Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Анатолий Смиранин

Анатолий Смиранин фотографии

Смиранин Анатолий Дмитриевич

6 января 1893, Одесса — 15 февраля 1971, Тбилиси

Родился в Одессе 24 декабря 1892, в семье черноморского моряка и черногорки.
Мальчишкой-юнгой на корабле своего отца-капитана обошёл множество портовых городов Средиземноморья.
В 1909 году окончил пятую Одесскую гимназию и поехал к родителям в Таганрог, где отец в то время служил начальником торговых судов Азовского пароходства. Там в 1910 году впервые выходит на сцену в антрепризе Н.К. Шатлен.

В 1911 году поступает на юридический факультет Одесского университета, но параллельно занимался и в школе сценического искусства О.В. Рахмановой. После того, как его пригласили в труппу театра в Чернигове, он бросил университет и начинается долгая дорога по провинциальным сценам России... Чернигов и Ялта, Пенза и Уральск, Иваново-Вознесенск и Брест-Литовск, Уфа и Одесса, Сухуми и Батуми, Краснодар и Саратов, Новороссийск и Ростов-на-Дону - вот некоторые вехи этого пути.

В 1915 году Анатолий добровольцем уходит в действующую армию, после ранения демобилизуется.

Первое знакомство с кинематографом произошло в 1916 году в Москве на кинофабрике Ханжонкова. Чуть позже в Одессе он создает Товарищество русской драмы, но коллектив вскоре распался.

В 1918 году по контракту до лета 1919 года снимался у Ермольева. Принял участие в таких фильмах как “Конкурс красоты” (1918), "Алаверды" (1918), "Шарабан".

Параллельно со съемками принимал участие в театральных постановках в Народном доме в Ялте.
В 1920 году снимается на кинофабрике «Русь».
С 1920 по 1922 год снова работает в Одессе, в театре Политсекретариата морской обороны.

В 1927 году становится штатным актером киностудии ВУФКУ в Одессе. Во время работы на этой киностудии он сдружился с Александром Довженко. Здесь он снялся в фильмах «Непобедимые», «Девушка с палубы», «Не по дороге».

Летом 1929 года с труппой театра МГСПС гастролирует по СССР. В 1929-1936 гг. работает в Драматическом театре Ростова-на-Дону, где начинает серьезно заниматься режиссурой.

С 1936 года служит в Тбилиси в русском драматическом театре им. Грибоедова, где он был и ведущим актером и режиссером постановщиком.

Народный артист Грузинской ССР (1946).
театральные работы
"Цепи" (А.Сумбатов-Южин) - Пропорьев
"Казнь" (Гр. Ге) - Годда
"На дне" (М.Горький) - Васька Пепел
"Анатэма" (Л.Андреев) - Анатэма
"Ненависть" (П.Яльцев) - Сергей Бартенев
"Высоты" (Ю. Либединский) - Миндлов
"Разбег" (В.Ставский) - Дзюба
"Скутаревский" (Л.Леонов) - Скутаревский
"Выстрел" (А.Безыменский) - Пришлецов
"Бойцы" (Б.Ромашова) - Краузе
"Последняя жертва" (А.Островский) - Дульчин
"Дети солнца" (М.Горький) - Чепурной
"Сирано де Бержерак" (Э.Ростан) - Сирано
"Коварство и любовь" (Ф.Шиллер) - Президент
"Доходное место" (А.Островский) - Вышневский
"Хозяйка гостиницы" (К.Гольдони) - Рипафратта
"Провинциальная история" (Э.Фабр, по О.Бальзаку) - полковник Бридо
"Эрнани" (В.Гюго) - Дон Карлос
"Великий Моурави" (И.Вакели) - Георгий Саакадзе
"Бешеные деньги" (А.Островский) - Телятев
"Свадьба Кречинского" (А.Сухово-Кобылин) - Кречинский
"Лисички" (Л.Хелман) - Гораций Гидденс
"Лес" (А.Островский) - Несчастливцев
"Плоды просвещения" (Л.Толстой) - Звездинцев
"Тартюф" (Ж-Б.Мольер) - Тартюф
"Каменный властелин" (Л.Украинка) - Командор
"Глубокая разведка" (А.Крон) - Мехти Ага
"Дуэнья" (Р.Шеридан) - Исаак Мендоса
"Дни Турбиных" (М.Булгаков) - Тальберг
"Кукольный дом" (Г.Ибсен) - Крогстад
"Филумена Мортурано" (Э. де Филиппо)- Доменико Сориано
"Преступление и наказание" (Ф.Достоевский) - Свидригайлов
"Орфей спускается в ад" (Т.Уильямс) - Джейб Торренс
"Последние" (М.Горький) - Иван Коломийцев

последнее обновление информации: 14.12.18

...В 1963 году в Триесте на международном фестивале фантастического кино разразился скандал. Английский романист Джон Брейн, давнишний лидер «сердитых молодых людей», устроил сцену жюри, обошедшему главным призом советскую картину «Человек-амфибия». По мнению писателя, лучшую на том фестивале. И вообще — лучшую…
В том фильме мир и увидел замечательного русского актера Анатолия Дмитриевича Смиранина, которому в ту пору было уже семьдесят. Затаив дыхание, зрители смотрели, как Анатолий Дмитриевич с пылающим магниевым факелом в руках продвигается по дну морскому…
Биография Смиранина, сына черноморского моряка и черногорки, едва ли не экзотическая. Таганрогская гимназия. Новороссийский университет. А затем — где только он не играл. В Киеве, Чернигове, Ростове, Новороссийске, Средней Азии. В знаменитом Железном театре в Батуме. Был замечен Адельгеймами, Южиным-Сумбатовым, наконец, самим Мейерхольдом.
Но в судьбе актера Смиранина было еще одно. Тогдашнее кино, только учившееся своему ремеслу в ателье Ханжонкова или Ермольева, где снимался и совсем молодой Смиранин. Вместе с Верой Холодной и Руничем. Но что в том кино было еще наивно, у «отца Гуттиере» потом превратилось в большое искусство.
Родным домом артиста стал Грибоедовский театр в Тбилиси, где Смиранин сыграл лучшие роли мирового репертуара. Но в кино Анатолий Дмитриевич появлялся до обидного редко. По причинам, к искусству отношения не имевшим. Мейерхольд, заметив талантливейшего артиста, собирался в конце 20-х пригласить его на роль Кирсанова-старшего в предполагавшемся фильме по «Отцам и детям» (в роли Базарова — Маяковский). Но, как говорил великий режиссер, «кино — это организация во времени». А какое было то «время» у советского кино и какова тогдашняя беспощадная его «организация» — напоминать излишне.

Фильм «Отцы и дети» не состоялся. Как и дальнейшая киносудьба Анатолия Дмитриевича Смиранина.
Все, решительно все прежние смиранинские кинороли — лишь на периферии тех или иных фильмов. А заодно и сами те фильмы.
Видимо, в советском кино все же были люди, знавшие Смиранину подлинную художественную цену. Режиссёр фильма — другой наш земляк, Александр Андриевский. Друг Хлебникова, неутомимый экспериментатор в области стереоизображения и такого же звука. Это он нашел для такой своей картины сразу двух актёров — совсем молодого Любимова и совсем уже немолодого Смиранина…

Увы, было и другое в той киноактёрской участи. Скажем, участие в одном из последних фильмов Михаила Чиаурели «Генерал и маргаритки», о котором историки кино, из уважения к режиссёру, обычно не вспоминают…
Последняя встреча нашего зрителя со Смираниным-киноактером. Оскорбленный, не совсем трезвый, в уже измятой черной паре, он приходит ночью к обидчику. «Ты крепко обидел меня, Зурита». Зурита хладнокровно набирает телефон полиции. И — внезапный взрыв гордости древней расы. Индеец бросается на подлого креола с ножом. А потом, в трубку, незабываемое смиранинское: «Полиция? Приезжайте. Я убил человека». Возвращенное достоинство через преступление… Из какой огромной и своеобразной театральной культуры пришёл к нам — пусть ненадолго, всего лишь в том фильме — удивительный киноактёр...

Вадим Скуратовский

"Столичные Новости"

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 19
KV2_BOOM (Жёлтые Воды)   3.09.2018 - 15:53
В детстве мне посчастливилось встретиться с актёром в живую. Очень приятный, обаятельный человек. Запомнил на всю жизнь. читать далее>>
№ 18
deinonychus (Дудинка)   17.06.2018 - 00:30
Это и была одна из главных ролей этого выдающегося кинофильма. ... читать далее>>
№ 17
владимир Николаич (Новосибирск)   29.03.2017 - 01:44
Впервые смотрел "Человека-амфибию" в семь лет,наибольшее впечатление произвёл на меня Анатолий Дмитриевич!По малости лет я так и думал,что у него главная роль и потом,когда мы играли в человека-амфибию,как... читать далее>>
№ 16
Дымбович (Новотрубинск)   24.01.2016 - 12:26
Анатолий Дмитриевич Смиранин родился в Одессе 24 декабря 1892, в семье черноморского моряка и черногорки. Мальчишкой-юнгой на корабле своего отца-капитана обошёл множество портовых городов Средиземноморья.... читать далее>>
№ 15
Борис Горин (Москва)   25.04.2015 - 00:48
Посмотрел спустя много лет "Человека-амфибию". И вот этот эпизод, где герой Смиранина убивает негодяя - такие вещи подспудно определяют многое в жизни человека. Всего несколько секунд, а потом... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен