Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Александр Калягин

Александр Калягин фотографии
Дата рождения
Категории
Актёр, Режиссёр, Театральный деятель
Фильмография
Сайт
Официальный сайт www.kalyagin.ru
Театры
Фотоальбом
Обсуждение
Александр Калягин: смотреть фильмы онлайн
Александр Калягин:
смотреть фильмы онлайн

Калягин Александр Александрович

Родился 25 мая 1942 в городе Малмыж, Кировская область.

Заслуженный артист РСФСР (26.01.1978).
Народный артист РСФСР (17.01.1983).

В 1959 году окончил медицинское училище по специальности акушер, в течение двух лет работал фельдшером на «скорой помощи».
В 1965 году окончил театральное училище имени Б.В. Щукина (курс В.К. Львовой) и был принят в труппу Театра на Таганке. Однако вскоре почувствовал, что не вписывается в театральную эстетику Юрия Любимова, и в 1967 году перешёл в Театр им. М.Н. Ермоловой.
В 1970 году Олег Ефремов пригласил Калягина в «Современник», однако сам вскоре ушёл во МХАТ, куда в 1971 году вслед за Ефремовым перешёл и Калягин.
После раскола МХАТа в 1987 году, остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. Чехова, но в 1991 году покинул его, почувствовав «надвигающийся кризис».
В 1993 году создал собственный театр — «Et Cetera», который возглавляет и в настоящее время.
В кино дебютировал в 1967 году эпизодической ролью в фильме «Николай Бауман», наиболее известная роль — Бабс Баберлей (донна Роза д’Альвадорец) в фильме 1975 года «Здравствуйте, я ваша тётя!».
В 1979 году был признан лучшим актером года (по итогам опроса журнала «Советский экран»).
В качестве режиссёра в кино дебютировал, сняв в 1985 году мелодраму «Подружка моя».
В 1995 году режиссёр-документалист Галина Евтушенко сняла фильм "Александр Калягин: Монолог о любимых".

С октября 1996 года — председатель Союза театральных деятелей России.
Преподавал в Школе-студии МХАТ (1986-1990), в Международной школе театрального искусства им. Чехова в Цюрихе (1989-1991), в Британско-американской школе драматического искусства в Оксфорде (1990-1993), в Чеховской школе театрального искусства в Париже (1992-1995).

В 2001 году стал членом Совета по культуре и искусству при Президенте РФ; в 2005 году вошел в состав Общественной Палаты РФ, возглавив Комиссию по вопросам развития культуры.
театральные работы
Московский театр драмы и комедии на Таганке
1965 — «Десять дней, которые потрясли мир» Д. Рида; режиссёр Ю. Любимов — Инвалид / Крестьянин / Солдат / Оратор / Министр
1966 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта; режиссёр Ю. Любимов — Галилео Галилей
1966 — «Только телеграммы» В. Осипова; режиссёр Теодор Вульфович — Губин
1967 — «Дознание» П. Вайса; режиссёр П. Фоменко

Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
1967 — «Лейтенант Шмидт» Д. Самойлова; режиссёр В. Комиссаржевский — тюремный связник
1968 — «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя; режиссёр Юрий Вертман — Поприщин
1968 — «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса; режиссёр Каарин Райд — Джим О’Коннор
1969 — «Месть» А. Фредро; режиссёр Ежи Красовский — Папкин
1969 — «Месяц в деревне» И. Тургенева; режиссёр Е. Еланская — Аркадий Сергеич Ислаев

Московский Художественный театр имени А. П. Чехова
1973 — «Сталевары» Геннадия Бокарева; режиссёр О. Ефремов — Мастер
1973 — «Старый Новый год» М. Рощина; режиссёр О. Ефремов — Петр Полуорлов
1974 — «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова; режиссёр Владимир Салюк — Мурад
1976 — «Муж и жена» М. Рощина; режиссёр Р. Виктюк — отец Алеши
1976 — «Уходя, оглянись» Э. Володарского; режиссёр Е. Радомысленский — Фёдор Иванович
1977 — «Обратная связь» А. Гельмана; режиссёр О. Ефремов — толкач
1977 — «Дачники» М. Горького; режиссёр Владимир Салюк — Шалимов
1979 — «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана; режиссёр О. Ефремов — Лёня Шиндин, главный диспетчер СМУ «Сельхозстрой»
1979 — «Кино» И. Чурка; режиссёр Иштван Хорваи — Сердахеи-Киш
1980 — «Чайка» А. Чехова; режиссёр: О. Ефремов — Тригорин
1981 — «Так победим!» М. Шатрова; режиссёр: О. Ефремов — Ленин
1981 — «Тартюф» Мольера; режиссёр А. Эфрос — Оргон
1982 — «Живой труп» Л. Толстого; режиссёр А. Эфрос — Фёдор Васильевич Протасов
1986 — «Тамада» А. Галина; режиссёр: Кама Гинкас — Симон
1987 — «Перламутровая Зинаида» М. Рощина; режиссёр О. Ефремов — Табак
1995 — «Трагики и комедианты» В. Арро; режиссёры Николай Скорик, Сергей Сатыренко — Чугуев
1997 — «Женитьба» Н. Гоголя; режиссёр Р. Козак — Илья Фомич Кочкарёв

АРТель АРТистов Сергея Юрского
1992 — «Игроки-XXI» по пьесе Н. В. Гоголя «Игроки» — Утешительный

Ленком
1995 — «Чешское фото» А. Галина — Павел Раздорский

Et cetera
1994 — «Руководство для желающих жениться» по произведениям А. Чехова; режиссёр Владимир Салюк — вдовец
1998 — «Навсегда-навсегда» К. Драгунской; режиссёр А. Калягин — папа Сергея Крюксона
1998 — «Смуглая леди сонетов» Б. Шоу; режиссёр Р. Козак — Шекспир
1999 — «Дон Кихот» Сервантеса; режиссёр Александр Морфов — Дон Кихот
2000 — «Шейлок» У. Шекспира; режиссёр Р. Стуруа — Шейлок
2001 — «Король Убю» А. Жарри; режиссёр Александр Морфов — Папаша Убю
2002 — «Последняя запись Крэппа» С. Беккета; режиссёр Р. Стуруа — Крэпп
2005 — «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина; режиссёр Оскарас Коршуновас — Максим Кузьмич Варравин / Капитан Полутатаринов
2006 — «Подавлять и возбуждать» М. Курочкина; режиссёр А. Калягин — Хороший актер
2010 — «Буря» У. Шекспира; режиссёр Р. Стуруа — Просперо, законный герцог Миланский
2012 — «Ничего себе местечко для кормления собак» Тарика Нуи; режиссёр Р. Стуруа — старик Гарбо

Режиссёрские работы в театре
1996 — «Лекарь поневоле» Мольера (Et cetera)
1998 — «Лица» по рассказам А. Чехова
2006 — «Подавлять и возбуждать» М. Курочкина
«Чехов. Акт III» («Пантер», Париж, Франция)
«Ревизор» Н.Гоголя («Элдред», Кливленд, США)
«Мы, нижеподписавшиеся» (Анкара, Турция)

Радиоспектакли
1976 — «Заседание парткома» А. Гельмана
1980 — «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле; режиссёр А. Вилькин — литературно-музыкальная композиция Сергея Муратова
призы и награды
Государственная премия СССР (1981) — за исполнение роли Сейфи Ганиева в фильме «Допрос» (1979).

Государственная премия СССР (1983) — за исполнение роли В.И.Ленина в спектакле «Так победим!» во МХАТе.

Орден «Знак почета» (1985).

Золотой Почетный знак «Общественное признание» (2001).

Премия Мэрии Москвы (17.08.2001) - за исполнение роли Дон Кихота в спектакле «Дон Кихот» А. Морфова (по Сервантесу) в Московском театре «Et Cetera».

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 апреля 2002).

Премия «Золотая маска» (2003) — за исполнение роли Папаши Убю (в номинации «Лучшая мужская роль»).

Приз за лучшую мужскую роль (фильм «Фото») на 1-м фестивале "Московская премьера" (2003).

Премия Союзного государства России и Белоруссии в области литературы и искусств (2006).

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 октября 2007).

Лауреат премии «Фонда Ролана Быкова» (2008).

Национальная премия и фестиваль «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший продюсер» (2009) — за постановку мюзикла «Продюсеры» (вместе с Давидом Смелянским).

Орден Почёта (16 апреля 2012).

последнее обновление информации: 14.12.20

трейлер: «Раба любви» >>

Лицедей широкого диапазона

Утверждая Александра Калягина на главную роль в комедии «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975), режиссёр Виктор Титов не знал, какую мощную бомбу закладывает он под репутацию артиста на долгие годы вперёд. К середине 1970-х Калягин успел сняться не в одном десятке фильмов, были у него роли и крупные и главные. Чего стоит наивный мистер Пиквик из телеинсценировки Диккенса: «пожилое дитя», - так окрестили его критики. Или гестаповец Маггиль из фильма «Вариант Омега», чьи волосатые руки убийцы запоминаются не меньше, чем его брезгливо-отталкивающее лицо.

Калягин стал узнаваем. Но почему-то роль английского безработного, переодетого в женщину и выдающего себя за миллионершу из Бразилии, роль, полная кривляний и жеманства, подарила ему безбрежную всенародную славу и закрепила за артистом привилегию видеть себя в телевизоре ежегодно на праздник 8 марта. Достаточно услышать коронную фразу: «Я тётушка Чарли, из Бразилии, где лесах много-много диких обезьян» - и в воображении тут же рисуется образ бедняги Бабса в мешковатом платье и с грустными глазами Александра Калягина.
Не у всех критиков этот выбор фортуны снискал понимание. Даже благожелательно настроенные критикессы вменяли артисту неважное знание женских уловок и дамских манер. Будто разглядели они в сыгранном образе свою соперницу, не по праву отнимающую предназначенное им внимание.

Калягин играл азартно. С неожиданным цирковым парад-алле входил его герой в приличный английский дом, перекувырнувшись через голову, и пройдясь по столам как по подиуму. Манеры у Баберлея Бабса определённо были не высшего сорта: гасил сигару о платье, кривил рожу и швырялся тортом. Кокетливо обмахиваясь веером в минуту амурного признания, он как бы невзначай мог наступить джентльмену на ногу, дать пинка, схватить за грудки. Но ведь Бабс и не был женщиной, он всего лишь разыгрывал из себя донну Розу. И разных «дамских штучек» набраться ему было неоткуда, основной же актёрский репертуар наш герой подсмотрел в родном ему кругу простолюдинов. Да ещё с полотна недавно возникшего чуда ХХ века – синематографа.

События пьесы английского драматурга Брэндона Томаса режиссёр Виктор Титов перенёс из конца викторианского века на два десятилетия вперёд – в эру немого кино. По прихоти постановщиков сменились не только костюмы – чёрные цилиндры на шляпы-канотье, что для преимущественно «интерьерного» действия не было принципиальным. Изменилась атмосфера, персонажи стали рельефнее. Главный герой из скучающего аристократа превратился в неприкаянного бездомного. Английский бомж стал напоминать не то комика Паташона, не то Чарли Чаплина – с усиками, в потёртом котелке и со смешными ужимками.

Салонная комедия обрела неожиданные обертона и контрасты, каких английский драматург не предполагал. Внутрь чопорного английского общества волею случая вброшен чужак, пришелец из низов – он тут же становится игрушкой в руках инфантильных отпрысков высшего света. Примечательно, что французский фильм «Игрушка» с Пьером Ришаром, где обыгрывается сходный приём, вышел годом позже.

Подстать Чаплину, Калягин играл «маленького человека», попавшего в безвыходное положение, - ситуация хорошо знакомая по русской литературе. Эксцентрика соединилась с лирикой, буффонада с трагифарсом, высокое с площадным – под финал Калягин исполняет душераздирающую песню «Любовь и бедность» на стихи Роберта Бернса. В герое даже мелькнуло немного русского бунта, когда в порыве танго он расшвырял осточертевших ему дам и джентльменов. Но всё возвращается на круги своя – и Бабс вернулся к своему «естественному» состоянию бездомного. Промозглое утро, парк, скамейка. И ежедневный моцион: пререкания с «бобби» – пантомима в духе чаплиновской комедии.

Сегодня, когда актёрское ремесло заметно девальвировано, когда именитым артистам не зазорно играть приблизительно, в треть накала, говорить с кашей во рту, не знать, куда пристроить свои руки-ноги, одно только вхождение Александра Калягина в кадр уже мастер-класс и назидание об искусстве.
Мало какой артист умеет так удивительно перевоплощаться, не ломая собственной природы. Естество актёра Калягина невероятно пластично, перетекает из образа в образ, как ртуть, принимая любую форму, при этом, не теряя имманентной упругости.

Вот перед нами лицо баснописца Эзопа, обожженное жгучим средиземноморским солнцем. Покатая как у борца спина, такая же по преданиям была у философа Платона (телеспектакль «Эзоп», 1981). Как-то сразу ясно, что эта спина не знала одежд тяжелее туники. По социальному статусу сей господин – раб, но движения его значительны, мысли глубоки, язык остёр, речи свободны. Непонятно, как этому телу, этим рукам, этим глазам, за которыми читается вся накопленная греками античная мудрость, удаётся быть прямой противоположностью в виде станционного смотрителя Ванюкина, «тварью дрожащей», с бегающими от страха глазками, с бледными трясущимися щеками и с дряблым животом?

В другом фильме он уже чеховский герой с типичной для интеллигента конца девятнадцатого века бородкой («Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977). По манерам барин, по жизни дачник, по профессии школьный учитель из средней полосы России. Как-то сразу веришь, что свои 35 лет он прожил, курсируя по земским делам уезда.

Года через два герой Калягина – уже свой среди жгучих брюнетов юга, типичный бакинец с чёрными усами и миндалевидными глазами, многодетный отец, заботливый муж и честный следователь в окружении цветущего кумовства и взяточничества. Понятно, отчего авторы фильма «Допрос» (1979) пригласили на главную роль популярного московского актёра: чтобы подстраховаться на случай сомнений начальства в отношении острой темы. С заслуженным артистом Калягиным картина студии «Азербайджанфильм» обрела нужный вес. И даже получила Государственную премию. Но, уверен, была и другая причина.

Калягин поразительно легко рифмуется со своими героями, находит неожиданную валентность. Он, так сказать, совпадает с персонажем химически. Такие «протеиновые» метаморфозы – по ширине охвата и разнообразию сыгранных типов – были доступны, например, Смоктуновскому. Но Смоктуновский мог «нечаянно», по рассеянности гения, потерять в образе себя, растворить в играемом персонаже, как в кислоте, собственную индивидуальность. Подобная игра не от мира сего не свойственна Александру Калягину. В своих ролях он всегда сущностно-конкретен. Его вживание в шкуру героя – акт сознательный, лишённый какого-либо намёка на шаманство. Своего персонажа он снайперски точно помещает в конкретный социальный этаж человеческого общежития.

Его Сан Саныч Любомудров в «Прохиндиаде» (1984) - словно пример из учебника по социологии: нужный всем посредник и деловой человек, отбывающий бесполезную службу в советском НИИ. На загляденье ловко управляется он с бесчисленными обязанностями по повышению домашнего комфорта и личного престижа. Пройдёт немного лет – и подобные ему «люди со связями» обретут долгожданную свободу, капитализируют связи в легальном бизнесе, а кто-то дорастёт и до статуса олигарха. Не иначе, чем запросом времени можно объяснить и то, что одновременно с «Прохиндиадой» Калягин сыграл другого пред-олигарха в экранизации «Мёртвых душ» (1984).

Иногда меня посещает догадка: а не в расчёте ли на Александра Александровича творили великие классики литературы? Предвидя появление артиста Калягина, заранее подыскивали ему роль в своих бессмертных произведениях. Николай Васильевич Гоголь даёт описание Чичикова, словно подглядывая за Калягиным: он не толст, но и не худ, не молод, да, пожалуй, и не стар, средних лет и среднего роста, с округлым лицом и с приятными в обхождении манерами. До Калягина являлись на наш экран разные Чичиковы, но то были или зарисовки-импровизации или маски-обозначения. Коллежский асессор Павел Иванович Чичиков в исполнении Калягина явился во всей своей живописной глубине и неотразимом обаянии. В нём обнаружилась цельность характера и гамма самых разнообразных полутонов и оттенков, какими богата гоголевская проза.

Диапазон преобразований Калягина широк, но не бесконечен. Трудно представить Калягина в роли молотобойца или шофёра-дальнобойщика. Владимир Гостюхин, к примеру, выиграет у него не только за баранкой, но и в командирском голосе. Но, вот, допустим, английского премьер-министра Черчилля вообразить в Калягине можно хоть сейчас. Помимо внешних данных – возраста и комплекции, найдётся в его актёрском арсенале и хитрость, и коварство, и точный политический расчёт вкупе с беспощадной принципиальностью, благо, что за плечами актёра роль вождя мирового пролетариата Ленина, а роль председателя СТД играется уже много лет – и весьма успешно.

Александр Седов

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 165
Марат Зауров (Москва)   9.08.2020 - 14:32
Франц Маггель, Донна Роза, Сан Саныч Любомудров и конечно же Павел Иванович Чичиков. Александр Александрович Калягин это в прямом смысле НАРОДНЫЙ АРТИСТ! читать далее>>
№ 163
Белла 161 (Таганрог)   25.05.2020 - 08:15
С днем рождения, Александр Александрович! Спасибо вам за ваши великолепные роли, спасибо за театр! Все хорошие слова вам уже сказаны и не один раз, но можно и повторить - вы потрясающий актер,... читать далее>>
№ 162
Александр7981 (Мариуполь)   14.05.2020 - 18:51
Вот слова из песен в пластинке Айболит и Пента. Поёт Виктор Петров - «Друг я ваш старинный, доктор я звериный, тайна медицины для меня проста. Всех лекарств полезней от любых болезней лучшее лекарство... читать далее>>
№ 161
Ден Джамп (Тверь)   12.09.2019 - 13:49
... Признаюсь ,я почему-то намеренно не упомянул роль Платонова,может,потому,что в тот момент у меня впечатление было ,что она излишне театрализованна...Но сейчас признаю ошибочной эту мысль и смело согласен,роль... читать далее>>
№ 160
Лукьян Чесноков-Сельдереев   26.08.2019 - 18:07
... А мне больше нравится его Полуорлов в '' СНГ'' ...Как и сам фильм ..Отменная работа Олега Николаевича и всей творческой группы . )) читать далее>>

Александр Калягин: новости >>

Все новости >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен