Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Николай Смирнов-Сокольский

Николай Смирнов-Сокольский фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Театр
Фотоальбом

Смирнов-Сокольский Николай Павлович

5 (17) марта 1898 (Москва) — 13 января 1962 (Москва)

Артист эстрады, писатель, библиофил.

Заслуженный артист РСФСР (1945).
Народный артист РСФСР (1957).

Учился в коммерческом училище. Работал в книжном магазине, в газете (репортёр-хроникёр). С 1915 года выступал на эстрадах летних театров, в театре миниатюр «Одеон» (Москва)

Молодой Смирнов-Сокольский играл на сцене роль босяка, пел хрипловатым голосом куплеты, высмеивающие мещан. Вскоре куплетная форма заменяется развернутым стихотворным монологом, который можно считать ступенькой к фельетону. После Октябрьской революции Смирнов-Сокольский навсегда порвал с буржуазной эстрадой. Отвергая старый репертуар он будет искать новый. Но новое приходит не сразу, оно осмысливается в преодолении заштампованных привычек. В годы Гражданской войны (1918‒1920) участвовал в концертах в рабочих клубах, казармах, на военных кораблях.

С 1920 года он начал выступать с новыми фельетонами в эстрадных программах «Аквариума» и сада «Эрмитаж», а позднее в Московском театре эстрады. К этому времени можно отнести резкий поворот артиста к сатирическому фельетону. Он все реже выступает с куплетами. Основным номером его репертуара становится стихотворный, свободный от композиции монолог-фельетон (в том числе «Ночная Москва», «Тверской бульвар» собственного сочинения). К концу десятилетия окончательно определился переход артиста к прозаическому фельетону. Смирнов-Сокольский считал, что артисту эстрады следует выбирать темы, которые могут одинаково взволновать и академика и колхозника. Найти такие темы – самая трудная задача для фельетониста. «Мне кажется, – говорил Смирнов-Сокольский, – что эстрадное искусство должно упираться корнями в народные балаганы…». Он разговаривал со зрителем как равный с равным. Читал ярко, образно, подчиняя себе аудиторию. Главным его партнером всегда был зал. Он не был особенно деликатен когда выступал против хамства, пошлости, глупости, хулиганства. Некоторые критики даже упрекали артиста за излишнюю резкость.

В 1946-м году выступая в театре «Эрмитаж» Смирнов-Сокольский прочел фельетон «За все настоящее», посвятив его проблеме требовательности человека к своей работе, к самому себе. В 1947 году – фельетон «770 плюс 30″, посвященный 30-летию Советской Власти и 800-летию Москвы. В 1948 году – «Разговор с Христофором Колумбом» (о социальных противоречиях современной Америки). Следует отметить широту тематики и публицистический пафос артиста, соединенный с пафосом лирическим, романтическим. Фельетоны «В чужие гудки» и «Проверьте ваши носы» являются примерами борьбы против низкопоклонства перед буржуазной культурой.
Один из основателей и художественный руководитель (с 1954) Московского театра эстрады.

За всю жизнь в искусстве Смирнов-Сокольский написал и исполнил более ста фельетонов и монологов. Они художественно неравноценны, но всегда актуальны и злободневны. Трудно переоценить то, что сделал артист для эстрады. Он всегда был борцом за новые идеи. Занимался общественной и публицистической деятельностью. Смирнов-Сокольский создатель Студии эстрадного искусства, помогавшей воспитанию и становлению молодых артистов.
Успехом пользовались фельетоны «Роптать желаю», «Мишка, верти», «Не могу молчать», «Хамим, братцы, хамим!», «Отелло», «Коварство и любовь», «На всё Каспийское море», «Театральный разъезд».

последнее обновление информации: 04.03.18

С бантом и фолиантом

В дореволюционные, нэпмановские, первых пятилеток, военные, хрущевские годы он выходил на сцену и сразу же начинал смешить зрителей. С годами он сменил блузу и бант на бархатный пиджак, куплеты и песенки — на сатирические фельетоны, но все так же зажигал публику искрометным талантом.

Сергей Большой вспоминал: «С Николаем Смирновым-Сокольским я познакомился в конце 1915 года в одном из московских госпиталей на концерте для раненых солдат. Потом стали все чаще встречаться в дивертисментах различных кинематографистов и в театриках миниатюр. Помню, выступали с ним в кино „Антей“ в Марьиной роще (в будни по два-три раза, а в воскресенье и все четыре за те же деньги), где после каждого сеанса происходили очередные туры чемпионата французской борьбы… Переодевались под сценой, и на нас через широкие щели деревянного настила сыпались пыль и грязь от возни бойцов».

В 1920-е годы пристанищем Смирнова-Сокольского стал театр «Эрмитаж» в Каретном ряду. М. Загорский писал о его выступлениях на этой сцене: «В чем секрет его успеха? Вот он выходит или, вернее, выбегает на эстраду в неизменной черной блузе с белым бантом и начинает фельетон с какой-нибудь самой будничной житейской фразы, как будто кто-то из публики забрался нечаянно на эстраду и продолжает начатый разговор. Он как будто совсем „свой“ для всех, и поразительно то, что люди разных убеждений одинаково громко смеются над его остротами и смелыми экскурсами в самые неожиданные области».

В Большом Николопесковском переулке (дом N12) 6 сентября 1940 года была открыта Всесоюзная студия эстрадного искусства, и её художественным руководителем был назначен Смирнов-Сокольский. Здесь под самой крышей находился его кабинет, где он с утра до вечера слушал и поправлял эстрадные номера молодых артистов. И уже в марте 1941 года первые выпускники студии разъехались по стране — веселить советский народ, которому все меньше и меньше удавалось улыбаться и смеяться.

Студия продолжала свою работу в Москве во все военные годы. А в январе 1954 года Смирнов-Сокольский возглавил Московский государственный театр эстрады, открывшийся на площади Маяковского, в бывшем здании Театра сатиры.

Но знали известного артиста не только любители весело посмеяться. В Российской государственной библиотеке есть мемориальный зал Смирнова-Сокольского, где представлено его богатейшее собрание редких книг. И он не просто собирал их. Мастер эстрады и фельетонист в 1956 году выпустил свой первый научный труд «Русские литературные альманахи и сборники XVIII — XIX веков. Предварительный список». В 1965 году, уже посмертно, была выпущена более полная книга Смирнова-Сокольского под тем же названием, где было описано 1607 альманахов и сборников. Он также написал и издал сборники «Рассказы о книгах» и «Книжная лавка А. Ф. Смирдина».

Писатель Владимир Лидин вспоминал об этом неповторимом человеке: «Многие, в том числе и я, прощались с Николаем Павловичем именно как с писателем, и притом глубоко просвещенным писателем… Я вижу Смирнова-Сокольского за его рабочим столом, в комнате с книжными полками до потолка, и ещё с какими-то полками-ущельями, и полками-закутками, где каждая книжечка не только знакома хозяину, не только добыта с трудом, не только освящена коллекционерской страстью, но изучена, снабжена пространной биографией, тщательно созданной владельцем, иногда на основе давно затерянных сведений, сопоставлений и поисков, а потом описана в одной из многих статей, учивших любить книгу и понимать её».

Все тот же чуб,

все тот же бант,

И сам по-прежнему неистов.

Среди артистов он талант, Но гений — среди букинистов.
Известия Николая Смирнова-Сокольского

Юмористическая газета. Единственный номер вышел в апреле 1922 г. в Москве. Напечатана на 4 стр., без иллюстраций. Выпущена известным артистом эстрады, сатириком Н.П. Смирновым-Сокольским. Программу газеты автор-редактор изложил в передовой, озаглавленной: «Несколько скучных, но необходимых строчек». В ней он защищает юмористический и сатирический жанры в эстрадном искусстве, говорит о важной роли смеха, призывает поощрять политическую сатиру.

Однако содержание газеты, составленной из злободневных фельето­нов, . куплетов, шуток, сценок и политических анекдотов, многие из ко­торых артист исполнял с эстрады, не всегда соответствовало характеру советской политической сатиры тех лет. Сатирик не понял сути новой экономической политики, увидел в ней лишь капитуляцию перед буржуа­зией и оказался в стороне от главных задач, поставленных партией на XI съезде. Его сатира, направленная против нэпманов, жуликов-спецов, спекулянтов-миллиардеров, всевозможных халтурщиков от искусства, часто окрашена пессимизмом, иронией по адресу властей, которые «потворствуют» возрождению того, что было сметено революцией. Много замечаний делает артист в адрес Моссовета, Наркомфина, Наркомпроса. Он иронизирует над женским равноправием, скатываясь порой к обывательскому юмору. В то же время Н.П. Смирнов-Сокольский остроумно бичует иностранных империалистов, осмеивает белую эмиграцию и дру­гих врагов Советской республики.

Имелись все отделы и рубрики, встречавшиеся обычно на страницах газет: «Телеграммы», «В стане контрреволюции», «По Москве. Хроника», «Экономический фронт», «Продовольственный вопрос», «Происшествия», «Страничка женщины-работницы», «На местах», «Театр и искусство», «Шпильки из альбома». Последняя полоса содержала множество сатири­ческих объявлений, сатирическую рубрику «Сегодня в театрах».

Автором всех материалов был Н.П. Смирнов-Сокольский. Лишь одна сатирическая сценка-пародия написана совместно с Алексеем Прокофьевым.

Справочник «Сатира советской эпохи 1917-1963». С.Стыкилин, И.Кременская

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники