Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Татьяна Самойлова

Татьяна Самойлова (Tatyana Samoilowa) фотографии

Самойлова Татьяна Евгеньевна

Tatyana Samoilowa

Заслуженная артистка РСФСР (26.11.1965).
Народная артистка России (10.06.1992).

4 мая 1934, Ленинград, РСФСР, СССР — 4 мая 2014, Москва, Россия.

Дочь актёра Евгения Валериановича Самойлова (1912-2006) и инженера Зинаиды Ильиничны Левиной (1914-1995).
В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву.

В школьные годы Татьяна занималась балетом. Окончила
балетную студию при МАМТ имени К.С. Станиславского и В.И.
Немировича-Данченко, и её даже приглашала учиться в балетную школу при Большом театре Майя Плисецкая, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее. Татьяна, воспитанная на фильмах и спектаклях отца, всегда хотела стать только актрисой.

В 1953 году поступила в Театральное училище им. Б.В. Щукина,
где училась до 1956 года.

В 1957 году снялась у Михаила Калатозова в фильме «Летят журавли».
Фильм принёс актрисе всесоюзную известность и стал её лучшей
киноработой.

В 1959 году окончила Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского.

В 1958-1959 годах — актриса Театра им. Вл. Маяковского.
В 1959-1960 годах — актриса Театра им. Евг. Вахтангова.
В 1967-1992 годах работала в Театре-студии киноактёра, затем в Театре современной пьесы.

В 1990 году была почётным гостем 43-го Каннского кинофестиваля, где ей присудили специальную премию за творческий вклад в искусство кино.

Имя Татьяны Самойловой внесено в список лучших актрис XX века.
Отпечаток ладони навечно запечатлён на звёздной набережной Круазет в Каннах. В Париже её именем названа аллея роз.

В день своего 80-летнего юбилея, 4 мая 2014 года, актриса была
госпитализирована в отделение реанимации Боткинской больницы в тяжёлом состоянии с ишемической болезнью сердца и гипертонией. Скончалась в тот же день в 23:30 по московскому времени.
Прощание с Татьяной Самойловой прошло 7 мая в Доме кино, похоронили актрису в тот же день на Новодевичьем кладбище столицы (участок № 5).
театральные работы
Дипломные спектакли:
"Маша - "Живой труп", Л.Толстой
"Сверчок на печи", Ч.Диккенс

Театр Маяковского:
Лиля Брегман – "Дальняя дорога" А.Н. Арбузов (постановка Е.И. Зотовой)

Театр "Современник":

Таня - "Вечно живые", В. Розов

Театр-студия киноактера:
Таня – "Таня" А.Н. Арбузов (постановка А. Полякова)
Госпожа де Реналь – "Красное и чёрное" А. Стендаль (постановка С.А. Герасимова) – (не сыграла)
Катерина – "Гроза" А.Н.Островский (постановка Г.Л. Рошаля и В.П. Строевой)
“Легенда” – “Жизнь моя – кинематограф” (постановка В.С. Спесивцева)

Московский Литературно-драматический театр ВТО:
Моноспектакль по стихам Вероники Тушновой

Музыкальный театр п/р Г. Чихачёва:
Екатерина II – “Великая любовь Екатерины Великой” (За зеркалом) Е. Гремина (постановка Г. Чихачёва)
призы и награды
1957 - Премия жюри XI Каннского фестиваля (1958) "Апельсиновое дерево" как "Самой скромной и очаровательной актрисе"(Франция) — за фильм "Летят журавли".
1959 - Étoile de Cristal (Франция) - лучшая актриса
1958 - Премия МКФ "Юсси / Jussi", Финляндия - лучшая иностранная актриса (фильм "Летят журавли")
Премия Ассоциации немецких кинокритиков, 1959, ФРГ - лучшая актриса (фильм "Летят журавли")
1990 - Специальная премия за вклад в киноискусство на МКФ в Каннах, Франция
2002 - Лауреат премии Национальной академии кинематографических наук "Золотой Орел", Россия.
2007 - Специальный приз МКФ в Москве, Россия - за выдающийся вклад в мировой кинематограф.
Орден "Знак Почёта".
Орден Почёта (30 апреля 2009).

последнее обновление информации: 11.01.19

трейлер: «Летят журавли» >>

Вечно живые. Ушла Татьяна Самойлова, советская звезда, которую помнит мир

Народная артистка Татьяна Самойлова - одна из трагедий нашего кино. Трагедий этих тьмы, и тьмы, и тьмы, и они уже породили очень много невидимых миру слез.

Первая красавица курса, девушка с экзотичной внешностью, с невероятными раскосыми глазами, полная молодого оптимизма и энергии, уверенная в своем будущем. Она была счастливым ребенком: отец - знаменитейший Евгений Самойлов, кумир театра и кино, идол всех женщин Советского Союза. Она училась танцу, на нее обратила внимание сама Майя Плисецкая. Но Самойлова предпочла драму и пошла учиться в легендарную "Щуку" - училище имени Щукина, откуда вышло много великих вахтанговцев, включая Василия Ланового - ее первую любовь и первого супруга. Красота окружала ее: красавец-отец, красавец-муж, и сама красавица, от которой вскоре будет неметь сам Пабло Пикассо.

Экзотическую девушку пригласили на первую в ее жизни кинороль - конечно, экзотическую: в фильме "Мексиканец" с красавцем Олегом Стриженовым в главной роли. Даже успех был красивым и экзотическим: зрители воспринимали фильм как картинку из недоступной заграничной жизни - в одном ряду с "Человеком-амфибией".
И сразу - уже триумф, причем громкий, всемирный: Самойлова сыграла Веронику в фильме Михаила Калатозова "Летят журавли" и стала суперзвездой. Ей стоя рукоплескал зал Каннского фестиваля, фильм получил единственную в нашей истории Золотую пальмовую ветвь, а его главная звезда - приз жюри. С формулировкой "Самой скромной и очаровательной актрисе".

Тогда ее узнала вся планета. Ее лицо мелькало на обложках мировых журналов в одном ряду с самыми популярными знаменитостями. С ней мечтал сняться Жерар Филип. Пикассо сулил ей звездную жизнь. Эта советская звезда была не только красива - она обладала той актерской искренностью, которая пленяла сразу и навсегда. Ее раскосые глаза обещали талант, границы которого были еще никому не известны. Этот триумф мог стать поворотным пунктом в ее судьбе: ее готовы были снимать крупнейшие кинокомпании, на нее сыпались лестные предложения. Но она была представительницей великого СССР, и советские официальные органы отклоняли любые западные контракты: "Самойлова очень занята!".
А она не была занята. Девушка с экзотическим разрезом глаз вряд ли могла играть типичную комсомольскую активистку в типичном советском кино; режиссеры ею восхищались, но в своих фильмах ее "не видели". Да и успех картины "Летят журавли" в глазах партийных функционеров был сомнительным: "воспевание" девушки, не дождавшейся жениха-фронтовика, приравнивалось к пропаганде проституции. И Запад, наверное, не случайно клюнул на этот порочащий Россию фильм, а что мило врагу, то враждебно родине. Вот примерно так рассуждала политизированная критика, и актрису, у ног которой лежал "весь Париж", у нас снимать не очень торопились. Ее снял, в память о недавнем триумфе, Калатозов в "Неотправленном письме". Потом каннскую звезду пригласил венгерский режиссер Михай Семеш на роль советской разведчицы в шпионском триллере "Альба Регия" (ее партнером там был кумир венгерского кино Миклош Габор). Потом итальянский классик Джузеппе Де Сантис снял ее в роли коллаборационистки Сони в фильме из времен Второй мировой "Они шли на Восток". Но все это уже не шло ни в какое сравнение с ее первым и главным успехом. Звездный путь прервался на взлете просто потому, что любая звездность казалась подозрительно "не нашей": с ней просто не знали, что делать. И вспоминали о Самойловой, как вы заметили, в основном заграничные режиссеры.
Но вот неожиданно вспомнил режиссер наш, и к тому же классик: Александр Зархи доверил экзотической красавице роль самой Анны Карениной. В этом фильме Самойлова снова встретилась с Майей Плисецкой, сыгравшей Бетси Тверскую. Советская "Анна Каренина" тоже была приглашена на Каннский фестиваль, который всегда любил возвращаться к своим прежним фаворитам и теперь нетерпеливо ждал новой встречи с Татьяной Самойловой. Но не дождался: Франция была в огне студенческих волнений, и в знак солидарности с молодежью революционно настроенные зачинатели французской "новой волны" не дали открыть фестивальный занавес, а жюри сложило полномочия. Каннская премьера фильма не состоялась, новый триумф Самойловой - тоже. В России же картину приняли, как всегда, кисло-сладкими усмешками: в глазах миллионов Анна Каренина не должна обладать столь вызывающей экзотической красотой.

Так вторая по-настоящему звездная роль Татьяны Самойловой не то чтобы не состоялась, но была как бы придушена - сначала судьбой-индейкой в Канне, потом вечной хмурой бдительностью у себя дома.

И потянулись годы бездействия. Актрисе перепадали незначительные роли в фильмах, которые забывались уже в год выхода. Семейная жизнь тоже стала нестабильной: уходили мужья, приходили новые, в итоге безработная актриса осталась в полном одиночестве. В ресторане Московского Дома кино, который тогда славился своей атмосферой дружественности и скромными ценами, часто могли видеть молчаливую женщину, которая сидела, как правило, за столиком у окна совершенно одна - в ней с трудом узнавали блестящую красавицу с каннских подмостков, а если узнавали, то опасались потревожить бестактностью. Самойлова приходила туда столоваться, ее знали официантки и подкладывали ей вкусные кусочки, делали порции чуть побольше. Возможно, она приходила не только поесть, но и чтобы ее кто-нибудь вспомнил, подошел, поговорил с ней. Потом ее перестали видеть и там.
В 2008 году, спустя почти полвека после каннского триумфа, о забытой звезде вспомнил молодой режиссер Игорь Волошин и снял в эпизоде своего фильма "Нирвана". Эпизод был прекрасен, эксцентричен, ярок, 74-летняя актриса там блеснула новой гранью своего таланта, еще неведомой: трагикомедийной. Но на Берлинском фестивале, где состоялась премьера, и Самойловой уже не было, и зрители на экране ее не узнали: в кино слава и приходит и уходит очень быстро.

Одиночество, забвение, ощущение ненужности и традиционная для наших былых суперзвезд нищета делали свое дело. Самойлова много болела, питалась скудно, и были случаи, когда она исчезала из дома, и спустя несколько дней ее находили где-нибудь в больнице, где пожилые врачи могли только ахать, признав в старой молчаливой женщине экранную красавицу, освещавшую их юность. А молодые, скорее всего, уже и не знали, кому ставят капельницу.

Это, увы, типичная для нашего кино судьба. Пока человек нужен и приносит отечественному искусству мировую славу, его терпят. А потом бросают и забывают до некролога. Актерские гонорары советской поры не позволяли накопить на обеспеченную старость, и уж тем более речи не могло быть о своем бизнесе, который обычно кормит угасшие западные светила. И только редкие телевизионные всхлипы о трагических судьбах потерянных по дороге звезд нарушают могильную тишину вокруг них, еще живых. Но и эти отдельные всхлипы - дань не милосердию как закону жизни, а спорадическим поискам сенсации.

Сейчас о Татьяне Самойловой как раз готовились вспомнить: в канун ухода ей исполнилось восемьдесят. И был уже объявлен вечер в Доме кино. Звезда Канна должна была явиться своим былым почитателям приодетой, ей говорили бы ласковые слова, ей снова должны были перепасть кусочки любви и счастья.

Теперь будет вечер прощания навсегда. И ласковые слова Татьяна Самойлова уже не услышит. Останется ее ладошка, оттиснутая на Аллее звезд во французском Канне. Уникальная ладошка - по-моему, единственная, оставленная там звездой из России.

Валерий Кичин

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 529
common sense (санкт-петербург, москва)   10.05.2019 - 23:27
Она держит нас на высоте... Какими бы мы ни были, на что бы ни шли, во что бы трезво ни упирались... Я часто думаю... Может быть, Татьяна Самойлова просто не выдерживала ношу, которую на неё кто-то безрассудно... читать далее>>
№ 528
Елена (ЛО))   5.05.2019 - 17:17
В начале апреля была на Новодевичьем, красиво сделали, на высокой белой колонне изящная головка. читать далее>>
№ 527
Любовь Р   4.05.2019 - 20:51
Сегодня в день рожденья открытие памятника Самойловой . СМИ , ау ? Почему даже никто не осветил эту тему ? Не выли до этого по всем передачам кричали где памятник , позор , на могилку смотреть страшно... читать далее>>
№ 526
Судаленко Ирина (Ташкент)   4.05.2019 - 11:44
Татьяна Евгеньевна с Днём Рождения Вас. Мы Вас помним сейчас по ТВ идёт фильм Летят журавли Вы там такая красивая. Спасибо за то что Вы были на Планете Земля. Вечная Вам память. читать далее>>
№ 525
Ирия Гай   4.05.2019 - 00:10
Пять лет,а как будто вчера..... Помним и любим нашу дорогую Татьяну Самойлову! С днем рождения! И светлая память! читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен