Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Сундуп Рабсалов

Сундуп Рабсалов фотографии

Рабсалов Сундуп Бимбаевич

12 марта 1909, с. Куорка (ныне - Кижингинского района Республики Бурятия) - 1982, Улан-Удэ.

Народный артист Бурятской АССР.

Со 2 сентября 1931 года по 8 августа 1933 года служил на Дальнем Востоке в рядах РККА.
С 15 октября 1933 года был принят в труппу Бурят-Монгольского драматического и проработал здесь в течение 47 лет до 1980 года.
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Служил на Дальнем Востоке. С 9 августа по 3 октября 1945 года во время войны с Японией находился в Маньчжурии.
Вернувшись с фронта, с 20 октября 1945 года — актер Государственного Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева.

последнее обновление информации: 12.11.15

Самородок из гущи народной

Представитель старшего поколения актеров бурятского драматического театра драмы им. Х. Намсараева Сундуп Бимбаевич Рабсалов родился 12 февраля 1909 года в селе Куорка Кижингинского района в семье скотовода — середняка Бимбаева Рабсала. В 1928 году закончил 7 классов Эдэрмыкской средней школы и с этого времени работал в колхозе на разных работах. Со 2 сентября 1931 года по 8 августа 1933 года служил на Дальнем Востоке в рядах РККА.

В 1933 году на родину в Куорку приехал артист Чойжинима Генинов, чтобы выявить, отобрать и пригласить для работы в молодом национальном театре одаренных юношей и девушек, активных участников сельской художественной самодеятельности. С 15 октября 1933 года С. Рабсалов, Д. Дондуков, Х. Дамбиев из Кижингинского района были приняты в труппу Бурят-Монгольского драматического театра. Сундуп Бимбаевич проработал здесь в течение 47 лет до 1980 года.

Таким образом, придя в коллектив из художественной самодеятельности, не имея никакой профессиональной подготовки, Сундуп Бимбаевич прошел вместе с театром большой творческий путь. Вспоминая первые артистические шаги в профессиональном искусстве, Рабсалов впоследствии рассказывал, что «мы все были тогда очень молоды, актерская техника была низкой, своих творческих возможностей мы не знали, мастерством не овладели, много было бытовщины. Мы сами сочиняли маленькие сценки на злободневные темы. Обычно в наших спектаклях шла борьба между бедными и богатыми. Почему-то мне всегда приходилось изображать кулаков и жуликов. Раньше врага играли глупым, злодеем, иногда и перебарщивали, все сходило, потому, что это был враг».

Через два месяца после зачисления в труппу в декабре 1933 года исполнил роль батрака Булата в пьесе «Жигдэн» Б. Барадина и Д. Намжилона. В репертуаре первых сезонов значатся спектакли «Барьеры» А. Шадаева и А. Миронского, музыкальный спектакль-оратория «От мрака к свету» и «Путь победы» поэта Д. Дашинимаева. В ноябре 1934 года Гомбо Цыдынжапов — выпускник ГИТИСа ставит свой дипломный спектакль «Чудесный сплав» Киршона, в мае 1936 года с дипломным спектаклем «Оюун билиг» П. Дамбинова начинает свою творческую деятельность выпускница ГИТИСа, первая женщина-режиссер из бурят Мария Шамбуева. Надо сказать, что в декабре 2009 года исполнится 100 лет со дня рождения Марии Бадмаевны, по традиции в театре также запланированы мероприятия, посвященные этой дате.

Этапными спектаклями первых лет стали «Сэсэгма» Ж. Тумунова, «Тартюф» Мольера в постановке Г. Цыдынжапова, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Один из многих» Н. Балдано, «Баир» Г. Цыдынжапова и А. Шадаева. Сундуп Рабсалов в составе труппы в 1934-35 годах выезжал в Ялту на съемки кинофильма «Наместник Будды» киностудии «Восток-кино». Впервые оказавшись в таком далеком, интересном, богатом впечатлениями путешествии с заездом в Москву, Киев, Одессу, актеры из Бурятии знакомились с архитектурными достопримечательностями городов. Смотрели спектакли лучших театров страны — по их воспоминаниям, они просмотрели более 40 спектаклей. Встречи с театральными коллективами, великими мастерами русской сценической культуры — П.М. Садовским, В.О. Массалитиновой, А.А. Яблочкиной, встречи с Н.К. Крупской, А.М. Горьким — каждый день пребывания расширял их кругозор, сценическое искусство раскрывалось перед ними во всем своем богатстве и разнообразии. Домой через полгода приехали выросшие профессионально и духовно, обогащенные впечатлениями.

Вскоре бурная творческая жизнь была прервана началом войны...

Пик творчества Сундуп Бимбаевича приходится на послевоенные годы. К 1950-м годам коллектив театра состоял в основном из зрелых, сложившихся мастеров сцены. К ним в первую очередь относились Ч. Генинов, Н. Гендунова, Ж. Пагбаин, С.Б. Рабсалов, Д. Дондуков, С. Гончикова, Ц. Дамдинов. Для них был характерен интуитивный метод работы, сочетание большого мастерства и богатой интуиции. Самобытные, талантливые артисты, к которым очень подходило определение «самородок». Сундуп Бимбаевич — мастер эпизода, мастер исполнения небольших ролей. Он являлся представителем реалистически-бытового направления. Часто актеру приходилось выстраивать свое сценическое поведение на основе собственного жизненного опыта и личной оценки драматургической ситуации, заданной автором. Среди своих именитых и известных коллег он выделялся особо «рабсаловским» искусством: одухотворенностью, особой искрометностью, чуть лукавым юмором. Ему с редкой естественностью удавалось передать красоту и музыку народной речи, изобразительную точность и меткость бурятского языка. Надо сказать, что подобная врожденная простота на сцене, «стихийная сценичность» были присущи многим бурятским артистам.

Сундуп Бимбаевич объездил вместе с коллективом театра всю республику, Агинский и Усть-Ордынский округа. В личном архиве актера сохранились документы, приказы по театру, в которых расписаны маршруты гастролей, практически во всех поездках он назначался руководителем творческой группы. А это означало, что он отвечал за все и всех, от руководителя во многом зависел успех гастрольной поездки, как в творческом плане, так и в выполнении финансового плана. Часто кроме показа спектаклей показывали концертную программу, в репертуаре Рабсалова были рассказы и стихи Х. Намсараева «Хэжэнгэ», «Охотники», «Хонишон», «Жоодшо», Ц. Шагжина «Мэхэшэн», шутка в одном действии Семенова-Полонского «Неприятный случай» («Аягуй болоhон ушар»), «Родные люди» А. Школьника и многие другие.

Во второй постановке спектакля «Кнут тайши» по пьесе Х. Намсараева в 1951 году сыграл выразительную роль Заты — униженного слуги тайши Дымбилова. До сих пор в памяти зрителей старшего поколения сохранился неповторимый образ Гурэмбэ ламы в этом же спектакле «Кнут тайши» в постановке 1972 года.

В доме старой доярки Бумы появляется бродячий лама, ищущий легкой жизни. Это он, спрятавшись за камнями и деревьями, стал свидетелем молений Бумы и сыграл роль «божьего гласа», быстро сообразив, что тут может подвернуться неплохая пожива. Это Тартад в исполнении С. Рабсалова из пьесы Ц. Шагжина «Черт в сундуке» (1964).

В 1959 году принимает участие во второй декаде культуры и искусства Бурятии в Москве. В спектаклях декадного репертуара «Барометр показывает бурю» по пьесе Д. Батожабая была создана роль солдата Максима, а в спектакле китайского драматурга Цао Юя «Тайфун» — роль слуги Лу Гуя. За творческие успехи по итогам второй декады 1959 года Сундуп Бимбаевич был награжден медалью «За трудовое отличие».
Принимал участие в творческих отчетах театра в Москве в 1969, 1976 годах, в Калмыкии, выезжал на гастроли в Монголию в 1965, 1972 годах.

Из пьес, созданных и поставленных на сцене во второй половине 60-х годов, внимание театральной критики и общественности привлекло произведение Ц. Шагжина «Пылающие джунгли» — первый в бурятской драматургии опыт вторжения в международную проблематику. Ц. Шагжин, написавший пьесу о сражающемся Вьетнаме, рискнул взяться за актуальнейшую и важнейшую тему борьбы за мир, тему осуждения агрессивной политики США. Один из героев спектакля в исполнении С. Рабсалова — старый вьетнамец Тьен — мужественный патриот с обостренным чувством собственного достоинства, присущим свободному человеку. Большая любовь к своей земле, тоска по сыну, который давно ведет опасную борьбу с врагами, ярая ненависть к агрессорам и глубокая душевная боль — весь этот сложный комплекс чувств характеризовал облик этого героя. Ему приходилось играть больше роли отрицательных персонажей, он тяготился этим, мечтал создать образ современника, положительного героя.

Образ старика Бадмы в водевиле «Инаг дуранай харгы» («Дорога любви») и «Дуранай хусэн» («Сила любви») по пьесам Ш-Н. Цыдынжапова, который всячески противится строительству телевышки на горе Шаман-камень, объясняя это тем, что нельзя тревожить духов этого святого места, был особо удачным как для него самого, так и любим для зрителей.

Помимо творческой работы Сундуп Бимбаевич принимал активное участие в общественной жизни республики. В 1963-1965, 1967-1969 годах приглашался как народный заседатель в Народном суде г. Улан-Удэ. Остался в памяти коллег и друзей как шутник, балагур, шахматист и, конечно же, как заядлый охотник.

На его родине в селе Куорка Кижингинского района одна из улиц носит его имя.

Валентина Бабуева

газета «Долина Кижинги»

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

МирТесен
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен