Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Бизнес по-казахски: сможет ли киноиндустрия Казахстана стать полностью прозрачной?

21 декабря
2019 год
 
1
3
4
7
8
10
11
14
15
16
18
20
21
22
23
24
25
29
 
 
 
 
3
4
5
9
10
11
13
15
16
17
18
19
21
22
24
26
27
28
29
 
 
 
 
1
4
6
7
8
9
11
12
13
15
16
17
18
19
20
21
22
25
27
28
29
1
2
3
4
5
6
8
10
12
14
16
18
19
20
21
22
25
27
28
 
 
3
4
5
7
8
10
12
13
14
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
7
9
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
24
25
26
27
28
2
4
6
7
9
11
13
14
16
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
31
 
 
 
2
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
14
16
17
19
22
23
25
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 
1
2
3
6
7
9
10
14
15
16
20
21
22
23
26
27
28
30
 
 
 
 
2
3
5
7
8
9
10
11
12
15
16
19
21
22
23
26
27
29
30
 
 
 
 
 
 
3
4
5
6
9
11
12
13
14
16
18
20
21
22
23
27
Все рубрики

Мнение >>

2019 год в казахстанском кино ожидаемо продолжил тенденции прошлых лет: отечественные картины, как правило, сиквелы, уверенно выходят в прокат и в течение 4 уикендов преодолевают отметки в 200-300 миллионов тенге кассовых сборов. Вместе с тем, этот год для киноиндустрии страны можно считать годом нововведений и новых правил рынка.

Бизнес по-казахски: сможет ли киноиндустрия Казахстана стать полностью прозрачной?
фото: кадр из фильма "Айка"

Что нового в 2019 году?

Структурные изменения не всегда бросаются в глаза зрителям, пришедшим посмотреть кино, чего не скажешь, например, о субтитрах. С 2019 года вся кинопродукция, показываемая в казахстанских кинотеатрах, должна сопровождаться переводом на казахский язык в виде субтитров. Таким образом, кинотеатры должны привлечь казахоязычную аудиторию, которая зачастую оставалась в тени. Несмотря на то, что показы на казахском языке обсуждались уже не первый год, кинобизнесу и государству все-таки удалось найти компромисс. Сказать точно, как это повлияло на статистику, пока невозможно – Комитет по статистике еще не предоставил цифр по 2019 году. В целом, цифры по прошлому году показали, что количество посещений киносеансов немного возросло – 17 миллионов 860 тысяч посещений в 2018 году против 17 миллионов 606 тысяч в 2017 году. Возможно, что с появлением субтитров на казахском языке, эта цифра приблизится к 18 миллионам.

Что касается производства отечественных картин, то в 2018 году их количество заметно снизилось – 271 фильм против 348 фильмов в 2017 году. Мотивировать снимать больше и качественнее намерен Государственный центр по поддержке национального кино. Он был создан в этом году и уже успел провести питчинг и утвердить поддержку производства 18 картин. Среди режиссеров отобранных картин широко известные в Казахстане и немного за ее пределами Акан Сатаев, Эмир Байгазин, Адильхан Ержанов, Сергей Азимов и Ермек Турсунов. Поддержку получили также три казахстанских документальных фильма: «Туркестан: вчера, сегодня, завтра», «Алая нить судьбы» и «Возвращение учителя» об известном ближневосточном ученом – аль Фараби.

Бизнес по-казахски: сможет ли киноиндустрия Казахстана стать полностью прозрачной?
фото: кадр из фильма "Тренинг личностного роста"

Эти проекты были отобраны комиссией среди 60 кинопроектов. Сценарии, как сообщили в Центре, должны были соответствовать ряду критериев, чтобы получить статус «национального кино». Во-первых, картина должна соответствовать интересам страны, иметь высокий художественный уровень и способствовать «узнаваемости страны через искусство кино». Согласно условиям, создатель фильма, получившего удостоверение «национальное кино», будет освобожден от уплаты в общей сумме 20% налога с проката картины. Кроме того, из дохода от проката фильма, профинансированного государством, 20% возвращаются в Государственный центр поддержки нацкино, остальные 80% остаются продюсерской компании. При том, что для социально значимых фильмов и дебютных работ, центр может покрыть до 100% сметной стоимости проекта; для фильмов, ориентированных на широкую аудиторию, вроде комедий и мелодрам, центр готов покрыть до 90% стоимости проекта в 2019 году, до 80% – в 2020 и до 70% – с 2021 года.

Второй конкурс был объявлен осенью, и недавно стало известно, что питчинг решили перенести на январь 2020 года из-за огромного количества поступивших заявок: комиссии нужно будет рассмотреть 215 кинопроектов – это практически в два раза больше, чем было в весеннем конкурсе.


Судьба авторского кино

Помимо патриотического кино для широкого зрителя Центр обещает поддерживать и авторские и артхаусные картины. В этом году дебютная малобюджетная работа Шарипы Уразбаевой «Марьям», о которой практически никто не знает на родине, была представлена на крупных кинофестивалях в Локарно, Торонто и Пусане. Как рассказала режиссер картины, фильм был снят спонтанно на свои деньги и за пять дней. На этапе пост-продакшена фильм получил поддержку Государственного центра нацкино.

Бизнес по-казахски: сможет ли киноиндустрия Казахстана стать полностью прозрачной?
фото: кадр из фильма "Марьям"

Картина «Марьям» основана на реальных событиях, причем главную роль в ней исполнила реальная героиня истории:

«Главная героиня фильма не актриса, она и есть реальный прототип, то есть Меруерт Себбосунова играет саму себя. Три года назад у Меруерт пропал муж: он и его брат ушли с зимовки в 70 километрах от города Талдыкорган (административный центр Алматинской области – Прим.ред.), семья занималась скотоводством. По дороге они пропали. Через пять дней его брата нашли мертвым, а мужа Мерует не нашли до сих пор – ни живого, ни мертвого. Меруерт осталась одна с 4 детьми, и сейчас выживает в окраине города Алматы. Она до сих пор не может получить пособие от государства за детей, так как тела ее супруга все еще не нашли», – рассказывает Шарипа.

Услышав эту историю, она решила снять именно художественный фильм. В итоге локацией для фильма послужил в том числе и дом героини, ее дети также приняли участие в съемках, поэтому фильм получился скорее документально-игровым.

«Насчёт бюджета не могу точно сказать в цифрах, но точно скажу, мы сами снимали на свои же средства методом «плиз, помоги по-дружески». Так как проект был придуман спонтанно, я понимала, что если подам его на рассмотрение для получения поддержки, то все затянется, и я просто перегорю. Государственный центр национального кино все-таки оказал поддержку в пост-продакшне. Так как эта стадия очень важна для любого фильма, мне эта поддержка давала силу», – вспоминает она.

Бизнес по-казахски: сможет ли киноиндустрия Казахстана стать полностью прозрачной?
фото: кадр из фильма "Марьям"

Продюсером картины выступила Анна Качко, которой удалось вывезти фильм на три международных кинофестиваля класса «А»:

«Когда я услышала, что фильм попал в главный конкурс кинофестиваля Локарно, то была просто в шоке. Я не думала, что фильм с таким маленьким бюджетом может попасть на такие большие кинофестивали. Везде, где я не была: и в Локарно, и в Торонто, в Пусане, и в Альмерии, где прошла испанская премьера фильма, зрителям интересно казахстанское кино с его экзотическими пейзажами. Им интересны портрет казахской женщины, наши традиции».

Что касается проката в Казахстане, то Шарипа Уразбаева не уверена, что картину покажут на больших экранах, поскольку казахстанский зритель не приучен к авторскому кино, тем более отечественному:

«Наши зрители привыкли смотреть всякие казахстанские комедии про свадьбы, про любовь, а тут авторский фильм с длинными кадрами и сложной судьбой героини. Поэтому и наши прокатчики неохотно берутся за такие фестивальные авторские фильмы, так как понимают риск. Они смотрят на кино не как на искусство, а как на бизнес. Не могу точно ответить, будет в прокате или нет. Если честно, мы уже показали фильм во многих странах мира и зарубежные зрители очень тепло восприняли, а в Казахстане мало кто видел фильм», – заключила Уразбаева.

Тем не менее, уже после разговора с Шарипой, казахстанская премьера «Мариям» состоялась 3 декабря на кинофестивале студенческих и дебютных фильмов «Бастау».

Бизнес по-казахски: сможет ли киноиндустрия Казахстана стать полностью прозрачной?
фото: кадр из фильма "Тренинг личностного роста"

Несмотря на скепсис игроков местного кинорынка, авторские фильмы о суровых казахстанских реалиях имеют потенциал на зарубежных кинофестивалях. Еще одно доказательство тому – в этом году казахстанская картина «Тренинг личностного роста» режиссера Фархата Шарипова получила гран-при Московского международного кинофестиваля. К слову, по данным сервиса Ticketon, в первый уикенд фильм собрал чуть больше 7 миллионов тенге. Можно предположить, что непопулярность таких картин на Родине объясняется тем, что казахстанский зритель как никто лучше понимает, как тяжело жить в стране с неработающими социальными лифтами. Отчего предпочитает в зале кинотеатра максимально абстрагироваться от казахстанской социальной драмы.


Что дальше?

На одном из инвестиционных форумов, мэр крупнейшего города и столицы кинопроизводства Алматы – Бакытжан Сагинтаев сообщил о создании Almaty Film Commission. Задачей нового подразделения муниципалитета станет содействие иностранным и местным кинокомпаниям в организации съемок на территории Алматы и Алматинской области. И это вполне оправдано: в 2018 году в Алматы базировались 24 из 47 компаний по производству фильмов. Город также лидирует по таким показателям, как количество кинотеатров, бокс-оффис и посещения показов. В ответ на заявление мэра Алматы Центр поддержки нацкино сообщил, что намерен в скором времени инициировать создание Национальной кинокомиссии, которая объединит в себе Almaty Film Commission и другие аналогичные комиссии из других регионов.

Бизнес по-казахски: сможет ли киноиндустрия Казахстана стать полностью прозрачной?
фото: постер фильма "Бизнес по-казахски в Африке"

О том, что Центр намерен стать крупнейшим оператором производства и проката кино в Казахстане, свидетельствует не только это. Как неоднократно сообщала руководительница центра – продюсер Гульнара Сарсенова, Центр будет добиваться введения «единого кинобилета»: по аналогии с опытом российских коллег из Фонда кино, в Казахстане будет создана единая база, в которой будут собраны все данные по количеству проданных билетов, проведенных сеансов, о предпочтениях зрителей и сборах кинопрокатчиков. По словам Сарсеновой, это позволит сделать кинопрокат прозрачным, а значит увеличит шансы привлечь в индустрию крупных инвесторов. Обещают, что база данных будет создана уже в 2020 году.


Так сколько же зарабатывает казахское кино?

Сегодня сказать о том, сколько именно денег зарабатывают казахстанские фильмы, выходящие в прокат, все еще довольно трудно: прокатчики не предоставляют суммы сборов отдельных фильмов, ссылаясь на договоренности с правообладателем, а правообладатели, в свою очередь, ссылаются на пресловутую коммерческую тайну. Если обратиться к цифрам, которые предоставляет сервис продажи билетов Ticketon, то вторая часть популярной романтической комедии «Брат или брак» в первый уикенд собрала 235 млн 503 тысячи тенге ($610 111 по курсу на 11 декабря 2019 года), а в итоге за 4 недели картине удалось собрать 377 млн 105 тысяч тенге ($976 955). Другая комедия от квнщиков – «Бизнес по-казахски в Африке» (продолжение сверхпопулярной в Казахстане серии «Бизнес по-казахски»), вышедшая в прокат накануне Нового года, также показала высокие сборы: 557 млн 248 тысяч ($1 млн 443 тысячи) за четыре недели в прокате. Как сообщила компания-прокатчик Sulpak Cinema, «Бизнес по-казахски в Африке» стал лидером по всем позициям: кассовый сбор, посещаемость и продолжительность проката. Директор компании Марина Ершова отметила, что популярность отечественных фильмов растет:

«Могу сказать, что совокупный сбор отечественных картин в нашем прокате за период с 1 января 2019 года по 20 ноября 2019 года составил 1,6 млрд тенге ($4 млн 145 тысяч). Мы оцениваем долю отечественного кинематографа в общем объеме рынка кинопроката за 2019 год на уровне 30%. Очевидно, что интерес зрителя к Казахскому кино только увеличивается. Предполагаем рост доли в 2020 году до 35-40%», – сообщила она.

Бизнес по-казахски: сможет ли киноиндустрия Казахстана стать полностью прозрачной?
фото: постер фильма "Брат или брак"

В этом году Sulpak Cinema выпустила в прокат 14 казахстанских картин, среди которых «Айка» (что, скорее, международный проект нежели казахстанский), уже упомянутые выше комедии «Бизнес по-казахски в Африке» и «Брат или брак – 2», социальная драма «Зеркала» и другие. До конца года в прокат выйдет криминальная драма о нелегальных мигрантах в Лос-Анджелесе Елжаса Рахима и очередная комедия про ведение бизнеса казахами – «Бизнес по-казахски в Корее».

Масштабный исторический фильм «Томирис», о котором разговоры велись последние несколько лет, наконец-то вышел в прокат в конце сентября, собрав в первый уикенд 96 млн 728 тысяч тенге (около $250 тысяч 590), а по результатам пяти недель в прокате – 508 млн 290 тысяч тенге ($1 млн 316 тысяч).

Стоит отметить, что сейчас казахстанские картины крайне выигрышно выстраиваются в сетке показов кинотеатров: как правило, отечественные фильмы для массового зрителя крутят с 10 утра и до поздней ночи продолжительное время. Для сравнения, лауреат трех «Оскаров» (в том числе и за «Лучший фильм») картина «Зеленая книга» по результатам 8 недель в прокате собрала 94 млн, 98 тысяч тенге ($243 тысячи 777).

Бизнес по-казахски: сможет ли киноиндустрия Казахстана стать полностью прозрачной?
фото: кадр из фильма "Томирис"

Остается надеяться на то, что реформы киноиндустрии, которые затеял Центр поддержки нацкино, сумеют открыть возможности для новых талантливых авторов и продюсеров, а новый способ финансирования кинопроектов не станет кормушкой для коррупционеров. Тогда, возможно, казахстанское кино, наконец-то, встанет с колен.

Айсулу Тойшибекова
Поиск по меткам

Афиша кино >>

детский фильм, комедия, музыкальный фильм, приключения, семейное кино, сказка
Германия, Канада, 2018
детектив, драма, триллер
Южная Корея, 2003
приключения, семейное кино, фильм о животных, экранизация
Франция, Норвегия, 2019
биография, драма, комедия, экранизация
Индия, Франция, 2019
комедия, приключения, семейное кино
Великобритания, США, Франция, 2019
мелодрама
Россия, 2020
боевик, комедия, криминальный фильм
США, 2020
боевик, фильм ужасов
США, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен