Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Николай Боголюбов

Николай Боголюбов фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Театры
МХАТ 1938 - 1958
ГосТИМ 1923 - 1938
Фотоальбом
Обсуждение
Николай Боголюбов: смотреть фильмы онлайн
Николай Боголюбов:
смотреть фильмы онлайн

Боголюбов Николай Иванович

Родился 22 октября 1899 года в селе Ивановское Рязанской губернии.

Учился в студии при Рязанском театре, затем стал актёром этого театра.

В 1926 году окончил ГЭКТЕМАС — студию при Театре РСФСР 1-м (впоследствии Театр имени Вс.Мейерхольда) и с 1923 работал в Театре им. Мейерхольда.
После закрытия театра Мейерхольда, с 1938 до 1958 - во МХАТе.

Автор пьесы «Невидимый фронт» («Будьте бдительны»).

Народный артист РСФСР (1945).

Н.И. Боголюбов принадлежал к немногочисленному количеству актёров, ярко олицетворявших сталинскую эпоху.
В 1958 году из-за болезни Николай Иванович навсегда распрощался со сценой, а через несколько лет и с кинематографом. Последние годы жизни актёр провёл в своей уютной квартирке на Кутузовском проспекте рядом с дорогими ему людьми — женой, сыном, невесткой и внуком. Жил их проблемами, в нужную минуту помогал советом, а они, в свою очередь, отвечали ему тем же.

Со своей супругой Софьей Александровной Соколовой, Боголюбов познакомился, работая в театре Мейерхольда, куда она пришла сразу после окончания Высших государственных театральных мастерских и заняла одно из ведущих положений. Играла здесь Софью в «Горе от ума», Марью Антоновну в «Ревизоре», Аксюшу в «Лесе» и другие роли. Затем работала в МХАТ 2-м и Московском театре имени Ленсовета. Закончила свою актерскую карьеру в театре имени Ленинского комсомола, на сцену которого выходила до 1956 года.

Родившийся сын Юрий так же, как и его родители, стал актёром. Окончил школу-студию МХАТ, два сезона работал в Малом театре, а затем полностью перешёл на работу в кино. В октябре 1975 года он умер, что стало настоящей трагедией для всего семейства Боголюбовых. Николай Иванович, как мог, стоически это пережил, но на этом его беды не кончились. В 1977 году не стало и его супруги Софьи Александровны. Для нездорового человека на восьмом десятке жизни это был настоящий удар. Последние три года своей жизни Николай Боголюбов провёл под присмотром невестки Галины и внука Алексея.

Николай Иванович скончался в Москве 9 марта 1980 года. Похоронен актёр на Кунцевском кладбище в Москве (участок № 10).
театральные работы
От автора - "Воскресение" Л.Н.Толстой
Рыбаков - "Кремлёвские куранты" Н.Погодин
Кондратьев - "Офицер флота"
призы и награды
Сталинская премия второй степени (1941, за исполнение роли Шахова в фильме "Великий гражданин").

Сталинская премия первой степени (1942, за исполнение роли К.Е. Ворошилова в фильме "Оборона Царицына").

Сталинская премия первой степени (1946, за исполнение роли Кондратьева в спектакле "Офицер флота" А.А. Крона).

Сталинская премия первой степени (1947, за исполнение роли генерала Муравьёва в спектакле "Победители" Б.Ф. Чирскова).

Сталинская премия первой степени (1949, за исполнение роли Кремнёва в спектакле "Зелёная улица" А.А .Сурова).

Сталинская премия первой степени (1950, за исполнение роли Макеева в спектакле "Чужая тень" К.М. Симонова).

последнее обновление информации: 23.08.18

Мы вспоминаем волнующий образ матроса-пулемётчика из "Последнего решительного". С большим драматическим накалом сыграл его Н.Боголюбов...Всё яростней становился вражеский огонь, падали бойцы, роняя из ослабленных рук винтовки,- действие нарастало в своей трагической напряжённости. И вот на сцене остался только один живой боец - пулемётчик Бушуев. Припав лицом к кожуху пулемёта, как бы слившись с ним всем телом, боец стрелял во врагов до роковой минуты... Смертельно раненый, он медленно выпрямляется во весь рост и, покачиваясь, идёт к большой чёрной доске, берёт кусок мела. Из репродуктора гремят аккорды Скрябина, боец хватается одной рукой за доску, а другой пишет. Порывистыми и сильными движениями, кроша мел, он выводит одну за другой цифры 1, 6, 2 и ещё шесть нулей. Эта цифра - 162 миллиона - народ Советского Союза. Силы бойца иссякают, но нечеловеческим напряжением воли он вновь выпрямляется и широким рывком выводит знак минуса и цифру 26 - это число погибших красноармейцев. Затем на полный размах руки идёт широченная итоговая черта, и начинается лихорадочный, бешено стремительный подсчёт... Только бы успеть, только успеть вычесть мёртвых из числа живых... Дыхание почти пресекается, но нужно выкрикнуть всей силой лёгких врагам эту цифру, которая движется на них в бой. Мел гремит пулемётной очередью по доске, цифры, громоздясь одна на другую, смыкаются тесным строем. Конвульсия смерти то останавливает руку бойца, то придаёт ей новую силу... Поставлено последнее число, как победа, как подвиг. Мел выпал. Вот она, великая армия народа, готовая подняться на защиту социалистической республики. Боец обращается в зал:" Кто готов заменить павших?" И зал поднимается как один человек... Ставя задачу активного пропагандистского воздействия, режиссёр В.Э.Мейерхольд требовал от актёра строгого отбора типических черт, сознательного, рационального, технологически выверенного творчества и так добивался огромного эффекта правды.

Г.Н.Бояджиев

"Душа театра", Москва, "Молодая гвардия", 1974 г.

Я часто вспоминаю Николая Боголюбова в "Последнем решительном" и финальную сцену спектакля, когда гибнет в пограничном бою матросская застава и звучит Третья соната Скрябина, и бьёт, захлёбываясь вспышками огня, прямо в зал пулемёт, а потом вырывается из репродуктора весёлый джаз и смертельно раненый старшина Бушуев - Боголюбов пишет, теряя сознание, мелом на школьной доске, неизвестно как попавшей на заставу, пишет, подсчитывая, сколько останется в стране миллионов, если вычесть из них тех, кто здесь погиб. Это была сцена - пророчество. Я часто вспоминал её во время войны. Мейерхольдовский актёр творил образ. Образ этот существовал по законам той театральной правды, того сценического "климата", который создавал в том или ином спектакле Мейерхольд. Этот образ говорил со зрителем на языке Мейерхольдовского театра, в котором пластика порой была более красноречива, чем слово, а музыка вела к пониманию сокровенной сути спектакля. Но характер оставался характером. Он не становился натуралистической копией, но и не был абстрактной костюмированной идеей или биомеханизмом. Биомеханика Мейерхольда была образным выражением человеческой сути.

В. Г. Комиссаржевский

"День театра". Издательство "Искусство", Москва, 1971 г.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 40
Гунько Наталия (Москва)   10.03.2018 - 00:39
38 лет назад мир простился с талантливым актёром кино и театра Николаем Ивановичем Боголюбовым. Вечная память титану советского искусства и безграничная благодарность за силы и труд на благо любимой Родины... читать далее>>
№ 39
Владимир Фомин (Орел)   22.10.2017 - 19:53
Великий Актер! Вечная Память! читать далее>>
№ 38
Владимир Плотников   27.07.2017 - 00:01
Боголюбов Николай Иванович (1899-1980) Богом любим в силу фамилии. Народом – в меру таланта, вольного, упругого и широкого как ветер, степь и Волга. Власть «любила» по-своему – премиально. Шесть Сталинских... читать далее>>
№ 37
Гунько Наталия (Москва)   9.03.2017 - 22:44
Сегодня ровно 37 лет со дня ухода из жизни бессмертного таланта Николая Ивановича Боголюбова. Бесценное культурное наследие, которое оставил этот прекрасный Актёр нашей родной земле, вовек не развеять... читать далее>>
№ 36
Гунько Наталия (Москва)   22.10.2016 - 23:11
117 лет исполняется со дня рождения талантливого Актёра театра и кино Николая Ивановича Боголюбова. Каждая его роль - это непомерный вклад в культуру и искусство не только нашей страны, но и всего мира.... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники