Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Геннадий Печников

Геннадий Печников фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Театры
Фотоальбом
Обсуждение
Геннадий Печников: смотреть фильмы онлайн
Геннадий Печников:
смотреть фильмы онлайн

Печников Геннадий Михайлович

8 сентября 1926, Москва — 27 апреля 2018, Москва.

Актёр, режиссёр, общественный деятель.

Заслуженный артист РСФСР (29.12.1966).
Народный артист РСФСР (1.08.1977).

В 1947 году окончил Школу-студию им. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького (1-й выпуск, 25 апреля 1943 года умирает Вл. И. Немирович-Данченко и 26 апреля издан указ организовать школу в честь него – получилось двойное название).
В 1947 году поставил дипломный спектакль «Винтовки Терезы Каррар» по Б. Брехту.
С 1947 года работал во МХАТе.
С 1948 года – актёр Центрального детского театра (ныне – Российский академический Молодежный театр).
В 1948 году – дебют в кино, фильм «Мичурин».
В 1958-1976 годах преподавал в Драматической студии ЦДТ, в 1970-1974 гг. - в ГИТИСе.
В 1991-2000 годах – первый президент Центра Рерихов.
С 2000 года - первый вице-президент русско-индийской академии «Национальное достояние».
С 2005 года - художественный руководитель Института театрального искусства им. П.М.Ершова, профессор, преподавал актёрское искусство, режиссуру театра и филологию.

В 1960-е годы сыграл роль Рамы в первой постановке великого индуистского эпоса «Рамаяна», за что был удостоен в 1984 году индийской государственной награды «Бал Митра» (означает «Друг детей» – на её обратной стороне надпись: “Дети страны – богатство страны”, – учрежденной детским комитетом Индии). «Эта награда очень дорога для меня. Ведь я был первым из иностранцев, удостоившихся ею. В дипломе сказано: «За выдающиеся заслуги в деле служения детству». На серебряной медали изображен цветок розы». «Когда снимали фильм «Рамаяна», Радж Капур принес медаль «Сангам» (священное местечко в Индии, где сливаются три реки – Ганга, Ямуна и Сарасвати - богиня мудрости). Радж Капур снял фильм «Сангам». Мы играем вашего Чехова, а ты ставишь «Рамаяну». Это есть единение культур».

А.Гончаров пригласил Печникова на свой курс «Совместное обучение актёров и режиссёров» и захотел, чтобы тот поставил пьесу А. Островского «Свои люди – сочтёмся». На базе ее Гончаров создал пьесу «Банкрот». Играли И. Костолевский, А. Фатюшин, Б. Земцов.

Был действительным членом Академии менеджмента в образовании и культуре, являлся Вице-президентом общества советско-индийской дружбы, членом Центрального правления общества советско-монгольской дружбы.
театральные работы
Ферен-младший («Город мастеров» Т. Габбе)
Дедушка-профессор («Димка-невидимка»)
Баклушин («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского)
Валя Жуков («Два капитана» по В. Каверину)
Владимир Дубровский («Дубровский» по А. С. Пушкину)
Молчалин, Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова)
Шванда («Волынщик из Стракониц» Й. К. Тыла)
Жадов («Доходное место» А. Н. Островского)
Петя («Ее друзья» В. С. Розова)
Анатолий Сергеевич («Страница жизни» В. С. Розова)
Аркадий («В добрый час!» В. С. Розова)
Федор («В поисках радости» В. С. Розова)
Валериан («Перед ужином» В. С. Розова)
Каменев («Традиционный сбор» В. С. Розова)
Василий Прокофьевич («Кабанчик» В. С. Розова)
Рама («Рамаяна» Н. Р. Гусевой)
Мальволио («Двенадцатая ночь, или Что угодно» У. Шекспира)
Яков Бардин («Враги» М. Горького)
Милон («Недоросль» Д. Фонвизина)
Автор и Чичиков («Мертвые души» по Н. Гоголю)
Епископ Бьенвеню («Отверженные» по В. Гюго)
Клеонт («Мещанин во дворянстве»)
Князь Курбский («Борис Годунов»)
«Царь Берендей»
Симеонов-Пищик («Вишневый сад» А. П. Чехова, Тверской драматический театр)
2001 – «Лоренцаччо» Альфреда Де Мюссе. Режиссёр: Алексей Бородин – Палла Руччелаи. Премьера 26 апреля 2001 года.
2008 – «Красное и Черное» Стендаля. Режиссёр: Юрий Ерёмин – Духовник. Премьера 18 октября 2008 года.
В середине 1950-х гг. играл в Студии молодых актеров (Марк - «Вечно живые» В. Розова)

РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ:
«Шутники» А. Островского (1973, сыграл Оброшенова)
«Бедность не порок» А. Островского (1983, сыграл Любима Торцова)
«Тяжелые дни» А. Островского (1986, сыграл Досужева)
«Богатые невесты» А. Островского (1993, сыграл Гневышова) «Старомодная комедия» А. Н. Арбузова (2000)
1967 – «Как закалялась сталь» Н. Островского
1967 – «20 лет спустя» М. Светлова (поставил со студентами драматической студии при ЦДТ)
призы и награды
Награждён орденом «Знак Почёта».
В 2001 г. награжден орденом Дружбы.
В 2008 году за вклад в развитие российско-индийских отношений Президент Индии Пратибха Патил вручила Г.М. Печникову Орден «Падма Шри» в Дели.
Лауреат международной премии им. Джавахарлала Неру.
Лауреат премий им. Петра Великого, им. М.В. Ломоносова.
Награжден Орденом Петра Великого I степени, медалями.

последнее обновление информации: 15.07.18

Жизнь коротка, искусство - вечно

Геннадий Михайлович Печников - актер и режиссер театра и кино, народный артист России, почти шесть десятилетий жизни отдал искусству. Вся его творческая жизнь связана с Центральным детским театром (ныне это Российский молодежный). Имя Печникова известно не только в нашей стране, но и за много тысяч километров, в далекой Индии.

Вся ваша жизнь связана с Москвой и Подмосковьем?

Да, я родился и много лет прожил в доме на Солянке, построенном в 1912 году - одном из первых многоэтажных домов в Москве. Лето с детских лет проводил и провожу в Подмосковье, восхищаясь его неброской красотой. Всю войну я пробыл в Москве. Несмотря на юный возраст, состоял в отряде противовоздушной обороны и во время налетов вражеской авиации ни разу не был в бомбоубежище - стоя на крыше родного дома, помогал старшим тушить зажигательные бомбы.

А любовь к театру - когда она возникла?

В школьные годы. По предложению товарища начал посещать студию художественного слова при Московском городском доме пионеров, которой руководила Анна Гавриловна Бовшек. Прекрасный педагог, она очень любила Пушкина. Мы играли «Барышню-крестьянку» - первый наш сценический опыт, где моей партнершей была Людмила Касаткина, ныне Народная артистка Советского Союза. Вместе с нами там занимался Ролан Быков, немного позднее - Игорь Кваша.

И после студии, окончив десять классов, вы решили поступить в театральный институт?

Такое решение пришло не сразу. В отличие от многих я вовсе не мечтал быть артистом. До войны я успел окончить семь классов. Среднюю школу окончил экстерном и стал студентом института стали и сплавов. Но проучился там недолго - по совету друзей отважился поступать в только что созданную школу-студию МХАТа. Было это летом 1943 года. Конкурс туда был огромный – несмотря на войну, приезжали из разных городов страны Возглавлял комиссию Иван Михайлович Москвин. Он благосклонно выслушал басню в моем исполнении, но вот чтение прозы ему не понравилось. Выручил меня «Василий Теркин». (Читать его подсказала мне Анна Гавриловна Бовшек, за что я был очень признателен ей.) Когда я начал читать поэму Твардовского, комиссия оживилась, на лицах появились улыбки. Наконец мне сказали: «Хватит», а я вошел в азарт и хотел читать дальше.

Итак, вы стали студентом школы-студии МХАТа. Кто же были ваши наставники?

Это было общение с великими людьми. Возглавлявший школу-студию Василий Григорьевич Сахновский (до этого он был арестован как немецкий шпион только потому, что в свое время окончил университет в Германии) приглашал к нам Качалова, Москвина, Книппер-Чехову, Бориса Пастернака, Анну Ахматову, Святослава Рихтера.

А кто были ваши однокурсники?

Владимир Трошин, Владлен Давыдов, Евгения Ханаева. Мой будущий друг Олег Ефремов был на два курса младше меня. Михаил Пуговкин в какой-то степени (улыбается) невольно сыграл «роковую роль» в моей жизни - благодаря нему я получил в дипломном спектакле роль. У нас было правило: студентам категорически запрещалось сниматься в кино, выступать на концертах - это считалось халтурой. Как только Пуговкин, еще будучи студентом, стал сниматься в кино, его отчислили. Потом простили и приняли вновь. В выпускном спектакле он получил роль Робинзона в «Бесприданнице» Островского. Но тут выяснилось, что он снова стал сниматься. Его опять отчислили, а роль дали мне. Я стал говорить, что вовсе не подхожу для этой роли и внешне нисколько не похож, но режиссер сказал: «Не беспокойтесь, вас так загримируют, что сами себя не узнаете». И действительно, мне сделали потрясающий грим! В роли Робинзона я имел успех, и журнал «Театр» в статье о дипломном спектакле посвятил мне целый абзац.

Что же было после окончания школы-студии?

В 1947 году я поступил во МХАТ и год спустя понял - никаких перспектив для молодого актера там нет. И тут директор Центрального детского театра К. Шах-Азизов предложил перейти к ним. «Но ведь я не умею играть козлов и петухов», - ответил я растерянно. «А вам это и не придется. Для вас у нас будет другой репертуар». И какой это был репертуар! Пушкин, Шекспир, Гоголь, Грибоедов, Островский! Я сразу же получил роль в пьесе любимого мною Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Сразу же появились поклонницы, которые после окончания спектакля провожали меня от Театральной площади до Солянки - их внимание приводило меня в ужасное смущение. Мечта каждого актера - смолоду пройти роли классического репертуара - для меня сбылась в Центральном детском театре. Здесь ставили пьесы Островского, «Дубровский», «Мертвые души», «Горе от ума», и во всех я был занят. Так, в «Горе от ума» я попеременно сыграл и Молчалина, и Чацкого, и даже «французика из Бордо» - роль эпизодическую, но крайне интересную. Кстати, ее мы играли «пополам» с Олегом Ефремовым. Вообще много ролей мы сыграли с ним на пару, дополняя и помогая друг другу, по-хорошему соревновались. Первой режиссерской работой Ефремова был водевиль «Димка-невидимка», где другой Олег - Анофриев - играл студента Васю (первая его роль), а я - его дедушку-профессора. Спектакль имел большой успех.

Огромный успех выпал на долю спектакля «Рамаяна» по древнеиндийскому эпосу - вы были исполнителем главной роли и ассистентом режиссера - и не только в нашей стране, но и на родине «Рамаяны» в Индии.

Это мой звездный час. «Рамаяна» - сказание о подвигах великого героя Рамы, который почитается в Индии воплощением бога на земле и до сих пор служит примером для всех индийцев. Наш театр был первым во всей Европе, отважившимся осуществить постановку «Рамаяны». И когда премьер-министр Индии Джавахарлал Неру во время последнего своего визита в Советский Союз в 1961 году узнал, что «Рамаяна» идет в одном из московских театров, он отменил запланированное мероприятие и приехал на наш спектакль, а после его окончания встретился с актерами. (Это произошло в день моего 35-летия.) Он был в восторге и очень хотел, чтобы наш спектакль увидели на его родине. И желание Неру исполнилось. Мы дважды побывали в Индии с нашим спектаклем. И хотя играли «Рамаяну» на русском языке (от английского мы решительно отказались, поскольку это язык колонизаторов), нас отлично понимали.

Вы награждены медалью «Бал Митра», что означает «Друг детей», учрежденной детским комитетом Индии.

Эта награда очень дорога для меня. Ведь я был первым из иностранцев, удостоившихся ею. В дипломе сказано: «За выдающиеся заслуги в деле служения детству». На серебряной медали изображен цветок розы.

Расскажите о своей работе в кино.

Как только я окончил школу-студию МХАТа, мне сразу же предложили сняться в фильме «Мичурин», который ставил Александр Довженко, а музыку к нему написал Дмитрий Шостакович. Вместе со мной снимался совсем еще молодой, только что окончивший ВГИК Сергей Бондарчук. Мы играли с ним ходоков-крестьян, пришедших к Мичурину за советом. Этот эпизод - он происходил до революции - так понравился Довженко, что он придумал новый, когда спустя десятилетия с Мичуриным встречается сын моего героя, ставший в годы Гражданской войны комиссаром - в кожанке, фуражке с красной звездой... Потом были другие работы в кино. В фильме «Дом на болоте» я сыграл следователя. Эта роль принесла мне огромную популярность, и когда на улице я останавливался у киоска выпить воды, меня сразу же узнавали продавщицы: «Ой, а я вас в кино видела!» и наливали газировку бесплатно. В фильме «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова в постановке Анатолия Эфроса я играл вместе с Валентиной Сперантовой, Олегом Табаковым - это была его первая роль. Я и сам снимал фильмы, например художественный - «Товарищ Артем». Потом были два фильма о «Рамаяне». Помимо экранизации нашего спектакля снял и документальный фильм о том, как индийцы смотрят «Рамаяну», которую играют русские артисты на русском языке. У кинорежиссера Владимира Мотыля, прославившегося «Белым солнцем пустыни», я снимался в фильме по повести Чехова «Дуэль», который назывался «Несут меня кони», в замечательной роли доктора Самойленко. До этого в картине, снятой по этому же сюжету другим режиссером, Самойленко играл Анатолий Папанов. Нас сравнивали кинокритики и нашли, что я ничем не уступаю ему. Время бежит, люди уходят из жизни. И я решил снять фильм о родном Центральном детском театре - он назывался «Рядом с Большим, напротив Малого». В фильм вошли мои беседы с Виктором Розовым, Сергеем Михалковым, Александром Хмеликом, дочерью Наталии Сац Роксаной. Я застал еще живым Олега Ефремова, и он сказал замечательные слова о том, какую роль сыграл этот театр в его жизни.

Два слова о ваших последних работах.

В сериале «Тайны дворцовых переворотов» Светланы Дружининой я сыграл князя Василия Владимировича Долгорукова - генерал-фельдмаршала, сподвижника Петра I (а другого Долгорукова, более молодого - Дмитрий Харатьян). Вообще мне везет на исторических деятелей. Недавно я снялся в интересном фильме «Жизнь и смерть Петра Аркадьевича Столыпина». Нашли, что я похож на первого премьер-министра России Сергея Юльевича Витте, и я сыграл его. Режиссерскую работу также не оставляю. В последние годы я подружился с коллективом драматического театра в городе Кинешме на Волге. Неподалеку родные места Александра Островского, и театр носит имя великого драматурга. Сейчас я готовлюсь к постановке его пьесы с названием очень актуальным для нашего времени - «Бешеные деньги».

Алексей Корнеев

"Подмосковье" 20.12.2006

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 27
Сергей Савич (Москва)   18.05.2018 - 19:39
... Геннадий Печников похоронен на Донском кладбище, участок 4, 4 ряд. Это захоронение, там где колумбарий. Справа, если заходить в правый вход на кладбище (не там, где вход к основному храму) читать далее>>
№ 26
тимофей   15.05.2018 - 15:28
... И где тогда искать? читать далее>>
№ 25
Аннна (Владивосток)   14.05.2018 - 16:42
Личная жизнь актера Геннадия Печникова сложилась счастливо – у него была одна на всю жизнь любимая жена, актриса Валерия Меньковская, известная зрителям по роли в фильме «Чисто английское убийство».В этом... читать далее>>
№ 24
Тимофей1   14.05.2018 - 10:39
... [quote]№23 Сергей Савич А как можно узнать, где и на каком кладбище его похоронили. Хочеться побывать на его могиле, положить цветочки. Очень мне он запомнился по ролям в кино и РАМТ. Если есть сведения... читать далее>>
№ 23
Сергей Савич (Москва)   2.05.2018 - 23:34
Прощание с Геннадием Михайловичем Печниковым и гражданская панихида состоится в его родном Центральном Детском Театре, сейчас это театр РАМТ, 3-го мая в 11-00. Вечная Память Мастеру ! ... Москва,... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники