Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

V — значит витальность: памяти Моники Витти

3 февраля
2022 год
 
 
 
 
 
1
5
6
7
9
13
16
18
19
20
21
23
25
26
 
3
4
5
6
7
8
9
15
16
17
18
19
22
23
25
27
29
 
1
3
4
5
6
9
11
12
13
14
15
16
17
18
21
22
23
24
30
 
 
 
 
1
5
11
14
15
17
18
19
20
23
24
25
26
27
 
 
 
 
 
 
3
5
6
7
8
9
10
11
14
15
16
17
18
20
21
22
24
26
27
28
29
 
 
3
4
5
6
7
8
9
11
12
13
14
15
16
17
19
20
21
24
30
 
 
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
22
23
27
28
29
2
4
5
6
7
8
9
13
14
18
20
21
22
23
24
25
27
29
 
 
 
3
4
5
6
7
10
11
13
15
16
18
19
21
24
25
26
28
29
30
 
 
 
 
 
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
1
3
4
6
7
8
9
10
11
12
13
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
27
29
 
 
 
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Все рубрики

Мнение >>

2 февраля не стало легендарной актрисы Моники Витти — кинозвезды, озарявшей красную пустыню итальянского кино и наиболее известной по «трилогии отчуждения» Микеланджело Антониони. Вероника Хлебникова вспоминает Витти, ее витальность и вулканическую силу.

V — значит витальность: памяти Моники Витти

Высокая римлянка с птичьей трелью имени — Мария Луиза Чечарелли — озвучивает чужую роль незабываемым голосом низкого, чуть с хрипотцой тембра в фильме Микеланджело Антониони «Крик» (1957). Когда голос, наконец, совпал с изображением, он принадлежал уже Монике Витти на сквозняке антониониевских пустырей. Пойдя за голосом, Антониони выбрал ее лицо, совершенно не терявшееся в одиночестве его историй и выразительное как жест в пустоте. Будучи эмблемой его кинематографа, Витти заняла место в истории, но не пожелала законсервироваться на пьедестале фирменной безнадежности. Ее сила, укрощенная замыслом Антониони, нуждалась в реализации. Когда этот вулкан проснулся, его не слишком приветствовали. Естественность ее движений сближала эстетические полюса и нарушала границы жанров и амплуа. Но от Витти по привычке ждали другого. Левая критика, как и снобы всего мира, сочтет себя оскорбленной ее последовательной непоследовательностью, назовет продолжение ее карьеры без Антониони вероломством и неразборчивостью. Уже в конце 80-х влиятельная парижская газета приговорит ее, известив читателей о якобы «самоубийстве» актрисы.

Читать Важный разговор в поездке, который не состоялся: памяти Владимира Соловьева

Чтобы состоялось сенсационное превращение «печальной музы» в «божественную фурию», требовались новые роли и режиссеры, но никто не спешил — возможно, опасаясь ее знаменитой внешности как оттиска угасания, тоски и отчуждения, как якоря, зацепившегося за черно-белое прошлое. Всю первую половину 60-х ее Клаудиа в «Приключении» (1960), Валентина в «Ночи» (1961), Виттория в «Затмении» (1962) стынут в преддверии личного лимба, выверенного гением и ее мужем до мельчайшей корчи души. Витти в союзе с Антониони тщательно прячет темперамент, проявляя тем самым великое актерское дарование и оттягиваясь лишь однажды в «Затмении» — потрясает копьем в страстном и комичном африканском танце с огромными кольцами в ушах. Самодостаточность ее лица, интонированного от природы, единолично заполняет пустоты антониониевских мизансцен, становится их смыслом. Он нуждается в ее угловатой, сродни подростковой, пластике, совпадающей с девичьей холодностью сыгранных ею буржуазок. Они познали мужчину, но, мало что зная о чувстве, блистательны в его непроявленности. В ее чертах запечатлена поразительная витальная сила. Естественность этой силы привлекла венгра Миклоша Янчо. Его «Пацифистка» (1970) отмечена актерским минимализмом в даже большей степени, чем фильмы Антониони.

V — значит витальность: памяти Моники Витти

В Монике Витти нет ничего искусственного и декоративного, она не создана из ребра плейбоя-продюсера. Ей было под силу затаиться в панцире чуждой судьбы, чтобы взорвать его. Еще в 1963 году она скомпрометировала свой образ «некоммуникабельности» ролью у Роже Вадима, чей «Замок в Швеции» (1963) в компании Трентиньяна стал веселым отдыхом от вечной заморозки.

Смотреть онлайн Фильм Миклоша Янчо «Пацифистка»

Одиночество стало ее маской. В «Красной пустыне» (1964) ее носит Джулиана. В первом цветном фильме Антониони обнаружится нежный румянец Витти, вспыхнут ее зеленые глаза. Яркие краски сказки, которую она рассказывает сыну, — это тоже Джулиана, потому что девочка из сказки — она сама. Витти очнулась от анестезии и вернулась из «Красной пустыни», как из загробного мира, полностью обновленной и готовой к иным «приключениям». В облегающем черном трико она отправилась по следам первой женщины-вамп Мюзидоры с режиссером Джозефом Лоузи. Их пародийно-шпионский фильм «Модести Блейз» появился в 1966-м. В следующем году она снимается у комедиографа Марио Моничелли в «Девушке с пистолетом» и побеждает не оружием, а смехом, получая первого из своих пяти «Давидов Донателло» — национальной итальянской кинопремии. Изнывающая от счастья публика ревет ее неукротимой сицилийской преследовательнице: «Не промахнись, Ассунта!» — под этим названием фильм Моничелли выходит в широкий советский прокат.

V — значит витальность: памяти Моники Витти

Великий Альберто Сорди снимается с Витти в комедийном альманахе «Пары» (1970) и снимает ее в собственных шедеврах «Звездная пыль» (1973) и «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» (1982), называя «единственной великой комической актрисой». Она вырывается на простор эксцентрики и работает с признанными комедиографами — Дино Ризи, Луиджи Маньи, Луиджи Дзампа. Ей подвластны кафешантан и буффонада в «Нини Тирабушо» (1970). Ее не портят ни парики, ни костюмы — и даже мрачность черной комедии Этторе Сколы «Драма ревности» (1970) оказалась к лицу. Луис Бунюэль приглашает ее сниматься в сюрреалистическом «Призраке свободы» (1974), ведь в своих комических эскападах Витти не была ни «смешной девчонкой», ни «наивным созданием». И никогда не стала «комической старухой», уйдя с экрана, а затем и от общества на заре нового века, оставив поклонникам помнить ее как la dolce Vitti (название изданного в 2018 году альбома ее кинообразов).

Читать Дирк Богард — актер, сыгравший XX век

Витти не смешила — смеялась сама. Красивая зрелая женщина ломала комедию до высокого искусства. Однажды в римском театре «Элизео» ее героиня в пьесе Артура Миллера «После падения», не повторяя Мэрилин Монро, но будучи по-своему ранимой и одновременно обольстительной, заставила автора плакать. Когда в 1980 году Витти и Антониони встретились вновь на съемках «Тайны Обервальда», он мог предложить ей играть только королеву, то есть — оставаться собой.

V — значит витальность: памяти Моники Витти

Вероника Хлебникова

обсуждение >>

№ 6
lunnzai   4.02.2022 - 11:30
... Вероника Хлебникова сочинила текст. Редакция сочла возможным и необходимым опубликовать его. Кмк, все предельно понятно. Если вы сочините хороший текст про "какую-нибудь звезду" или "очень... читать далее>>
№ 5
Lusia Happy   4.02.2022 - 09:10
не понимаю, почему витти заслужила отдельную публикацию)) у нас и вправду умирают ежедневно какие-нибудь звезды, а недавно ушли из жизни очень крупные персоны. а про них как-то не было такого читать далее>>
№ 4
lunnzai   3.02.2022 - 23:04
Падаю ниц перед автором текста, как когда-то готов был пасть ниц перед героиней этого текста. У студентов ВГИКа в 70е считалось особым снобистско-ироническим шиком не произносить фамилии некоторых звезд... читать далее>>
№ 3
Макс Милиан   3.02.2022 - 12:04
Материалы по Куравлёву есть на его странице, и их немало. Например, этот текст. Да и новость о нем тоже опубликована. А теперь зайдите на страницу Моники Витти. Сколько про нее написано? Прямо ух как много,... читать далее>>
№ 2
Чистильщик (Москва)   3.02.2022 - 11:17
Памяти Моники Витти... А памяти Леонида Куравлёва где материал? Или Витти больше сделала для нашего кино? читать далее>>

Афиша кино >>

военный фильм, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, Польша, США, 2023
триллер, экранизация
Канада, 2024
драма, комедия
Россия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
Беларусь, 2024
детектив, триллер, фильм ужасов
Южная Корея, 2015
комедия, криминальный фильм
Италия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен