Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Борис Тенин

Борис Тенин (Boris Tenin) фотографии

Тенин Борис Михайлович

Boris Tenin

Родился 23 марта 1905 года в городе Кузнецке (Саратовская губерния, ныне Пензенская область) в семье железнодорожного телеграфиста.
Отец его, Михаил Герасимович, числившийся политически неблагонадёжным, был перевед в Тулу, когда Борису исполнилось восемь месяцев. А вскоре за участие в забастовках служащих Тульской железной дороги отец Тенина опять был переведён, теперь на Кавказ. Семью он оставил в Туле, и Борис видел его только по большим праздникам, когда Михаил Герасимович имел возможность навестить семью. Мать Александра Павловна работала акушеркой в тульской больнице, была женщиной занятой. Поэтому Борис рос предоставленный сам себе.

В восьмилетнем возрасте, когда Тенин пошёл в школу, ему было разрешено посещать детские спектакли-утренники.
Успехи в школе с первых дней оставляли желать лучшего.
Однажды в школе, на новогодней ёлке, Тенин выступил в роли клоуна. Он сам сшил клоунский наряд, соорудил рыжий парик и с размалеванным лицом предстал перед замершей от восторга аудиторией.
Как-то попав на спектакли провинциальной труппы Суходольского, ежегодно гастролировавшей в Туле, тринадцатилетний Борис был совершенно "отравлен" театром. Мечта о настоящем театре заполонила душу мальчика.
После Октябрьской революции Михаил Герасимович Тенин, вступивший в партию большевиков в 1917 году, был переведён на партийную работу в Москву и в январе 1919 года вызвал семью к себе. Борис Тенин сразу же решил поступать в театральную студию.

Случай свёл Тенина с Е.А. Петровым-Краевским, который руководил рабочей драматической студией Бутырского Совета рабочих депутатов.
Тенин, понравившийся старому актёру и опытному педагогу, сдал экзамен и был зачислен в эту студию.
Осенью того же 1919 года студия была распущена из-за нехватки дров — ледяное помещение было нечем топить.

Тенин, не доверяя фортуне, сдаёт экзамены одновременно в пять театральных студий с подчас противоположными направлениями и программами. Принятым оказывается в две из них и оседает, правда ненадолго, в студии с не очень благозвучным названием "ХПСРО" (Художественно-просветительный союз рабочих организаций).
Но недолговечной оказалась и эта студия. Тенин оказался опять на распутье. Один — главынй — урок вынес он из кратковременного пребывания в этих двух студиях: надо учиться.

В 1920 году Борис Тенин был принят в Государственный институт музыкальной драмы (ГИМДР) по классу А. Зонова и одновременно вступил в труппу Вольного театра, возглавляемого Всеволодом Мейерхольдом. Тенину тогда едва исполнилось пятнадцать лет.
В 1922 году ГИМДР реаорганизовался в Институт тевтрального искусства. Спустя два года, получив удостоверение об его окончании, Тенин пришёл в гастрольный театральный коллектив "Комедианты". Романтически настроенный новичок сразу согласился на гастрольную поездку. Это был первый и последний в жизни Тенина сезон на периферии.

По приезде в Москву, пройдя испытания и показав себя разносторонним актёром, Тенин был принят в коллектив "Красная гармошка" ("синеблузочники"). Но он жаждал более серьёзного применения своим способностям.
И вот осенью 1925 года Тенин снова у Мейерхольда — в театре его имени. Но радости первых лет работы на профессиональной сцене все ещё омрачаются явным невезеньем. Проходят долгие месяцы в ожидании роли. Но с появлением роли возник и конфликт с режиссёрами-ассистентами: от Тенина требовали механического копирования всего того, что было сделано в роли предыдущим актёром. Борис отстаивал право на творческую самостоятельность. Не вызвав к себе внимания, Тенин ушёл из Театра Мейерхольда.

После двухлетних скитаний и поисков артист сравнительно надолго оседает в театрально-эстрадном коллективе "Театр обозрений" при Доме печати (впоследствии — Дом журналиста на Суворовском бульваре в Москве).

Ещё в 1927 году, сразу после ухода из Театра Мейерхольда, Тенин встретился с молодым театральным художником и режиссёром Сергеем Юткевичем, готовившимся снимать свой полнометражный художественный фильм "Кружева". Приглашения сняться в этом фильме было для Тенина большой неожиданностью. Свой дебют в кино Тенин счёл неудачным. Но как бы там ни было, из кино он не ушёл.

В 1932-1936 годах — артист эстрадного театра Мюзик-холл.
В 1937-1946 годах — артист Ленинградского театра Комедии.
С 1946 года — актёр Театра-студии киноактёра в Москве.
В 1955-1962 годах — актер Московского театре сатиры.
С 1962 года — актёр Московского драматического театра на Малой Бронной.
С 1974 года — актёр Академического театра имени Владимира Маяковского.

В 1933 году преподавал в Московском цирковом техникуме клоунаду, в 1935 году выступал клоуном на манеже Московского цирка.

Заслуженный артист РСФСР (11.03.1939).
Народный артист Таджикской ССР (05.01.1944) (с 1941 по 1944 год труппа ленинградского Театра Комедии работала в эвакуации в Таджикистане).
Народный артист РСФСР (06.03.1950).
Народный артист СССР (22.10.1981).

Борис Михайлович был женат на актрисах Ольге Ивановой (первая жена Григория Александрова) и Лидии Сухаревской.

Борис Тенин скоропостижно скончался в Москве 8 сентября 1990 года, в одну секунду от остановки сердца. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок № 29). Актёр умер за год до развала Советского Союза, а в октябре 91-го ушла из жизни и его жена — Лидия Сухаревская.
театральные работы
Драматическая студия Бутырского Совета депутатов:
1920 — приказчик Сеня ("На бойком месте" А.Н. Островского, реж. Н. Вошкевич).

Московская драматическая студия "Альба":
1922 — пономарь ("Всех скорбящих" Г. Гейерманса, реж. Л. Кирилович-Дон);
— Анжелотти / Скарпиа ("Флория Тоска" Л. Кириловича-Дона, реж. Л. Кирилович-Дон)

Театр РСФСР 1-й:
1922 — слуга / Лев Толстой ("Мистерия-буфф" В.В. Маяковского, пост. Вс. Мейерхольда)

Студенческий коллектив ГИМДР:
1922 — старый подписчик ("Как он был редактором" по Марку Твену);
1923 — Марчбэнкс ("Кандида" Бернард Шоу)

Московская группа "Комедианты":
1924 — Претор Красс ("Спартак" В. Волькенштейна );
— Тапиока ("Три вора по У. Нотари);
— Восмибратов ("Лес" А.Н. Островского);
— Фон Шветцинген ("Золотая Ева" Бернарди);
— Кристи ("Ученик дьявола" Б. Шоу);
— Ванька-Встанька ("Яма" по А.И. Куприну);
— Вурм ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера);
— Стрэттон ("Потоп" Ю. Бергера);
— Земляника ("Ревизор" Н.В. Гоголя);
— генерал Тычков ("Обрыв" по А.А. Гончарову);
— Панталоне ("Король-Арлекин" ("Шут на троне") Ф. Лотара);
— Фон Кукрот ("Темное пятно" Г. Кадельбурга и Р. Пресберга);
— помещик Борщ ("Псиша" Юрия Беляева);
— Купавин ("Вторая молодость" П. Невежина);
— Житов ("Оболтусы и ветрогоны" С. Пржебыльского);
— граф д`Альбафьорита ("Трактирщица" К. Гольдони);
— Тардиво ("Соломенная шляпка" Э. Лобиша);
— Андри ("Нельская башня" по Дюма);
— Эльшлегер ("Дурак" Фульда);
— чиновник ("Страсть" по С. Цвейгу);
— синьор Грассини ("Овод" по Э. Войнич);
— Томас Бегот ("Трильби" Гр. Ге);
— Индюков ("Из любви к искусству" (французский водевиль);
— Шарль ("Голь на выдумки хитра" (французский водевиль).

1924-1927 — участие в спектаклях московских коллективов "Синей блузы" (скетчи, фельетоны, пародии, куплеты)

Театр имени Мейерхольда:
1927 — "Д.Е." по И. Эренбургу (пост. Вс. Мейерхольда) — Твайфт;

Московский театр современной буффонады:
1927 — "Королева ошиблась" М. Вольпина и К. Листова (реж. Б. Шахет) — Папаша;
"Вредный элемент" В. Шкваркина (реж. Э. Краснянский) — Чубчик;
"Женитьба" пародия Д. Гутмана (реж. Д. Гутман) — Степан
"Солистка его величества" Л. Никулина (реж. Д. Гутман) — Курортник;

Московский театр Дома печати, впоследствии Театр обозрений:
1929-1933 — "Тщетные огорчения (По Мольеру) В. Масса (реж. Н. Фореггер) — Гожибюс;
"Емельян Чернозёмный" Валентина Катаева (реж. В. Типот) — Емельян;
"Опустите занавес" Н. Адуева (реж. В. Типот) — пять ролей (трансформация)
"Со своей колокольни" (пародия на спектакль "Бронепоезд 14-69 в МХАТ) В. Типота (реж. В. Типот) — Китаец;

Московский мюзик-холл:
1933 — "Артисты варьете" Николая Волконского (реж. Николай Волконский) — Клоун Боцо;
"Под куполом цирка" Валентина Катаева, Ильи Ильфа и Евгения Петрова (реж. Ф. Каверин, Р. Корф) — Мартынов;
1934 — "Севильск ий обольститель" Тирсо де Молина (реж. Николай Волконский) — Слуга Пастрано;
"Как 14-я дивизия в рай шла" Демьяна Бедного (реж. Ф. Каверин) — Кашевар;
1935 — "Святыня брака" Э. Лабиша (реж. Н.П. Акимов) — Мюзерель;

Ленинградский театр комедии:
1937 — "Терентий Иванович" авт. Юрий Свирин (реж. и худ. Николай Акимов) роль — Сухарев;
"Весенний смотр" В. Шкваркина, (реж. Сергей Юткевич, Хеся Локшина) — Страхов;
1938 — "Двенадцатая ночь" авт. Шекспир (реж. и худ. Николай Акимов), роль — Тоби Бэлч;
1939 — "Сын народа" авт. Юрий Герман (реж. Эраст Гарин) роль — учитель Пархоменко;
"Опасный поворот" авт. Д. Пристли (реж. Григорий Козинцев, худ. Николай Акимов), роль — Стентон;
"Малыш" Ж. Летреза (реж. Ф. Флоринский) — Огюстен;
1940 — "Тот, кого искали" Александра Раскина и Мориса Слободского (реж. Н. Рашевская) — Врач-полярник Женечка;
"Тень" Евг. Шварца (пост. Н.П. Акимова) — людоед Пьетро;
"Преступление в улице Лурсен" Э. Лябиша (реж. Павел Суханов) — Ляглюме;
1941 — "Похищение Европы" Л.Вернейля (пост. Н.П. Акимова) — Жермон;
1942 — "Питомцы славы" ("Давным-давно") Авт. Александр Гладков,(реж. Николай Акимов), роль — поручик Ржевский;
1943 — "Братишка" авт. Вл. Дыховичный (реж. Павел Суханов), роль — близнецы Василий и Виктор.
"Дорога в Нью-Йорк" Леонида Малюгина (реж. Сергей Юткевич) — Питер Уорн;
1945 — "Лев Гурыч Синичкин" авт. Д. Ленский (реж. и худ. Николай Акимов), роль — Синичкин.

Театр-студия киноактёра:
1946 — "За тех, кто в море" Бориса Лавренёва (реж. Николай Плотников) — Лишев;
1947 — "Русский вопрос" Константина Симонова (реж. Михаил Ромм) — Боб Мерфи;
1948 — "Софья Ковалевская" братьев Тур (реж. Самсон Самсонов) — Пигалкин;
1950 — "Флаг адмирала" А. Штейна (реж. Эраст Гарин, Хеся Локшина) — Потёмкин;
1953 — "Раки" Сергея Михалкова (реж. Эраст Гарин, Хеся Локшина) — Ленский;
1954 — "Смерть Пазухина" М.Е. Салтыкова-Щедрина (реж. А. Грипич) — Прокофий Пазухин;

Московский театр сатиры:
1928 — "Лира напрокат" В. Шкваркина (реж. Э. Краснянский) — Комик;
"Ночь перед рождеством" пародия В. Масса и В. Типота (реж. В. Сушкевич) — Чуб;
"Вредный элемент" В. Шкваркина (реж. П. Поль) — Наважин;
"Республика на колесах" Я. Мамонтова (реж.Э. Краснянский) — Печёный;
"Склока" В. Ардова и Л. Никулина (реж. Д. Гутман) — Предправления Госпримус, Мягкий;
Ленинградский театр комедии:
1943 — "Дорога в Нью-Йорк" Леонида Малюгина (режиссёр Сергей Юткевич) — Элли Эндрюс.

1947 — "Человек с того света" Владимира Дыховичного и Мориса Слободского (реж. Н. Рашевская) — Педро Лангара;
1956 — "Профессия миссис Уоррен" Б. Шоу (реж. Э. Краснянский, Н. Слонова) — Джордж Крофтс;
1957 — "А был ли Иван Иванович?" Назыма Хикмета (пост. В.Н. Плучека) — Петров;
"Мистерия-буфф" В.В. Маяковского (пост. В.Н. Плучека) — Человек-просто;
1958 — "На всякого мудреца довольно простоты" (А.Н. Островский, пост. А. Лобанова) — Крутицкий;
"Ложь на длинных ногах" Эдуардо Де Филиппо (реж. Г. Георгиевский) — Бенедетто;
1959 — "Смейся, паяц!" В. Стрекопытова (реж. Г. Георгиевский) — Подсосов;
1960 — "Чужой ребёнок" В. Шкваркина (реж. О. Солюс) — Караулов;
"200 000 на мелкие расходы) Владимира Дыховичного (реж. Э. Краснянский) — Лобашков;
"Баня" В.В. Маяковского (реж. Валентин Плучек, Николай Петров, Сергей Юткевич) — Понт Кич;
1961 — "Яблоко раздора" М. Бирюкова (пост. В.Н. Плучека) — Коваль;
1962 — "Дом, где разбиваются сердца" Б. Шоу (реж. В.Н. Плучек, А. Крюков) — Капиан Шатовер;

Московский драматический театр на Малой Бронной:
1963 — "Мать" Карла Чапека (реж. А.А. Гончаров) — Отец
1964 — "Мятеж неизвестных" Г. Боровика (реж. А.А. Гончаров) — Питер Калишер;
"Временный жилец" В. Полякова (Реж. С. Баркан) — Долотов;
1965 — "Визит старой дамы" Ф. Дюррематта (реж. А.А. Гончаров) — Альфред Илл;
1966 — "Беспокойный юбиляр" В. Раздольского (реж. В. Монюков) — Академик Щеглов;
1967 — "Братская ГЭС" Евгения Евтушенко, (реж. А. Паламишев) — Разин, Ленин,Карцев.
1970 — "Золотая карета" Леонида Леонова (реж. А. Дунаев) — Березкин;
1971 — "Сказки старого Арбата" А.Н. Арбузова (реж. А.В. Эфрос) — Балясников.
призы и награды
Сталинская премия первой степени (1948) — за исполнение роли Боба Мерфи в фильме «Русский вопрос» (1947).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (01.02.1939) — за исполнение роли Ивана Шадрина в фильме «Человек с ружьём» (1938).

последнее обновление информации: 07.04.18

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 56
Альфия из Ижевска   9.10.2018 - 17:01
Великий Артист! Обожаю его в роли Мегрэ, а также в комедийных ролях, особенно в фильме "Драма". Очень хорошо сыграл в фильме "Человек с ружьем". Практически почти все его работы... читать далее>>
№ 55
Читатель стихов (Апрелевка)   23.03.2018 - 16:45
Очень он мне нравится в роли Мегрэ в телеспектаклях. Если нужно отдохнуть, смотрю эти телеспектакли. Видела его в спектаклях театра им. Маяковского. Очень интересно было наблюдать за его работой в живую,... читать далее>>
№ 54
Павел Косенко (г. Иркутск)   24.12.2017 - 18:24
Замечательный русский артист театра и кино Б.М.ТЕНИН награждён ДВУМЯ орденами Трудового Красного Знамени (1.02.1939 и 22.03.1985), а также медалями «За оборону Ленинграда» (15.07.1946), «За доблестный... читать далее>>
№ 53
Роберт Грегори Дэвид   23.12.2017 - 18:46
Добрая память замечательному актёру. У меня любимая роль в дуэте с Раневской, где её героиня читает часа два свою пьесу, тогда когда её визави нужно спешить. читать далее>>
№ 52
NatalieS (Санкт-Петербург)   5.07.2017 - 03:24
... Да, Борис Тенин там прекрасен в образе соседа. Они вдвоём "зажигают" с ещё молодым (сорок лет) Иваном Дмитриевым. Фильм замечательный, атмосферный... читать далее>>

Борис Тенин: пресс-центр >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен