Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Николай Крючков

Николай Крючков фотографии
автор фото: Ж.Мартов

Крючков Николай Афанасьевич

Родился 24 декабря 1910 (6 января 1911) года в Москве, в рабочей семье с Красной Пресни.

Заслуженный артист РСФСР (1942).
Народный артист РСФСР (1950).
Народный артист СССР (1965).
Герой Социалистического Труда (1980).

Окончил ФЗУ (фабрично-заводское училище). До 1930 года работал гравёром-накатчиком на фабрике "Трёхгорной мануфактуры". Учился актёрскому мастерству при Московском центральном ТРАМе (Театр рабочей молодёжи), до 1933 года — актёр этого театра.
В 1934-1936 годах — актёр киностудии Межрабпомфильм (ныне — киностудия имени Горького), затем — Театра-студии киноактёра. Один из самых снимаемых актёров советского кино. Член КПСС с 1953 года.

Когда он явился в кинотеатр «Ударник» на первую в своей жизни кинопремьеру прямо с Москвы-реки после купания — в резиновых тапочках и с песком в волосах, — контролёры долго не пропускали: уж слишком не похож был парень на киноартиста. А похож он был на обычного зрителя, решившего прорваться в кино без билета. Шёл 1933 год, начиналось звуковое кино, и где было догадаться контролёрам, что отныне похожесть на рядового зрителя, прямое сходство с ним станут главным достоинством нового поколения киноартистов и никого так не полюбят зрители именно за эту похожесть благодарной верной любовью. Пожалуй, любому из этой плеяды легендарных зрительских любимцев Крючков уступает в филигранности мастерства, но именно он стал символом предвоенного времени, ибо растворился в нём без остатка. Время, а не режиссёры, открыло в нем своего идеального героя — идеального исполнителя велений того времени.

Режиссёры ценили его прежде всего за естественность реакций, предельную органику, способность полного слияния с ситуацией — недаром открыл Крючкова для кино один из самых органичных режиссёров советского кино Борис Барнет в замечательных своих фильмах «Окраина» и «У самого синего моря». Качество, привлекшие его в молодом актере ТРАМа, недавнем рабочем с Трёхгорки, — отнюдь не героические, скорее лирические. Но, как только время приобретает откровенно выраженный героический характер, Крючков становится самым типичным героем — благодаря все той же способности полного слияния с ситуацией. Он переиграет в 1930-1940-е годы всех главных героев времени: пограничников («На границе») и шахтёров-стахановцев («Ночь в сентябре»), летчиков («Брат героя») и танкистов («Трактористы», «Парень из нашего города»). И в любой роли он будет проявлять все качества, требующиеся от героя этих лет, и проделает всё так же лихо и сноровисто, как сапожничал в «Окраине». А сверх того всегда будет готов спеть, сплясать (прошел в ТРАМе школу Натальи Глан — знаменитой месс Менд из фильма Барнета) и сыграть на гармошке — продемонстрировать все те умения, которые в народе вызывают восхищение: «Ну, артист!»
Всё это в первую очередь давало Крючкову право представительствовать на экране от имени зрителя, сразу же узнавшего в герое самого себя, но — идеального, обретшего всю ту сумму качеств, которая и давала право претендовать на роль героев согласно установкам времени, не ведавшего и не признававшего ни каких душевных колебаний и сложностей. После участия в годы войны в экранизациях канонических пьес Константина Симонова («Парень из нашего города», «Русские люди» — последний выпущен под названием «Во имя Родины»), Александра Корнейчука («Фронт»), а затем в очень популярной комедии «Небесный тихоход» Крючков снимается меньше, наиболее интересная его работа той поры в экранизации повести Эммануила Казакевича «Звезда» увидит свет лишь после смерти Сталина.

Когда же в 1950-е годы он вновь возвращается на экран, интенсивно снимаясь, оказывается, что он стал неотъемлемой частью экранной реальности советского кино, но играет в основном в фильмах об историческом прошлом России («Максимка», «Море студёное»), гражданской войне («Тревожная молодость», «Поэт», «Сорок первый») и Великой Отечественной («Бессмертный гарнизон», «Баллада о солдате», «Далеко на Западе», «Золото», «Особо важное задание»). И в фильмах о современности на протяжении 1950-1970-х годов — он мудрый, заслуженный, всепонимающий ветеран («Адрес нашего дома», «Когда наступает сентябрь», «Телеграмма», «Мой друг дядя Ваня», «Горожане»). Он существует свободно и разумно в условном идеальном киномире. Его зрелое мастерство обретает психологическую точность и глубину. Лучшие его работы послевоенного 30-летия прежде всего в фильмах Владимира Скуйбина «Жестокость» и «Суд», в «Деле Румянцева» Иосифа Хейфица, в телефильме Семёна Туманова «Гнёзда» и, наконец, в «Осеннем марафоне» Георгии Данелии.

Актёр ушёл из жизни 13 апреля 1994 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (10 участок, 8 ряд).
театральные работы
Московский ТРАМ
1931 — «Тревога» Ф. Кнорре — Петухов
призы и награды
Лауреат Сталинской премии первой степени (1941, за исполнение роли Клима Ярко в фильме "Трактористы").
Два ордена Ленина (1940, 1980).
Орден Октябрьской Революции (1974).
Три ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1967, 1971).
Орден Красной Звезды (1944).
Орден Отечественной войны I степени
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «За освоение целинных земель»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Знак «Отличник кинематографии СССР» (1980, за многолетнюю плодотворную работу в кинематографии)
ВКФ (1973, Вторая премия за лучшее исполнение мужской роли, фильм «Адрес вашего дома»)
Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1990).
КФ «Созвездие» (1991, Приз «За выдающийся вклад в профессию»).

последнее обновление информации: 23.07.18

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 135
Юрий Тершовский (Рига)   4.05.2018 - 21:39
Актер целой эпохи советского кино. Посмотрев даже один фильм с участием Николая Крючкова никогда не забудешь этот голос и взгляд, настолько родной и близкий каждому, кто рос и вырос в стране которой уже... читать далее>>
№ 134
G.E.A.   14.04.2018 - 11:26
Помним и Любим! читать далее>>
№ 133
нвч по-прежнему (Красноярск)   6.01.2018 - 13:31
Великий актер! Огромнейшая глава в истории искусства кино! читать далее>>
№ 132
Любовь Л.   14.10.2017 - 00:04
“В семье не без урода”. В 1910 году перед Рождеством на седьмом месяце беременности Олимпиада Крючкова спустилась в погреб за квашеной капустой. Шло время — а хозяйка не возвращалась. Обеспокоенный супруг... читать далее>>
№ 131
maa   5.10.2017 - 18:02
Глыба советского кинематографа... читать далее>>

Николай Крючков: пресс-центр >>

Все статьи пресс-центра >>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен