Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Анимация в 2020-м: Самоизоляция, стриминги и взрослые сериалы

Мнение >>

Подводить итоги года в анимации стало в последнее время делом неблагодарным: мультипликация по-прежнему остается самым динамично развивающимся видом искусства, и слишком много в ней всего происходит разного, нового и неожиданного. Минувший год не был исключением, скорее даже наоборот оказался чрезвычайно богат на события и открытия, связанные с мультипликационным кино.

Анимация в 2020-м: Самоизоляция, стриминги и взрослые сериалы
фото: "Первобытный"

Анимация на самоизоляции

Главные события, конечно, связаны с пандемией и удаленной работой. Из всех видов искусств (за исключением разве что литературы) анимация оказалась наиболее подготовленной к переходу на новый режим. Продюсер Аарон Симпсон написал даже целую статью, где рассуждал о том, что аниматоры как будто всю свою историю готовились к глобальному карантину. И пока другие креативные индустрии переживали глубокий кризис, анимационная отрасль продолжала работать, в общем, почти в привычном режиме, а аниматоры и режиссеры постили в фейсбуке фото, свидетельствовавшие о том, что их жизнь с приходом самоизоляции вообще не изменилась.

Это внезапно открывшееся достоинство анимации, помимо глобальных (индустрия, к счастью, не так пострадала от коронавируса, как некоторые другие области человеческой деятельности), имело и пару забавных локальных последствий. Например, когда авторы сериала «Черный список» не смогли доснять нормально последнюю серию 8-го сезона, они сделали ее наполовину в анимационной технике. А еще в фестивальной мультипликации появился целый отдельный жанр карантинных роликов. Также отчасти упростились и некоторые международные коммуникации, несколько децентрализовав мир. После закрытия границ и введения режима самоизоляции, разница между ближайшим соседом и страной, находящейся на другом краю света, стала стираться, и несомненно это повлияет в будущем на географию бизнес-партнерств и формирование самых неожиданных «копродакшнов».

Анимация в 2020-м: Самоизоляция, стриминги и взрослые сериалы
фото: "Черный список"


Стриминговые сервисы

Однако центральной тенденцией года стоит назвать вовсе не это, а активное включение в анимацию стриминговых сервисов. Тренд запустил, конечно же, Netflix (законодатель мод в этой области) еще несколько лет назад, однако до 2020-го года не было толком понятно, насколько плотным может быть сотрудничество анимационной индустрии и онлайн-кинотеатров. За минувший же год перспективы такого взаимодействия стали очевидны. Успех «Клауса» и «Полуночных откровений» (Netflix), выход «Легенды о волках» на Apple TV, «Солнечных противоположностей» на Hulu и другие громкие и не очень релизы показали, что стриминговые сервисы готовы финансировать и выпускать анимационные проекты, заменив собой в этом смысле телевидение, которое в последние годы все реже вкладывало в анимацию деньги.

Неожиданным образом Россия, обычно отстающая от мировых трендов, на этот раз идет в ногу со временем. В мае на КиноПоиске HD вышел новый сезон «Смешариков» (результат партнерства Кинопоиска и компании «Рики»), в декабре – «Бодо Бородо» на IVI (сериал также создан с финансовым участием онлайн-кинотеатра), в начале октября КиноПоиск объявил о создании анимационного проекта «Киберслав» и запустил совместный с «Рики» конкурс по поиску новых проектов. А буквально пару недель спустя о плотном сотрудничестве в создании анимационных сериалов объявили канал «2х2» и Premiere TV, активно занялся анимационными проектами онлайн-кинотеатр START, присматриваются к мультипликации «Окко» и другие сервисы.

Анимация в 2020-м: Самоизоляция, стриминги и взрослые сериалы
фото: "Смешарики 5"

О том, как повлияет на анимационную индустрию это новое веянье, можно только догадываться. Платформы сегодня не только обладают серьезным ресурсом, но они к тому же более склонны к экспериментам, чем консервативное ТВ, а также более гибко и непосредственно реагируют на запросы зрителей. Если успех на ТВ определяется невнятными рейтингами, которые составляются сложными способами, доступны только для профессионалов и напрямую зависят от программирования (если сериал не попал в прайм-тайм, то оказаться на виду и получить хороший рейтинг шансов у него мало), то успех на платформах куда более очевиден: количество просмотров, подписок, комментариев – все это дает куда больше представлений о реальных вкусах и предпочтениях зрителей.

Впрочем, минусы тоже есть. Один из них связан с кинотеатральным прокатом, в котором стриминговые сервисы не заинтересованы. И это особенно печально в случае с полнометражной анимацией. Того же «Клауса», увы, на большом экране не посмотришь. Да и зрители вряд ли пойдут за деньги в кино, имея возможность посмотреть новый фильм дома по подписке. Определенно полнометражная анимация определенного толка (вроде той же «Легенды о волках») нередко будет стоять перед болезненным выбором между желанием показать всю красоту своей работы на больших экранах и выгодными договоренностями с онлайн-кинотеатрами.

Анимация в 2020-м: Самоизоляция, стриминги и взрослые сериалы
фото: "Легенда о волках"


Взрослые сериалы

Впрочем, не только бизнес-новостями и тенденциями запоминается 2020-й год. Одно из главных его достижений в том, что, пожалуй, именно в этом году анимация для взрослых, которая еще недавно казалась чем-то слегка маргинальным, вдруг вышла чуть ли не в авангард индустрии. По крайней мере стала самой животрепещущей темой в разговорах. В основном, разумеется, благодаря новым анимационным сериалам, появившимся за последние год-два. «Разочарование», «Любовь, смерть и роботы», «Полуночные откровения», «Первобытный», «Солнечные противоположности» — это только самые знаменитые из взрослых анимационных проектов 2019-2020 гг. Интересно и то, что проекты для взрослых становятся все более разнообразными и непредсказуемыми. Если раньше ключевым для западной взрослой анимации жанром были комедия и сатира, то теперь появляются сериалы в самых разных стилях и направлениях, все больше становится фантастики и фэнтези (раньше в них работала только японская анимация для взрослых), а также совсем неожиданные произведения вроде «Разочарования» или «Первобытного». И хотя старшее поколение по-прежнему смотрит взрослую анимацию нечасто, то для молодежи это направление стало уже почти обязательной частью культурного досуга.

Бок о бок с этой тенденцией идет и то, что взрослые все чаще принимают участие в детском смотрении. Семейные просмотры анимационных проектов становятся постепенно такой же нормой, как семейный поход в кино на полнометражный мультфильм. Это несомненно очень сильно корректирует подход компаний к созданию детских сериалов, в которых начинают все чаще появляться вторые уровни и расширения для взрослых. Эту, последнюю, тенденцию стоит, пожалуй, назвать самой важной. И не только для минувшего года. Анимация долгие годы шла к тому, чтобы перестать считаться «детским искусством» и 2020-й год, несомненно, стал очень большим шагом в этом направлении.

Анимация в 2020-м: Самоизоляция, стриминги и взрослые сериалы
фото: "Солнечные противоположности"

Мария Терещенко

Афиша кино >>

комедия, научная фантастика, фильм ужасов
США, 2019
детектив, драма, мистика, триллер
США, Франция, 2001
драма, мелодрама
Великобритания, Дания, Исландия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция, 1996
биография, военный фильм, драма
Россия, 2020
боевик, научная фантастика, триллер, фэнтези
США, Канада, Германия, Япония, Китай, ЮАР, 2021
арт-хаус, комедия
Германия, Дания, Исландия, Италия, Франция, Швеция, 2006
комедия, мелодрама, мистика, фэнтези, экранизация
Великобритания, 2020
комедия, приключения, семейное кино, фэнтези, экранизация
Австрия, Бельгия, Германия, Италия, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен