Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

В России нужно жить долго: лучшие документальные фильмы 2021 года

Мнение >>

Что происходит в российской индустрии документального кино прямо сейчас? С одной стороны, она развивается — небыстро, но стабильно. Во многом это происходит благодаря росту стриминговых сервисов, которые могут выступать площадками для большого количества фильмов, преимущественно телевизионного формата. В 2021 году вышло много заметных телефильмов-портретов, сделанных к памятным датам или просто так: «Дуров», «Бондарчук. Battle», «Сахаров. Две жизни», «Кто тебя победил никто», «Нас других не будет». Все их можно посмотреть онлайн, кое-что за деньги, а какие-то, получившие телеэфир на центральных каналах, легко отыскать в интернете бесплатно.

С кинокартинами – сложнее: даже с прокатом отечественных игровых фильмов существуют проблемы, а что уж говорить про док. Несмотря на более извилистый путь — фестивальные показы и ограниченный прокат, — в конце концов, наиболее интересные неигровые ленты все равно оказываются на стримингах. Пускай и с задержкой примерно в год от окончания производства. Прямо сейчас, в дни зимних каникул, каждый день можно смотреть бесплатно хороший док на сайте «Новой газеты» в рамках ее традиционного онлайн-фестиваля документального кино (не пропустите «Катя и Вася идут в школу» Юлии Вишневецкой). Также можно заглянуть в онлайн-кинотеатр Nonfiction.film и на сайт Центра документального кино, где готовятся к прокату несколько отличных неигровых картин: в частности, «Кино эпохи перемен» Алексея Федорченко и «Хенд мейд» Евгения Григорьева.

С другой стороны, будущее тревожит: в стране нет запроса на критическое осмысление реальности, говорить правду становится все сложнее, и порой нам очень страшно за коллег, журналистов и документалистов, которые продолжают делать острое кино и говорить о несправедливости. Не секрет, что за правду (окей, за собственное мнение) можно получить клеймо иностранного агента, запрет «определенных действий» или получить реальный срок. При этом парадоксально, что тут же, здесь и сейчас, при участии государства активно развивается научно-популярное кино, появляются новые документальные форматы такие, как неигровые веб-сериалы, предпринимаются полезные инициативы со стороны отдельных чиновников министерства культуры в вопросах поддержки неигровиков. Это хорошо. Но мало. Важно, чтобы документалисты могли говорить на болезненные темы и им ничего за это не было, и чтобы в кино не остались лишь радужные и беззубые работы. В нашей подборке – десять фильмов, которые стали заметными событиями прошлого года, и почти все их есть шанс увидеть — сейчас или в ближайшее время.



«РАСТОРГУЕВ», реж. Евгения Останина

В России нужно жить долго: лучшие документальные фильмы 2021 года
фото: "Расторгуев"

Документалист Александр Расторгуев был убит в Центральной Африканской республике вместе с журналистами Орханом Джемалем и Кириллом Радченковым 31 июля 2018 года. В третью годовщину гибели в ограниченный прокат вышел документальный фильм «Расторгуев», премьерный показ которого состоялся весной в рамках фестиваля «Артдокфест». Автор картины — Евгения Останина, вдова убитого — смонтировала непарадный портрет мужа из отрывков его картин, рабочих моментов съемок и разнообразной хроники, в том числе кухонных бесед и споров с друзьями и коллегами. Фильм, который на самом деле называется Rastorhuev (таким был ник Александра в социальных сетях), совершенно не похож на траурный реквием, и, вслушиваясь в голос героя, невозможно поверить в то, что Саши больше с нами нет. Повествование идет от первого лица, живой, непушистый, получивший возможность высказаться режиссер ведет свой неровный монолог, размышляя о жизни вообще и о жизни документалиста в искусстве. Темп и настроение задают две сквозные линии, сформированные малоизвестной картиной Александра Расторгуева «Родина» — полной лирики и нестандартных мыслей, — и материалами его последней, неоконченной, работы «Обвиняемый без головы», обдающей холодом — словно человек режиссирует собственную смерть. Расторгуев — провокатор, Расторгуев — непримиримый идеалист, Расторгуев — недопонятый при жизни мыслитель. Его взахлеб любили за то, что он был ярок, и взахлеб ненавидели за то, что он был неудобный и ярый, и любые ярлыки беспомощно парят над ним. Настоящая жизнь документалиста как пророка в своем отечестве.
Фильмом «Расторгуев» в апреле 2021-го открывался Артдокфест — главный фестиваль русскоязычного кино в стране, собирающий в программу все актуальное, яркое и животрепещущее. В Санкт-Петербурге фильм открытия стал первым и последним показом, пришедшие на него представители полиции и Роспотребнадзора опечатали кинотеатр, и фестиваль не состоялся.

Смотреть онлайн



F@CK THIS JOB, реж. Вера Кричевская

В России нужно жить долго: лучшие документальные фильмы 2021 года
фото: F@ck this job

Хроника рождения, становления и мытарств телеканала «Дождь» и его создательницы Натальи Синдеевой стала фильмом закрытия фестиваля «Артдокфест», который в этом году был начисто сорван в Питере, а в Москве прошел в атмосфере повышенной нервозности из-за провокаций националистов, звонков сверху и гостей с Кавказа. F@ck this job снят Верой Кричевской, которая первые годы работала на «Дожде» продюсером, а затем ушла в документалистику и сделала несколько выдающихся работ: «Самый свободный человек», «Дело Собчака» и другие. Как и остальные, последнюю невозможно смотреть отстраненно, ведь в ней эмоционально и увлекательно описываются события нашей недавней истории, все, что происходило на наших глазах. А через мытарства сотрудников единственного нашего независимого телеканала можно отчетливо проследить как медленно, но верно сужалось пространство свободы слова в современной России, как методично закатывалось и продолжает закатываться в асфальт все неподвластное системе, все живое, что есть в стране. Будь то «Дождь», или «Артдокфест», или судьбы конкретных людей. Но жизнь все равно окажется сильнее. Фильм выйдет в прокат в 2022 году.



АМУРСКАЯ ГОЛГОФА», реж. Юлия Серьгина

В России нужно жить долго: лучшие документальные фильмы 2021 года
фото: "Амурская Голгофа"

Еще одна актуальная работа, получившая приз в документальном конкурсе ММКФ, снята ученицей Сергея Мирошниченко и рассказывает об оппозиционном народном блогере Викторе Торопцеве — таксисте из дальневосточного города Амурска, который через Ютуб-канал призывает людей бороться с безвластием, воровством чиновников и нищетой жителей города. Но как только количество подписчиков превышает 30 (!) человек, запускается очевидный репрессивный механизм: к его другу приходят с обыском, сам он лишается работы, на обоих заводят уголовное дело... Серьгина начинала снимать Виктора и его семью в конце 2017-го, незадолго до президентской предвыборной кампании, а закончила — совсем недавно, затронув прошлогодние протесты после ареста Фургала (который также в картине играет не последнюю роль). Фильм профессионально сделан и оставляет сильнейшее впечатление от лицезрения стихийного народного гнева, который, увы, пока слишком редкое явление, чтобы привести к хоть каким-то изменениям.



ДАЛЬНИЙ ПЛАН, реж. Владимир Головнев

В России нужно жить долго: лучшие документальные фильмы 2021 года
фото: "Дальний план"

В 2015 году министерство культуры Российской Федерации совместно с Фондом Кино запустило программу по строительству и восстановлению в малых городах и селах страны современных 3D-кинотеатров. Спустя пять лет Владимир Головнев отыскал несколько из них и понаблюдал, как кинематограф меняет жизнь соотечественников. Фильм состоит из трех частей, снятых в Омской и Тульской областях и республике Коми. Есть еще и сквозная линия – путешествие чиновника, следящего за выполнением процесса кинофикации и рассуждающего, как кино формирует массовое сознание и какую роль играет в жизни человека вообще. Он требует от руководителей учреждений показателей посещаемости. Меж тем на местах дела обстоят неважно. В клубе «Современник» в западносибирском поселке Москаленки работает рукастый закодированный киномеханик, который может не только кино показать, но и видеомагнитофон починить, телевизор настроить, ржавую антенну реанимировать. Афиши пишет рукописные, как в старые добрые времена. И верит в то, что кино никогда не умрет. В зале два человека. «Два значит два». А один значит один. А если никто не пришел – фильм можно показать внуку. В поселке Теплое Тульской области, всего в 270 км от Москвы, дела идут побойчее, там киномеханик молодой, но тоже уже закодированный. Начинал еще звукооператором в клубе, а потом увлекся кино, «даже сигарету курил, как герои в фильме», а теперь и сам снимает сериал про свое детство с односельчанами в главных ролях. А еще он музыку пишет, выступает в сельских клубах на дискотеках и мечтает стать знаменитым. Но путь к мечте труден и заковырист. Поселок Воргашор, что в Коми, сам как декорация к кино, к триллеру «Послезавтра», — кругом лед и разбитые окна. Здесь закрываются школы, больницу уже закрыли, вымирают и вымерзают целые многоэтажные жилые дома. Но на днях открывают современный 3D-кинотеатр на сотню мест. Ходить туда почти и некому. Плоть фильма – бытовые зарисовки, разговоры и размышления людей, таких разных и таких похожих друг на друга, об обыденном, житейском, о любви, желаниях. «Дальний план» на самом деле кишит деталями и полон мягкой иронии и внимания к бытовым мелочам, разговорам об обыденном, житейском. Люди в разных частях страны вроде бы такие разные, но жизнь их одинаково не устроена и полна лишений, которые вряд ли способно заменить кино. Да и сами они гораздо в большей степени кино, чем то, что им привозят на показ.

В прокате с 5 января



МАЛЬЧИК, режиссер Виталий Акимов

В России нужно жить долго: лучшие документальные фильмы 2021 года
фото: "Мальчик"

Мировая премьера «Мальчика» состоялась в конкурсной программе среднеметражного кино на фестивале IDFA в Амстердаме, в России — в рамках «Артдокфеста». 23-летний Виталий Акимов, никогда не видевший отца, отыскал его в провинциальном городе Арсеньев и решил снять о нем фильм. В прицел камеры попала вся новая семья родителя, а в главные герои невольно выбился десятилетний Степан — пасынок его сводного брата Славы. Мальчик выступает в роли проводника в этой мрачной обители, снятой в строгих черно-белых тонах. Отсутствие красок символично фиксирует социальное днище, на котором дети остаются чистыми созданиями, но, увы, до поры до времени. Степан учится играть на гитаре, ласково играет с младшим сводным братом, но при этом является свидетелем другой стороны жизни, в которой вечно пьяная родня, побои и матерщина для него уже являются нормой. Тем не менее пока он всего-навсего ребенок и весело пересказывает эти ужасы, а также с непосредственностью и легкостью делится глубокими мыслями о мироустройстве и справедливости. «Новая газета» показала фильм онлайн в рамках новогоднего фестиваля, о дальнейших показах пока неизвестно.



ГОРБАЧЕВ. РАЙ», режиссер Виталий Манский,

В России нужно жить долго: лучшие документальные фильмы 2021 года
фото: "Горбачев. Рай"

Чего мы ждем от фильма о Горбачеве? Конечно, ответов. Пусть он наконец-то все как следует объяснит, а то мы до сих пор не поняли. И Виталий Манский, усаживая перед собой последнего генсека, рассчитывает на то же самое. Но получает в итоге что-то совсем иное. Вечность, которая смотрит на него сквозь тело, глаза Михаила Сергеевича. Получает Историю, получает ХХ век, Ленина, которым по-прежнему восхищается Горбачев, толпы людей на улицах Союза, тающего на глазах, превращающегося в бывший. Разрушаемую Берлинскую стену, бронетранспортеры, ползущие из Афганистана, Чернобыль с Арменией. В «Твин Пиксе» был момент, когда за лицом героини обнаруживалась бездна. В эту бездну долго всматривается Манский, и бездна смотрит на него в ответ. И ее обрамляют, как положено, бытовые детали: песни на украинском, встречи с Хаматовой и Мироновым, новогоднее поздравление Путина, водка под пельмени, походы в гости, тихие перемещения по темной служебной даче. Может, рай и должен быть внутри нас, но внутри Горбачева что-то другое. И это точно не ответы, которых мы хотели.

Смотреть онлайн



«Пространство Лобачевского», реж. Екатерина Еременко

В России нужно жить долго: лучшие документальные фильмы 2021 года
фото: "Пространство Лобачевского"

Выпускница мехмата МГУ и мастерской Марлена Хуциева во ВГИКе продолжает серию фильмов о математике и математиках («Чувственная математика», «Буквальная геометрия»), в которых ученые из разных стран говорят о сложной и невероятно увлекательной науке. Герой нового фильма — великий российский математик Николай Лобачевский, создатель неевклидовой и гиперболической геометрии. Речь в фильме идет не только о научных открытиях, а вынесенное в заглавие «пространство» – не только плод воображения и предмет исследования Лобачевского. Это еще и мир, в котором он жил и работал, общался, творил и не находил отклика. Фильм наполнен потрясающе живыми историями, тесно связанными с сегодняшним днем. Лобачевский жил в Казани и возглавлял первый в России университет, поэтому в фильме появляется и нынешний ректор — довольно колоритный мужчина, демонстрирующий сознание современного управленца, во многом противоположное свободному уму ученого XIX века. Обаятельнейшие эксперты из Берлина и Гёттингена с улыбкой демонстрируют, как открытия нашего математика влияют на современную науку, и даже если не всегда понятно, о чем они толкуют, удивительно приятно смотреть на увлеченность этих редких обаятельных людей. А Лобачевский после просмотра вообще становится как родной.



РОБОТ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ?, реж. Юлия Киселева

В России нужно жить долго: лучшие документальные фильмы 2021 года
фото: "Робот, я люблю тебя?"

В России про мозг и сопредельные вопросы уже несколько лет увлеченно снимает режиссер Юлия Киселева. Ее дилогия «Мозг. Вторая вселенная» и «Мозг. Эволюция» — пожалуй, самое известное за последние годы отечественное научное кино. «Робот», ставший самым успешным научно-популярным фильмом 2021 года, в доступной форме рассказывается о новейших разработках в области робототехники, а центральной темой оказывается психологический аспект внедрения антропоморфных существ в нашу жизнь. Самая любопытная часть картины – записанные на камеру разговоры людей разного возраста с робоПушкиным. Эмоции взрослых и детей, закрытых с андроидом один на один, колеблются от любопытства до страха, хотя в основном испытуемые ведут беседу ответственно и серьезно, лишь с легкой тенью превосходства отвечая на поставленные вопросы: например, «В чем между нами разница?» В фильме присутствуют и другой ИИ: бытовые помощники, секс-роботы и говоруны, напоминающие мультипликационных персонажей. Как люди их воспринимают, действительно заслуживает всестороннего и глубокого изучения. А один из героев сам оказывается «наполовину андроид»: так самоопределяется мужчина со вшитым нейростимулятором. Вопросы, станут ли роботы неотличимы от людей, или мы сами скоро превратимся в киборгов, — уже не кажется шуточными после просмотра фильма.

Смотреть онлайн



ЖИЗНЬ ИВАННЫ ЯПТУНЭ, реж. Ренато Боррайо Серрано

В России нужно жить долго: лучшие документальные фильмы 2021 года
фото: "Жизнь Иванны Яптунэ"

Самый успешный фестивальный хит минувшего года, получивший призы трех десятков престижных смотров документального кино по всему миру. В России был показан лишь единожды — в рамках фестиваля «Послание к человеку». Ученик Марины Разбежкиной Ренато, уроженец Гватемалы, на протяжении четырех лет снимали молодую ненку, в одиночку воспитавшую в свои 26 лет пятерых детей. Не сразу, постепенно мы узнаем, что первого ребенка она родила в 16, и за последующие годы семейной жизни тащила на своих плечах все хозяйство, а еще мужа — абьюзера и алкоголика. В какой-то момент женщина решила взять жизнь в свои руки и перестать быть жертвой домашнего насилия. Оставляя традиционную жизнь кочевников в тундре, она перебирается в город. Несмотря на то, что фильм имеет неизбежные этнографические краски, он лишен сентиментальности и ломает стереотипное представление о фильмах про северные народы. По сути, он является исследованием характера и портретом необычной сильной женщины. В России судьба этой картины только начинается: весной его можно будет посмотреть в рамках «Артдокфеста», далее — везде.



ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ НЕИГРОВОГО КИНО.РОССИЯ ХХ ВЕК, документальный веб-сериал

В России нужно жить долго: лучшие документальные фильмы 2021 года
фото: "Взгляните на лицо"

Проект был создан в 2021 году Гильдией неигрового кино и телевидения совместно с порталом Кино-Театр.Ру при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Его цель — познакомить современную аудиторию с классикой отечественного неигрового кино. Ввести в культурный оборот фильмы, которые сегодня доступны лишь узкому кругу специалистов и архивных работников. Эксперты гильдии составили список из 100 лучших отечественных документальных фильмов, созданных на протяжении ХХ века. Потом из этого длинного списка выбрали десять самых-самых, которые и были представлены в первом сезоне «Золотой коллекции». О каждой картине, вошедшей в шорт-лист, был снят небольшой фильм, рассказывающий о ее авторах, историческом контексте ее создания и о том, почему эта лента вошла в «Золотую коллекцию неигрового кино». Первая серия посвящена основоположнику документального кино в России Александру Дранкову и его фильму «Лев Толстой». Другие эпизоды посвящены картинам «Госпожа Тундра» Сергея Мирошниченко, ставшей первой в ряду экологических фильмов, ознаменовавших начало Перестройки в отечественном кинематографе, «Катюша» Виктора Лисаковича, для съемок которого впервые в отечественном кинематографе применена скрытая камера, и так далее. Всего 10 эпизодов первого сезона «Золотой коллекции» в общей сложности посмотрело более 3 миллионов человек. Предыдущий проект Гильдии неигрового кино и Кино-Театр.Ру «Как снимали войну» вышел в 2020 году и состоял из 20 серий. Он был посвящен фронтовым операторам и собрал около 2 миллионов просмотров на YouTube, а также был номинирован на премию «ТЭФИ-Мультимедиа».

Смотреть онлайн

Екатерина Визгалова

обсуждение >>

№ 4
Мария Мураль   10.01.2022 - 10:39
Вообще документальное кино в 2021 даже порадовало - несколько из перечисленных картин смотрела и планирую даже ознакомиться с остальными читать далее>>
№ 3
Яся Ацкевич   8.01.2022 - 23:10
Ничего из этого не смотрела читать далее>>
№ 2
Sergey Tsvetkov   4.01.2022 - 18:40
... На самом деле зачем в комментарии ни о чем вставлять "на самом деле"? Для облегчения учета? читать далее>>
№ 1
Lusia Happy (Москва)   4.01.2022 - 10:53
На самом деле не смотрела почему-то ни одну из картин. Хотя по описанию многое привлекло. Думаю, что в новом году есть что посмотреть) читать далее>>

Афиша кино >>

драма, музыкальный фильм
Россия, 2023
комедия
Россия, 2024
драма, комедия, молодежный фильм
Россия, 2023
трагикомедия
Россия, 2024
фильм ужасов
США, 2022
приключения, семейное кино, фэнтези
Россия, 2024
драма
Россия, 2023
исторический фильм, фэнтези, экранизация
Китай, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен