Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

И всё-таки он верил. К 120-летию со дня рождения Михаила Ромма

Мнение >>

Время расставляет всё по местам. И тем более проясняется с течением времени, что оно — точнее, уже Время — так или иначе отражается даже в тех произведениях, которые казались (и кому-то, увы, продолжают казаться) сиюминутными, созданными лишь на злобу дня, вообще конъюнктурными и угодливыми во славу какого-либо из режимов: диктаторских или вполне либеральных. По случаю юбилеев известных творцов, особенно тогда, когда отмечаемая дата перевалила за сотню лет, принято обычно восхвалять их путь в искусстве и стараться закрывать глаза, что какой-то из художников далеко не всегда был на высоте в художественном и человеческом плане, мог заблуждаться, совершать промахи и не такие уж благовидные поступки. Но гораздо важнее понять историческую логику творчества юбиляра, если он к тому же жил и работал в суровые и опасные времена.

И всё-таки он верил. К 120-летию со дня рождения Михаила Ромма
фото: Михаил Ромм

А речь идёт о Михаиле Ромме, пятикратном лауреате Сталинских премий, одном из основателей Киноленинианы, которого уже за это готов кое-кто презирать или, напротив, резко осуждать за последующие попытки сделать новые редакции своих идеологизированных фильмов, а ещё вносить поправки в чужие произведения, руководствуясь изменившимся курсом партии и правительства. Но проще всего упрекать выдающегося режиссёра, что он, согласно анекдоту брежневской поры, отклонялся от курса партии только вместе с партией.

Вот если впервые посмотреть именно первоначальную версию его ленты «Ленин в 1918 году» (1939), считаемой наиболее одиозной в творчестве Ромма, то можно убедиться, что «не так страшен чёрт, как его малюют». Сталин не появляется на экране вплоть до сотой минуты двухчасовой картины. И отдельные уступки пропагандистского плана (а в фильмах конца 30-х годов следовало непременно разоблачать врагов, окопавшихся повсюду) всё-таки не портят впечатления от экранного повествования, где немало сцен вполне житейского свойства, которые могут быть близки обычным людям.

Тут не надо забывать не только о безвыходной ситуации в судьбе Михаила Ромма, когда запретили работу над почти завершённой экранизацией «Пиковой дамы» обожаемого им Пушкина и поручили, как создателю «Ленина в Октябре», вторую часть Киноленинианы, от чего никак нельзя было отказаться с безусловным риском для жизни.

И всё-таки он верил. К 120-летию со дня рождения Михаила Ромма
фото: кадр из фильма "Ленин в 1918 году"

Но ведь в обеих лентах о Ленине ощутимо проявляется талант Ромма как вдумчивого бытописателя, склонного замечать мелкие детали и незначительные нюансы для раскрытия человеческих характеров, что нашло отражение и в блистательной «Пышке» (1934) по рассказу Ги де Мопассана, и в первом советском «истерне» под названием «Тринадцать» (1936). А уж в последующей «Мечте» (1941, выпуск на экран - 1943) некоторый трагикомизм существования обитателей частного пансиона в буржуазной Польше 30-х годов, подчёркнутый благодаря считываемому метафоризму как бы «говорящих вещей», оборачивается подлинным трагизмом в судьбах людей, прежде всего - в гениальной роли матери, сыгранной Фаиной Раневской.

Несомненный интерес Михаила Ромма к достаточно камерным историям и к ограниченному числу персонажей, проявившийся в ряде его игровых работ - от дебютной «Пышки» до картины «Девять дней одного года» (1961), которая словно знаменует новое начало в творчестве этого мастера кино, зачастую сопровождался умением идти от индивидуальностей актёров в постижении ими воплощаемых характеров. Допустим, «Русский вопрос» (1947), напрасно подвергаемый критике из-за своего антиамериканизма, очень хорошо смотрится сейчас, в том числе благодаря убедительной исполнительской манере. И даже Елена Кузьмина, супруга режиссёра, чересчур аффектированно и порою истерически игравшая в предшествующем фильме «Человек №217» (1944), как и в «Секретной миссии» (1950), неожиданно тонко и выдержанно справляется с ролью жены американского журналиста, который не хочет писать лживую книгу о России.

И всё-таки он верил. К 120-летию со дня рождения Михаила Ромма
фото: Михаил Ромм на съемках фильма "9 дней одного года"

Кстати, было бы странно не заметить, что в экранизации пьесы Константина Симонова постановщик практически проговаривается на примере судьбы американца, провоцируемого антироссийски настроенными издателями на совершение своего рода измены по отношению к самому себе, насколько тяжело и мучительно переживать это внешнее давление. И готовая лента сравнительно долго находилась в подвешенном состоянии, а Михаил Ромм всерьёз опасался, что будут приняты крайне жёсткие меры, пока её не посмотрел «главный зритель в стране» и милостиво разрешил, а потом удостоил премии собственного имени. Хотя Ромм, в отличие от некоторых коллег конкретной национальности, не пострадал во время борьбы с космополитизмом на рубеже 40-50-х годов, он приходил на выручку другим, поддержав режиссёрскую мастерскую Сергея Юткевича после его изгнания из ВГИКа, словом и делом помогая студентам, как Григорию Чухраю, например. А дважды репрессированному Алексею Каплеру, соавтору сценариев двух картин о Ленине, дал после его освобождения огромную по тем временам сумму 150 тысяч рублей.

Вот если бы Михаил Ромм ничего не снял в постсталинский период, то всё равно остался бы весьма значительной фигурой в советском кино, поскольку воспитал за двадцать лет преподавания во ВГИКе неимоверное количество отличных режиссёров, начиная с однокурсников Чухрая (Резо Чхеидзе, Виталий Мельников, Владимир Басов), которых сменили Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Александр Митта, потом были Андрей Кончаловский, Андрей Смирнов, Резо Эсадзе, ещё позже - Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Динара Асанова, Виктор Титов, а также заставший его всего лишь на полтора года в институте Вадим Абдрашитов. Между прочим, мастер успел высоко оценить первую учебную работу Абдрашитова — замечательную документальную зарисовку «Репортаж с асфальта». Наверно, она показалась Ромму в чём-то созвучной его собственным поискам новой формы запечатления текущей реальности в готовящемся в течение нескольких лет художественно-документальном фильме «Мир сегодня».

И всё-таки он верил. К 120-летию со дня рождения Михаила Ромма
фото: Михаил Ромм на съемках фильма "9 дней одного года"

Сам режиссёр оказался в ту пору «раннего брежневизма» в своего рода опале из-за открытой антисталинской и вообще антитоталитарной позиции, потрясающе выраженной им в новаторской по многим параметрам ленте «Обыкновенный фашизм», которая успела выйти на экран в 1966 году, когда уже начали опять «закручивать гайки» в идеологии вообще и в искусстве в частности, вновь создав пресловутую полку для неугодных картин. Михаила Ромма позорно уволили в 1970 году из ВГИКа, а скромное празднование его семидесятилетия в московском Доме кино в конце января 1971 года превратили, по сути, в полузакрытое мероприятие.

Глубокие и тревожные размышления творца над тем, куда движется современный мир, не очень-то были нужны киновластям в ту пору. Только настойчивость и упорство коллег Ромма, среди которых были режиссёры Марлен Хуциев и Элем Климов, а также оператор Герман Лавров, позволили закончить в 1974 году его последний фильм, получивший в заголовок фразу из закадрового комментария автора (к счастью, частично осталась запись столь характерного и моментально узнаваемого голоса) — «И всё-таки я верю». Ещё через два года всё-таки выпустили в прокат своеобразное завещание большого художника, который был, несмотря ни на что, верен самому себе, даже если был вынужден идти на определённые компромиссы.

Сергей Кудрявцев

обсуждение >>

№ 2
lunnzai   30.01.2021 - 01:27
* Тут не надо забывать не только о безвыходной ситуации в судьбе Михаила Ромма, когда запретили работу над почти завершённой экранизацией «Пиковой дамы» обожаемого им Пушкина и поручили, как создателю... читать далее>>
№ 1
В. Крылов (Тула)   25.01.2021 - 10:53
Надо ли понимать автора публикации так, что мэтр всю свою жизнь был противником всего того, о чём он снимал фильмы? И доживи он поднесь, он отряхнул бы со своих ног прах социализма и встал бы в тесные... читать далее>>

Афиша кино >>

трагикомедия
Германия, Испания, Польша, Франция, 2011
драма, комедия
Россия, 2022
драма, комедия, музыкальный фильм
Россия, 2024
биография, драма, криминальный фильм, музыкальный фильм
Германия, Италия, Нидерланды, 2022
детектив, драма, триллер, фильм ужасов
Япония, 2002
фильм ужасов
Аргентина, Новая Зеландия, 2020
драма
Франция, 2023
психологический триллер
США, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен