Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»

9 июля
2020 год
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
11
12
15
17
18
21
22
25
26
28
 
 
 
 
 
 
3
6
7
9
11
12
13
14
15
16
19
20
21
22
24
25
26
29
30
31
 
 
1
2
3
11
13
14
15
16
21
22
23
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
2
3
4
5
7
9
11
13
15
17
19
20
21
23
25
27
28
30
3
4
5
6
8
10
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
 
 
2
3
4
5
6
7
8
9
12
14
15
16
17
19
20
22
23
25
26
27
28
 
 
 
 
 
1
3
4
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Все рубрики

Мнение >>

Татьяна Веселова, художник по гриму из Санкт-Петербурга, рассказывает о любимой работе и о том, как поведать историю через 7 образов за один концерт

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»
фото: Татьяна Веселова

Моя история гримера началось с того, что подруга вручила мне на день рождения подарочный сертификат «Сам себе визажист» Санкт-Петербургской Школы Театра и Кино. По окончании курса преподаватель-визажист Теона Гонгадзе спросила: «Таня, ты не думала заниматься искусством визажа не только для себя? У тебя есть предпосылки. Почему бы нет?». Я восприняла это в шутку, но потом задумалась. Ведь на тот момент я уже была увлечена мюзиклами («Нотр Дам де Пари», «Ромео и Джульетта», «Бал вампиров») и грезила мечтой попасть в этот мир. С детства мне нравилось творчество – а публичные выступления давались нелегко. Боязнь сцены и до сих пор со мной. Именно поэтому профессия гримера стала для меня «золотым ключиком» к миру театра. Я прошла обучение в школе-студии «Кадр» при Ленфильме и получила квалификацию «Гример-постижер». И уже во время обучения впервые попала на съемочную киноплощадку.

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»
фото: «Золотой ключик» к миру театра и кино Татьяны Веселовой

Больше всего мне запомнилась работа доп.гримером в 8-серийной картине Андрея Малюкова «Григорий Р.» (2014) под руководством художника по гриму Евгении Малинковской. Я была поражена актерской работой Владимира Машкова, а также его по-отечески теплым отношением к нам. В то время я была занята на своей основной работе, и возможности полностью отдаться кино тогда не было. Вскоре после этого подруга позвала меня работать в мюзикл Mamma Mia (Stage Entertainment Russia, гастрольный тур в Санкт-Петербурге). Затем, в 2014 году, я пошла поддержать друзей на кастинг в мюзикл «Мастер и Маргарита» (Makers Lab), и так получилось, что в итоге я отдала этому проекту 5 лет, с 2016 года возглавив гримцех. Общий стаж моей практики – 8 лет. Сейчас я – художник по гриму Санкт-Петербургского Музыкально-драматического театра (реж. Сергей Скоморохов) и работаю индивидуально с артистами, в том числе, с Ярославом Баярунасом.

Самое любимое в моей работе — это ее психологический аспект. С самого начала создания образа до его полного воплощения на сцене идет тесное взаимодействие артист-гример. Гример должен учесть все исходные (задумку режиссера, внешние и психологические данные артиста, художественное решение постановки, особенности сценического освещения и т. д.) и выдать Образ, который удовлетворит всех. Также важно понимать, что гримеры — последние, кто имеет длительный контакт с артистом перед выходом на сцену. И в этом главная задача гримера — помочь артисту в процессе грима настроиться на роль, войти в образ. Все мы люди, и, бывает, что артист приходит в состоянии абсолютно «вне роли», и я считаю, что гример должен увидеть это и попытаться скорректировать психологический настрой артиста.

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»
фото: Бекстейдж. Татьяна Веселова за работой

Какие работы меня вдохновляют? Фильм, в котором грим меня удивил своей завершенностью, четким попаданием в образы, легкостью и «вкусностью» — это «Сумерки». Таких эстетично-утонченных вампиров больше не создаст никто. Если говорить о фэнтезийном гриме со спецэффектами, то это работа Гильермо дель Торо «Лабиринт Фавна», который я считаю шедевром кино, и прежде всего, работу художника по гриму. Еще очень нравится грим семейки Гринча из сказки «Похититель Рождества». «Хроники Нарнии» и «Властелин Колец» — мои фавориты по гриму со спецэффектами. В этих картинах представлена технически невероятно большая и сложная работа. Раньше я просто смотрела фильмы с наслаждением, сейчас же я неосознанно обращаю внимание в большей степени на техническое исполнение, уровень сложности воплощения, чистоту работы гримеров и гармонию образов.

Начинающим гримерам я бы посоветовала помнить поговорку «Не боги горшки обжигают». Зачастую многие стремятся с первых шагов показать свой «почерк» и заявить о себе креативно. Но для того, чтобы создать индивидуальный стиль, я считаю, важно сначала набить руку и добиться определенной профессиональной «насмотренности». Искусство грима, как это ни странно, плотно опирается на базовые знания. Сначала мы нарабатываем технику, делаем базовый грим, смотрим на работы, которые нас вдохновляют, и пробуем их повторить. Это не плагиат, а рост через подражание. Многое начинается с малого, и, чтобы чего-то добиться в этой индустрии, важно иметь хорошую базу. В начале своего пути точно не стоит руководствоваться фразой «Я художник, я так вижу!» (смеется).

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»
фото: Афиша трибьют-концерта группы «Король и Шут»

Задача для «Happy End» (трибьют-концерт группы «Король и Шут» от Ярослава Баярунаса, 26 июня на платформе Twitch) состояла в том, чтобы показать историю одного артиста через разнообразные перевоплощения в течение одного онлайн-концерта. Были оговорены ключевые персонажи согласно сюжетам песен, которые прозвучат на концерте. Ярослав четко объяснил свое видение героев, это и послужило мне отправной точкой для дальнейшего создания образов. Сам ход творческого процесса трудно уложить в пошаговую инструкцию. В работе с Ярославом это всегда выходит по принципу «прошлая схема не сработает». Очень показательна в этом плане разница между концертами «Happy End» и «БЭК» («Бессовестный Эпический концерт» Ярослава 1 февраля 2020 года). Февральский концерт готовился командой на протяжении двух месяцев, я отрисовывала фейс-чарты на каждого участника, проводила промо-сеты с грим-тестом, и в результате создавался целый мир, где каждый образ был гармонично вписан в единую визуальную картину. «Happy End» — это мир внутри одного персонажа, который претерпевает давление и неприятие со стороны социума. И здесь было важно, улавливая разные психологические состояния артиста, создать семь разных образов на нем одном. Поэтому подготовка была по большей части информационной. Прежде всего, я вдохновлялась сет-листом концерта – творчество группы «Король и Шут» мне близко. Пересматривала рок-мюзикл «TODD», как крупную работу Михаила Горшенева, а также записи его концертов. Это очень помогло лично мне войти в нужное эстетически-психологическое состояние. Я рассматривала графичные красочные образы персонажей «Cirque du Soleil», пересмотрела фильмы Тима Бертона (на мой взгляд, они близки по стилистике). Мной не был нарисован ни один фейс-чарт, и создание всех образов происходило прямо во время съемок.

Для концерта было всего создано 7 образов: Первоначальный герой (на афише концерта), Клоун, Джокер, Граф, Демон, Писатель и Амфибия. Работа над каждым образом занимала в среднем от одного часа до двух. В первый день съемок мы снимали те образы, которые можно было легко трансформировать друг в друга: Графа, Клоуна, Джокера и Первоначального персонажа.

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»
фото: Первоначальный герой

Самый легкий по воплощению — Первоначальный герой, так как грим создавался с иллюзией, что артист его нанес себе сам неряшливо, второпях. Затем — Клоун, Джокер, Граф — от получаса до часа на каждый. Клоун загримирован наполовину, такой себе персонаж с воспаленным творческим воображением. Джокер — образ, находясь в котором, наш герой уже как будто не осознает, кто главенствует в его сознании в данную минуту — его персонаж или все еще он сам. Образ Графа очень холодный – вампир, близкий к Барнабасу Коллинзу, персонажу Джонни Деппа из фильма «Мрачные Тени».

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»
фото: Клоун

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»
фото: Джокер

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»
фото: Граф

Писатель. Самый близкий и глубокий для меня образ. На его подготовку ушло полтора часа из-за использования элементов пластического грима. Для создания эффекта отсутствующего рта использовался двухфазный силикон. Писатель, на мой взгляд, хочет многое сказать, но вынужден все переживать лишь внутри себя. Чернила в виде крови, ведь он душой и плотью пишет свою историю и никак по-другому не в силах ее выразить. Отсутствие бровей, четко прорисованые и проваленные по глазницам глаза, гладкий лоб, отсутствие рта — все это лишает образ выразительности и способности к коммуникации. Обезличивание отражает суть артистического бытия. Внутри артиста — целый мир. Важно, чтобы была возможность его транслировать зрителям. Если этого не происходит — артист гибнет.

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»
фото: Писатель

Образ Демона. Он иногда вырывается из каждого из нас, как часть сущности, которую мы крепко удерживаем в клетке души. В образе читается незавершенность — мы показываем тонкую грань между добром и злом, которые уживаются в каждом человеке. Демон не дорисован, символизируя этим, что пока он не покажется весь, у человека есть шанс остаться человеком. Этот образ — самый сложный по технологиям и объему работы. На грим ушло практически 2 часа. Образ решен мной с использованием техники боди-арта, бутафории (накладные рога) и пластического грима (вклейка рогов на лоб и ключицы). Непростой момент для Ярослава — впервые в жизни надеть и использовать карнавальную линзу. Вставить линзу самостоятельно оказалось гораздо быстрее и проще, чем вытащить — это было наименее приятно для него чисто психологически. Использование линзы на одном глазу приводит к легкой дезориентации в пространстве и расфокусировке зрения, что осложняет процесс воприятия в целом. Но, надо отметить, что Ярослав адаптировался достаточно быстро.

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»
фото: Демон

Амфибия. Образ интересен своим поэтапным созданием с элементами пластического грима и боди-арта прямо в процессе съемки. Получилась некая история в развитии. Герой однажды осознает, что он не такой, как все, и постепенно превращается в странное существо подводного мира. Это напоминает мне человека, который не совершает никаких решительных поступков и просто плывет по течению. Так, рано или поздно, он рискует превратиться в нечто подобное.

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»
фото: Амфибия

Говоря о трудностях, с которыми мы столкнулись, я вспоминаю, что в один день были поставлены психологически сложные задачи работы с образами. Грим Демона сковывал движения, важно было не повредить рисунок боди-арта, да и в целом, ощущение полностью покрытого краской тела весьма необычно. В тот же день мы делали грим Писателя. Пришлось лишить артиста возможности говорить и петь. Два с половиной часа он мог только молчать и мычать. Интересно, что мы с Аней (Анна Бубнова, автор фотографий) общались с Ярославом, понимая его замечания и команды по мычанию и взглядам, что говорит о яркой выразительности самого артиста и нашем опыте совместной работы, который позволил провести съемки без каких-либо недопониманий. Важно слышать и чувствовать друг друга. Мы с Ярославом работаем вместе уже третий год и находимся на одной волне.

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»
фото: Бекстейдж. Татьяна Веселова, Анна Бубнова, Ярослав Баярунас

В трех словах о работе с артистом Ярославом Баярунасом: расширение личных границ. В профессиональном плане для меня — это человек, который заставляет тебя преодолевать какое-то отсутствие опыта, позволяет пробовать и творить, не опасаясь за результат. Он безусловно будет доволен работой, есть полное взаимопонимание. В личном отношении — своим подходом к жизни он каждый день доказывает, что все границы на самом деле только в голове. Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь и будет кощунством не дать ей шанс, уничтожая еще в зародыше. Ярослав — человек, который очень позитивно влияет на становление меня, как личности, как профессионала и как участника команды.

Как самый забавный момент с этих съемок в копилку опыта я заберу воспоминание об участии в съемках сюжета с Клоуном – в этой сцене я сидела на стульчике на заднем плане, в роли жюри. Мне было нужно смотреть, как передо мной танцует Артем (Артем Пантелеев — пианист, участник концерта). Это было очень весело, однако разочарование настигло меня крайне быстро – по сценарию в конце сцены меня «убили». Вот такая история – будет, что внукам рассказать. Да, я буду много рассказывать им про Ярослава! :)

Профессия - художник по гриму. Татьяна Веселова: «Если у тебя зародилась идея, то она имеет право на жизнь!»
фото: Ярослав Баярунас и Артем Пантелеев

Посмотреть запись онлайн-концерта Ярослава Баярунаса можно на YouTube.

Материал подготовила Таня Василькевич, редакция Марии Большаковой
Автор фотографий — Анна Бубнова
Дизайн афиши — Катя Соболева
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен

Афиша кино >>

драма, криминальный фильм, триллер
Дания, Франция, 2013
боевик, комедия, шпионский фильм
Франция, Бельгия, 2020
драма, мелодрама, экранизация
Германия, 2019
мистика, триллер
Южная Корея, 2020
психологический триллер
США, 2020
драма, триллер, экранизация
Италия, США, 2019
триллер
Беларусь, 2020
фильм ужасов
США, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен