Новости кино
Ретро-детектив вернется 29 апреля в Okko
Обзор сериалов
Жора Крыжовников исследует жизнь молодежных группировок конца 1980-х
Лайфстайл
Актриса, певица и просто красавица
Спутник телезрителя
15 апреля, 22:50, viju TV1000 русское
Лайфстайл
А также рассказал об изменах жене
Спутник телезрителя
В ночь с 17 на 18 апреля, 4:45, Дом кино
Интервью
Режиссер «По Фрейду» о работе с Энтони Хопкинсом и вещах, неподвластных времени
Лайфстайл
А также о феномене Познера, смелости Летучей и непотопляемости телевидения
обсуждение
Как помощник машиниста с Кащеем Бессмертным боролся
Киносказке о богатыре Никите Кожемяке в этом году исполнилось 61 г. Фильм вышел на экраны через два месяца после Победы СССР в Великой Отечественной войне. Примечательно, что рол легендарного Никиты Кожемяки - борца с ненавистным Кащеем Бессмертным (тогда по задумке создателей фильма образ должен был ассоциироваться с А. Гитлером) играл популярный актер Сергей СТОЛЯРОВ. Перед тем, как рассказать о нескольких фактах из его биографии, напомним, что в июле этого года лауреату Государственной премии СССР исполнилось ровно сто лет.
Он родом из Тульской области. В свое время метрика была утеряна, но, как утверждает интернет-портал «Кино-Театр.ру», теперь доподлинно известно, что день рождения С. Столярова датируется июлем 1911 г.
Задача выбора
Он из семьи лесника, рано переживший смерть отца, которого убили на фронте в Первую мировую, он рано, как теперь принято говорить, приобщился к физическому труду. Из-за голода, который переживала семья (у Сергея было еще три брата и сестра), он был вынужден покинуть отчий дом. Дело в том, что во времена советской продразверстки (изъятие продовольственных излишек) со двора Столяровых увели корову и лошадь. Скитания Сергея по необъятной России приведут его с братьями в Курск. Из-за брюшного тифа он будет вынужден не только остаться в местной больнице на лечение, но и проститься с братьями. Навсегда. Выздоровел, попал в Курский детдом, где впервые узнал, что такое театр. Воспитатели, организовав драмкружок приобщили к миру прекрасного не одного С. Столярова.
В конце 20-х гг. Столяров закончил железнодорожное училище. Видимо, по распределению попал на работу помощником машиниста паровоза в одно из локомотивных депо Юго-Западной дороги (по догадкам Киевское или Дарницкое). К сожалению, поиски конкретных фактов о том, где именно работал будущий киногерой, положительных результатов не дали.
И все же сегодня – об актере. У каждого крупного артиста есть какая-то основная роль, определяющая его дальнейший творческий и жизненный путь. На мой взгляд, у Сергея Столярова такой ролью стал образ Ивана.Мартынова из кинофильма "Цирк". И дело даже не в том, что этот фильм принес ему известность (картина получила первую премию на Всемирной выставке в Париже в 1937 г).
"Цирк" по количеству сборов занимал первое место в истории отечественного проката. Сын Сергея Столярова – Кирилл (так же кинотеатральный актер) в авторской книге «Родовые сны» вспоминает, что отца стали узнавать на улице и называть именем героя фильма Мартыновым или Петровичем;. Он стал в некотором роде символом эпохи 1930-х гг., и эпоха поставила перед ним серьезную задачу выбора.
Это были годы террора, и вопрос стоял ясно и однозначно: "кто не с нами, тот против нас" и "если враг не сдается - его уничтожают".
Не сдался, но уничтожить пытались. Всю жизнь
Сейчас, почти через 80 лет, многое встало на свои места, теперь почти понятно, как следовало бы поступать, видна правота или ущербность того или иного... А в то время "врагами" были очень конкретные люди. Каждая неудача, авария имела свою фамилию, имя и отчество. Шла жестокая борьба за власть. Отцу надо было выбирать свой путь актера и человека именно в это страшное время, когда к успеху многие шли по трупам, замечает Кирилл Сергеевич.
По окончании работы над фильмом, накануне праздничной премьеры, был арестован главный оператор картины В.Нильсон. Он вместе с Г.Александровым снимал фильм "Веселые ребята", был другом отца и уважаемым человеком среди работников съемочной группы кинокомедии "Цирк".
Отец не мог поверить, что он "враг народа", не присоединился к осуждающим голосам.
Страх ареста был так велик, что некоторые оставшиеся в живых современники, не хотят говорить об этом событии до сих пор.
Председателем кинокомитета тогда был Б.Шумяцкий, который на просмотре материала фильма предложил Г.Александрову некоторые доработки. Отец вспоминает: "Шумяцкий сказал: Гриша, ты сделал хороший фильм, я даю тебе месяц - и у тебя будет шедевр".
После этого В.Нильсон при помощи мягкого объектива переснял на "заднике" все крупные планы Любови Орловой. Отцу было тогда 24 года, а Любови Петровне - на десять лет больше. По сценарию фильма между героями возникает пылкая, на сколько только мог изобразить это чувство советский экран, любовь.
Вообще нравы того времени были несколько странными
Всем известно, что сценарий фильма "Цирк" написан по пьесе "Под куполом цирка" Ильфа и Петрова. Однажды на просмотре рабочего материала авторы стали категрически возражать против изменения текста в одном из эпизодов. В ходе дискуссии даже предъявили ультиматум: если сцена не будет выполнена по сценарию, они в знак протеста снимут свои фамилии с титров фильма. Б.Шумяцкий посоветовал Г.Александрову оформить этот конфликт документально и предложить Ильфу и Петрову подписать соответствующую бумагу. Что и было сделано. И хотя пьеса "Под куполом цирка" с огромным успехом шла в Москве, печаталась как отдельным изданием, так и в собрании сочинений Ильфа и Петрова, во всех статьях о фильме "Цирк" в течение полувека автором сценария назывался Г.В.Александров.
И это не только моральное удовлетворение: в те годы авторы фильмов получали проценты с проката картин.
В апреле 1936 года в журнале "Московский экран" была напечатана большая статья В.Нильсона "Как мы снимали фильм "Цирк". А в майском номере того же журнала уже нет фамилии В.Нильсона. Автором сценария назван Г.Александров, главным оператором фильма - Е.Петров. В семье Столяровых хранилась цветная афиша 36-го года, где фамилия Нильсона была вырезана бритвой из списка создателей картины.
Премьера состоялась в Центральном парке культуры и отдыха им.Горького. Для огромного зала была специально закуплена мощная киноустановка. По всей Москве были расклеены афиши (Г.А. был большой мастер рекламы), но перед Зеленым театром, где проходила премьера, названы были только герои фильма - Любовь Орлова и Сергей Столяров. Оскорбленные неуважением артисты МХАТа П.Массальский и А.Комиссаров отказались выйти на сцену. Отец поддержал мхатовцев и демонстративно отказался присутствовать на празднике. Наверное, он считал, что и внезапный арест Нильсона произошел не без участия неких руководителей кинематографического процесса. Замечательный артист МХАТа А.Комиссаров, несмотря на огромный успех своего образа "изобретателя Скамейкина" в к/к "Цирк", никогда больше не снимался в кино. Ведущий артист МХАТа П.Массальский за всю свою огромную творческую жизнь сыграл в кино лишь два эпизода. Сергея Столярова лишили всех возможных наград, но репрессиям не подвергли - уж больно прозрачной была его биография: из бедноты, детдомовец, воспитанник профтехучилища, МХАТ, кино. Но зато навсегда сохранилась характеристика: "неуправляемый, независимый человек".
Правнук имеет право гордиться
«За породу», одна улыбка чего стоит, режиссеры приглашали его «олицетворить» сказочные, легендарные персонажи, былинные герои тоже удавались Столярову-старшему. Вместе с сыном они сыграли в фильме «Повесть о первой любви» (1957 г.). «Туманность Андромеды" (1967). Припоминаю, как сбегали мы, школьники с киевскоцй окраины на дневные сеансы в "Кинопанораму" на улице Шота Руставели. Именно там впервые посмотрел этот фильм. Сергей Столяров тогда очаровал. Фантастический фильм о покорителях космоса в эпоху, когда советские «Востоки» и «Союзы» спешили к звездам и в невесомость, имел, как бы сейчас сказали, большую кассу. Герой Столярова – Дар Ветер выходит победителем из сложной проблемы. В космосе происходят странные вещи с кораблем землян. Их звездолет вошел в гравитационное поле одной из неизведанных планет системы. Никто здесь раньше не был, но все знают о "дурном" нраве Железной звезды…. Как оказалось это был его последний фильм. "Последний фильм даже получил специальный приз на фестивале в Триесте в 1968 г.. Столяров в этом фильме сыграл свою последнюю (тоже главную) роль в кино. Именно малая занятость в кино позволила руководителям Театра киноактёра, где он работал, выдвинуть против Столярова обвинение, что он не выполняет положенную норму. За это его и его жену-актрису уволили из театра. Этот скандал серьёзно подорвал здоровье Сергея Столярова, вскоре он тяжело заболел… Да, и это умели совпартаппаратчики и иже с ними руководители культурой.
… Вскоре полстолетия на этой земле отметит внук Сергея Столярова – Сергей. Актер, связавший свою судьбу с телеэкраном. Когда этот материал готовился к печати на интернет-сайте «Кино-Театр ру» увидел сообщение приблизительно такого содержания. «Я правнук Сергея Столярова и этим горжусь». Что ж правнук имеет полное право так считать.
Фото – интернет-сайт «кино-театр ру»
Но я уверена, он знал, что любим, слава была всенародной. Нужна она была ему - это сложно сказать, не знаю. Но жизнь его все же прошла в искусстве. Очень радостно, что сын его, к сожалению ушедший замечательный актер Кирилл Столяров, вошел ярко в кино, сделал много и талантливо, и Сергея - внука - мы все имели счастье видеть в фильмах, хоть и в немногочисленных, но очень запоминающихся.
Помним Вас, Сергей Дмитриевич, любим с детства. Вы - воплощение героизма, сказки, мечты, красоты и мужества! Светлая память!
А сейчас... Попробуй поступи. Известные актеры везде пристроили своих деток (подчас не имеющих способностей к актерству) и снимают всякую муть.
А потомкам, даже если бы раз а год посещать могилу и чистить её, этого хватало бы до следующего года!
Было бы в то время понятие "секс-символ" кино, Столяров и Кадочников разделили бы первое место. Несомненно. Он не играл, он проживал каждую свою роль, пропуская через душу. Может, оттого и ушел так рано. Но мы помним и любим этого прекрасного актера!