Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Анатолий Грачёв

Анатолий Грачёв фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Театры
Фотоальбом
Обсуждение
Анатолий Грачёв: смотреть фильмы онлайн
Анатолий Грачёв:
смотреть фильмы онлайн

Грачёв Анатолий Дмитриевич

Родился 12 июля 1937 года в Ишимбае (Башкирская АССР).

Заслуженный артист РСФСР (11.12.1978).
Народный артист России (31.08.1998).

После смерти матери в 1947 году переехал к бабушке в Ульяновскую область, где окончил школу, в ней же работал лаборантом. В 1954 году уехал в Салават, где работал слесарем-монтажником. С детства проявил актёрские способности, участвовал в самодеятельности, занимался во дворце культуры в танцевальном, вокальном и драматическом кружках.

В 1955 году поступил в ГИТИС (мастерская И.М. Раевского). А.А. Гончаров пригласил его, ещё студента 4-го курса, в Московский драматический театр (на Спартаковской площади).
В 1962 году театр переехал на Малую Бронную, здесь Грачёв проработал до 1993 года. Играл в спектаклях, поставленных А. Гончаровым, П. Фоменко, С.А. Барканом, И. Судаковой, В. Крамовым, О.Я. Ремезом, А.Л. Дунаевым.
В 1967 году в театр пришёл А.В. Эфрос. С этим режиссёром связаны лучшие работы Грачёва. «Эфрос был и остался для меня самым главным ориентиром в искусстве», — признавался артист.

После открытия в 1993 году театра «Et cetera» под руководством А.А. Калягина был приглашён на роль Серебрякова в "Дядя Ваня" А.П. Чехова в постановке А. Сабинина и остался работать в этом театре. Играл в спектаклях в антрепризе М.М. Козакова.

С 1957 года снимался в кино (более 40 фильмов), сыграл Самозванца в "Борисе Годунове" А.С.Пушкина, поставленном Анатолием Эфросом на телевидении.

Ушёл из жизни в Москве 19 мая 2005 года.
Похоронен на Перепечинском кладбище, участок № 13.
театральные работы
Театр на Малой Бронной:
Савва Лычанов («Комедия о Фроле Скобееве» Д.В. Аверкиева, постановка М.М. Буткевича)
главная роль («Девятый вал» Ю.Ф. Эдлиса, постановка А. Гончарова)
главная роль («Жив человек» по повести В.Е. Максимова, постановка А. Гончарова, 1964)
«Мятеж неизвестных» Г.А. Боровика, постановка А. Гончарова
«Вид с моста» А. Миллера, постановка А. Гончарова
«Как вам это понравится» У. Шекспира, постановка П.Н. Фоменко
«Один год» по Ю.П. Герману, постановка П.Н. Фоменко
«Варвары» М. Горького, постановка А. Дунаева
«Враги» М. Горького, постановка А. Дунаева
В спектаклях А. Эфроса:
Ромео («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1970)
Чешков («Человек со стороны» И.М. Дворецкого, 1971)
Алёша Карамазов («Брат Алёша» В. С. Розова по Ф. М. Достоевскому, 1972)
Дон Карлос («Дон Жуан» Мольера, 1973)
Кузьма («Сказки старого Арбата» А.Н. Арбузова, 1975)
Беляев («Месяц в деревне» И.С. Тургенева, 1977)
Селифан и Ноздрев («Дорога» В. Балясного по «Мертвым душам» и письмам Н.В. Гоголя, 1980)
Окунев («Директор театра» И. Дворецкого, 1984)

Театр «Et cetera»:
Серебряков («Дядя Ваня А.П.Чехова, постановка А. Сабинина)
Стычкин («Руководстве для желающих жениться» по А. Чехову)
Джеймс Мейо («За горизонтом» Ю. О'Нила)
Жеронт («Лекарь поневоле» Мольера)
Роберт («Измена» Г. Пинтера)
Карнаухов («Конкурс» А.М. Галина)

последнее обновление информации: 26.09.23

фрагменты: «Последняя двойка». Отрывок >>

«Внимание! Всем постам...»
«Пять минут тишины. Море и горы». ТВ-ролик №4
«Холоп 2». Промо №12
«Наследство». ТВ-ролик
Интеллигент из села Кузоватово

В Et Cetera почтили память артиста Анатолия Грачева

Анатолий Грачев из тех актеров, чье имя вряд ли знает прохожий в толпе. Причем иначе как парадоксом актерской профессии это не назовешь. Ведь и с режиссерами ему везло (вспомнить хотя бы Гончарова и Эфроса!), и роли большие играл, и в кино много снимался, и ни разу не предал своей профессии, но был у него один «недостаток» – патологическая скромность. Не умел «выпячивать» себя, пиариться и пробивать себе путь.

Об этой скромности и удивительной, почти врожденной интеллигентности говорил едва ли не каждый участник вечера в театре Et Cetera. Среди них Александр Калягин и Евгений Стеблов, Елена Коренева и Ксения Драгунская, Анна Антоненко-Луконина и Дмитрий Бертман. Вечер памяти не был связан с какой бы то ни было круглой датой (актер ушел из жизни восемь лет назад), но, когда погас свет и на большом экране показали фрагменты из спектаклей с участием Грачева, стало понятно, что этот вечер был просто необходим артистам и всем, кто знал Анатолия Дмитриевича.

«Идет время, и ты вдруг задним числом влюбляешься в талант актера, который работал рядом с тобой», – отметила Елена Коренева. Например, его профессор Серебряков в «Дяде Ване» во многом наивен, простодушен, но при этом наделен таким аристократическим обаянием и жадностью к новым знаниям, что в них легко угадываются черты самого Грачева. В самом деле, страсть актера к книгам не знала границ. «В студенческие годы многие из нас собирали свои библиотеки. Мы были москвичами и имели возможность покупать книги, многое доставалось от родителей, – отметил сокурсник, преподаватель ВГИКа Александр Кузнецов. – И хотя Толя жил в общежитии и был ограничен в средствах, его библиотека была одной из лучших. А еще он обладал потрясающим чутьем на все талантливое, ведь благодаря ему я узнал об Андрее Платонове, Валентине Распутине и Владимире Максимове значительно раньше, чем о них заговорили все кругом».

Кстати, с театром Анатолий Грачев тоже познакомился благодаря книгам. После войны будущий актер воспитывался у бабушки в селе Кузоватово (Поволжье), где однажды в местной библиотеке прочел книжку Иллариона Певцова о мастерстве актера. На юношу произвело впечатление то, что в повседневной жизни Певцов заикался, но на подмостках вопреки здравому смыслу недостаток сам собой исчезал. Автор книги находил этому объяснение в своеобразной магии театра. И секреты магии, похоже, разгадал Грачев, ведь только он из всей плеяды эфросовских артистов в уличной толпе был совсем неприметен, но выходил на сцену, и становилось ясно: это актер высокого полета. Ромео в «Ромео и Джульетте», Чешков в «Человеке со стороны», Алеша Карамазов в «Брате Алеше», Кузьма в «Сказках Старого Арбата», Дон Карлос в «Дон Жуане», Беляев в «Месяце в деревне» и многие другие роли несли на себе отпечаток совершенно особого лиризма, искренности и человечности, а эти качества во все времена остаются дефицитными.

Из Театра на Малой Бронной Грачев по приглашению Калягина перешел в Et Cetera (труппа была совсем еще маленькой), где стал фактически одним из хранителей актерских традиций, о чем худрук театра вспоминает с особой теплотой: «В прежнем здании на Арбате наш буфет работал допоздна. И после спектакля приходили гости, приходили наши друзья – мы сидели, говорили, обсуждали… И неизменным участником этих встреч был Толя, который всегда отличался своей прямолинейностью. Он говорил так, как думает, не делая скидок на чины и на возраст. Особенно жестким он был в разговорах с молодежью. Не прощал дилетантства. Не терпел расхлябанности. Но его слушали и слышали. Время было жуткое, тяжелое. И я считаю, что к театру нашему пришел успех именно потому, что в его труппе был Толя, который своей игрой задавал высокую планку. Нам очень повезло. Это один из наших генетических стволов, которые долго будут нас питать».

ВИКТОР БОРЗЕНКО

«Новые Известия» за 22 Мая 2013 г.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 84
Людмила Бобкова (Ленинград)   9.06.2022 - 16:22
... Как приятно прочесть ваш отзыв. Наши впечатления полностью совпали. Вы отметили самые сущностные личные характеристики. Умно! читать далее>>
№ 83
Петрова надежда а (Астрахань)   13.03.2022 - 13:20
От этого актёра исходило всегда какое-то хорошее человеческое тепло, обаяние. И да, скромность. Помню, давно уже году в 85-м, приехала в Москву, присела на лавочку где-то на Тверском бульваре, смотрю мимо... читать далее>>
№ 82
Магда Малиновская (Бровары, Украина)   12.07.2021 - 08:08
Помню. Браво, Артист! читать далее>>
№ 81
Вятич Андрей (Москва)   15.04.2021 - 11:30
Для меня лучшая роль актера - Чешков в пьессе Дворецкого "Человек со стороны". По моему это лучшее прочтение роли. Светлая память. Помним, любим. читать далее>>
№ 80
Евгений Кудряшов26   1.03.2021 - 17:15
Актёр снимался в научно-популярном фильме "Кто за стеной?" (1977 г.) читать далее>>

Анатолий Грачёв: новости >>

Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен