Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Римма Мануковская

Римма Мануковская фотографии

Мануковская Римма Афанасьевна

12 февраля 1925, Царицын (ныне - Волгоград) — 24 мая 2003, Воронеж, похоронена на Коминтерновском кладбище.

Заслуженная артистка РСФСР (8.10.1962).
Народная артистка РСФСР (16.05.1979).

Училась в Институте иностранных языков в Харькове. Окончила там же Театральный институт (1950, курс народного артиста СССР А. Г. Крамова), работала в Харьковском русском драматическом театре им. А. С. Пушкина.
В 1955 г. приехала в Воронежский театр драмы имени А. В. Кольцова. За десятилетия работы в театре играла героинь высоких трагедий и остросоциальных комедий, классических персонажей, женщин-современниц.

Актриса большого диапазона, была востребована в самые разные времена жизни Воронежского театра, сменявшиеся здесь главные режиссеры всегда «делали ставку» на актрису, зная, что её талант поможет максимально раскрыть образ как классический, так и современный.
Снялась в трех фильмах – «Судьба Марины» на киностудии им. А. Довженко, «Белый Бим Чёрное Ухо» С. И. Ростоцкого и «Ищу человека» Михаила Богина.
На протяжении многих лет занималась общественной работой, в 70-х годах два срока возглавляя Воронежскую организацию ВТО, была членом правления Центрального совета ВТО.

В 1993 году Театр наций организовал гастрольную поездку Р.А. Мануковской (Москва, Харьков, Самара) в цикле программы «Национальное достояние России».

На доме в Воронеже, где жила Мануковская (ул. Феоктистова, 2), в 2004 году установлена мемориальная доска.
театральные работы
София Питт («От Полтавы до Гангута» И. Сельвинского, 1956)
Нила Снежко («Барабанщица» Аф. Салынского)
Нина Заречная («Чайка» А. П. Чехова)
Анисья («Власть тьмы» Л. Н. Толстого)
Вера («Обрыв» И. А. Гончарова)
Полина («Игрок» Ф. М. Достоевского)
Комиссар («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского)
Катарина («Укрощение строптивой» У. Шекспира)
Дездемона («Отелло» Шекспира)
Джульетта («Ромео и Джульетта» Шекспира)
Фениса («Хитроумная влюбленная» Лопе де Вега)
Эмилия Марти («Средство Макропулоса» К. Чапека)
Глафира («Волки и овцы» А. Н. Островского)
Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского)
Чебоксарова («Бешеные деньги» А. Н. Островского)
Меропа Мурзавецкая («Резвые крылья амура...» по пьесе А. Н. Островского «Волки и овцы»)
Мария Стюарт в драме Ф. Шиллера
Мария Тюдор в пьесе В. Гюго
Миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика)
Мадам Александра («Коломба» Жана Ануя)
Софья Ивановна («Канары – это в Испании, мама!» по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала»)
Миссис Туз («Все в саду» Э. Олби)
призы и награды
Лауреат Государственной премии РСФСР (1974) — за спектакль «Хроника одного дня» Э. И. Пашнева и Г. Б. Дроздова, поставленный на сцене Воронежского АТД имени А. В. Кольцова.
В 1967 году награждена орденом «Знак Почета».
В 1991 году была удостоена главного приза на Всероссийском фестивале «Актерские звезды России» (роль мадам Александры в «Коломбе» Ж. Ануйя), в 1994 – приза имени Ф. Г. Раневской на фестивале «Русская комедия» (Ростов-на-Дону) за роль Мурзавецкой в спектакле «Резвые крылья Амура по пьесе А. Н. Островского «Волки и овцы.
В 1999 году стала лауреатом «Золотой Маски» в номинации «За честь и достоинство».

последнее обновление информации: 02.11.16

Национальное достояние – Римма Мануковская

Она - звезда воронежской сцены, выдающийся деятель российского театра, народная артистка Российской Федерации, лауреат государственной премии, обладатель Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство», актриса театра и кино... Она - Римма Мануковская.
Она выступала на сцене Воронежского академического театра драмы с 1955 года и до последних дней жизни. Светлый, порядочный, умный, принципиальный человек. Такой запомнили ее зрители и все, кто знал ее близко, кто вместе с ней работал. Покинула она сей мир десять лет назад, в 2003 году.

Как-то года за два до ее ухода мне довелось услышать обращенное к актрисе: «Римма Афанасьевна, вы - краеугольный камень в этом храме искусств. Уйдете - посыплется…».
И ведь правда.

Первые высоты

Родилась Римма Афанасьевна в Царицыне. В школе была лучшей в балетном и драматическом кружках, мечтала о ВГИКе. В 1944-м - война еще не кончилась - поступила на переводческое отделение Харьковского института иностранных языков. Через два года перевелась в Харьковский институт театрального искусства. Будучи студенткой, дебютировала на сцене Харьковского русского драмтеатра имени Пушкина в роли Джульетты. Начало, о котором можно только мечтать!

«Шекспир, - утверждала она и спустя полвека, - лучшая школа для начинающего актера. Он требует широты, масштаба, темперамента. В постановках его пьес выявляются пределы творческих возможностей актера. Освоившийся в Шекспире возьмет затем любую высоту».
С первых же ролей Римма Мануковская стала любимой и популярной в театральном Харькове. Ей посвящали стихи, поэмы, для нее писали пьесы. Будучи совсем юной, еще студенткой, сыграла главную роль в фильме «Судьба Марины».

…Воронеж, кажется, только и ждал появления Риммы Мануковской на своей главной сцене. Она была востребована сразу несколькими режиссерами и попала в поле зрения критики с первых же ролей. Дебютировала в 1956-м в… маске (тогда еще не золотой) в роли Софии Питт в исторической драме Ильи Сельвинского «От Полтавы до Гангута». Первым ее режиссером здесь был Меер Гершт. В этой роли, сыгранной броско и ярко, проявились в основном внешние данные актрисы и великолепный сценический темперамент, но недоставало еще психологизма. Блистательная Финиса в «Хитроумной влюбленной» Лопе де Веги была бесподобна по темпераменту и красива до умопомрачения. Но вот Полина («Игрок» Достоевского) - уже иная высота сценического воплощения. Воронеж заговорил о молодой Римме Мануковской как об актрисе, способной создать сильный женский драматический характер впечатляющей достоверности.

Режиссер Иван Бобылев точно угадал в ней Нилу Снежко, героиню «Барабанщицы» Афанасия Салынского, самой, пожалуй, знаменитой пьесы второй половины 1950-х. То была уникальная возможность продемонстрировать в пространстве сценического действия возможности перевоплощения, ибо уже по сюжету это была «игра в игре» (юная красавица, советская разведчица, в тылу врага). Римма Мануковская купалась в роли. Воронежцы ходили глядеть на нее в том спектакле по нескольку раз. Ее портрет в роли Нилы Снежко вскоре появился на обложке всесоюзного журнала «Театральная жизнь».

И вот уже знаменитый в ту пору Фирс Шишигин дает Римме Мануковской роль Нины Заречной в чеховской «Чайке» - один из самых пленительных и загадочных женских образов в русской драматургии. Среди партнеров - Леонид Броневой, игравший Дорна, Владимир Солопов в роли Тригорина. Чувство неудовлетворенности достигнутым, постоянный поиск новых способов самовыражения, присущие актрисе, как нельзя кстати ложились на характер героини, выписанный драматургом.

Следующей была Анисья во «Власти тьмы» Льва Толстого. Здесь ее партнерами стали Алексей Чернов и Степан Ожигин. Многие поражались, как блистательная, гордая, с королевской поступью актриса смогла с такой ошарашивающей достоверностью показать драму страстно любящей крестьянки.

А уж соперниц на роли коронованных особ ей и впрямь не было: Мария Стюарт в одноименной драме Шиллера, Мария Тюдор в драме Гюго…

Редкая красота, сценическое обаяние, безупречное чувство вкуса и глубокое проникновение в характер героинь к началу 1960-х принесли Римме Мануковской успех и любовь не только воронежцев. Ее уже хорошо знали и в Москве, и в северной столице, во многих городах России, Украины и Прибалтики, куда театр выезжал на гастроли. Она стала самым молодым членом художественного совета, к голосу которого прислушивались все. Могла нелицеприятно критиковать и маститых, известных уже актеров. Спорила с «самим» Паповым. Впрочем, говорят, Сергей Папов, единственный в истории воронежского театра народный артист СССР, репетировал свои роли перед портретом Риммы Мануковской…

Соблазны

В 1967-м актрису наградили орденом «Знак Почета», а в следующем Всероссийское театральное общество (ВТО) устроило ее чествование в Москве. Ее приглашали сниматься в кино, в столичные театры. На съемки ее не отпускало начальство, потому что «развалится репертуар». И все-таки ей удалось сняться в фильмах «Ищу человека» режиссера Михаила Богина и «Белый Бим Черное ухо» режиссера Станислава Ростоцкого.
Георгий Товстоногов, главный режиссер Ленинградского БДТ, к концу 1960-х уже имевший и всесоюзное, и мировое признание, приглашал Римму Афанасьевну в свой театр, обещая ей главные роли. И в женщинах, и в актрисах он знал толк. Его покорили и ее внешний облик, и широкий диапазон сценической трансформации - от легкой, женственной кокетки до женщины предельно властной, - и редкая для женщины творческая самодисциплина. Предложение было заманчивое, соблазнительное: Ленинград, Товстоногов, БДТ…

Будучи настоящей женщиной, Римма Афанасьевна обладала великолепным мужским качеством: строгим аналитическим умом, не позволявшим ей, при ее данных, «кидаться в омут с головой», не зная, где и как будет выплывать. Она хорошенько расспросила знакомых ленинградских актрис, что ее может там ожидать. И узнала о плачевной участи некоторых провинциальных примадонн, приглашенных великим режиссером в свой театр. Сославшись на занятость в воронежском репертуаре (и это была правда!), Римма Афанасьевна отказалась от предложения Товстоногова - не захотела разделить участь своих предшественниц.

Строительница

Звание народной артистки РСФСР Римма Афанасьевна получила поздно, в 54 года, в 1979 году, а заслуженной стала еще в 1962-м. Но ведь все эти долгие 17 лет она была народной по сути. Мужчины ждали ее у выхода из театра, 16-летние школьницы дежурили в детском парке напротив ее окон на четвертом этаже дома на улице Феоктистова. Заядлые театралы раскупали билеты заранее, увидев в афише готовящейся премьеры имя Риммы Мануковской.

В народные артистки ее несколько лет не пускали партийные власти. Не нравился слишком строптивый характер, отсутствие должного, на их взгляд, пиетета перед начальствующими лицами, не нравилось то, что она была «на дружеской ноге» с самим Михаилом Царевым, народным артистом СССР, художественным руководителем Малого театра, председателем ВТО, который был вхож к членам Политбюро и которому она жаловалась, какие кретины управляют идеологией в Воронеже.

Когда в середине 1970-х она была избрана председателем правления Воронежского отделения ВТО, при ее самом активном участии в нашем городе по специальному проекту строился Дом актера. Архитекторы получили за него государственную премию. Ее, беспартийную, нередко вызывали в обком партии. Секретарь по идеологии в директивной форме велел, чтобы в проекте был заложен зал для бильярда, потому что сам партиец был любителем этой игры. Римма Афанасьевна, посмотрев на него так, что ее голубые глаза стали синими, ответила: «Вот у себя в обкоме и стройте этот зал!». Хлопнула дверью и ушла.

Ждать, терпеть, играть

Режиссер Анатолий Иванов, принявший Кольцовский театр в 1987 году, долго присматривался к известной актрисе, позволял ставить спектакли с ее участием другим режиссерам, а сам работал с другими актерами. Он фиксировал, как не пошел спектакль «Бешеные деньги» режиссера Сыроваткина, как мучилась режиссер Каменская, рождая спектакль «Бабочка, бабочка…» по пьесе Николаи, которую сама же актриса и выбрала для себя. Лишь спустя четыре года, в 1990-м, Иванов взял Мануковскую в свою постановку «Все в саду» по пьесе Олби на очень короткую, эпизодическую роль миссис Туз, да и то в паре с народной артисткой России Людмилой Кравцовой. А когда приехали московские критики, режиссер, не предупредив Мануковскую, хотя в расписании стояла именно ее фамилия, распорядился: играть роль миссис Туз - Людмиле Кравцовой. Римма Афанасьевна переживала этот факт долго и тяжело.

Жизнь неминуемо старит человека. Но если личность истинно творческая, если жизнь прожита честно, а не на костях окружающих, если человек по уму и таланту занимал свое место в жизни, то ему нередко дается некое «призовое» время - творческое долголетие.

В 1991-м Анатолий Иванов, лишь на пятом году пребывания в Воронеже, ставит на Мануковскую спектакль «Коломба» Жана Ануя. Прообразом мадам Александры, которую играла актриса, была великая Сара Бернар. И в том же 1991-м в Воронеже проходит Всероссийский фестиваль «Актерские звезды России». «Коломба» открывает его, а по закрытии Римма Афанасьевна становится «звездой России». В 1994-м Государственный театр Наций устраивает турне Мануковской с этим спектаклем - Москва, Самара, Харьков - в рамках программы «Национальное достояние России». И в том же году за роль Мурзавецкой в спектакле «Резвые крылья амура…» по пьесе «Волки и овцы» актриса получает приз имени Фаины Раневской на фестивале «Русская комедия» в Ростове-на-Дону.

Есть такое понятие в театральном мире - «великие старухи». Обычно имеют в виду великих актрис Малого театра или МХАТа: Гоголева, Яблочкина, Пашенная… Актрисы подобного уровня имелись в конце минувшего века и в провинции. Их было очень мало на всю Россию, но и почти вся театральная Россия их знала, несмотря на бескрайнюю нашу географию. Мне посчастливилось видеть их на сцене: Веру Ершову в спектаклях Самарского академического театра драмы, Людмилу Лозицкую в роли Гурмыжской в «Лесе» Островского, поставленном в Пензе еще Анатолием Ивановым, Елену Псареву в Омском драмтеатре. Когда каждая из них появлялась на сцене, дух захватывало от ощущения присутствия чего-то высокого и настоящего. То были личности.

Из этой редкой породы была и Римма Мануковская.

Недаром в 1998-м Римма Афанасьевна первой из провинциальных актрис удостоена Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Получала ее на сцене МХАТа имени Чехова в паре с Михаилом Ульяновым.

Не правда ли: все-таки судьба дарит порой дары свои - по уму, по справедливости, по таланту, по личностному вкладу в реализацию дара Божьего…

Рыжик и другие

Римма Афанасьевна жила очень скромно. Занимала небольшую двухкомнатную квартиру, с мебелью годов 1970-х, на четвертом этаже в старом доме на улице Феоктистова. Хозяйкой была доброй и гостеприимной. Временами в небольшой гостиной, где над диваном висел ее парадный портрет, а на боковой стене в углу в рамке диплом «Золотой маски», собиралась компания в 10-12 человек. Здесь были люди из мира театра, музыки, юриспруденции. Обязательно два-три молодых артиста. Атмосфера всегда непринужденная, дружественная. И дома, и на банкетах в театре рядом с прибором Риммы Афанасьевны всегда стоял хороший коньячок.

Мне довелось бывать там и пользоваться расположением хозяйки. Когда она уезжала в летнее отпускное время к дочери в Москву или улетала к внучке в Бостон, в Америку, мне поручалось быть хранителем ее квартиры.

Квартира была угловая. Часть окон выходила в торец здания, а остальные были обращены в сторону детского парка. С утра до вечера солнце долго и медленно обходило все окна квартиры. Теплый солнечный свет долго покоился на ковре на полу гостиной комнаты. И в этом свете, вальяжно растянувшись, возлежал огромный пушистый солнечный кот Рыжик. Главное сокровище, светлая отрада одинокой стареющей женщины.

Рыжик позволял обращаться с собой более или менее свободно только хозяйке. Но и она иногда показывала царапины на руке, сделанные ее любимцем. Этот зверь о себе понимал, силу и ловкость свою чувствовал. Проход из узкого коридорчика в кухню был невелик. Рыжик первое время нашей с ним совместной жизни любил расположиться поперек этого прохода так, что надо было переступать через него, а он стремился царапнуть своей когтистой лапой. Так что доводилось быть с ним строгим, без особой взаимной любви (хотя красив был, черт!). Я отучал его прыгать по столам. Но вот однажды утром, когда после длительного отсутствия появилась хозяйка, он прыгнул на стол, на котором Римма Афанасьевна раскладывала вещи. Я попытался согнать его, но тут он грозно замахнулся на меня своей мощной лапой, как бы говоря: «Все! Твое время кончилось!».

Римма Афанасьевна обожала Рыжика. Когда она умерла, его передали в чьи-то чужие руки, где он, еще молодой, не выдержал, и вскоре его тоже не стало.

Римма Афанасьевна и весь свой быт подчиняла работе. Быть актрисой - значит, обязательно хорошо выглядеть внешне и иметь запас внутренней энергии, из которой на сцене делать роль. К подготовке роли, к вхождению в нее она относилась как опытный ювелир к огранке драгоценного бриллианта. Мануковская хорошо знала, что мастерство не пустой звук, оно составляется из вполне конкретных приемов и тактик: из отношения к своему здоровью, сну, пище, к партнерам по сцене, режиссеру, дороге, по которой идешь в театр…

К спектаклю Римма Афанасьевна готовилась за два дня. Накануне надо хорошо выспаться - значит, никаких душещипательных фильмов перед сном. В день спектакля никого не принимала. Отключала телефон, чтобы не беспокоили. Ограничивала себя в пище. Приходила в театр за полтора-два часа до начала спектакля. Была и к себе, и к окружающим строга. Не терпела расхлябанности, безответственности. Могла устроить разнос за не так и не вовремя поданное платье.

Она была поистине народной. Когда входила в троллейбус, чтобы ехать домой после репетиции (машины у нее никогда не было), пассажиры поворачивали головы в ее сторону, уступали место. Когда приходила на рынок и выбирала зелень к обеду или кусок печенки для своего рыжего любимца, некоторые базарные продавцы по имени-отчеству зазывали к себе и предлагали свой товар по значительно сниженной цене.

«Пока она умирала…»

Пьеса Надежды Птушкиной с таким названием оказалась последней в большом творческом наследии великой актрисы. В репертуаре нашего театра режиссер-постановщик Анатолий Иванов определил ей другое название, более оптимистическое - «Канары, это в Испании, мама!..».

Поневоле задумаешься над смыслом слов и их еще, может быть, неразгаданным значением. Слова, вероятно, могут быть материальны, почти телесны. Недаром говорят: словом можно убить.

Римма Афанасьевна играла «Пока она умирала…» именно пока она умирала. Два с лишним года развивалась ее неизлечимая болезнь. А она играла. От нее скрывали диагноз. А она была оптимисткой по натуре и не верила в худшее. Ей сделали операцию. И она снова выходила на сцену. Появились боли в спине. Успокаивала себя: остеохондроз. Возраст все-таки!

Последний спектакль с ее участием состоялся на сцене воронежского театра 12 марта 2003 года. Был отменен спектакль, назначенный на 20-е числа того же месяца. Надеялась выйти на сцену в апреле: «Канары…» были заявлены в афише.

Примерно 20 апреля мы с актером Константином Афониным пришли ее навестить. Кажется, на 25-е стоял в афише ее спектакль. Руководство уже знало всю правду о состоянии ее здоровья. Мы с Костей не очень. Римма Афанасьевна стала уговаривать меня позвонить ее врачу, чтобы он позволил ей выйти на сцену. Я позвонил.

Никогда не забуду ее цепкого взгляда, когда я довольно продолжительно разговаривал с врачом. Из объяснения лечащего врача я начал понимать, что ситуация и впрямь критическая. И мне поневоле пришлось сыграть роль в присутствии актрисы, сыграть так, чтобы не выдать страшную весть, которая мне была сообщена в ее присутствии.

Мы с Константином стали убеждать Римму Афанасьевну повременить с выходом на сцену…

24 мая 2003 года Римма Афанасьевна покинула сей мир.

Память о Римме Мануковской увековечена мемориальной доской на доме по улице Феоктистова, где актриса жила долгие годы.

В коллективе Кольцовского театра драмы Римма Мануковская была его совестью и творческой высотой, на которую равнялись многие. Она была Артистом с большой буквы. Она была любимицей публики.

Вся жизнь Риммы Мануковской - честное, по уму и таланту, непрерывное служение Мельпомене. Ее заслуги перед российским театром - безусловны, репутация - безупречна.

Николай Тимофеев

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 2
Алан Шанаев (Владикавказ)   24.05.2011 - 08:07
Великая Отечественная Актриса.Вечная Память Римма Афанасьевна! читать далее>>
№ 1
Vlad (Днепропетровск)   21.10.2009 - 14:05
И еще в фильме "Судьба Марины" в биографии он не указан читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен