Впервые мы познакомились с этим обаятельным и остроумным актером на Московском международном кинофестивале 1971 года. Участие в фильме Анджея Вайды «Березняк», где Лукашевич выступил вместе с известнейшим актером Даниэлем Ольбрыхским, заставило говорить о Лукашевиче как об очень многообещающем, интересном, даровитом. На экране он появился в 1967 году в фильме Яна Моргенштерна «Йовита» еще будучи студентом Краковского театрального училища. Затем была главная роль в картине режиссера Батория «Дансинг в ставке Гитлера». По окончании училища Лукашевича принимают в труппу Краковского театра, и его дебютом становится роль летчика в брехтовском «Добром человеке из Сезуана».
Первый большой успех пришел к нему в 1970 году, когда на экранах Польши появился фильм Казимежа Куца «Соль земли черной». За участие в нем Лукашевич был удостоен приза имени Збигнева Цыбульского, ежегодно вручаемого лучшему актеру молодого поколения (первым ее лауреатом был Даниэль Ольбрыхский). В Дни польского кино, проведенные в июле 1972 года, мы встретились с ним в картине режиссера Куца «Жемчужина в короне». Нельзя не согласиться с исключительно высокой оценкой работы молодого артиста в фильме «Березняк», как в Польше, так и в советской прессе. Нежный, хрупкий юноша с обаятельным лицом и огромными лучистыми глазами Станислав — Лукашевич в этой картине в буквальном смысле светится счастьем и любовью ко всему сущему. Да, нужно было глубоко проникнуть в образ, понять суть происходящего в душе героя, чтобы так возвышенно передать трагическую двойственность этой просветленности, не только взывающей к жизни, но и предрекающей ее конец.
Кинокритик Андрей Эрштрем
обсуждение >>