Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Возможно, криминал: Кто не позволяет детективу умереть

1 декабря
2019 год
 
1
3
4
7
8
10
11
14
15
16
18
20
21
22
23
24
25
29
 
 
 
 
3
4
5
9
10
11
13
15
16
17
18
19
21
22
24
26
27
28
29
 
 
 
 
1
4
6
7
8
9
11
12
13
15
16
17
18
19
20
21
22
25
27
28
29
1
2
3
4
5
6
8
10
12
14
16
18
19
20
21
22
25
27
28
 
 
3
4
5
7
8
10
12
13
14
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
7
9
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
24
25
26
27
28
2
4
6
9
11
13
14
16
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
31
 
 
 
2
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
14
16
17
19
22
23
25
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
1
2
3
6
7
9
10
14
15
16
20
21
22
23
26
27
28
30
 
 
 
 
2
3
5
7
8
9
10
11
12
15
16
19
21
22
23
26
27
29
30
 
 
 
 
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Все рубрики

Мнение >>

В прокате идет умеренно изобретательный детектив «Достать ножи» Райана Джонсона. Режиссер культового «Кирпича» и спорных «Звездных войн: Последние джедаи» совместил классический сюжет «Кто это сделал?» с интригой не поиска виновного, а его постепенным разоблачением и социальным комментарием (который детектив всегда, даже неакцентированно содержит). Мы решили вспомнить, кто и что помогают детективному жанру в последнее десятилетие не вымереть и не утомить благодарных зрителей по всему миру. Все фигуры и явления разбиты на пары, как классический дуэт детектив и его помощник.

Скандинавский нуар

Возможно, криминал: Кто не позволяет детективу умереть
фото: "Мост"

Зародившийся в нулевые (а в шведской литературе, вероятно, еще в 1960-е) смурной детектив с неуступчивыми ведущими героинями (часто – одиночками) и въедливой социальной подоплекой, потрошащей на морозе фирменное шведско-датско-норвежское хюгге. Мрачные расследования с кровавым инеем на ресницах вырвались в мейнстрим благодаря трилогии «Миллениум» Стига Ларссона и ее экранизациям (в Швеции все три фильма вышли в 2009-м, в 2011-м свою версию «Девушки с татуировкой дракона» представил Дэвид Финчер). Однако по-настоящему скандинавский нуар вмерз в мировую культуру благодаря телевидению – в частности, трем супер-хитам «Убийство» (2007 – 2012), «Правительство» (2010 – 2013) и «Мост» (2011 – 2018), их ремейкам и последователям. Смерть явления от обморожения в 2017-м констатировал «Снеговик» Томаса Альфредсона по роману Ю Несбё.

Соратник: Корейский детектив с похожими настроениями и социальной рассерженностью так и не сформулировался для мировой общественности в цельный феномен, хотя условный «Воющий» (2012) Ю Ха имеет те же компоненты, что и «Девушка с татуировкой дракона» (плюс бытовой сексизм и густой слой мелодрамы), а «Воспоминания об убийстве» (2003) Пон Джун Хо считается одним из лучших фильмов десятилетия.

8 1/2 скандинавских детективов
Рецензия на «Снеговика»



Шерлок (2010 – 2017?)

Возможно, криминал: Кто не позволяет детективу умереть
фото: "Шерлок"

Один из главных сериалов десятилетия, придуманный Марком Гэтиссом и Стивеном Моффатом, подарил новый извод для классического сюжета о Шерлоке Холмсе (Бенедикт Камбербэтч) и докторе Ватсоне (Мартин Фриман). Более и менее знакомые дела почти без швов переехали из XIX века в XXI, а в четвертом сезоне шоу вырулило в сторону мета-высказывания о том, почему читатель и зритель увлечен эскапистскими мирами (и лучше справилось с этим, чем стильная авантюрная дилогия Гая Ричи).

Соратник: Ганнибал (2013 – 2015). Эстетский и жестокий сериал по мотивам другого гуру детективного жанра – Томаса Харриса и его романов о Ганнибале Лектере, придуманный Брайаном Фуллером.

Рецензия на четвертый сезон «Шерлока»
Рецензия на второй сезон «Ганнибала»



Джейн Кэмпион

Возможно, криминал: Кто не позволяет детективу умереть
фото: "Вершина озера"

В начале 2010-х новозеландская постановщица Кэмпион, получившая главный приз Каннского кинофестиваля и сценарный «Оскар» за «Пианино» (1992), ворвалась на территорию детектива сериалом «Вершина озера» (2013 – 2017), написанным и снятым в паре с Джерардом Ли для Sundance Channel. Детектив о сексуальном насилии с Элизабет Мосс в главной роли в первом сезоне развенчивал мужской парадиз и извлекал из шкафов сельского уюта грязные тайны, а во втором сезоне (где появляется Николь Кидман) ударялся в публицистический разнос сексистского мироустройства.

Соратница: Фиби Уоллер-Бридж – создательница многосерийного триллера «Убивая Еву» (2018 – 2019?), впустившая в классическую схему о соревновании двух противоположностей (как, например, в «Ганнибале») меткую бытовую приземленность вкупе с острым юмором, эффектным дизайном и размышлением о поиске идентичности.

Рецензия на второй сезон «Вершины озера»



Ник Пиццолатто

Возможно, криминал: Кто не позволяет детективу умереть
фото: "Настоящий детектив"

Потренировавшись в команде сценаристов американской версии «Убийства», Ник Пиццолатто громко заявил о себе первым сезоном «Настоящего детектива» (2014), который последующие пять лет остается важным телевизионным брендом, несмотря на все эксперименты и неудачи молодого шоураннера. True detective представляет из себя сериал-альманах с изменчивой географией, стилистикой и предметом исследования – от тьмы человеческой души до судьбы (второй сезон) и памяти (третий). Главное, к чему Пиццоталло помог (естественно, не в одиночку) приучить зрителей кабельного телевидения, так это вторичность разгадки к правильно сформулированному вопросу.

Соратник: Ноа Хоули – шоураннер «Фарго» и «Легиона», двух околодетективных шоу, в которых наравне с интригой есть исследование разных десятилетий и страхов американской истории, а также категории «нормального».

Рецензия на второй сезон «Настоящего детектива»
Рецензия на третий сезон «Настоящего детектива»
Рецензия на первый сезон «Легиона»
Рецензия на третий сезон «Фарго»
Подкаст о Ноа Хоули



Гиллиан Флинн

Возможно, криминал: Кто не позволяет детективу умереть
фото: "Исчезнувшая"

Заточив перо в телевизионной критике, Флинн во второй половине нулевых стала одной из самых заметных новых фигур в криминальной литературе, а в 2010-х экранизации ее книг пустили кровь загадочному жанру. Дэвид Финчер, держащий руку на пульсе детективной эволюции, снял «Исчезнувшую» (2014), которая идеально вписалась между «Девушкой с татуировкой дракона» и сериалом «Охотник за разумом» (2017 – 2019?). Канадский трудоголик Жан-Марк Валле в 2018-м снял «Острые предметы» с Эми Адамс – едва ли не лучшую по монтажу и саспенсу свою работу (даже в сравнении с хитом «Большая маленькая ложь» Лианы Мориарти, которую он экранизировал годом ранее). Флинн мастерски соединяет условную, но манящую интригу с болезненными личными историями о психологическом насилии в самом сердце семьи: с позиции мужа и жены (Бен Аффлек и Розамунд Пайк) в «Исчезнувшей» и дочери (Адамс) в «Предметах».

Соратник: своего рода ренессанс в 2010-х пережили сюжеты Джона Ле Карре, автора анти-«бондианы» про унылые будни работников шпионов и агентов разведки: «Шпион, выйди вон» (2011) Альфредсона, «Самый опасный человек» (2014) Корбайна, «Ночной администратор» (2016) Бир и «Маленькая барабанщица» (2018) Пак Чхан Ука. Также не стоит забывать про Денниса Лихейна – автора «Острова проклятых», который экранизировал Мартин Скорсезе, и цикла неонуаров с ирландским ацентом – о Патрике Кензи и Энджи Дженнаро («Прощай, детка, прощай» (2007) Кейси Аффлека – экранизация четвертой книги из цикла).

Рецензия на «Исчезнувшую»
Рецензия на «Острые предметы»
Рецензия на «Большую маленькую ложь»
Рецензия на «Самого опасного человека»
Подкаст об «Острых предметах»



Брюно Дюмон

Возможно, криминал: Кто не позволяет детективу умереть
фото: "Малыш Кенкен"

Преподаватель философии и апологет гиперреализма, Дюмон забрел на детективную территорию будто бы случайно – сначала в сериале «Малыш Кенкен» (2014), напоминавшем провинциальный французский «Твин Пикс» без мистики, но с гротеском и безнадегой, а потом продолжил эту линию в сардонической классовой комедии «В тихом омуте» (2016). В обоих проектах режиссера детектив выступает попыткой упорядочить хаос, но – зачастую – тщетной: в свидетели он призывает богатых остолопов, бессвязных детективов и хулиганье, которые лучше прочих подсвечивают, как нескладно работают законы человеческие.

Соратник: Дэвид Роберт Митчелл в линчеподобном нуаре «Под Сильвер-Лэйк» (2018) не столько созвучен эстетическим или философским изысканиям Дюмона, но близок к нему по густоте экранного хаоса. Обеспечивает его массовая культура, теории заговора и просто мусор в великовозрастной башке (Эндрю Гарфилд).

Рецензия на «В тихом омуте»
Рецензия на «Под Сильвер-Лэйк»
Подкаст о «Под Сильвер-Лэйк»

«Достать ножи» в прокате с 28 ноября.


Афиша кино >>

военный фильм, драма
Россия, 2019
биография, исторический фильм
Великобритания, Германия, США, 2018
научная фантастика, триллер
Испания, 2018
детектив, драма, криминальный фильм, триллер
США, 2019
биография, драма, исторический фильм
США, 2017
мелодрама, триллер
Россия, 2019
драма
Россия, 2019
комедия, мелодрама
Великобритания, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен