Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

«Сохранить как...» — 2020: десять фильмов года, которые вы могли пропустить

Мнение >>

Минувший 2020 год практически добил привычку сортировать фильмы по годам: многие премьеры съехали, до цифровых платформ и пандемического проката добрались не только прошлогодние, но даже позапрошлогодние фильмы, а фестивали, где обычно показывают ленты, которые «однажды где-то будут», массово отменялись или уходили в онлайн, делая перспективы скрытых жемчужин еще более туманными.

В подборке «Сохранить как» Алексей Филиппов рассказывает о десяти картинах, чьи перспективы показа в России до сих пор туманны: появятся ли они после фестивалей на стримингах, или даже окажутся в прокате, вопрос, скорее, риторический. Однако игнорировать их вместе с индустрией не стоит.



10. «Поклонение»

«Сохранить как...» — 2020: десять фильмов года, которые вы могли пропустить
фото: "Поклонение"

Заключительное звено арденнской трилогии бельгийца Фабриса Дю Вельца, который использует романтический флер мест, где разрывались сердца рыцарских романов, чтобы поразмышлять о жутких тенях беспрекословной любви. «Поклонение» — подростковая версия «Бонни и Клайда» или «Пустошей», где спусковым крючком к (по)бегу влюбленных становится не столько экономика и конфликт поколений, сколько трактовка «нормальности». 12-летний Поль (Тома Жория) вместе с матерью живет при психиатрической лечебнице, помогает ей и общается с местными птицами. Его уклад меняет прибытие Глории (Фантина Ардуин из «Хэппи-энд»), которая убеждает юношу, что здесь ее не лечат, а держат против воли. Трип влюбленных, раскрашенный бликами солнца юности и тактильностью взросления, постепенно омрачается убийствами и медленным помутнением рассудка Глории. Дю Вельц, живописуя жизнь в лечебнице как детский Эдем и врачебную Преисподнюю одновременно, показывает все грани романтического мифа — от сказки до хоррора, освобождения до болезненной (со)зависимости, часто именуемой судьбой.

Читайте о «Пустошах» и еще 19 отличных фильмах 1970-х



9. «Убирайся к черту»

«Сохранить как...» — 2020: десять фильмов года, которые вы могли пропустить
фото: "Убирайся к черту"

Ходячие мертвецы снова в тренде — только в Южной Корее в год пандемии вышло два зомби-хоррора почти подряд («Поезд в Пусан 2» и «#выжить»), знаменуя не только смерть, но и новую жизнь. Тайваньский дебютант И-Фань Ван, правда, начинает с иносказательной дали: кровожадный парламент, населенный идиотами и бандитами, установил в прибрежном городе завод, из-за которого местные жители глупели и хуже себя чувствовали. Молодая депутатка Сюн (Меган Лай), уроженка этого города, пытается что-то изменить, но терпит фиаско, а ее глуповатый телохранитель Ван (Брюс Хун) неожиданно становится новым кандидатом от народа, которому Сюн попытается нашептать, как сделать жизнь в Тайване менее мучительной. Ван высмеивает политические баталии, которые похожи на гладиаторские бои и цирковые номера одновременно, а потом превращает политиков в тех, кем они часто оказываются, — кровожадных монстров, которые заражают своей узостью мышления других. По Вану, чистота сердца и сознания оказывается антидотом от всех этих сложных манипуляций, но важнее поп-культурная каша, которую он выплескивает на экран. Манга-эстетика и ожившие мемы (например, to be continued), музыкальная караоке-пауза посреди бойни и развязанные руки категории Б, мизансцены файтингов и визуальные гэги (в одном из эпизодов политик дерется бутафорской ядерной боеголовкой на фоне обоев с атомным грибом). Если бы «Скотт Пилигрим» был зомби-хоррором, а у внутренней свободы было визуальное воплощение — получился бы фильм И-Фань Вана.

Читать подробнее



8. «Черный медведь»

«Сохранить как...» — 2020: десять фильмов года, которые вы могли пропустить
фото: "Черный медведь"

Бывшая актриса, а ныне независимая постановщица Элисон (Обри Плаза) приезжает в загородный коттедж, где планирует плодотворно поработать над новым сценарием. Хозяева дома — бывшая танцовщица Блэр (Сара Гадон) и музыкант Гейб (Кристоффер Эббот) — ждут ребенка, но по пассивной агрессии реплик и недоумевающим взглядам становится ясно, что их отношения далеки от семейной идиллии. Новый фильм инди-режиссера Лоренса Майкла Левина экспериментирует со сценарной структурой слоубернера — и вместо медленно подкрадывающегося кровавого финала предлагает мета-комментарий о кино и взаимодействиях людей в кадре и за его пределами. Если говорить расплывчато, то Левин остроумно и в двух родственных, но отличных манерах (подслеповатый мамблкор и кассаветиевское инди на разрыв аорты) рассказывает о соприкосновении вымысла и реальности. Это загадка без отмычки, посвященная переводу личного опыта в плоскость сценария и рифме между съемками и отношениями, в которых не избежать манипуляций. Супруга Левина — не менее амбициозная постановщица и актриса Софи Такал, которая в 2019 году навела шороху феминистским ремейком «Черного рождества» — первого, как считается, слэшера. «Черный медведь», посвященный Софи, созвучен с ее фильмом не только прилагательными, но и дискуссией о правах женщин, хотя в действительности предлагает два взгляда на одну историю: одна радикально выметает из декораций слэшера практически все, кроме слов; вторая напоминает американскую версию «Вечного света» Ноэ, который, впрочем, делился на похожие две главы. В финале Левин оставляет зрителей не наедине с зажигательной дискотекой, а с легкой ухмылкой Элисон — шалость удалась.

Читать рецензию на «Вечный свет»
Читать о 15 новых феминистских хоррорах



7. «Заглавные буквы»

«Сохранить как...» — 2020: десять фильмов года, которые вы могли пропустить
фото: "Заглавные буквы"

Многостаночник Раду Жуде, выпускающий практически по фильму в год, вновь осмысляет румынскую историю на стыке неигрового кино и документального театра. В 1981 году старшеклассник Мигул Калинэску написал мелом на заборе послание к согражданам: мол, давайте бороться за лучшую жизнь и свободу, как товарищи из Польши – при помощи профсоюзов. Румынская полиция долго шла по следу, перелопачивая стопки доносов, потом долго общалась с Мигулом, его разведенными родителями и школьными друзьями. На основании этих протоколов разыгрывается сухая театральная часть: авторы доносов и объяснительных, глядя в камеру, зачитывают признания и наблюдения. Монологи (реже – диалоги между членами семьи) перебиваются кадрами с румынского телевидения того времени: детские передачи, реклама автомобилей и холодильников, концерты, оптимистичные новости. Калинэску перевоспитали – правда, в 1985 году, не дожив до смерти Чаушеску четыре года, он умер (слегка не дотянув до 20 лет). Фильм начинается и заканчивается неоновой могилой, установленной на сцене: памятником слаженной промывке мозгов – на телевидении, в обществе, в семье.

Читайте о других отличных румынских фильмах



6. «Гигант»

«Сохранить как...» — 2020: десять фильмов года, которые вы могли пропустить
фото: "Гигант"

Премьера полнометражного дебюта Дэвида Рабоя состоялась в Торонто-2019, но до цифрового проката фильм добрался только в 2020-м и настолько сбил с толку зрителей, что оценка IMDB застыла на парадоксальной для столь ладной и живописной картины цифре 4/10 (критика, впрочем, тоже, скорее, безжалостна). Разочарование и даже фрустрация понятны: Рабой ведет повествование, свитое из воспоминаний, кошмаров и давящей реальности, где последнее лето детства в конце XX века совпадает для Шарлотты (Одесса Янг) с годовщиной самоубийства матери и деятельностью серийного киллера по прозвищу Гигант, который убивает исключительно девушек ее типажа. Сюда бы подошел эпиграф «Поклонения», где приводилась фраза писательского тандема Буало и Нарсежака: мол, нужно лишь немного фантазии, чтобы за самым обыденным жестом обнаружить повод для тревоги (а разум человека способен порождать чудовищ и фей). Так и «Гигант» — сгусток подростковой жути, который принимает очертания то аттракциона в виде летающей тарелки, то загадочного исполина, то призрака матери, то просто стучит в висках, выворачивая душу без особого повода. Как и Дю Вельц, Рабой обрывает повествование на полуслове, но его последний кадр — концентрат удушающего вайба фильма: все смутные тревоги — не найти нормальную работу, остаться без любви, пойти по стопам матери, столкнуться с повседневным насилием, наконец, — сливаются в исполинскую тень. Что дальше — вопрос не нескольких минут или часов экранного времени, а, в общем, целой жизни.



5. «Создавая Монтгомери Клифта»

«Сохранить как...» — 2020: десять фильмов года, которые вы могли пропустить
фото: "Создавая Монтгомери Клифта"

Подробное документальное исследование жизни и легенды актера Монтгомери Клифта, которое провел его племянник и киновед Роберт Андерсон Клифт вместе с супругой Хиллари Деммон. «Создавая…» — фильм-коллаж, в котором редкости из семейных архивов перебиваются заголовками газет почти вековой давности, а реплики самого Клифта и его близких опровергают происки желтой прессы и ленивых биографов, списывавшие раннюю смерть артиста, равновеликого Брандо и Дину, на результат голливудской гомофобии. Не то чтобы артист с ней не сталкивался, но свою бисексуальность он особо не скрывал, а больше внимания уделял работе, в которой был очень дотошен и избирателен. Возможно, на подступах к 50-ти его доконала студийная узколобость и микс обезболивающих с алкоголем, но прямых ответов фильм не дает: как и любой человек, его герой — непостижим. Клифт-младший лишь демонстрирует россыпь взглядов на легендарного дядю, попутно рассказываю историю всей семьи.



4. «Яблоки»

«Сохранить как...» — 2020: десять фильмов года, которые вы могли пропустить
фото: "Яблоки"

В Греции — а быть может и мире — бушует эпидемия амнезии: люди забывают себя, люди забывают все. Так и Арис (Арис Серветалис) ехал по делам, а приехал в тупик, прошел курс лечения — не помогло, попробовал другой, экспериментальный — с перечнем заданий на магнитофоне, — но лучше бы не пробовал, чтобы не узнать, что потерял. Дебют Христоса Нику, учившегося странности греческой новой волны на «Клыке» Йоргоса Лантимоса вторым режиссером, — скромный и ладный, как заглавный плод, умещающий в названии историю цивилизации от Райского сада до бренда Джобса. Он стремятся жить в доайфоновую эпоху, но лишь дробит его функционал на главы. Фотоснимки как родная память. Голос из магнитофона как социальные предустановки, тренинги, аудиокниги, подкасты и просто информационный шум. Дискотека как попытка плейлистом разогнать в себе какие-то чувства. Список контактов как список знакомств. Чекин — как точное свидетельство, что ты где-то был и с тобой что-то было. Арису отформатировало память, разъяв его на несколько невеселых функций, но это не новый старт и не попытка пойти своим путем, а лишь детектив с известным итогом. «МHЛА» сообщает финальный титр. По-гречески всего лишь «Яблоки».

Читать подробнее



3. «Хенд мейд»

«Сохранить как...» — 2020: десять фильмов года, которые вы могли пропустить
фото: "Хенд мейд"

Документальный альманах о людях и труде, шоураннером которого выступил Евгений Григорьев: из полудюжины историй разных постановщиков складывается ода любимой работе, чей символический вес варьируется от возможности не гнуть спину на самодуров до диалога с собой и смысла жизни. Вместе с тем «Хенд мейд» показывает не только, как в России концепция труда эволюционировала от рефлекса до возможности самореализации и самопознания, но и берет еще выше. В сущности, любое дело, выбранное сердцем и составляющее пульс жизни, само формирование биографии — и есть хенд мейд, попытка оставить после себя в бренном мире как минимум удобный стул, несколько пронзительных кадров, пару услышанных строк.

Читать рецензию
Слушать подкаст о документальном кино



2. «Облако в ее комнате»

«Сохранить как...» — 2020: десять фильмов года, которые вы могли пропустить
фото: "Облако в ее комнате"

Дебют китайской постановщицы Чжэн Ли Синьюань рассказывает завораживающе меланхоличную историю 22-летней Музи (Цзинь Цзин), которая на Новый год вернулась в родной Гуанчжоу. Черно-белая картина, напоминающая одновременно расплывчатое воспоминание и волнующий сон, запечатлевает лимб момента: позади — (с)мутное прошлое (родители в разводе, карьера не стартанула, на личном фронте — туман); впереди — растерянность и страх повторения чужих сценариев. Как у родителей, которые не слишком успешно строят жизнь по отдельности, или как у незнакомца, который приехал в Гуанчжоу и застрял здесь на долгие годы. Новое поколение китайских кинематографистов не слишком лучится оптимизмом — вспомнить хотя бы «Слон сидит спокойно» другого дебютанта, уже покойного Ху Бо.



1. «Двадцатый век»

«Сохранить как...» — 2020: десять фильмов года, которые вы могли пропустить
фото: "Двадцатый век"

Фантасмагорическая история про реального премьер-министра Канады Уильяма Лайона Макензи Кинга (Дэн Бирн), который в конце XIX века только собирается бороться за высокий пост. Впереди его ждут серьезные испытания: борьба за сердце девушки, которую увидела во сне его мать и назначила суженной, испытания для кандидатов в премьер-министры (довольно идиотские), участие Канады в британо-бурской войне, конфронтация милитаристской части Канады с франкоговорящей миролюбивой. «Двадцатый век» – дебют Мэттью Ранкина – довольно изобретательно излагает факты из истории Канады, но в формате синефильской сюрреалистичной комедии, где смешиваются Гай Мэддин с его любовью к эстетике немого кино, зараженные линчевским гротеском комедии 1930-х, картонные декорации и абсурдистский юмор. Все здесь – вымысел, но и все здесь правда: от разделенной Канады до имен многих политиков и участия страны в войне с бурами; вместе с тем это история взросления, полнящаяся сексуальных намеков и гендерной игры (некоторых героинь играют мужчины, некоторых героев – женщины с усами). Настоящий праздник без границ.


Специальное упоминание: «Мальмкрог», «Ништяк, браток», «Волны»

«Мальмкрог» Кристи Пую — экранизация «Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1899) философа Владимира Соловьева в формате плотнейшего (гуще «Сьераневады»!) разговорного костюмного застолья европейской культуры в ожидании ужасов XX века.

«Ништяк, браток» Артура Джонса — биография лягушонка Пепе, прошедшего за 20 лет путь от героя независимого комикса до мема, символа сетевого одиночества и «новой свастики», ассоциирующейся с альт-райтами и президентской кампанией Дональда Трампа.

«Волны» Трея Эдварда Шульца — двухчастный фильм автора «Оно приходит ночью» о подростках-афроамериканцах из Флориды, где брат и сестра по-своему проходят взросление — через идеологию агрессивного успеха (эта глава похожа на убойный сборник рэп-клипов) и мягкое принятие себя и окружающих (тут уже веет Терренсом Маликом).

обсуждение >>

№ 3
Егоръ 11 (Минск)   23.01.2021 - 13:46
В статье раскрывается сюжет фильма больше, чем это допустимо. читать далее>>
№ 2
А. Юрьевич   15.01.2021 - 17:52
20-й век - отличное кино! И подборка вполне себе замечательная. Многое уже есть в интернете. читать далее>>
№ 1
Sergey Kudryavtsev (Moscow)   8.01.2021 - 21:10
Если "Двадцатый век" - лучший, то всё остальное лучше не смотреть! читать далее>>
Поиск по меткам

Афиша кино >>

комедия, научная фантастика, фильм ужасов
США, 2019
детектив, драма, мистика, триллер
США, Франция, 2001
драма, мелодрама
Великобритания, Дания, Исландия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция, 1996
биография, военный фильм, драма
Россия, 2020
боевик, научная фантастика, триллер, фэнтези
США, Канада, Германия, Япония, Китай, ЮАР, 2021
арт-хаус, комедия
Германия, Дания, Исландия, Италия, Франция, Швеция, 2006
комедия, мелодрама, мистика, фэнтези, экранизация
Великобритания, 2020
комедия, приключения, семейное кино, фэнтези, экранизация
Австрия, Бельгия, Германия, Италия, 2020
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен