Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Не в лесу живем и не в Америке: 8 советских фильмов для тех, кому понравился «Перевал Дятлова»

5 декабря
2020 год
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
11
12
15
17
18
19
21
22
25
26
28
 
 
 
 
 
 
3
6
7
9
11
12
13
14
15
16
19
20
21
22
24
25
26
29
30
31
 
 
1
2
3
11
13
14
15
16
21
22
23
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
2
3
4
5
7
9
11
13
15
17
19
20
21
23
25
27
28
30
3
4
5
6
8
10
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
 
 
2
3
4
5
6
7
8
12
14
15
16
17
19
20
22
23
25
26
27
28
 
 
 
 
 
1
3
4
9
10
11
12
14
17
19
20
23
24
27
28
29
31
 
3
4
5
7
8
11
12
14
15
16
17
19
20
21
23
25
26
27
28
29
 
 
 
1
2
3
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
19
20
23
24
25
26
29
 
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
8
11
12
13
14
15
16
19
20
21
23
24
25
28
29
30
 
2
3
5
6
7
8
9
11
13
14
15
16
17
18
19
20
23
24
25
26
27
30
31
Все рубрики

Мнение >>

На ТНТ закончился сериал «Перевал Дятлова», ставший одной из самых обсуждаемых премьер сезона. О его достоинствах и хитроумной структуре читайте в нашей рецензии или слушайте в подкасте. Для тех же, кто закончил просмотр и проникся трагически-пионерским духом черно-белых серий о «дятловцах», стилизованных под оттепельное кино, мы подготовили подборку советских фильмов, которые могут как продлить ощущения от сериала, так и дополнить картину эпохи.

В одних война и не упоминается вовсе, в других незримо присутствует в тишине оптимистичных перебранок, где-то встает мрачной тенью, а то и вовсе занимает солидную часть хронометража. Очевидно влияние французского кино — высвободившаяся камера, легкое пижонство видеоряда и жизни — и присутствие фантазий об иностранном, другом (оно выражено в песнях и самоучителей). Вообще выбранные фильмы характерны фантазией, переходящей в фантазм: о лучшей (в том числе и личной) жизни, о других странах, о временах, которых уже не будет, и эпохе, которая не наступит. Эти призраки, прячущиеся в очаровательном кино полувековой давности, активно снуют в «Перевале Дятлова».



«Неотправленное письмо» (1960)

Не в лесу живем и не в Америке: 8 советских фильмов для тех, кому понравился «Перевал Дятлова»
фото: «Неотправленное письмо» (1960)

Фильм Калатозова съемочной группе «Перевала Дятлова» показали на студии «Мосфильм» перед съемками — и в «Неотправленном письме» можно увидеть не только изломы и фрагменты маршрута будущего сериала, но и расслышать эхо трагедии группы Дятлова (съемки проходили как раз в 1959 году).
Группа геологов отправляется на поиски кимберлитовой трубки на Западно-Сибирскую низменность: опытный руководитель Константин (Иннокентий Смоктуновский), пара молодых геологов Таня и Андрей (Татьяна Самойлова и Василий Ливанов), а также проводник Сергей (Евгений Урбанский). Группа сокращается по мере маршрута — невзгоды уносят жизни участников одну за другой. Константин продолжает писать письма жене, в которых описывает маршрут, надежды и думы.
Если в «Летят журавли» (1957) Калатозов с оператором Сергеем Урусевским стремились запечатлеть судьбоносный вихрь войны, разнесшей по разным «мирам» счастливую жизнь и военную реальность, то в «Неотправленном письме» они уже без экивоков демонстрируют губительность романтической увлеченности — героизмом, городом садом или же кимберлитовой трубкой. Героиня Самойловой подвергалась мощному зрительскому осуждению после премьеры «Летят журавли» (своевольничала, не дождалась), но всего лишь смена сеттинга и неоправданная гибель одаряет всех персонажей героическим ореолом. В то же время демонстрирует ту нечеловеческую цену, которую приходится платить за подвиг или открытие.


«Взрослые дети» (1961)

Не в лесу живем и не в Америке: 8 советских фильмов для тех, кому понравился «Перевал Дятлова»
фото: «Взрослые дети» (1961)

Двухкомнатная семейная комедия о смене эпох, конфликте поколений и обмене опытом. Анатолий Кузьмич Королев (Алексей Грибов) возвращается домой после проводов на пенсию и готовится к непривычному безделью вместе с женой Татьяной Ивановной (Зоя Федорова). Однако взрослая дочь Люся (Лилиана Алешникова) в тот же день преподносит сюрприз, выйдя замуж за коллегу-архитектора Игоря (Александр Демьяненко). Жить им предстоит всем вместе — сначала вчетвером, а потом и с новорожденным сыном/внуком.
20 лет спустя венгерский классик Бела Тарр снял «Семейное гнездо» (1979), где почти документальной камерой и без прикрас продемонстрировал, как совместное проживание непонимающих друг друга поколений выедает людей изнутри, в том числе уничтожает брак. Солнечный фильм Виллена Азарова по сценарию Валентины Спириной комически обыгрывает острые углы, но с оптимизмом смотрит в будущее, где молодые архитекторы построят если не город-сад, то жилье, идеально подлаженное под людей и их нужды. Конфликт поколений происходит в миролюбивой манере «одни не со зла, просто уже не догоняют — другие еще не закалены жизнью, не набили шишек опыта». Главное, что все пытаются отстаивать свои границы — пускай и не слишком удачно.


«Девчата» (1962)

Не в лесу живем и не в Америке: 8 советских фильмов для тех, кому понравился «Перевал Дятлова»
фото: «Девчата» (1962)

Вероятно, главный интонационный референс ретро-серий «Перевала Дятлова» — народный хит Юрия Чулюкина о романтическом потенциале уральского лесоповала, куда прибывает симферопольская сирота Тося Кислицына (Надежда Румянцева), выпустившаяся из кулинарного училища. Производственная комедия о леспромхозе, его размеренной жизни и мерцающей строгости начальства становится фоном не только для ромкома, но и для истории взросления. Причем как наивной и бойкой Тоси, хлопающей глазами в том же темпе, в каком могут работать ее кулаки, так и для ее товарок (тут утрированная галерея «советских женщин» — от матери до роковухи), и передовика Ильи Ковригина (Николай Рыбников), подмороженного записного ловеласа. Жизнеподобие и эхо войны заглушает популярный шлягер про девчат, но эта духоподъемная вариация «Укрощения строптивого» (за 20 лет до версии с Челентано) заигрывает и с гендерными ходами, и безостановочным оптимизмом: как распиленное дерево, формально воспеваемый брак здесь показан на всех этапах — от робкого поцелуя до мечт о квартире и медленного распада.


«Мне двадцать лет» (1965)

Не в лесу живем и не в Америке: 8 советских фильмов для тех, кому понравился «Перевал Дятлова»
фото: «Мне 20 лет» (1965)

Главный оттепельный фильм — многострадальная лента Марлена Хуциева, которая в первозданном виде — с чтениями стихов в Политехническом музее — вышла только в 1988-м под именем «Застава Ильича». История трех потерянных молодых людей (Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин) не совпадала с линией партии, — которая при Хрущеве выбрала новый, антисталинский вектор, — но точно описывала метания не то что детей войны, но отчасти — каждой волны молодежи. В эпизодах снялись Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, а также сам Хуциев.
Сценарий он придумал вместе с Геннадием Шпаликовым — фениксом оттепельного кино, ранее написавшим с Георгием Данелией сказку «Я шагаю по Москве», где легкая социальная критика ловко маскировалась гэгами и удушающим добродушием, а выдавала себя прологом («Так не бывает!») и сценой с требующим жизнеподобия полотером (Владимир Басов), выдающим себя за члена Союза писателей.
В фильме Хуциева же особенно заметно влияние французской новой волны — и в ракурсах, и в разрыве с партийным, сталинским «папочкиным кино», однако это кино не оппозиционно, а вполне искренне ищущее свой путь. Не случайно картина начинается с превращения трех красногвардейцев-революционеров в современных парней-ровесников, а заканчивается все диалогом одного из героев с покойным отцом: во сне тот признается, что вряд ли чему-то может научить сына, который уже старше его.
Эта хрестоматийная сцена — скорее экзистенциального, чем мистического толка — демонстрирует не только разрыв эпох (революции, войны, оттепели), но и причину растерянности: наконец у целого поколения есть возможность подумать о себе, а не о больших идеях.


«Короткие встречи» (1967)

Не в лесу живем и не в Америке: 8 советских фильмов для тех, кому понравился «Перевал Дятлова»
фото: «Короткие встречи» (1967)

Схематичный рисунок горы напоминает (любовный) треугольник, и он формально становится сюжетной геометрией дебюта Киры Муратовой — истории про работнице райсовета Валентину (сама Муратова), ее бродячего мужа-геолога Максима (Владимир Высоцкий) и приехавшей из деревни в райцентр Надю (дебют Нины Руслановой), которая влюбилась в хэмингуэевский образ мужчины с гитарой и последовала за ним вопреки, в общем, всему.
Градация романтики, влюбленности и ответственности, подобная разности гор, города и деревни, создает эффект слоистости, который Муратова добивает визуальной расплывчатостью картины. Воспоминания и сны вплывают в комнату без предупреждения, все ключевое сосредотачивается не столько в словах и действиях, сколько во взглядах, прикосновениях, композиции фигур. Однако это история не о том, что мужчины и женщины из разных племен, как пытается убедить Валентину Максим, но оборотная сторона пионерской — то есть (перво)открывательской романтики: кто-то расчищает рубежи, кто-то на них закрепляется, а кому-то, как Наде, хорошо и в тылу, в той самой деревне, куда сотруднице райкома приходится зазывать новых жителей.
Что-то серьезно друг о друге понять у них, понятно, не выходит, потому что встречи коротки, как взгляды, и за каждым укреплена такая правда, что в манифест не сложишь, но терзания Валентины, впускающей в свой дом и юную Надежду, и вечно ищущего бури Максима, выглядит максимально концентрировано — как жизнь вокзала. Это ли не обратная сторона героического энтузиазма, то бытовое измерение, которого не хватает одам первопроходцев и «репортажам» о том, что «для страны самое важное — урожай» (а не люди, которые его собирают).


«Три тополя на Плющихе» (1968)

Не в лесу живем и не в Америке: 8 советских фильмов для тех, кому понравился «Перевал Дятлова»
фото: «Три тополя на Плющихе» (1968)

Телегой, поездом, такси — таково путешествие Анны (Татьяна Доронина), которую в родной деревне все называют Нюркой. Она опасливо везет сестре мужа чемодан ветчины, подозревая мираж Москвы в готовности объегорить, но наталкивается на самого интеллигентного таксиста столицы Сашу (Олег Ефремов). Ветеран войны, он крайне внимателен к пассажирам и ценит мгновения жизни, не полагаясь на колею. У Нюры все наоборот: механический деревенский быт, заевший брак, в голове — тоска, страшные сны о муже и доме, фантазии о бесчеловечной Америке.
Снятый уже во времена длинных 70-х, фильм Татьяны Лиозновой, которая вскоре прикует внимание всей страны к телевизору при помощи «Семнадцати мгновений весны» (1973), полон оттепельного романтизма. «Три тополя на Плющихе», в сущности, как титульная песня «Нежность», популярная в то время, избегая конкретики, выражает чувство опустошенности и легкой надежды.


«Восхождение» (1977)

Не в лесу живем и не в Америке: 8 советских фильмов для тех, кому понравился «Перевал Дятлова»
фото: «Восхождение» (1977)

Лариса Шепитько успела снять трагически мало картин, и ставшее последним «Восхождение» — один из пиков ее творчества: аскетичная, но абсолютно безжалостная лента по мотивам повести Василя Быкова «Сотников». Не столько военная драма, сколько притча, житие, описывающее восхождение на Голгофу учителя математики Сотникова (Борис Плотников), которого сопровождает бывалый и находчивый Рыбак (Владимир Гостюхин).
Сюжетно — история обычной партизанской вылазки за припасами, которая обернулась пыткой и проверкой убеждений; кинематографически — настоящая фреска о жертвоприношении на войне, где подвиг Сотникова рифмуется со смертью Христа (или Жанны д’Арк), задаваясь в том числе вопросом о цене и феномене героизма. Десятилетием ранее Шепитько в «Крыльях» (1966) показывала тоску бывшей летчицы по утраченному экстриму — полетов ли, молодости или влюбленности, пришедшихся на военное время, — и мировоззренческий конфликт со взрослой дочерью (!), которая доктрины жертвенности и лозунга «всегда готов» уже не очень разделяла.
Помимо музыки Шнитке, которая звучит в «Перевале Дятлова», именно тема самопожертвования/жертвоприношения — одна из ключевых в сериале.


«Мой друг Иван Лапшин» (1984)

Не в лесу живем и не в Америке: 8 советских фильмов для тех, кому понравился «Перевал Дятлова»
фото: «Мой друг Иван Лапшин» (1984)

Этапная картина Алексея Германа-старшего, описывающая довоенный СССР как вечно бурлящую коммуналку, населенную людьми, пережившими Гражданскую, но еще не подозревающими, что на горизонте — Великая отечественная. Тут появляется фирменная германовская полифония и многофигурность, а сам рассказ ведется от лица мальчика, который смутные 50-е — времена сталинского террора — запомнил как череду веселых застолий и розыгрышей. Впрочем, обманчиво наивная мемуаристика нет-нет да и оборачивались макабрической экскурсией в глубокие тени советского счастья, где могут и юбку артистке задрать, и ножичком пырнуть. Вместе с тем режиссер, полемизируя с отцом Юрием Германом, развенчивает светлые идеалы начальника уголовного розыска Лапшина (Андрей Болтнев) и его поколения, верившего в советскую утопию («Вычистим землю, посадим сад и сами еще успеем погулять в этом саду!»). Комментируя, как город изменился к 80-м, рассказчик как будто хоронит этот несбыточный проект.
Слушайте подкаст о фильме «Мой друг Иван Лапшин»

обсуждение >>

№ 3
АЛМ (Москва)   17.12.2020 - 11:32
... Полностью согласен читать далее>>
№ 2
Т-татьян@   10.12.2020 - 11:52
Многие из этих перечисленных фильмов (особенно "Неотправленное письмо"и "Девчата") мне вспоминались при просмотре фильма в контексте истории группы Дятлова. "Неотправленное письмо"... читать далее>>
№ 1
be_average   6.12.2020 - 22:02
Хорошая статья и хорошая подборка фильмов, но персонажа Рыбникова в "Девчатах" всё же звали Ильёй, а не Игорем читать далее>>

Афиша кино >>

детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2020
комедия, приключения
Италия, Франция, 1989
триллер
Великобритания, США, 2020
мистика, фильм ужасов
Великобритания, 2020
биография, драма, спортивный фильм
США, 2020
приключения, триллер
Россия, 2021
мистика, научная фантастика, триллер
США, 2018
боевик
Китай, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен