Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Памяти Киры Муратовой: Она сама

7 июня
2018 год
5
6
7
8
10
11
12
18
19
20
22
24
27
28
29
31
 
 
 
1
2
5
6
7
9
10
11
12
14
15
16
18
19
20
22
23
24
25
26
28
29
 
 
 
3
5
7
8
9
10
13
14
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
29
30
 
 
 
 
 
 
2
3
5
7
9
10
12
15
16
18
19
20
21
22
24
25
26
27
28
 
1
2
3
4
5
6
7
9
11
12
16
17
18
19
20
21
22
24
26
27
28
31
 
 
 
 
1
3
5
6
7
8
10
11
12
13
15
20
22
25
26
27
 
 
 
 
 
 
2
3
4
5
10
11
12
13
15
16
18
19
20
21
22
23
25
29
31
 
 
1
3
5
6
7
8
9
10
12
13
14
17
19
21
22
24
25
26
28
29
31
 
 
 
 
 
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
18
21
22
23
25
26
27
28
29
30
Все рубрики

Мнение >>

Памяти Киры Муратовой: Она сама

В Одессе на восемьдесят четвертом году жизни скончалась Кира Муратова. Украинский режиссер, родившийся в Румынии и снимавший фильмы на русском языке. Она сама любила рекомендовать себя таким образом.

С самого начала она была иностранкой - дочь румынского коммуниста Георгия Короткова видела, слышала, читала больше, чем её советские ровесники и однокурсники по ВГИКу. Так что с самого начала было ясно, что она не советский режиссер. Инородное тело в романтическом кинематографе шестидесятых. Даже сейчас это ошарашивает: Муратова снимала «Долгие проводы» и «Короткие встречи» так, как будто жила в Италии или Франции. В них нет и следа публицистичности, литературности, документальности. Всего того, чем болело советское кино и чем до сих пор побаливает русское. Обе ленты - изящные, простые, изобретательные, лаконичные. Начиная с них, естественная реакция любого зрителя на любой фильм Муратовой - а что, так можно? Можно: иронизировать над устоявшимся в массовой культуре образом актера (Высоцкого из «Встреч»); между склеек располагать ясно читаемую постельную сцену; выносить на экран корявую, сбивчивую уличную ресь («Кто звОнит? Павлик звОнит!»); выражать чувства героев не через слова, а через странные, неправильные, мелкие бытовые действия (хрестоматийный пример - встающая и снова садящаяся на свое место героиня Зинаиды Шарко в «Проводах»).

Памяти Киры Муратовой: Она сама

Такая нездешняя свобода не могла остаться без внимания официальных лиц. После «Коротких встреч» в фильмографии Муратовой наступил долгий, гибельный для любого другого простой, катастрофические почти двадцать лет бездействия или полудействия. С Одесской киностудии её уволили. В тихой гавани Ленфильма, куда Муратова прибилась, она оказалась слишком громкой, чересчур яркой птицей. «Познавая белый свет» выпал не только из контекста советского кино вообще, но даже из разряда «полочного» кино: Муратова это не упоённая детской органикой Асанова и не экспериментатор-радикал Герман, она везде чужая. В начале восьмидесятых - новая попытка вернуться, «Среди серых камней», экранизация Короленко, в которой режиссер честно попытался стать «обычным», хоть как-то встроиться в систему. Не вышло.

Ожидаемо реализовалась Муратова только с началом перестройки, когда оказалась полностью свободна от контроля за созданием фильма, от рамок, законов и условностей. Именно этой свободой, а не скандальностью, не густыми матюгами и не чернухой объясняется прорыв «Астенического синдрома», успех (отчасти скандальный) ленты не только внутри страны, но и за её пределами. Свобода во всём. Построении сюжета, который может меняться, обрываться, скакать во времени и пространстве, спрыгивать с экрана в зал кинотеатра. В существовании актеров, которые с легкостью могут играть на грани истерики и выходить из роли. Даже в визуальном решении картины, внедрении в её ткань оживших живописных полотен, сурового ар-брюта (мыльные пузыри на помойке в первых кадрах).

Памяти Киры Муратовой: Она сама

После «Синдрома» Муратова двадцать лет наверстывала упущенное. Снимала то, чего не могла снимать в самый зрелый, успешный, сильный период жизни, пришедшийся для застой для страны и простой для режиссера. В этой безостановочной череде лент – «Три истории», «Чувствительный милиционер», «Увлеченья» и далее до «Настройщика» - формируется узнаваемый стиль. То, что теперь принято определять как «кино Муратовой». С повторами в речи, истерикой как драматическим приёмом, стабильным набором актеров-масок: Делиев, Бузько, Литвинова.

Боль от ухода Муратовой - это не скорбь по ушедшему большому художнику. Она всё успела и сняла всё, что хотела и могла снять. Она, в конце концов, долго и подробно прощалась с нами, своими зрителями - в «Двух в одном» и «Вечном возвращении» - фильмах о том, как жить после смерти автора. Тогда это казалось иронией и чисто муратовским кокетством: как же, уходите; как же, больше ничего не будете снимать - еще на наших похоронах простудитесь и снимите на них фильм с пожилыми «Масками-шоу» в главных ролях! Сейчас ясно - Муратова была честна с нами до конца. Не шутила и не лукавила. Оставила нам страшное в своей прямоте и искренности завещание. Боль от её ухода - это чувство одиночества. Мы правда не знаем, что делать и как оставаться один на один с её фильмами. В «Вечном возвращении» она была полностью права - после режиссера остаются ленты, образы, звуки. И зрители, по-собачьи к этому всему привязанные.

Памяти Киры Муратовой: Она сама

Иван Чувиляев
Подписаться на рассылку новостей
персоны
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, экранизация
Великобритания, Германия, Испания, 2017
криминальный фильм, мелодрама, приключения, триллер
Германия, Канада, США, 2018
биография, драма
Австрия, Германия, Франция, 2018
боевик, комедия, криминальный фильм
США, 2018
драма, криминальный фильм, мистика, экранизация
Испания, США, Чехия, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2018
триллер
США, 2018
приключения, семейное кино, сказка
Словакия, Хорватия, Чехия, 2016
все фильмы в прокате >>