1883, Царицын (ныне - Волгоград) - 1963, Ленинград.
Артист эстрады, исполнитель куплетов, фельетонов, шаржей, имитаций, сценок, рассказов.
Начал выступать в 90-х годах XIX века мальчиком в балагане на Нижегородской ярмарке (играл на балалайке, зазывал публику, стоя на раусе). Благодаря природной музыкальности поступил в хор "Капелла Авидон" в качестве куплетиста, танцора, балалаечника. С юмористом-трансформатором Михаилом Арсеньевым создал дуэт трансформаторов "Арсеньев и Остапенко", дебютировавший в Казани. Разыгрывали сюжетные сценки, сопровождая трансформацию куплетами и танцами.
С 1900 года 12 лет работал в драматических театрах, в том числе в труппе знаменитого М. Дальского, сыграл десятки характерных ролей.
Общение с выдающимися актерами определило уровень культуры, требовательность к репертуару будущего эстрадного артиста. Начал выступать на эстраде с сатирическими фельетонами, еще будучи актером драмтеатра. На фоне задника, изображавшего древнерусскую крепость, в сопровождении гуслей исполнял "Историю Российского государства" А.К. Толстого ("Земля наша богата, порядка лишь в ней нет..."). За сатирические куплеты в адрес черносотенцев (выступал в летнем театре Оренбурга в маске орангутанга с черной дубинкой с цифрой "100") распоряжением губернатора выслан на родину в Царицын (1909). Публичные выступления были запрещены. Нарушив запрет, скрылся под псевдонимом Айдаров.
С 1912 года полностью перешел на эстраду. Тогда же был приглашен в Париж для съемок фильма "Павлуха ездит по Европам", снимался также в Висбадене (Германия). Вернувшись, опубликовал "Впечатления русского артиста, побывавшего за границей" ("Артистический мир", 1912, №4), где подчеркнул полное отсутствие разнузданности и вульгарного тона в западных варьете, социальное равенство драматических и кафешантанных артистов. "Дома плакал и скорбел душой за русскую действительность", - заключал Айдаров.
10.06.1914 в Саратове впервые состоялась киносъемка. По сценарию артиста Павла Айдарова была снята короткометражная комедия "Как Айдаров спешил на бенефис". Копия этого фильма хранится в Госфильмофонде России. На пленке запечатлены некоторые участки центральных улиц и прохожие на них.
Выступал в Петербурге, Москве и других городах в кинодивертисментах, театрах миниатюр, варьете. Работал во фраке с хризантемой в петлице, цилиндром в руке. Иногда использовал театральный костюм, маски, грим (в сценке "Два побитых", текст Айдарова, был в облике австрийского императора Франца-Иосифа). Репертуар разнообразен: наряду с сатирическими злободневными фельетонами ("Гунияш-Янос" Саши Черного, "Думский монолог" и другие) безобидные шаржи, имитации, куплеты.
После революции выступал на петроградских агитпунктах, в кинотеатрах, актер и режиссер передвижного театра "Петрушка", руководитель ТДВ ("Театр для всех"). В 20-е годы исполнял злободневные театрализованные фельетоны: "Сменовеховец", "Жизнь Иван Иваныча", "Чистка аппарата", "Красная двойка", в 30-е годы пользовался успехом стихотворный фельетон Я. Ядова "Молчалин наших дней". В фельетоне "Счастье" (авторы А. и В. Владимировы) использовал трансформацию.
Был инициатором создания Петроградского отделения Российского общества артистов варьете и цирка (1912). Архив Айдарова хранится в Институте истории искусства в Санкт-Петербурге.
последнее обновление информации: 15.10.24
обсуждение >>