Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Леонид Макарьев

Леонид Макарьев фотографии
Годы жизни
Категории
Актёр, Театральный деятель
Фильмография
Театр
Фотоальбом
Обсуждение

Макарьев Леонид Фёдорович

12(25) августа 1892, Пермь — 24 апреля 1975, Ленинград

Русский советский актёр, режиссёр, драматург и педагог. Один из основоположников и активных деятелей советского театра для детей.

Заслуженный артист РСФСР (1934).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939).
Народный артист РСФСР (1956).

Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1917) и Высшие педагогические курсы (1919). Организовывал первые трудовые школы, преподавал, вёл лекторскую работу. В 1919 г. поступил в студию Передвижного театра П. П. Гайдебурова.

Участвовал в создании Ленинградского театра юных зрителей (открыт в 1922), выступал в роли Петра в спектакле «Конёк-Горбунок» по сказке П. Ершова. В 1925 г. написал инсценировку для театра «Повести о двух городах» Ч. Диккенса под названием «Гражданин Дарней». В качестве режиссёра поставил спектакль «Тимошкин рудник» по собственной пьесе для детей о современности (выступил в спектакле в роли старого шахтера Ермолаича). В 1934 г. состоялась премьера пьесы «Бунтари» (первой советской пьесы для детей на тему школы); в 1938 г. – премьера пьесы Л. Ф. Макарьева и С. А. Дилина «Кот в сапогах» (ЛенТЮЗ).
С 1931 г. занимался педагогической деятельностью: руководил работой Театрального техникума при ЛенТЮЗе, преподавал историю зарубежной литературы и театра. В 1936 г. создается Центральное театральное училище (ЦТУ), куда из Театрального техникума ЛенТЮЗа была переведена мастерская Макарьева. Выпуск мастерской состоялся в 1939 г. В октябре 1939 г. ЦТУ преобразовывается в Ленинградский театральный институт (ЛГТИ), в котором Л. Макарьев назначается заведующим кафедрой актерского мастерства и режиссуры. Профессор с 1940 года. В 1945 г. возглавил драматическую студию при ЛенТЮЗе, преподавал основы актерского мастерства. В 1962 г. ЛГТИ преобразовывается в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), в котором Л. Макарьев продолжил заведование кафедрой драматического искусства; с 1970 г. заведовал кафедрой основ мастерства актера; в 1972 г. перевёден на должность профессора-консультанта. В 1977 г. на здании Учебного театра ЛГИТМиК открыта мемориальная доска памяти Л. Ф. Макарьева: «Здесь с 1921 по 1975 г. работал выдающийся актёр, режиссёр, драматург и театральный педагог, народный артист РСФСР, профессор Леонид Фёдорович Макарьев».

Автор многочисленных статей, ряда книг ("С утра до вечера в театре", 1930, "Творческий путь Ленинградского театра юных зрителей", 1933).

Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
театральные работы
Эйно ("Винтовка № 492116" Крона)
Профессор Ведель ("Продолжение следует" Бруштейн)
Франц Моор ("Разбойники" Шиллера)
Тартюф ("Тартюф" Мольера)
Поставил:
"Аттестат зрелости" Гераскиной (1949)
"Её друзья" Розова (1950)
"В садах лицея" Дэля (1957)
призы и награды
Награждён орденами «Знак Почёта» (1939), Трудового Красного Знамени (1957, 1967).

последнее обновление информации: 11.09.19

Выдающийся актёр, режиссёр, драматург и театральный педагог, народный артист РСФСР, профессор Леонид Фёдорович Макарьев.

"Главное всё-таки не в "театре", а в том, что он может и должен нести в самою жизнь, в её преображение" - так определял направленность своей педагогической деятельности Леонид Фёдорович Макарьев, один из основателей Театра Юных Зрителей, удивительный актёр, режиссёр. драматург, лингвист и старейший театральный педагог. (Здесь и далее текст в кавычках взят из частной переписки Макарьева, изданной в 1985 году ВТО-Творческое наследие.)

Сегодня театральная школа-театр со своеобразной методикой педагогики, созданная впервые в европейской театральной культуре, основателями педагогически направленного театра для детей-уходит. Люди, занявшие места в руководстве российских театральных школ, в подавляющем большинстве, люди-утратившие или не имеющие своей "сверх задачей" деятельность, по выявлению и развитию нравственно-эстетического миропонимания студентов. Хотя русский театр от своего основания шёл по такому пути и именно таковая же "сверх задача" является внутренним двигателем русской классической литературы, благодаря чему русская классическая литература стала в высшем ряду созданий мировой культуры.

Драматический театр, будучи неразрывно связан с литературой, вобрал в себя эту "сверх задачу", став её нераздельной частью. Усилиями К.С.Станиславского была обрисована общая концепция эстетического театра с введением устойчивого понятие "сверх задачи". Эта концепция популярна сегодня во всём мире под названием-"Система Станиславского".

Метод театральной педагогики Л.Ф.Макарьева строился на основных положениях системы Станиславского. Как в театральной практике, так и в театральной педагогике, Макарьевым был выдвинут обязательный для всех "незыблемый принцип единства формы и содержания", как в самом произведении искусства, так и в его анализе. В своей педагогической деятельности Макарьев отвергал пути бессодержательной чисто формальной направленности. Педагогический процесс в понимании Леонида Фёдоровича-это своеобразное "искусство" введения ученика (молодого актёра) в умелость творческого мышления и вдохновенного творчества, путём совместной деятельности ученика и группы, группы и учителя.

Для Макарьева было важным научить ученика пользоваться системой, как средством "эстетической разведки" в субъективном и объективном плане. Ведущая задача на основе метода определялась, как "развитие индивидуального богатства и творческого многообразия".

"На пути открытым Станиславским (пишет Макарьев) создана новая сценическая этика-органичность коллективного взаимообусловленного сценического бытия. Уже в этой "органичности" заключено было нечто весьма важное, заставляющее актёра задуматься, а зрителя сопереживать с ним, что-то познавательно ценное и эстетически значительное".

Для Макарьева в системе обучения театральной молодёжи важна была взаимосвязь профессиональных навыков и эстетического становления личности будущих творцов театрального искусства, именно творцов театра, а не работников театра. Поэтому такое большое место в практических занятиях уделялось работе с литературными источниками русской классики.

Воспитание умения наслаждаться прекрасным должно включать в себя потребность распространять прекрасное-это одно из нравственных положений педагогики Макарьева.

На сегодняшний день театр, как созидатель эстетического мировоззрения, как воспитатель духовного начала в человеке (как писал Леонид Фёдорович в семидесятые годы прошлого века) "превращается в искусство обмана и паразитирующего ячества".

В середине первого десятилетия нового века, чтобы соотнести макарьевскую фразу с нашим днём, надо исправить только глагольную форму-сегодняшний российский театр ПРЕВРАТИЛСЯ, к глубокому сожалению, в искусство обмана и паразитирующего ячества!

Н.Чиркова-Иванова
Гарвардский Университет,
Кембридж.
27.05.05.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 8
Старое Радио   24.08.2015 - 09:26
Голос Макарьева в роли профессора Веделя из спектакля "Продолжение следует" нашёлся в передаче 1957 года. Актёры сыграли маленький эпизод из спектакля по пьесе Александры Бруштейн прямо в студии... читать далее>>
№ 7
авакадо (санкт петербург)   4.12.2014 - 11:51
Да , говаривал Л.Ф.Макарьев о революции, что ее то он и не приметил.И заметьте на уроках акт.мастерства группе студентов.И хотя всех ПОГОЛОВНО САЖАЛИ и ВСЕ ПОГОЛОВНО ДОНОСИЛИ..так достало определение тех... читать далее>>
№ 4
Евгений Грост   30.01.2010 - 23:15
" Иду, знаете ли, по Невскому в 1917-ом году ,прогуливаюсь - говаривал Леонид Фёдорович Макарьев - а там оказывается на Дворцовой какая-то революция совершается !.. А я и не заметил ничего. " читать далее>>
№ 3
Артем Ермаков (Иркутск)   17.04.2009 - 20:51
Наиболее полные биографические сведения удалось найти здесь http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803980137 читать далее>>
№ 2
Артем Ермаков (Иркутск)   17.04.2009 - 20:49
Роль... профессора Макарьева в сериале "Операция "Трест". Кучу людей измучил вопросами, пока до меня дошло, что это за "историк". читать далее>>
«Рогач и Моргач»
Ролики фильмов
«Рогач и Моргач»
Два инопланетянина сваливаются в земной лес, где пытаются наладить контакт с его обитателями, то и дело попадая в курьезные ситуации.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен