Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Памяти Киры Муратовой: Она сама

7 июня
2018 год
5
6
7
8
10
11
12
18
19
20
22
24
27
28
29
31
 
 
 
1
2
5
6
7
9
10
11
12
14
15
16
18
19
20
22
23
24
25
26
28
29
 
 
 
3
5
7
8
9
10
13
14
16
17
18
19
20
22
23
24
25
26
27
29
30
 
 
 
 
 
 
2
3
5
7
9
10
12
15
16
18
19
20
21
22
24
25
26
27
28
 
1
2
3
4
5
6
7
9
11
12
16
17
18
19
20
21
22
24
26
27
28
31
 
 
 
 
1
3
5
6
7
8
10
11
12
13
15
20
22
25
26
27
 
 
 
 
 
 
2
3
4
5
10
11
12
13
15
16
18
19
20
21
22
23
25
29
31
 
 
1
3
5
6
7
8
9
10
12
13
14
17
19
21
22
24
25
26
28
29
31
 
 
 
 
 
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
18
21
22
23
25
27
28
29
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
24
25
26
27
28
29
31
 
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
16
17
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
2
3
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Все рубрики

Мнение >>

Памяти Киры Муратовой: Она сама

В Одессе на восемьдесят четвертом году жизни скончалась Кира Муратова. Украинский режиссер, родившийся в Румынии и снимавший фильмы на русском языке. Она сама любила рекомендовать себя таким образом.

С самого начала она была иностранкой - дочь румынского коммуниста Георгия Короткова видела, слышала, читала больше, чем её советские ровесники и однокурсники по ВГИКу. Так что с самого начала было ясно, что она не советский режиссер. Инородное тело в романтическом кинематографе шестидесятых. Даже сейчас это ошарашивает: Муратова снимала «Долгие проводы» и «Короткие встречи» так, как будто жила в Италии или Франции. В них нет и следа публицистичности, литературности, документальности. Всего того, чем болело советское кино и чем до сих пор побаливает русское. Обе ленты - изящные, простые, изобретательные, лаконичные. Начиная с них, естественная реакция любого зрителя на любой фильм Муратовой - а что, так можно? Можно: иронизировать над устоявшимся в массовой культуре образом актера (Высоцкого из «Встреч»); между склеек располагать ясно читаемую постельную сцену; выносить на экран корявую, сбивчивую уличную ресь («Кто звОнит? Павлик звОнит!»); выражать чувства героев не через слова, а через странные, неправильные, мелкие бытовые действия (хрестоматийный пример - встающая и снова садящаяся на свое место героиня Зинаиды Шарко в «Проводах»).

Памяти Киры Муратовой: Она сама

Такая нездешняя свобода не могла остаться без внимания официальных лиц. После «Коротких встреч» в фильмографии Муратовой наступил долгий, гибельный для любого другого простой, катастрофические почти двадцать лет бездействия или полудействия. С Одесской киностудии её уволили. В тихой гавани Ленфильма, куда Муратова прибилась, она оказалась слишком громкой, чересчур яркой птицей. «Познавая белый свет» выпал не только из контекста советского кино вообще, но даже из разряда «полочного» кино: Муратова это не упоённая детской органикой Асанова и не экспериментатор-радикал Герман, она везде чужая. В начале восьмидесятых - новая попытка вернуться, «Среди серых камней», экранизация Короленко, в которой режиссер честно попытался стать «обычным», хоть как-то встроиться в систему. Не вышло.

Ожидаемо реализовалась Муратова только с началом перестройки, когда оказалась полностью свободна от контроля за созданием фильма, от рамок, законов и условностей. Именно этой свободой, а не скандальностью, не густыми матюгами и не чернухой объясняется прорыв «Астенического синдрома», успех (отчасти скандальный) ленты не только внутри страны, но и за её пределами. Свобода во всём. Построении сюжета, который может меняться, обрываться, скакать во времени и пространстве, спрыгивать с экрана в зал кинотеатра. В существовании актеров, которые с легкостью могут играть на грани истерики и выходить из роли. Даже в визуальном решении картины, внедрении в её ткань оживших живописных полотен, сурового ар-брюта (мыльные пузыри на помойке в первых кадрах).

Памяти Киры Муратовой: Она сама

После «Синдрома» Муратова двадцать лет наверстывала упущенное. Снимала то, чего не могла снимать в самый зрелый, успешный, сильный период жизни, пришедшийся для застой для страны и простой для режиссера. В этой безостановочной череде лент – «Три истории», «Чувствительный милиционер», «Увлеченья» и далее до «Настройщика» - формируется узнаваемый стиль. То, что теперь принято определять как «кино Муратовой». С повторами в речи, истерикой как драматическим приёмом, стабильным набором актеров-масок: Делиев, Бузько, Литвинова.

Боль от ухода Муратовой - это не скорбь по ушедшему большому художнику. Она всё успела и сняла всё, что хотела и могла снять. Она, в конце концов, долго и подробно прощалась с нами, своими зрителями - в «Двух в одном» и «Вечном возвращении» - фильмах о том, как жить после смерти автора. Тогда это казалось иронией и чисто муратовским кокетством: как же, уходите; как же, больше ничего не будете снимать - еще на наших похоронах простудитесь и снимите на них фильм с пожилыми «Масками-шоу» в главных ролях! Сейчас ясно - Муратова была честна с нами до конца. Не шутила и не лукавила. Оставила нам страшное в своей прямоте и искренности завещание. Боль от её ухода - это чувство одиночества. Мы правда не знаем, что делать и как оставаться один на один с её фильмами. В «Вечном возвращении» она была полностью права - после режиссера остаются ленты, образы, звуки. И зрители, по-собачьи к этому всему привязанные.

Памяти Киры Муратовой: Она сама

Иван Чувиляев
персоны
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

драма
США, 2018
драма, комедия, музыкальный фильм
США, 2018
драма, комедия
Беларусь, Германия, Россия, США, 2018
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
Австралия, США, 2018
боевик, комедия
Италия, 2017
все фильмы в прокате >>