Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Пьяный мастер: 100 лет Чарльзу Буковски

16 августа
2020 год
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
11
12
15
17
18
21
22
25
26
28
 
 
 
 
 
 
3
6
7
9
11
12
13
14
15
16
19
20
21
22
24
25
26
29
30
31
 
 
1
2
3
11
13
14
15
16
21
22
23
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
2
3
4
5
7
9
11
13
15
17
19
20
21
23
25
27
28
30
3
4
5
6
8
10
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
 
 
2
3
4
5
6
7
8
12
14
15
16
17
19
20
22
23
25
26
27
28
 
 
 
 
 
1
3
4
9
10
11
12
14
16
17
19
20
23
24
27
28
29
31
 
3
4
5
7
8
11
12
14
15
16
17
19
20
21
23
25
26
27
28
29
30
Все рубрики

Мнение >>

16 августа могло бы исполниться 100 лет Чарльзу Буковски – писателю, а также бездельнику, алкоголику со стажем, грубияну, сексисту. Он написал классические произведения «Почтамт», «Хлеб с ветчиной», «Истории обыкновенного безумия» и другие знаковые вещи американского «грязного реализма». Почитатели его творчества также знают, что у писателя был непродолжительный, но очень насыщенный роман с кинематографом – в частности, с Голливудом (их он описал в одноименной книге). В вековой юбилей писателя Иван Афанасьев вспоминает некоторые эпизоды из жизни Чарльза Буковски, рассматривая их через призму экранизаций его произведений.

Пьяный мастер: 100 лет Чарльзу Буковски
фото: Чарльз Буковски

Урожденный Генрих Карл Букауски появился на свет 16 августа 1920 в Германии, в городе Андернахе. Через три года семья переехала в Балтимор, а еще через год – в Лос-Анджелес, где поселились в бедном квартале. Отец мальчика очень гордился происхождением и заставлял Генри (так его стали звать по приезду) носить традиционный немецкий костюм – трахт, из-за чего над юным Буковски постоянно смеялись сверстники. Детству писателя посвящен автобиографический роман «Хлеб с ветчиной», который в 2013 году пытался экранизировать ярый фанат творчества писателя – Джеймс Франко, но съемки остановились из-за финансовых неурядиц.

В документальном фильме «Буковски. Рожденный в это» (2003) в одном из интервью Чарльз (так его называли друзья и знакомые) рассказывает, что отец постоянно избивал его точильным ремнем для бритвы («он стал моим лучшим учителем жизни»). На почве нервных переживаний и отсутствия друзей среди одноклассников у него развился тяжелый недуг – акме: лицо, спина и руки покрылись чирьями, которые долго не проходили. От того же недуга страдает главный герой в фильме «Безумная любовь» (1987) Доминика Деррюдера: гигантские прыщи препятствуют отношениям с девушками, отталкивают людей и в мешают нормально жить. Впоследствии Буковски все-таки избавился от болезни, но характерные шрамы на лице остались на всю жизнь. Сам он к внешности относился иронически: «Я просто старый урод, который обожает бухать и трахаться».

Пьяный мастер: 100 лет Чарльзу Буковски
фото: «Безумная любовь» (1987)

Последние два занятия и впрямь играют важную роль в его произведениях. В подростковом возрасте он впервые попробовал алкоголь, и ему понравилось. Напиваясь, Буковски уходил в мир грез и забывал про неказистую реальность. Что же касается отношений с женщинами, то в той же «Безумной любви» мы видим три периода из биографии героя. В первом он – юный Гарри Восс, который вместе со старшим товарищем постоянно подсматривает за соблазнительной мамой его одноклассника, которая меняет любовников как перчатки. Однажды мальчик даже проникает в ее жилище, надеясь заняться сексом с пьяной хозяйкой дома… после чего закономерно получает на орехи.

Наравне с алкоголем Буковски стал и завсегдатаем Лос-Анджелесской библиотеки. Его любимым автором был Джон Фанте, с которым у Буковски вообще немало пересечений: родился в семье эмигрантов, рано ушел из дома, жил впроголодь, ненавидел обычную работу и постоянно писал произведения, которые прославили его куда позже, чем следовало бы. Вслед за кумиром Буковски отправился путешествовать по Америке, предварительно рассорившись с отцом, который выкинул первые литературные опусы начинающего писателя. Заодно двинул папе по морде после очередной попытки применения силы.

Бродяга без цели – излюбленный типаж Буковски и кнематографистов. В первой экранизации – «Истории обыкновенного безумия» (1981) Марко Феррери – героя даже не стали переименовывать: его зовут Чарльз (Бен Газзара). Это, пожалуй, второе лучшее воплощение протагониста книг Буковски после героя «Пьяни» (1987). Вечно небритый, грубый, но обаятельный мужлан, что шатается, будто неприкаянный, по городам и пригородам, в поисках красивой женщины и выпивки. Для него скитальчество – не вынужденная мера, а цель, средство познания мира, любимый образ жизни. Странные авантюры (вроде слежки за женщиной из автобуса, пока та идет домой) выглядят нелепо и смешно – но лишь потому, что не укладываются в пределы принимаемой нами нормы. Другой балбес-бродяга – главный герой «Холодной луны» (1991) Патрика Бушите. Режиссер сам же и исполнил роль Симона – разбитного повесы, живущего в трейлере и обожающего выпивку и женщин. Его друг Деде – почти полная ему противоположность: остепенившийся работяга, трудящийся на рыбном заводе, аккуратный как в выражениях, так и в поступках. Но стоит им напиться, как оба становятся как два сапога пара: болтаются по барам и подворотням, провоцируют окружающих и ведут себя максимально вызывающе. И если Деде все равно кое-как умудряется держать в руках себя, а заодно и товарища, то Симон – настоящий трикстер, которого бесцеремонные выходки однажды обязательно доведут до беды.

Пьяный мастер: 100 лет Чарльзу Буковски
фото: «Холодная Луна» (1991)

Проведя в гульбе по барам, женщинам и издательствам около десяти лет и почти ничего не написав и не опубликовав (этому посвящен роман «Фактотум» и частично – снятый по нему фильм), в 27 лет Буковски впервые женился. Избранницей стала Джейн Куни Бейкер – алкоголичка, которая была старше его на 11 лет, но с ней Чарльз впервые почувствовал, что такое любовь. Она стала героиней романа «Почтамт». Отношение писателя к взрослой жене можно описать цитатой: «Немолодая женщина. Может, мир она и не спасла, но сильно его улучшила. Запишите это на ее счет».

«Почтамт», который стал первой крупной удачей писателя и принес ему популярность, был опубликован только в 1970-е. В 1950-е он десять лет проработал на почте Лос-Анджелеса, вылечил язву, успел развестись с Бейкер и жениться на Барбаре Фрай, которая родила ему дочь. Некоторые из его трудов были опубликованы, и он даже получил работу в издательстве, где платили по $100 в месяц за его рассказы и стихи. Но и оттуда Буковски быстро вылетел из-за бесконечных прогулов.

Пьяный мастер: 100 лет Чарльзу Буковски
фото: «Фактотум» (2005)

Однако Бейкер фигурирует и в «Фактотуме» под именем Джен (возлюбленная героя), и в его экранизации, и в фильме «Пьянь», сценарий к которому Буковски написал сам. Характерно, что во втором случае режиссер Барбе Шрёдер и актеров на роли подбирал в соответствии с романом: Генри Чинаски (альтер-эго Буковски) сыграл 35-летний Микки Рурк, а его сожительницу Ванду – 46-летняя Фэй Данауэй. В «Фактотуме», в свою очередь, Джен играет актриса Лили Тейлор. В обоих случаях это всегда красивая, волевая женщина с пронзительным взглядом, которая страдает от алкоголизма. Хотя страдает – не совсем верно сказано: что Чинаски, что его спутницы жизни к алкоголю относятся как к самой большой радости в жизни.

Многие упрекали Буковски при жизни и после за то, что его книги пропитаны мизогинией – женщины в нем выступает в качестве своеобразного переходящего трофея. «Женщины… Скажешь пару слов, схватишь за руку: «Пойдем, детка!», затащишь в спальню и оттрахаешь», – заявлял он в интервью Шону Пенну, для которого писатель был явно важной фигурой. Пенн мечтал сыграть главную роль в «Пьяни», которая в итоге досталась Микки Рурку. В том же интервью, впрочем, Буковски говорит следующее: «Они только и слышали, мол, Буковски — шовинистская свинья, но они не удосуживаются проверить первоисточник. Конечно, временами я выставляю их не с лучшей стороны, но я так же поступаю и с мужчинами. Я и с собой так поступаю».

Пьяный мастер: 100 лет Чарльзу Буковски
фото: «Пьянь» (1987)

На деле все фильмы по его произведениям, так или иначе, посвящены женщинам в жизни мужчин – и тому, что без них «сильный пол» теряет силу. Генри Чинаски в «Пьяни» и «Фактотуме» (где его играет Мэтт Диллон) возвращается к возлюбленной даже после расставания, ищет ее и страдает без ее общества. Трагедия главного героя «Безумной любви» заключалась именно в том, что его болезнь не позволяла ему приблизиться к школьной любви, которая позже проявляется в довольно неожиданном ключе. В «Историях обыкновенного безумия» Чарльз отвергает возлюбленную, чтобы потом вернуться к ней – и трагически ее потерять, поплатившись за ошибку. Наконец, даже аморального Симона из «Холодной луны» больше всего интересуют именно женщины: они определяют маршрут его похождений. По нынешним меркам Буковски действительно можно назвать шовинистом, но он всегда обожал женщин и боготворил их – возможно, потому, что в молодости долго не мог испытать любовь.

Картины по произведениям «американского раздолбая», конечно, не могут в полной мере передать прелесть его уникальной прозы. Но настроение они воспроизводят удивительно точно: это всегда кино про крайне свободного человека, который толком не знает, что ему с этой свободой делать. Пожалуй, лучше характеристики для самого Чарльза Буковски и не придумать.

Пьяный мастер: 100 лет Чарльзу Буковски
фото: «Истории обыкновенного безумия» (1981)

Иван Афанасьев

Афиша кино >>

биография, драма, спортивный фильм
Россия, 2020
фильм ужасов
Испания, 2020
триллер, фильм ужасов
Австралия, 2020
комедия
Великобритания, Италия, 2020
комедия
Аргентина, 2018
комедия, криминальный фильм, приключения, экранизация
Аргентина, Испания, 2019
драма, триллер
Великобритания, Канада, США, 2019
драма, мелодрама, мистика, фэнтези
Германия, Франция, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен