, бьются за качество и занимаются экспансией на международный рынок). Если говориь о больших студиях, то с ними, надо надеяться, все сложится по известному принципу "что нас не убивает, то делает нас сильнее", и в результате они станут более организованными, более эффективными, более дерзкими в поисках новых путей - в общем, выйдут на новый уровень. Что касается маленьких студий, то, вероятнее всего, большинство из них просто не выживет в новой системе. Потому что она потребует от продюсеров и художественных руководителей формирования и отстаивания какой-то уникальной, не поддающейся копированию концепции. Впрочем, наверняка отдельные маленькие предприятия продолжат свое существование и, возможно, тоже изменятся к лучшему. Ведь нечто они все же могут предложить авторам: как минимум, творческую свободу. И несомненно всегда найдутся авторы, для которых это окажется более ценно, чем стабильность.

В любом случае в этом году, как и в прошлые 15 лет, за процессами, происходящими в анимационной отрасли, наблюдать в высшей степени интересно. Отчасти потому, что российская анимация (как и анимация во всем мире) находится в стадии бурного развития. Отчасти, потому что будучи сферой все же по-прежнему далеко не самой выгодной, российская анимация по-прежнему привлекает пассионариев - и не важно, будь то художники, бизнесмены или даже функционеры, в основном это по-настоящему деятельные люди, готовые и порой умеющие сворачивать горы и пускать реки вспять. А когда речь идет о таких людях, результат всегда непредсказуем. Ибо с ними невозможное становится возможным, за очевидным кроется невероятное, и бесконечность оказывается не пределом.
День российской анимации: Наш паровоз вперед летит

Мария Терещенко
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 5
Rosomaha (Москва)   26.04.2018 - 13:09
... Так это как в пословице: "Сам себя не похвалишь - как оплёванный сидишь". Вот и нахваливают САМИ СЕБЯ ещё ДО премьеры, а что думает зритель для них дело десятое, денежки-то УЖЕ "освоили". читать далее>>
№ 4
Toshishiro (Екатеринбург)   18.04.2018 - 11:53
PR-акция действительно была продумана неплохо: статья насквозь заказная читать далее>>
№ 3
Людмила.85 (Шахты)   10.04.2018 - 08:57
Не знаю, каким образом определили, что новое "Простоквашино" - это прям вау. Мои дети взахлеб хохочут от старого, а новое таких эмоций не вызывает. Оно вообще не вызывает никаких эмоций. Как-то... читать далее>>
№ 2
Грин (Москва)   9.04.2018 - 02:16
Жаль , что российская анимация не является продолжателем традиций советской . читать далее>>
№ 1
Совет-Да-Привет   8.04.2018 - 21:25
Правильно, новое "Простоквашино" будут смотреть те, кого воспитывают на совершенно других ценностях. Им ЭТО подойдет. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мелодрама, научная фантастика
США, 2018
комедия, мелодрама
Россия, 2018
биография, драма, триллер
США, 2018
боевик, комедия, фильм ужасов
США, 2018
научная фантастика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма, комедия
Германия, 2017
все фильмы в прокате >>