Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Мифы и легенды поп-культуры: 25 эпизодов «Секретных Материалов»

8 августа
2020 год
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
11
12
15
17
18
21
22
25
26
28
 
 
 
 
 
 
3
6
7
9
11
12
13
14
15
16
19
20
21
22
24
25
26
29
30
31
 
 
1
2
3
11
13
14
15
16
21
22
23
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
2
3
4
5
7
9
11
13
15
17
19
20
21
23
25
27
28
30
3
4
5
6
8
10
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
26
27
28
29
30
 
 
2
3
4
5
6
7
8
12
14
15
16
17
19
20
22
23
25
26
27
28
 
 
 
 
 
1
3
4
8
9
10
11
12
14
17
19
20
23
24
27
28
29
31
 
3
4
5
7
8
11
12
14
15
16
17
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Все рубрики

Мнение >>

25 причин для тех, кто еще хочет верить и знает, что истина всегда рядом

7 августа американский актер Дэвид Духовны отметил юбилей. Неповторимому агенту ФБР Фоксу Малдеру из «Секретных материалов» исполнилось 60 лет. Спустя два дня, 9 августа, принимает поздравления с днем рождения и Джиллиан Андерсон, подарившая нам агента Дану Скалли. Специально для Кино-Театр.Ру Настасья Горбачевская обстоятельно разобралась, как за годы в эфире «Секретные материалы» стали подробным альманахом мифов и легенд американской поп-культуры, как они вдохновляли и вдохновлялись, в причудливом симбиозе сочетая отсылки, пасхалки и камео. 25 эпизодов ниже - не лучшие и не худшие, но все они вышли за рамки герметичного мира правительственных заговоров и загадок НЛО, чтобы оглядеться по сторонам. Малдер и Скалли побывали в «Нечто» Карпентера, разгадали загадку Лох-несского чудовища, сразились с кожаным лицом, спасли постмодернисткого Прометея и даже благословили «Во все тяжкие». Почти все эпизоды из списка относятся к «монстрам недели», а значит их можно смотреть в любом порядке, не пытаясь вспомнить основную сюжетную канву мифологии сериала.

Мифы и легенды поп-культуры: 25 эпизодов «Секретных Материалов»


1. Лёд / Ice
(сезон 1, серия 8)


Малдер и Скалли летят на Аляску: на исследовательской станции почтенные ученые проекта «Арктический лед» посходили с ума и покончили с собой, приговаривая, что они больше не они; в живых осталась одна собака. Всему виной подкожные паразиты, которые со смертью исследователей никуда не исчезли и находятся в поиске новых носителей: Малдер, Скалли и еще четыре человека из экспедиции пытаются вычислить инфицированных и изобрести вакцину.

Эпизод можно назвать еще одной экранизацией повести Джона Кэмпбелла «Кто идет?». Вслед за «Нечто» Джона Карпентера фокус с паразитов и заражения смещен на ужасы изоляции, коллективное недоверие и подозрение, в том числе между агентами ФБР. Малдер и Скалли совсем недавно начали работать вместе и притираются, а потому пока только хотят верить друг другу, но не сразу получается.

Помимо повести Кэмпбелла на идею сценариста Глена Моргана вдохновила статья в «Science News» о загадочной находке во льдах Гренландии.






2. Ева / Eve
(сезон 1, серия 11)


«Очень странные дела» творятся в одиннадцатой серии первого сезона: на разных концах Штатов происходят загадочные убийства - тела обескровлены, а в семьях погибших отцов находятся две идентичные девочки. В ходе расследования агенты ФБР выходят на засекреченный проект по экспериментам с евгеникой. Обе девочки с серийными именами Ева 9 и Ева 10 - плод работы ученых по созданию совершенного человека. Если телекинезом они и не владеют, то уровень их интеллекта превосходит многие показатели, хотя едва ли они используют его во благо.

Братья Дафферы не скрывают своего исследовательского и идолопоклонного отношения к поп-культуре, однако «Секретные Материалы» в списке вдохновения часто уходят на второй план или вовсе забываются. Хронологически события «ОСД» происходят за несколько лет до этого расследования, тем не менее судьба и происхождение Одиннадцатой пока лишь намечены, а опыты с Евой остановились как раз на десятой. При желании любой ушлый фанат сможет доказать, что события сериалов могут происходить в одной вселенной, а, скажем, Ненси, повзрослев, из журналистики перейдет на работу в бюро. Но и без поисков конспирологической теории заговора в подтверждение фантастического кроссовера каркас истории в Хоукинсе намечен здесь. Впрочем, «Секретные Материалы» опередили «Очень Странные Дела» дважды: во 2 серии 10 сезона появляются брат и сестра, теперь уже с навыками телекинеза, и именно их отец (как и в случае с Оди) отдал свои чада на эксперименты еще в материнской утробе.






3. Где-то за морем / Beyond the Sea
(сезон 1, серия 13)


С выходом сериала Дану Скалли не раз сравнивали с другой представительницей ФБР Клариссой Старлинг из «Молчания ягнят», а сейчас и вовсе с технологией deepfake поменяли Джиллиан Андерсон и Джоди Фостер местами (Ганнибалом стал Уильям Дефо). Создатели сериала не остались равнодушны и отправили агентов в тюрьму пообщаться с серийным убийцей с экстрасенсорными способностями, который якобы может дать наводки по их делу о похищении и назвать местоположение жертв. Привычный скептицизм Скалли дает сбой из-за событий личного характера: умер ее отец, а заключенный убийца-медиум мимоходом напел любимую песню почившего - Beyond the Sea Бобби Дарина.

Сама Джоди Фостер тоже побывала во вселенной «Материалов» - в 13 серии 4 сезона она озвучила ревнивую бывшую, преследующую экс-возлюбленного через говорливую татуировку.






4. Розыгрыш / Humbug
(сезон 2, серия 20)


Через 63 года после «Уродцев» Тода Браунинга и за 19 лет до «Фрик шоу» Райана Мерфи (4 сезон «Американской истории ужасов») Малдер и Скалли отправились в маленькую колонию артистов «цирка уродов» (само собой, из-за загадочного убийства), которая представляет из себя лагерь трейлеров. Все в шапито под подозрением: карлики, амфибия, сиамские близнецы и человек, не чувствующий боли, - в эпизоде снялись реальные циркачи и любимый карлик Дэвида Линча Майкл Дж. АндерсонМалхолланд Драйв», «Твин Пикс»).

Впрочем, все песни об одном: о стереотипном мышлении, позволяющим судить о человеке по внешности.






5. Последний отдых Клайда Бракмана / Clyde Bruckman’s Final Repose
(сезон 3, серия 4)


В зоне поражения гадалки, медиумы, экстрасенсы и прочие обладатели третьего глаза, один за другим они становятся жертвами убийцы, а зацепок нет. Кроме одной: Клайда Бракмана (бенефис Питера Бойла) - страхового агента, который и обнаружил труп в мусорном баке. Малдеру и Скалли придется поверить, что скромный одинокий старик может предчувствовать смерть (иронично для страховщика) и только с его помощью расследование сдвинется с мертвой точки.

«Последний отдых Клайда Бракмана» прочно укоренился во всех подборках «лучших» (замыкает первую десятку 100 лучших серий всех времен) и одинаково полюбился и зрителям, и критикам. Примерно через год после выхода серии будет опубликована «Зеленая Миля» Стивена Кинга: роман пронизан сходным меланхоличным настроением предопределенности судьбы с мистическими оттенком. Кстати, о фатуме: Клайд Бракман (имя позаимствовано у сценариста эпохи великого немого) предрекает Скалли, что та не умрет никогда - это породило безумную фанатскую теорию о бессмертии Даны (над чем создатели подшучивают в 10-м сезоне).






6. Сизигия / Syzygy
(сезон 3, серия 13)


Убийства в старших классах: школьника находят повешенным в лесу (короткое появление юного Райана Рейнольдса), местные винят во всем сатанистов, а на деле виноваты звезды. Сизигия - парад планет, где три и более становятся в ряд (это же явление происходило во время премьеры). Эпизод в пародийной форме высмеивает слэшерные каноны, противопоставляя спокойствию субурбии в прочтении «Хеллоуина» Карпентера сатанинские ритуалы: есть мы, а есть они - чужаки вторглись в сладкий и уютный мирок. Малдер и Скалли тоже будто вернулись в пубертатный период и ругаются как школьники в столовой из-за того, кто поведет машину.

Через пару месяцев после премьеры эпизода вышел фильм «Колдовство» выдержанный в схожей в стилистике микса старшей школы и магии, а в декабре 1996 года подзабытый жанр слэшера взял новую мета высоту без паранормальных примочек с прокатом «Крика» Уэса Крэйвена.






7. «Из открытого космоса» Джо Чанга / Jose Chung’s From Outer Space
(сезон 3, эпизод 20)


Эпизод снят если не в пародийном, то в гротескном или даже сюрреалистическом ключе: история похищения пришельцами подростков рассказана на языке всех возможных клише, стереотипов и городских легенд о зеленых человечках, не без самоиронии над пресловутой мифологией сериала. В том числе на экране есть и люди в черном: еще до Уилла Смита и Томми Ли Джонса в свидетельствах очевидцев фигурировали загадочные персоны, которые появляются сразу после контакта с НЛО и велят все забыть. В «Секретных Материалах» они больше похожи людей в желтых плащах Кинга, чем на господ в идеальных скроенных черных костюмах.

Не обошлось и без реверанса «Твин Пиксу», помимо общей сумасбродной обстановки происходящего (пришельцев пугают еще более страшные пришельцы-оборотни), Малдер на манер агента Купера заказывает в кафетерии подряд несколько кусков пирога (правда не с вишней, а с бататом).






8. Трясина / Quagmire
(сезон 3, эпизод 22)


Малдер и Скалли охотятся за Лох-несским чудовищем местного пошиба: вместо Шотландии - штат Джорджия, вместо Несси - так называемый Биг-Блу. Разговоры агентов, оказавшихся в ночи на отмели после крушения катера под беззвездным небом, уходят к Герману Мелвиллу и «Моби Дику». Скалли сравнивает себя со Старбаком, Малдера (как и своего отца) с капитаном Ахавом, его одержимость паранормальным с Белым Китом, а свою собачку зовет Квикегом.






9. Дом / Home
(сезон 4, серия 2)


Эпизод «Дом» проходит под грифом самый страшный, самый неприятный и самый жестокий: он сразу же вызвал резонанс из-за возрастного ограничения и предупреждения перед серией о повышенном уровне насилия на телеэкране.

Найденный труп новорожденного ребенка со всеми возможными физическими аномалиями приводит Малдера и Скалли к жилищу семейства Пикоков. Три брата первобытным строем живут на отшибе будто во времена гражданской войны: без водопровода и электричества, а их общий IQ едва ли доходит до 100. Приемы киноязыка и жанровые методы «Техасской резни бензопилой» и «У холмов есть глаза» в руках сценаристов Глена Моргана и Джеймса Вонга оборачиваются критикой американского общества и святости института нуклеарной семьи в нем. Герметичность микросоциума провоцирует инцест, бесконтрольную жестокость во имя слепой любви к родным, а деформация личности вырисовывается на лицах уродством физическим. К тому же речь идет не только об абстрактной мифологеме и ориентировке на слэшеры, но и отсылает к реальной истории жизни на ферме безграмотных братьев Уорд - о них в 1992 году вышел документальный фильм Brother’s Keeper.






10. Постмодернистский Прометей / The Post-Modern Prometheus
(сезон 5, серия 5)


Постмодернистский Прометей живет в мета пространстве: Малдер и Скалли ведут расследование внутри комикса «Великий Мутант», который сочинил подросток. Им осталось лишь переписать финал, где может истины и не найти, но без справедливости никак нельзя. Весь мир вокруг - черно-белое кино: в подвале прячется двуликий монстр, кабинет доктора Поллидори на верхнем этаже особняка, за окнами бьет молния, ксилофон играет ярмарочную мелодию - настроение хеллоуин, весь город смотрит шоу Джерри Спрингера и слушает певицу Шер. Все местные - набор стереотипов и клише, их Библия дневные теле-шоу, их цель - зайти в медиа пространство, для них враждебно все, что «ненормально». Скалли ставит свой диагноз микрокосму: «… перенос общих страхов: тревога обретает форму некоего страшного чудовища, которому приписываются самые ужасные человеческие черты».

Постмодернистский Прометей берет на вооружение традиции и Мэри Шелли, и киноэкспрессионизма, и классических ужасов студии Юниверсал, и телевещания, чтобы в очередной раз развести всех монстров по своим углам (и немного потанцевать).






11. Чинга / Chinga
(сезон 5, серия 10)


В свой редкий выходной Скалли решает прокатиться по Новой Англии и прибрежным городкам штата Мэн. Совпадения не случайны - сценарий для эпизода написал Стивен Кинг, который давно стал губернатором темной стороны этих земель. До Кастл-Рока Скалли не доехала, но оказалась в другом вымышленном месте Амма Бич. Несмотря на схожие мотивы и темы в сериале и творчестве писателя, именно здесь отчетливо чувствуется то, что Скалли очутилась в его мистической вотчине. Проклятая кукла в руках маленькой девочки (Малдер вспоминает Чаки), ведьмы как часть местного наследия и повод посудачить, страх взрослого перед ребенком - Кинг бьет в свои излюбленные мишени, а Малдера и вовсе оставляет дома, предоставляя это расследование Скалли.






12. Дурная кровь / Bad Blood
(сезон 5, серия 12)


Малдер, войдя в раж погони, убивает подозреваемого - он уверен, что имеет дело с вампиром и загоняет ему в грудь осиновый кол. Скалли внимает голосу разума и склоняется к тому, что это всего лишь поехавший фанат Брэма Стокера и Белы Лугоши. Осталось объяснить начальству как это все произошло, тут и начинается комедия. Эпизод поочередно показан с точек зрения Скалли и Малдера - разумеется, одни и те же события они видят абсолютно по-разному. Помимо традиционного юмора в гипертрофированной серьезности Малдера относительно паранормального, сценаристы наглядно демонстрируют полярный внутренний мир агентов и в ироничной интонации сталкивают лбами разум и чувства, науку и фантастику, мужское и женское, наконец.

В эпизодической роли шерифа появляется Люк Уилсон, который также становится жертвой восприятия - Малдер и Скалли видят двух совершенно непохожих людей.






13. Гонка / Drive
(сезон 6, серия 2)


Гонки на выживание: Малдера берет в заложники человек, который заставляет его сесть за руль и ехать, не сбавляя скорости. У него в голове невыносимая боль, которая ослабевает лишь при движении (жена беглеца не пережила и короткой остановки: ее голова взорвалась). Пока Малдер крутит баранку и пытается наладить связь с захватчиком-антисемитом, Скалли разбирается с волнами и правительственными технологиями.

Сюжет отдает дань уважения хитовому боевику «Скорость» с Сандрой Буллок и Киану Ривзом, о котором Малдер шутит и в кадре. Но во вселенной поп-культа случился и задел на будущее: на съемочной площадке родился союз, который перерастет в сериал «Во все тяжкие». Сценаристом «Гонки» был Винс Гиллиган, а роль пассажира со смертельно опасной мигренью исполнил Брайан Крэнстон.






14. Треугольник / Triangle
(сезон 6, серия 3)


Было или не было - остается загадкой. Малдер исследует последние оставшиеся серые зоны на карте и отправляется в самое сердце Саргассова моря - Бермудский треугольник. Скачки во времени, искажение пространства, фантазии воспаленного сознания - неизвестно как, но агент ФБР оказывается на борту корабля «Королева Анна» в разгар Второй Мировой войны. Окружение работает по принципу «Питера Пэна» и «Волшебника страны Оз» - знакомые Фоксу лица превращаются в пассажиров корабля или нацистов.

Помимо обращения к каноничной тайне вселенной и сюжету «корабль-призрак» эпизод раздвинул и рамки телевещания. Он сделан в киношном широком формате и представляет из себя сцены по 11 минут, снятые одним кадром с головокружительной хореографией (и по меркам сегодняшнего дня) с использованием полиэкрана в финале. Если блуждания Малдера по кораблю походят на костюмированный променад, то сценам со Скалли в бюро однокадровость и режим реального времени придает утрированное состояние неподдельной тревоги. Технику непрерывного повествования «Секретные материалы» унаследовали от «Веревки» Альфреда Хичкока, снятой в 1948 году.






15. Дримленд (Зазеркалье) / Dreamland
(серии 4-5, сезон 6)


Зона 51 в прошлом году стала мемом: в фейсбуке была создана встреча «Штурм зоны 51. Им всех нас не остановить» (Storm Area 51, They Can't Stop All of Us), которая в момент завирусилась, а количество участников приблизилось к 3 млн (Джиллиан Андерсон и Дэвид Духовны тоже отметились, что пойдут). Логично предположить, что подобный эвент мог создать только Фокс Малдер после неудачной попытки в 1998 году проникнуть на секретный полигон военно-воздушной базы, которая мучает американцев своими тайнами с середины 50-х.

Тогда все случилось куда менее масштабно и более прозаично: по дороге к Зоне 51 агентов ФБР перехватили люди в черном, но в результате закрутки пространственно-временного континуума Малдер поменялся телами с одним из них. Ожидания от прикосновения к секретным материалам благодаря подмене разбились о бюрократическую работу: Моррис Флетчер (Майкл МакКин), в теле которого пребывает Малдер, сочиняет утки для прессы, когда надо отвлечь народ от паранормальных событий. В том числе он признался в том, что выдумал Саддама Хуссейна.

* Ни одна вселенная не обходится без своих брендов, Флетчер-Малдер просит Скалли купить сигареты Morley, которые встречаются еще во множестве фильмов и сериалов: «Твин Пиксе», «Американской истории ужасов», «Блудливой Калифорнии», «El camino: Во все тяжкие» и др.






16. Как призраки похитили Рождество / How the Ghosts Stole Christmas
(сезон 6, серия 6)


Рождественская песнь в духе Диккенса настигла и агентов ФБР. Малдер не придумал ничего лучше, чем в сочельник пробраться в проклятый дом: по легенде раз в год под Рождество в нем происходят таинственные парные убийства, а виной всему призраки. И неупокоенные духи действительно там есть: они пытаются настроить Малдера и Скалли друг против друга и свести их с ума. Правда вместо скрипучих половиц призраки сделали ставку на воздействие психотерапевтическое и в каком-то смысле помогают агентам взглянуть со стороны на их нарциссизм и гордыню, обострив острые углы между ними. Еще бы: за столько лет Малдер и Скалли не раз хотели перестрелять друг друга.

Все призраки дома на холме, леденящий кожу ужас Эдгара По, сквозняки в особняках и прочие Кентервильские приведения в «Секретных Материалах» превращаются в праздничную мышеловку, и вместо проклятого жилища воспринимаются как нечто родное, знакомое и уютное, как само Рождество.






17. Язык Нежности / Terms of Endearment
(сезон 6, серия 7)


«Вчера как раз показывали "Ребенка Розмари"», - Скалли смотрит на Малдера исподлобья: создатели «Секретных материалов» старательно проговаривают поп-культурные связи и свои источники вдохновения. Кокетство, конечно, но с другой стороны формально снимает все вопросы о заимствовании - это оммаж.

Снова чертовщина: пропадают нерожденные дети, по словам матерей во сне к ним является дьявол. Роль Сатаны во плоти исполнил главный по нежити и зловещим мертвецам Брюс Кэмпбелл. И одним Полански здесь тоже не обошлось, демоны в утробе мучают своих матерей в Роаноке. Само освоение острова (Северная Каролина) ознаменовалось историей об «исчезнувшей колонии», где фигурируют и поиски фонтана молодости, и враждебно настроенное индейское племя кроатоан. Недавно таинственная точка на карте попала в поле внимания Райана Мерфи и в антологии «Американская история ужасов» вышел одноименный сезон «Роанок».






18. Понедельник / Monday
(сезон 6, серия 14)


Понедельник день тяжелый, особенно если каждый день начинается с него. Мало того, что жизнь у Малдера не задалась с самого утра, так он еще и умирает до обеда, став случайным заложником во время ограбления банка. Эта песня хороша, начинай сначала: агентам снова и снова предстоит переживать день сурка (не осознавая этого), пытаясь распутать клубок так, чтобы во время налета на банк никто не пострадал.

Именно незнание того, что происходит, лишает временную петлю Малдера и Скалли комичности, которая была в прародителе эпизода «Дне Сурка» и которая выходит на первый план в «Счастливого дня смерти» и «Матрешке» - во всех этих прочтениях множественные попытки позволяют найти правильное решение головоломки. Сценарий Гиллигана напротив о том, что идеальных дней не бывает.

*События происходят в вымышленном банке «Cradock Marine bank», который затем появится в «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу».






19. Аркадия / Arcadia
(сезон 6, серия 15)


Малдер и Скалли под прикрытием: под видом женатой пары Роба и Лаура Петри (имена главных героев сериала 60-х «Шоу Дика Ван Дайка») они переезжают в оплот американской мечты - двухэтажный дом с подстриженным газоном и почтовым ящиком на белом столбе. Оказалось, что в идиллической общине «Аркадия» не все соседи живут долго и счастливо, а если не следовать уставу, найдется бугимен, способный научить хорошим манерам.

В отличие от кровных родственников вроде «Степфордских жен» или «Плезантвиля» фокус смещен не сколько на утопическую или механически воспроизводимую идеальную модель общества и образа жизни, сколько на контроль над ним (теория заговора в правительстве США в рамках одной лужайки). Автор сценария Дэниел Аркин говорит, что при написании эпизода отталкивался от собственного опыта переезда в кооперативный квартал - его штрафовали за несоблюдение правил соседства.






20. Тысячелетие / Millennium
(сезон 7, серия 4)


Сегодня в медиа обсуждают феномен 1999 года и называют его чуть не лучшим годом в истории кино. Все сходятся в одном, что творить пришлось в гнетущем ощущении смены тысячелетий, ожидании мнимого конца света и общей тревожности, витавшей в воздухе. «Секретные материалы» не могли остаться в стороне, пусть Скалли и твердила, что до миллениума еще целый год и новый век начнется только в 2001 году.

Мрачный, угнетающий и пугающий эпизод стал кроссовером к другому детищу Криса Картера сериалу «Тысячелетие», который на тот момент был уже закрыт. Агент ФБР Фрэнк Блэк занимался расследованием деяний группы «Тысячелетие» - тайного общества, готовящегося к Апокалипсису своими методами. Столкнувшись с некромантией и оккультизмом, Малдер и Скалли обращаются к нему за помощью.

Изначально замышлялся другой масштабный кроссовер - эпизод о зомби должен быть написать Стивен Кинг, а поставить Джордж Ромеро. Не срослось. Пусть зомби-апокалипсиса не случилось, но произошел другой конец эпохи: Малдер и Скалли впервые в трезвом уме, твердой памяти и оба будучи в своем собственном теле, наконец-то поцеловались под бой курантов.






21. Секретные копы / X-Cops
(сезон 7, серия 12)


Еще один кроссовер с ультра-популярным шоу канала FOX «Копы» - документальным теле-проектом, где съемочная группа сопровождает полицейский патруль в рейде. Как правило, те громят наркопритоны, ловят проституток, налетчиков на мелкие магазины и т.д., и т.п. С появлением Малдера и Скалли в кадре паранормальное не заставит себя долго ждать, время действия - полнолуние. Жители неблагополучных районов Уиллоу Парка за одну ночь видят монстров всех мастей от оборотней до Фредди Крюгера, Скалли прячется от камеры, а Малдер повторяет слова директора департамента: «ФБР нечего скрывать».






22. Шутер от первого лица / First Person Shooter
(сезон 7, серия 13)


Первому игроку приготовиться: Малдер и Скалли врываются в виртуальную реальность, где люди гибнут по-настоящему - VR с полнейшим погружением. Инициатива приблизить агентов ФБР к миру технологий обернулась скорее капустником, где Фокс как пятилетний ребенок (впрочем, как и всегда) объясняет напарнице святость видеоигр, а та закатывает глаза. Хотя первоначально намерения были благими - распоясавшаяся виртуальная секс-бомба, виновница убийств, всего лишь устала от мачизма и гнета мужского мира и пытается высказаться доступными средствами.






23. Голливуд, н. э. / Hollywood A.D.
(сезон 7, серия 19)


Эпизод если не рвет материю мета-пространства, то отчаянно заигрывает с четвертой стеной. Деятельностью агентов ФБР заинтересовались в Голливуде, сценарист из главного кинопрома страны следует по пятам за Малдером и Скалли и делает пометки, чем несказанно их раздражает. Расследование взрыва в церковной крипте и подлога религиозных артефактов превращается в блокбастер. Малдер обозленно сокрушается о том, как комично и бредово на экране выглядит все, во что он верит, и настаивает на том, как важно правильно рассказывать чужие истории - такими они и запомнятся.

В финале - яркий шоустоппер: концертный номер, в котором зомби восстают из могил, танцуют сальсу и любят друг друга.

Серию написал и поставил сам Дэвид Духовны, его жена (на тот момент) Теа Леони сыграла голливудскую версию Скалли, а его друг Гарри Шендлинг Малдера.






24. Я желаю / Je souhaite
(сезон 7, серия 21)


Бойся своих желаний всяк загадывающий - они сбываются! Очаровательный джин, а вернее джиния появляется не из лампы, а из ковра и готова сделать все, но только трижды. Само собой, за сказками «Тысячи и одной ночи» стоит если не заговор, то правительственные секреты: поддержкой джина из бутылки заручился и Бенито Муссолини, и Ричард Никсон. Малдер желает «мира во всем мире», но что-то разумеется идет не так, как и со многими другими желаниями: будь то невидимость или возвращение родного брата с того света.

Эпизод стал дебютным в режиссуре для сценариста Винса Гиллигана, создателя «Во все тяжкие».






25. Потерянное искусство пота на лбу / The Lost Art of Forehead Sweat
(сезон 11, серия 4)


Эффект Манделы (или эффект Менгеле?) - явление зафиксированное в 2013 году в связи со смертью президента ЮАР и обладателя Нобелевской премии Нельсона Манделы. Нашлось множество людей, запомнивших его судьбу иначе - они были уверены, что тот еще в 1980-х умер в тюрьме. В результате, имя Манделы всплывает каждый раз, когда воспоминания группы людей противоречат общепринятым - будь то факты истории, географические точки на карте или литературные герои.

Разумеется, сценарист Дэрин Морган (автор одних из самых титулованных эпизодов сериала «Последний отдых Клайда Бракмана» и «"Из открытого космоса" Джо Чанга») смог связать ненадежную память с правительственным заговором, тайнами корпораций и даже с работой агентов в отделе Секретных Материалов.

«Потерянное искусство пота на лбу» - эпитафия, панегирик или попросту красивое и ироничное прощание с «Секретными Материалами» и диагноз 21 веку, в котором некогда легендарным агентам как будто нет места. Малдер от нечего делать в костюме Бигфута идет на охоту, короткими флэшбеками проносятся самые яркие моменты из сериала (которые зритель запомнил иначе), а в самом конце они со Скалли и старым новым другом Реджи находят, наконец, истину.

Но она, конечно, на самом деле никому не нужна.






P.S. О вирусах одной строкой

Малдер и Скалли множество раз боролись с эпидемиями и заразами инопланетного и не очень происхождения.

В эпизоде F. Emasculata (22 серия, 2 сезон) вирус ускользает вместе с зараженными заключенными из тюрьмы, как в «Побеге из Шоушенка», и агенты спорят, что страшнее: само распространение или паника, которая может возникнуть? «Моя борьба II» (сезон 10, серия 6) сталкивается уже с глобальной проблемой «спартанского вируса»: вследствие заговора иммунитет всей страны одномоментно подкашивают всевозможные инфекции, противоядие одно - ДНК пришельцев.


Настасья Горбачевская
Постдеконструкция. Марсианин

Афиша кино >>

биография, драма, спортивный фильм
Россия, 2020
фильм ужасов
Испания, 2020
комедия
Великобритания, Италия, 2020
комедия, криминальный фильм, приключения, экранизация
Аргентина, Испания, 2019
драма, триллер
Великобритания, Канада, США, 2019
триллер, фильм ужасов
Австралия, 2020
комедия
Аргентина, 2018
драма, мелодрама, мистика, фэнтези
Германия, Франция, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен