Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Марис Лиепа

Марис Лиепа (Maris Liepa, Māris Rudolf Liepa) фотографии

Лиепа Марис Эдуардович

Maris Liepa

Māris Rudolf Liepa

Родился 27 июля 1936 года в Риге, Латвия.

Звезда советского балета.

Заслуженный артист РСФСР (26.05.1964).
Народный артист Латвийской ССР (1968).
Народный артист РСФСР (1969).
Народный артист СССР (1976).

По совету друга отца (директора балетной студии), в целях укрепления здоровья, родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.
Перспективного ученика Рижского училища перевели в Московское хореографическое училище (МХУ). Перевод состоялся в 1953 году: два последних года Лиепа учился в МХУ в классе Николая Тарасова, ученика Н. Легата.
В 1955 году Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу. Лиепа получил неожиданное приглашение от Майи Плесецкой принять участие в гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в "Лебедином озере".
Летом 1956 года Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы — Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение.
После гастролей в Польше в 1960 году Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны.
В начале сезона 1960-1961 годов в партии Базиля в "Дон Кихоте" состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра.
С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера — Ю.Н. Григоровича.
"Звездным" стал в биографии Лиепы 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета "Спартак", в котором роль римского полководца Красса была поставлена Юрием Григоровичем специально для Лиепы.
В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились, а Григорович к этому времени стал полновластным хозяином в театре. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий.
В 1977 году Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре — принца Лимона в детском балете "Чиполлино" К. Хачатуряна (постановка Г. Майорова).

На гастролях в Исландии Лиепа появился в партии Клавдио в балете "Любовью за любовь" (постановка В. Боккадоро), а в Дании – в роли Гирея в "Бахчисарайском фонтане". Однако в Москве на сцене Большого эти роли показать не удалось. В этом же году Лиепа вместе с Е. Максимовой снялся в популярном телебалете "Галатея" (хореография Д. Брянцева) в роли профессора Хиггинса. За вклад артиста в мировое балетное искусство Парижская академия танца присудила Лиепе приз имени Мариуса Петипа.

В 1978 г. станцевал солиста в бессюжетном балете В. Васильева "Эти чарующие звуки", а в 1979 г. на гастролях в Австралии - лесничего Ганса в "Жизели", однако зрители его Ганса на сцене Большого театра так и не увидели. Низкая занятость в текущем репертуаре Большого театра привела Лиепу к необходимости поиска нового репертуара вне театра. В 1977-1979 гг. подготовил и провел свои творческие вечера в Центральном концертном зале "Россия", где исполнил, в частности, роль Хозе в "Кармен-Сюите" А. Лемберга и впервые в СССР - па-де-де из балета "Сильвия" в постановке Ф. Аштона.
После опубликованной в 1979 году в газете "Правда" статьи Лиепы с критикой методов руководства театром Ю.Н. Григоровичем около двух лет Лиепе не давали танцевать на сцене Большого театра.
В период незанятости в Большом театре Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 году он станцевал Рогожина в "Идиоте" Бориса Эйфмана и солиста в его же "Автографах" вместе с Аллой Осипенко. Только через два года "безработицы" в театре по личному приказу Министра культуры СССР П.Н. Демичева 28 марта 1982 года состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после "бенефиса" его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).
С 1963 по 1980 г. преподавал в Московском хореографическом училище, выпустил один мужской класс (самым известным танцовщиком этого выпуска стал Борис Акимов), затем вел класс поддержки.
В 1983-1985 годах по приглашению Болгарского правительства работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере, где поставил 2 балета - "Дон Кихот" и "Спящую красавицу".

Артист активно сотрудничал с драматическим театром в качестве постановщика сценического движения и танцев, в том числе поставил "пластику" в знаменитом спектакле "Антоний и Клеопатра" Вахтанговского театра.

Драматический талант Лиепы был востребован на телевидении и в кино вне балетной сферы.
В 1978 г. Марис снялся в "синтетическом жанре" - популярном телевизионном цикле "Телебенефис" - в бенефисе знаменитой киноактрисы Л. Гурченко.
В 70-80 годах Лиепа активно снимался в драматических ролях в кино - в телефильме "В одном микрорайоне", кинофильмах: "Могила льва", "Детство Бемби" и "Отрочество Бемби", "Лермонтов", "Четвертый" (для которого поставил самую выразительную из всех его постановок балетную миниатюру) и других. В 1980 г. поставил танцы к художественному фильму "Музыка ко дню рождению".

В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги "Я хочу танцевать 100 лет" (1980) и "Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа" (1986). Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством - в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Д. Тухманова.

О творчестве актёра снят документальный фильм "Марис Лиепа" (1970).

В 1989 году Моссовет принял решение о создании Балетного театра Мариса Лиепы, художественное руководство которым должен был осуществлять сам Лиепа, а бывший ведущий характерный артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором.

Скончался в Москве 26 марта 1989 года в машине "Скорой помощи" от инфаркта. Похоронен 31 марта на 12-м участке Ваганьковского кладбища столицы.

Жена — Маргарита Ивановна Жигунова, актриса Московского драматического театра имени Пушкина. Дети — Андрис Лиепа (1962) и Илзе Лиепа (1963).
Жена — Нина Семизорова, балерина Большого театра (развелся в 1985 году).
театральные работы
Партии (в скобках - хореография)
Латвийский театр оперы и балета:
«Сакта свободы» А. П. Скулте (Е. Я. Чанга) — Тотс, 1955
«Лайма» А. Я. Лепина (Е. Тангиева-Берзниек) — Никита, 1955
«Раймонда» А. К. Глазунова (М. Петипа) — солист в гран-па, 1955
«Корсар» А. Адана (М. Петипа) — солист в Па-д'экслав, 1956
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского (М. Петипа, Л. Иванов) — Принц Зигфрид, 1956
«Кармен-сюита» Р. К. Щедрина (А. Лемберг) — Хозе, 1976

Московский тетр им. Станиславского и Немировича-Данченко
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского (А. Горский, А. Мессерер) — Принц Зигфрид, 1956
«Эсмеральда» Ц. Пуни — Феб
«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (Р. Захаров) — Вацлав, 1956
«Жанна д'Арк» Н. И. Пейко (В. Бурмейстер) — Лионель, 1957
«Корсар» А. Адана и Л. Делиба (Н. Гришина) — Конрад, 1957
«Лесная фея» П. Герлеля (А. Чичинадзе) — Чабан,1958
«Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова (В. Бурмейстер) — Синдбад, 1958
«Штраусиана» (В. Бурмейстер) — Поэт, 1959

Большой театр
«Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (А. Горский) — Базиль, 1960
«Тропою грома» К. Караева (К. Сергеев) — Ленни, 1960
«Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно (Л. Лавровский) — Вакх, 1961
«Жизель» А. Адана (Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа) — Граф Альберт, 1961
«Ночной город» Б. Бартока (Л. Лавровский) — Юноша, 1961
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского (А. Горский, А. Мессерер) — Принц Зигфрид, 1961
«Гаянэ» А. Хачатуряна (В. Вайнонен) — Армен, 1962
«Класс-концерт» (А. Мессерер) — солист, 1962
«Шопениана» на музыку Ф. Шопена (М. Фокин) — Юноша, 1962
«Страницы жизни» А. Баланчивадзе (Л. Лавровский) — Георгий, 1962
«Спартак» А. И. Хачатуряна (Л. Якобсон) — Спартак, 1962
«Золушка» С. Прокофьева (Р. Захаров) — Принц, 1963
«Раймонда» А. К. Глазунова (Л. Лавровский по М. Петипа и А. Горскому) — Жан де Бриен, 1963
«Спящая красавица» П. И. Чайковского (Ю. Григорович по М. Петипа) — Принц Дезире 1963
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (Л. Лавровский) — Ромео, 1963
«Сказке о Солдате и Черте» И. Стравинского (Э. В. Суве) — Черт, 1964
«Легенда о любви» А. Меликова (Ю. Григорович) — Ферхад, 1965
«Видение розы» на музыку К. Вебера (М. Фокин) — Дух розы, 1967
«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (Р. Захаров) — Вацлав, 1967
«Спартак» А. И. Хачатуряна (Ю. Григорович) — Красс, 1968
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского (Ю. Григорович) — Принц Зигфрид, 1970
«Анна Каренина» Р. К. Щедрина (Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, М. Плисецкая) — Вронский, 1972
«Спящая красавица» П. И. Чайковского (Ю. Григорович по М. Петипа) — Принц Дезире, 1974
«Анна Каренина» Р. К. Щедрина (Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, М. Плисецкая) — Каренин, 1976
«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (Р. Захаров) — Хан Гирей, 1976
«Любовью за любовь» Т. Хренникова (В. Боккадоро) — Клавдио, 1976
«Чипполино» К. Качатуряна (Г. Майоров) — Принц Лимон, 1977
«Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта, Ж. Ф. Рамо (В. Васильев) — солист, 1978
«Жизель» А. Адана (Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа) — Ганс, 1979

Труппа Б. Я. Эйфмана «Новый балет»
«Идиот» на музыку П. И. Чайковского (Б. Эйфман) — Рогожин, 1981
«Автографы» на музыку Антонио Вивальди (Б. Эйфман) — солист, 1981

Софийская Народная опера
«Спящая красавица» П. И. Чайковского (М. Лиепа по М. Петипа) — Король Флорестан, Фея Карабос, 1984

Хореографическая миниатюра «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова (А. М. Мессерер)
«Сильвия» Л. Делиба (Ф. Аштона) — па-де-де
призы и награды
1957 — золотая медаль на I Всесоюзном конкурсе артистов балета VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.
1962 — медаль имени К. С. Станиславского за актёрское мастерство в роли Спартака («Спартак» в постановке Якобсона).
1970 — Ленинская премия — за исполнение партии Красса в балетном спектакле «Спартак» в постановке Ю. Н. Григоровича.
1971 — премия имени Вацлава Нижинского «Лучший танцовщик» Парижской академии танца за роль Альберта «Жизель».
1977 — премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца.
1981 — золотая медаль на IV Международном конкурсе артистов балета.
1986 — орден Дружбы народов.

последнее обновление информации: 14.07.18

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 36
нвч по-прежнему (Красноярск)   27.07.2018 - 18:44
Помним и любим! Его Красс - навсегда! читать далее>>
№ 35
алоис (Краснодар)   13.09.2017 - 09:41
Очень давно я посмотрел балет А.И.Хачатуряна "Спартак",где роль Красса исполнил М.Лиепа.Я не поклонник балета,но в данном случае "Спартак " мне понравился. читать далее>>
№ 34
VladCrystal   24.08.2017 - 18:09
Велик и светел! читать далее>>
№ 33
Софья Орех   27.07.2017 - 21:35
Великий и неповторимый навечно! Несмотря ни на что и ни на кого. Марис Лиепа ! читать далее>>
№ 32
Игорь Ермолин   27.07.2017 - 20:35
Большой мастер,добился на сцене упорным трудом, оставался верен искусству до конца жизни...смотрю с наслаждением фрагменты его выступлений в ФБ. Светлая память... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен