Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Марина Ковалёва

Марина Ковалёва фотографии

Ковалёва Марина Францевна

1 января 1923 — 30 мая 2007, Москва.

Заслуженный работник культуры РСФСР.

Дочь певицы, народной артистки РСФСР Ольги Ковалёвой (1881-1962).

Сын - артист Алексей Леонидович Ковалёв.
Невестка - артистка Жанна Аркадьевна Владимирская.

Похоронена в Москве на Николо-Архангельском кладбище.
призы и награды
Лауреат Сталинской премии (1950, за фильм "Падение Берлина").

последнее обновление информации: 07.03.18

КИНО, ТЕАТР И ЖИЗНЬ МАРИНЫ КОВАЛЁВОЙ.

Её старший сын Алексей живёт с семьёй в Америке, младший Теймураз — в Германии, дочь Ольга — в Грузии. Дети звали её к себе, но она - ни в какую. Там всё чужое...
В комнате Марины Францевны просто и уютно. Оглядевшись, сразу понимаешь, чем живёт человек: книги, журналы, газеты... Стены увешаны старыми фотографиями. "Это моя мама, Ольга Васильевна Ковалёва, народная артистка республики, - показывает на одну из них хозяйка. - В этом году, кстати, исполняется 125 лет со дня её рождения. Мама в своё время была очень известной исполнительницей русских народных песен, это поколение Яунзем, Третьяковой. Они дружили. После них уже была Русланова, ещё позднее — Людмила Зыкина... У мамы удивительная биография. Я книжечку о ней написала. Давно уже, в 1980 году она вышла. Можете посмотреть", - протягивает мне книгу Марина Францевна.
История жизни Ковалёвой-старшей действительно необычная. Девочка из деревни Любовки Саратовской губернии в 16 лет покидает отчий дом и уезжает в город. Благодаря необыкновенному голосу её берут в музыкальную школу. Она учится, зарабатывая себе на жизнь пением на улице. А потом оканчивает консерваторию и становится оперной певицей. Правда, в оперном театре она не прижилась, коллеги относились к ней свысока, что это, мол, за мужичка... А её приметил Митрофан Пятницкий. Так она попала в Москву. Выступала с его хором и самостоятельно, став народной любимицей.
Отец Марины Францевны — Франц Феликсович Иванчук был архитектором. В 1936 году его исключили из партии "из-за причастности к группе Бухарина". Он, не дожидаясь ареста, уехал в Казахстан и прожил там всю жизнь. С тринадцати лет Марина осталась с мамой. А через два года началась её артистическая карьера. Совершенно случайно.
Яков Протазанов ставил фильм "Семиклассники". Его ассистент пришёл в одну из московских школ в поисках юных артистов. И присмотрел Марину Ковалёву на главную девчачью роль в этой картине — Тани Русановой. Она снялась в фильме и попала в картотеку "Союздетфильма" (сейчас - киностудия им. Горького). Чуть позже режиссёр Александр Разумный снимает с ней фильм "Тимур и его команда", сыграла там Ольгу Александрову. В 40-м году её приглашает Александр Роу на роль Царь-девицы Зари-заряницы в фильме "Конёк-Горбунок". Ивана играл Пётр Алейников. Съёмки проходили в Ялте. Марине пришлось оставить московскую школу и, перейдя в 10-й класс, вместе с мамой выехать в Ялту. Работа над фильмом была уже завершена, но до конца учебного года Ковалёвы решили не возвращаться в Москву. И вот наконец аттестат на руках. После выпускного договорились всем классом ехать в "Ласточкино гнездо". Марина прибежала домой переодеться. И от мамы узнала, что началась война.
В июле 1941 года в Ялту пришла телеграмма: "Срочно вызвать Ковалёву для участия в оборонном фильме". Благодаря этому удалось достать билеты на поезд, и Марина с мамой уехали домой. "Оборонный фильм — это продолжение "Тимура и его команды", сценарии к которому написали Аркадий Гайдар, Лев Кулешов и Александра Хохлова. Назывался он "Клятва Тимура". Снимали картину по дороге в Сталинабад, куда эвакуировалась киностудия "Союздетфильм". Всё делалось второпях, да и сюжет не особенно интересный. В общем, успеха картина не имела. Марина работала на студии помощником режиссёра, ассистентом оператора, костюмером и снималась в киносборниках.
В 1943 году с большим трудом удалось вернуться в Москву и через дирекцию фронтовых театров устроиться в студию Арбузова и уехать с ней на Западный фронт. Марина была занята в спектакле "Парень из нашего города" — играла Варю. Встречали их повсюду замечательно. Бывали у артиллеристов, у танкистов, в пехотных частях... В июле 43-го они оказались под Курском, рядом с Прохоровкой.
Марина Францевна вспоминает: "Я вышла ночью из палатки вдохнуть свежего воздуха. Мы обогревались самодельной печкой, и под утро стало нечем дышать. Рядом стоял сарай, в котором лежали берёзовые ветки, собранные для маскировки орудий. Я легла прямо на них. И вдруг услышала дикий гул. Это началось Прохоровское сражение. Стало не до нас. Артистов отправили в Москву".
Для Марины это было настоящим счастьем. Во-первых, она ждала ребенка. А во-вторых, потому что в Москве открылась школа-студия МХАТ, В 44-м году она туда поступает и учится у прекрасных педагогов: Блинникова, Массальского, Кудрявцева, Топоркова, Литовцевой. Заботы о маленьком Алёше в основном взяла на себя её мама. По окончании школы-студии в 48-м году её берут в молодёжную труппу МХАТа — вместе с Александром Михайловым (тот, который сыграл Сашу Григорьева в первом фильме "Два капитана"), Алексеем Покровским, Валентиной Гузыревой. Ковалёва работает во МХАТе семь счастливых лет. А потом по семейным обстоятельствам оттуда уходит.
Первый брак с артистом и режиссёром Леонидом Аграновичем был недолговременным. И она, расставшись с ним, вышла замуж за Рамаза Мчедлидзе — сына народной артистки Веры Давыдовой и знаменитого баса, директора грузинского театра оперы и балета Дмитрия Мчедлидзе. Муж занимался партийной работой, и его в середине 50-х направили поднимать колхоз "Красный Маяк" в Великолукской области (Псковской). До отъезда в кол­хоз Марина Ковалеёва снялась в двух фильмах Чиаурели "Падение Берлина" с Борисом Андреевым, за который получила Сталинскую премию в 1950 году, и в картине "Незабываемый 1919 год" тоже с Борисом Андреевым.
И вот она, расставшись с кино и театром, приезжает в деревню Тигощи. Работает заведующей сельской библиотекой и секретарём парткома. А душа рвётся в театр. Через два года вернулись в Москву. Во МХАТ её не взяли, и она уезжает в Тбилиси - в Драматический театр им. Грибоедова. А у мужа опять новое назначение — отправляют поднимать целину. Детей — Ольгу и Теймураза — бабушка с дедушкой оставили у себя, сказав: "Вот обустроитесь, тогда заберёте". И Марина Францевна, приехав в Целиноград, с головой окунулась в творческую атмосферу. Вспоминает: "Там работал в это время замечательный Целинный драматический краевой театр. У меня был богатый репертуар, я очень много играла. И всё бы хорошо, но... муж получает повышение по службе — его назначают секретарём районного комитета партии. А район этот я прекрасно знала, там не то что театра — клуба-то не было. Я наотрез отказываюсь с ним ехать. Моя семейная жизнь на этом заканчивается".
И она снова в Москве, и снова без работы. "Но мне очень повезло, — рассказывает Марина Францевна. — Ректор школы-студии МХАТ Вениамин Радомысленский был совершенно замечательным человеком. Ни одного своего питомца не оставлял без постоянной заботы. Придёшь к нему, а он скажет: "Не волнуйся, Маришенька. Что-нибудь придумаем". Благодаря ему я некоторое время работала педагогом на кафедре сценического искусства, потом — ассистентом у Аллы Тарасовой..."
А позже её приглашают в Горьковский драматический областной театр в город "Арзамас-16". Там она прожила четыре года, играла уже возрастные роли. В 1973 году, вернувшись в Москву, устраивается во МХАТ, но уже не актрисой, а освобождённым заместителем секретаря парткома по оргвопросам. Режиссёром тогда стал Олег Ефремов. "Мы с Олегом были давно знакомы, — рассказывает Марина Францевна. — Ещё со времен учёбы в школе-студии МХАТ. Он поступил туда на год позднее меня. У нас сложились товарищеские отношения. Но работать с ним было сложно. Приду к нему, а он: "Ну ты, небось, опять со своим собранием? Сколько можно их проводить?" Но работа есть работа. Правда, я не могла дождаться, когда уйду на пенсию. По большому счету, не по душе мне было это дело".
Но и на пенсии Марина Францевна сложа руки не сидела. Помогала с внуками, написала книгу о маме, были журнальные статьи про целину, про колхоз. Но больше всего ей дорога публикация про войну. Она мне показывает её в журнале "Дружба народов" и вспоминает: "Был у меня друг с пионерских лет — Семён Туманов. Потом он стал кинорежиссёром, снял такие известные фильмы, как "Бауман", "Алёшкина любовь", "Ко мне, Мухтар". Во время войны ушёл на фронт и писал мне письма, добрые, лирические. Мама их сохранила. И я уже в середине девяностых годов написала повесть "40 писем с войны". А Товстоногов, тоже хорошо знавший Туманова, сделал предисловие к этой публикации. Кстати, эту мысль ему подал Егор Яковлев, тогда он был редактором "Известий". Он, узнав, что у меня есть эти письма, дал целую полосу в своей газете: "Письма о любви и войне". А потом уже Товстоногов предложил их в "Дружбу народов".
Ещё одно увлечение всей жизни Марины Ковалевой - Чехов. Не только его творчество, но и жизнь. Она сама пыталась найти разгадку в отношениях писателя и Лидии Авиловой. Эта тема её настолько увлекла, что вдохновила на рассказ "Длинное письмо", которое было опубликовано в одном из выпусков "Литературного альманаха".
"Я бы и сейчас писала, — говорит мне Марина Францевна. — Есть интересный материал, есть что вспомнить. Но, увы, после инсульта плохо работает правая рука". И продолжает: "Честно говоря, приходится отходить от активной жизни. Ведь когда я сюда пришла, то здесь и на сцену выходила, и стенгазету редактировала. Теперь уже нет, трудно стало".
Я попросила рассказать её о детях. "Алёше моему скоро 62 года. Он тоже окончил школу-студию МХАТ, работал в "Ленкоме", в Театре им. Станиславского, жена у него тоже актриса — Жанна Владимирская. Но у них в актёрской профессии не все гладко складывалось, и они уехали в Америку. Я у них была. Живут хорошо... Недавно ко мне дочка из Тбилиси приезжала. Она университет окончила, но сейчас преподаёт русский язык в грузинской школе. Жизнь там голодная, тяжёлая... Теймураз — кандидат физико-математических наук, у него хорошая большая семья — трое детей. Но здесь, увы, он никому не нужен, поработал в Японии, в Швеции, сейчас — в Германии... Ну а мне здесь хорошо", — завершает наш разговор Марина Францевна.

Валентина Семененко

Валентина Семененко (газета "Московская правда-дайджест", №3, 2006).

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 15
avorado (Москва)   8.04.2018 - 11:02
... Согласен. Откуда взяли, что Серова?.. :) озвучка, кажется, оригинальная. У Серовой тембр мягче, нету этакой девичьей задиристости... :) так что уберите ошибочку :) ... наконец, Серовой ну никак не... читать далее>>
№ 14
Елена78 (Минск)   22.08.2017 - 14:44
... Эту информацию я прочитала на данном сайте. И очень в ней сомневаюсь. Просмотрела все фильмы с участием и Серовой и Ковалевой. Ну не верится мне, что за кадром голос Серовой! Тембр, интонации... читать далее>>
№ 13
Владимир Плотников   4.06.2017 - 17:49
Ковалёва Марина Францевна (1923-2007) Так получилось, что фильм Александра Разумного «Тимур и его команда», став воистину «пионерским» для советской детворы, в биографию его юных участников вписан как... читать далее>>
№ 12
Немаккейн   2.06.2017 - 12:55
Потрясающий человек. Просто потрясающий. Само достоинство. читать далее>>
№ 11
Мартин ЛМ   14.12.2016 - 11:53
... Вы совершенно правы, это фильм об актрисе Э. Лындиной и А. Бурыкина. Теперь его можно на сайте канала "Культура" посмотреть - там выложили. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен