Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Как попасть в большую киноиндустрию из регионов? 5 стратегий – плюсы и минусы каждой

17 ноября
2020 год
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
11
12
15
17
18
19
21
22
25
26
28
 
 
 
 
 
 
3
6
7
9
11
12
13
14
15
16
19
20
21
22
24
25
26
29
30
31
 
 
1
2
3
11
13
14
15
16
21
22
23
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
2
3
4
5
7
9
11
13
15
17
19
20
21
23
25
27
28
30
3
4
5
6
8
10
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
 
 
2
3
4
5
6
7
8
12
14
15
16
17
19
20
22
23
25
26
27
28
 
 
 
 
 
1
3
4
9
10
11
12
14
17
19
20
23
24
27
28
29
31
 
3
4
5
7
8
11
12
14
15
16
17
19
20
21
23
25
26
27
28
29
 
 
 
1
2
3
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
19
20
23
24
25
26
29
 
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
8
11
12
13
14
15
16
17
19
20
21
23
24
25
28
29
30
Все рубрики

Конкурсы >>

Ведущие киношколы России сосредоточены в Москве, там же расположены офисы почти всех кинокомпаний, федеральных телеканалов и онлайн-платформ. Да, иногда они выбираются за МКАД: киностудии могут организовать производство фильма или сериала в Краснодарском крае, Калининградской, Ульяновской области – во многих регионах действует система возмещения затрат на кинопроизводство из регионального бюджета, поэтому снимать там выгоднее, чем в Москве. Однако эти «вылазки» длятся всего несколько месяцев, а после отъезда московских съемочных групп киножизнь в регионах замирает – до следующего сезона или даже на несколько лет. Как же начать всерьез заниматься созданием коммерчески успешных фильмов и сериалов, если вы живете не в Москве и если вас не устраивает временная работа на съемочной площадке раз в год или реже? Специально для Кино-Театр.Ру директор Высшей школы кино «Арка» Вячеслав Ширяев подготовил пять успешных стратегий.

Как попасть в большую киноиндустрию из регионов? 5 стратегий – плюсы и минусы каждой
фото: ВШК "Арка"

Первая стратегия – вернуться

Обучение в московской киношколе с параллельным нетворкингом и последующим возвращением домой. Плюсы этой стратегии очевидны: вы получаете навыки и знания в столице российского кинопроизводства, общаетесь и завязываете контакты с «нужными людьми», находитесь в эпицентре индустриальных событий – питчингов, фестивалей, круглых столов, мастер-классов. То есть вы оказываетесь в среде, которая сама формирует ваши социальные и профессиональные связи. Существенным недостатком первой стратегии является слишком высокая цена. Допустим, вы скопили 400-800 тыс. рублей на программу ДПО (дополнительное профессиональное образование можно получить после первого высшего или среднего специального). Это не всё! Прибавьте к этой сумме стоимость аренды квартиры в Москве на год или два – еще 450-900 тыс. рублей. А упущенные доходы от потерянной в своем городе работы, который придется надолго покинуть? Вы уверены, что в Москве удастся найти равноценную занятость?

Согласитесь, не каждый начинающий кинематографист найдет 2-3 млн рублей, чтобы проинвестировать их в свое кинобудущее. Риски таких инвестиций крайне высоки – считанным единицам удается после обучения в московских киношколах вернуться в свои родные пенаты высокооплачиваемыми и востребованными специалистами. Больше шансов у тех, кто учился на сценаристов и продюсеров, причем с уклоном в креативное продюсирование. Эти профессии не требуют постоянного присутствия в Москве – разработка проектов (от заявки до девелопмента) может осуществляться в любой точке мира, где есть Интернет. Например, выпускник продюсерского курса Высшей школы кино «Арка» Гайк Асатрян создает фильмы и сериалы, вернувшись домой – в село Ильское Краснодарского края. До этого он дебютировал в качестве сценариста и креативного продюсера в сериале «Любовь в нерабочие недели» (Okko, СТС).

Как попасть в большую киноиндустрию из регионов? 5 стратегий – плюсы и минусы каждой
фото: ВШК "Арка"

Вторая стратегия – остаться

Обучившись в столичной киношколе, некоторые предпочитают остаться в Москве. Конечно, вам вряд ли предложат работу режиссером на большом фильме или сериале сразу после защиты диплома. Но начать движение вверх с веб-сериалов, клипов и рекламы вполне по силам каждому выпускнику: Евгения Юстус после защиты диплома в режиссерской Мастерской Николая Лебедева написала и сняла при поддержке известного продюсера Юлии Мишкинене веб-сериал «33 ребенка», который уже можно посмотреть в Youtube. В Москве огромное количество продакшн-студий и небольших команд с собственной технической базой, поэтому трудолюбивым выпускникам совсем нетрудно зацепиться за возможность развивать кинокарьеру именно в Москве. К минусам этой стратегии можно отнести завышенные требования к мотивации начинающего кинематографиста – чтобы выжить в столице, ты должен выкладываться с утра до вечера семь дней в неделю. Далеко не все готовы к такой самоотдаче. Самый «жирный» плюс – продолжение обучения через практику на реальных проектах и непрерывный нетворкинг с расширением круга профессионального общения.

Третья стратегия – самообразование

Самообразование и съемки фильма, который заметит «большая киноиндустрия». Феномен якутского кино, примеры учителя Дмитрия Давыдова и Ивана Соснина из Екатеринбурга – все это может вдохновить на самостоятельный просмотр и анализ бесконечного числа фильмов и сериалов, а также изучение всех доступных учебников по режиссуре и драматургии. Насмотренность и начитанность могут открыть двери в киноиндустрию (как тому же Квентину Тарантино), но такой путь потребует предельной концентрации и работоспособности. Единственный плюс в данном случае – экономия на обучении. Он же оборачивается и убойным минусом – дефицитом нетворкинга. Вам не из кого собрать команду единомышленников, чтобы снять фильм или пилот сериала. Полученные в одиночестве знания и навыки зачастую не находят выхода в реализации, потому что кино – дело коллективное.

Как попасть в большую киноиндустрию из регионов? 5 стратегий – плюсы и минусы каждой
фото: ВШК "Арка"

Четвертая стратегия – учиться у себя и ехать в Москву

Получить качественное кинообразование в своем регионе или поблизости, а потом завоевывать Москву крутыми проектами фильмов и сериалов. Такая возможность с недавних пор появилась благодаря программе Высшей школы кино «Арка» Master in Filmmaking (Мастер Кинопроизводства). Переезжать в столицу не надо, при этом общий объем программы такой же, как и на московских программах киношколы – 550 академических часов (один академический час равен 40 минутам). Студенты получают 5 модулей (по 50-60 академических часов каждый) в дистанционном режиме и 5 модулей очно – в ближайшем региональном учебном центре. Жители Северо-Западного федерального округа приезжают в Санкт-Петербург, Сибирского ФО – в Новосибирск, Уральского ФО – в Екатеринбург, Приволжского ФО – в Нижний Новгород, Южного ФО – в Ростов-на-Дону. А еще есть выездные модули в Сочи и в Москве, где будет проходить работа над сценариями, практика и защита дипломных проектов. Регионы учатся у тех же преподавателей, получая ровно столько же знаний и навыков. Самое интересное, что региональная программа ВШК «Арка» в полтора раза дешевле обучения в Москве, и в стоимость включено проживание во время выездных модулей.

Плюсом этой стратегии является возможность получить такую же подготовку, какую имеют студенты московских киношкол, но без переезда и гораздо дешевле. Еще один плюс – сравнимые возможности по нетворкингу и взаимодействию с топовыми продюсерами. Партнером программы Master in Filmmaking является Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), объединяющая 35 компаний-лидеров киноиндустрии, ежегодно производящих более 60% аудиовизуальной продукции в стране. Иными словами, проекты из регионов окажутся на столе у ключевых игроков рынка, принимающих решения о запуске в производство фильмов и сериалов. Это отличная возможность для новичков заявить о себе и начать работать над проектами в Москве.

Как попасть в большую киноиндустрию из регионов? 5 стратегий – плюсы и минусы каждой
фото: ВШК "Арка"

Пятая стратегия – учиться и работать у себя

Единственным минусом четвертой стратегии является «обескровливание» регионов – подготовленные киноспециалисты уезжают в столицу, где и так все неплохо с идеями и кадрами. Поэтому самой оптимальной является пятая стратегия – подготовленные по «московским» стандартам молодые профессионалы развивают кинопроизводство в своих федеральных округах, объединяясь в региональные кинокомпании, продюсерские центры и съемочные команды. В таком случае, у московских продюсеров, с одной стороны, появляются надежные партнеры для регулярного сотрудничества при организации выездных съемок. С другой стороны, эти «точки роста» сами становятся источниками контента для федеральных кинокомпаний, платформ и телеканалов. Сибирская, уральская, южная, северная или волжская «фактура» в проектах, создаваемых выпускниками региональных образовательных программ, является безусловной ценностью: это подтверждает успех сериала «Чики», в котором красоты и нравы жаркой провинции воздействовали на зрителя не хуже персонажей.

«Немосковские» истории таят в себе огромный потенциал. Зрителям надоедают драмы и комедии про обитателей Садового кольца и Рублевки. В России огромные залежи «нерассказанных историй». Москва не может справиться с таким объемом сюжетов, тем и смыслов в одиночку, поэтому качественное кинообразование в регионах вкупе с созданием центров кинопроизводства на местах – лучшая стратегия и для киноиндустрии, и для тех, кто мечтает в ней работать.

Подробнее о возможностях регионального кинообразования можно узнать на сайте ВШК «Арка».

Вячеслав Ширяев
Поиск по меткам

Афиша кино >>

драма, криминальный фильм, триллер
США, 2020
мистика, триллер, фильм ужасов
США, 2019
драма, молодежный фильм, социальная драма, экранизация
США, 2020
триллер, эротика
Испания, 2020
драма, экранизация
Испания, 2020
биография, драма, триллер, экранизация
США, 2020
комедия
США, 2020
чёрная комедия
Россия, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен